Начало правление государя Ивана Васильевича и его взаимоотношений с первой женой вдохновили композитора Владимира Купцова на создание оперы. Сейчас произведение закончено и ждет постановки. Корреспондент газеты «Русский Вестник» побеседовал с автором оперы о рождении этого произведения, а также о творческих решениях, выбранных для раскрытия образа первого русского венценосца по-новому.
– Это опера первая у вас. Как получилось, что для этого жанра был выбран такой герой?
– Вообще я люблю русскую тему и все, что с ней связано. У меня есть четыре балета: «Дмитрий Донской», «Аленький цветочек», идущий в Московском Кремле и в Уфе, «Война и мир», который также должен быть поставлен в Кремле, «Русалочка» по Г.Х. Андерсену. В настоящее время я пишу пятый балет – «Сказка о русской Снегурочке». А вот за два года я написал оперу «Иван Грозный и Анастасия». Меня интересует личность Ивана Грозного, потому что он Великий царь всея Руси, который прирастил страну территориями: Казанское и Астраханские ханства, Сибирь на его счету. Он был очень образованным человеком своего времени: писал музыку, организовал первую консерваторию в России, но в первую очередь, конечно, он создал мощное государство. Известно, что у него было несколько жен, но выделяется самая первая из них – Анастасия. Он был еще совсем молодым человеком, она – юной девушкой, когда судьба свела их. Они любили друг друга, но, к сожалению, как тогда водилось, бояре плели интриги и, в конце концов, отравили ее. Это отражено и в сюжете оперы, только с акцентом на том, что именно после ее смерти царь пообещал мстить боярам за их злодеяния, поэтому организовал опричнину. Но в опере я не показываю, как он начинает карать бояр, а затрагиваю лишь ранний период жизни царя и заканчиваю смертью Анастасии.
– Что было первично: желание написать оперу, в ходе воплощения которого было решено сделать героем Ивана Васильевича, или желание создать что-то о жизни Ивана Васильевича и его личность натолкнула на формат оперы?
– Одновременно! Я на протяжении 5–6 лет вынашивал идею написать оперу об Иване Грозном. Уже потом, в процессе работы, было решено выдвинуть на передний план его взаимоотношения с царицей Анастасией.
– Вокруг личности Ивана Грозного велись и ведутся ожесточенные споры: для одних – он царь-тиран, для других – государственный строитель, созидатель и даже святой. В вашем понимании, Иван Грозный – какая личность? Есть ли единое видение этой фигуры?
– Безусловно, Иван Васильевич – противоречивая, но цельная личность, которая претерпевает изменения под влиянием происходящих около него событий. Что касается тех, кто обличал его как тирана, то надо понимать, что и в те времена существовали так называемые либералы, которые при возможности бежали в другие страны. Якобы просвещенный Запад ненавидел его, клеймил кровавым деспотом, хотя на самом деле там дела обстояли хуже. Тот же Кромвель, памятник которому стоит в центре Лондона, или Мария Тюдор в одночасье казнили людей тысячами. По сравнению с ними Иван Грозный невинен, как младенец, потому что количество данных им указов о казни во много раз меньше, чем у европейских правителей. И действительно, все эти годы и столетия западные и российские либералы показывают Ивана Грозного кровавым тираном. Невозможно читать в «Истории Государства Российского» статью Карамзина о нем: волосы дыбом встают! Ничего хорошего там не найти. Все потому, что он так же, как и Илья Репин в своей знаменитой картине, укрепляющей миф, что царь убил своего сына, отражал либеральный взгляд на личность Ивана Грозного. Вот и сейчас либералы любят ругать Ивана Васильевича, отождествляя его со Сталиным, ну или Сталина с ним. Хотя на эту тему можно долго и отдельно говорить, но для меня все равно И.В. Сталин – положительная фигура. Так что это отражение многовековой борьбы либералов против патриотов-государственников.
– А каким увидит зритель царя в вашей опере? Это сложный персонаж или ему можно дать однозначную оценку положительного или отрицательного героя?
– Положительный, но сложный персонаж. Я бы ответил так. Мы с моими либреттистами как раз и решили сконцентрировать сюжет на любви молодого царя и его жены, потому что мир знает его в первую очередь как жестокого злодея. Мы захотели сменить ракурс и предложить аудитории историю об Иване Грозном как о глубоко любящем муже и отце своих детей. Известный советский композитор С.С. Прокофьев написал в 1945 году музыку к фильму «Иван Грозный», на основе которой потом был поставлен балет, но это совсем другая история. Мы же хотели показать другую грань через рассказ о любви Ивана Грозного и Анастасии, попутно привлекая широкую аудиторию. Конечно, его достижения, приращение русских земель и победы упоминаются так же, как интриги – неотъемлемые элементы любой драмы, но на первом плане – отношения с женой.
На протяжении всей оперы мы видим его с любящим сердцем, но после смерти Анастасии у него происходит как помутнение рассудка и его партии полны неверия. Он больше не верит ни боярам, ни близкому окружению. Он разуверился во всем, даже в Боге.
– Насколько известно, Иван Грозный был глубоко религиозным человеком до самого конца своей жизни: много молился, основал множество монастырей и храмов, однако в сюжете есть момент отхода от веры? Как этот сюжетный поворот согласуется с фактами?
– Ну, вот так я чувствовал. У меня два либреттиста: Виктор Добросоцкий написал литературное либретто в прозе, а Олег Грисевич написал стихи для исполнения. Вот так они повернули сюжет. Может быть, мы немного погрешили против правды, но художник имеет право на вымысел. Таким образом, сгустив краски, мы обострили момент его трагедии в финале оперы.
– В сюжете есть эпизод венчания Ивана Васильевича на царство. Для Вас это историческая формальность или сакральный акт? Чем вы вдохновлялись, когда писали музыку, связанную с такими событиями?
– Венчание на царство – это, безусловно, большое историческое событие с сакральным смыслом. Но должен отметить, что я музыкант, а не историк. Мои либреттисты больше погружались в исторические факты, а я вдохновлялся стихами, когда писал. Если бы я сам начал уходить глубоко в детали, я мог бы писать оперу долгие годы, как А.П. Бородин почти 20 лет писал «Князя Игоря», а Ю.А. Шапорин – симфонию-кантату «На поле Куликовом». Но я относительно быстро, в духе нашего времени, за два года написал оперу.
Конечно, я вдохновлялся произведениями великих музыкантов прошлого, создававших оперы. Это такие зарубежные композиторы, как В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Пуччини, Дж. Верди, великий Р. Вагнер, который совершил оперную реформу. Также, естественно, и русских: М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и другие. Таким образом, выдающиеся творцы музыки XIX века – основной источник вдохновения.
– В эпизоде похода на Казань музыка приобретает восточный колорит…
– Это стандартный ход. Все наши композиторы любили восточную тему и вставляли ее в свои произведения. Все остальное – в русском духе. Я в своем творчестве следую традициям русских классиков XIX века.
– С этими традициями вашу оперу объединяет и большой размер, не соответствующий реалиям эпохи скоростных технологий.
– Совершенно верно! Тогда оперы писались и по четыре часа, все оперы и балеты, как правило, писались в четырех действиях, а это более трех часов чистой музыки. В XXI веке эти оперы современные режиссеры своевольно сокращают, удаляя по целому часу. Это неправильно! Какие право имеет даже известный режиссер выбрасывать до половины оперы великого композитора? Я предпочел следовать их дорогой. Недаром есть даже понятие «русская опера», под которым подразумевается мощное протяженное произведение.
– Есть и мистический элемент: беседы царя с драгоценными камнями. Как это родилось?
– Иван Грозный, действительно, с детства любил перебирать эти камни и изливать им душу. В опере у нас есть хор камней, проходящий через всю нашу историю и несущий царю какое-то откровение. Они отражают беседу Ивана Грозного со своей судьбой, своим высшим предназначением. Специально для этих камней была написана «волшебная» музыка.
Беседовал Филипп ЛЕБЕДЬ
1. Три первых Русских Царя и их эпохи