Фото: REUTERS/NASA
Североатлантический альянс обнародовал свою доктрину в отношении космического пространства. В тексте, опубликованном 17 января, говорится: «Потенциальные противники расширяют использование космоса… Возможности, разрабатываемые потенциальными противниками, могут быть использованы против Североатлантического альянса для того, чтобы:
– подвергать риску космические ресурсы альянса, влияя на способность НАТО принимать решительные меры в условиях кризиса или конфликта;
– препятствовать космическому базированию объектов НАТО, критически важных для управления боевым пространством и ситуационной осведомленности, а также для способности эффективно действовать в условиях кризиса или конфликта;
– создавать воздействие на космические системы союзников, нарушая принцип свободного использования космоса…»
В документе не указаны противники НАТО, но достаточно очевидно, что в первую очередь подразумевается Россия. При этом умалчивается, что Россия неоднократно выступала против милитаризации космоса, предлагая подписать соответствующее соглашение.
Из натовского документа понятно, что в космосе силы альянса будут сосредоточены на следующих ключевых пунктах:
– интеграция космических и связанных с космосом возможностей при выполнении задач НАТО;
– создание форума для военно-политических консультаций и обмена информацией о соответствующих космических разработках;
– обеспечение эффективной космической поддержки и воздействие на различные виды деятельности Североатлантического союза;
– развитие взаимодействия между космическими услугами и другими возможностями союзников.
Космос следует рассматривать как неотъемлемую часть более широкого подхода, предоставляющего Североатлантическому альянсу спектр возможностей для реагирования, как говорится в документе, на любые угрозы, откуда бы они ни исходили. Для реализации этой цели НАТО планирует:
– рассмотреть ряд вариантов по всему спектру конфликтов для защиты от угроз или нападений на космические системы союзников;
– выработать общее понимание роли космоса в кризисе или конфликте;
– действовать решительно во всех оперативных областях (сухопутная, морская, воздушная, кибернетическая), учитывая роль космоса как ключевого фактора, способствующего противовоздушной и противоракетной обороне НАТО, а также ядерному сдерживанию;
– рассмотреть пути повышения устойчивости к космическим воздействиям в масштабах всего альянса, в том числе путем обмена передовым опытом;
– разработать руководящие принципы обеспечения доступа НАТО к космическим данным, продуктам, услугам и возможностям.
Вероятно, следующим этапом для НАТО станет милитаризация космического пространства. И произойдет это, скорее всего, в режиме секретности.
Одна из причин нежелания западных союзников публично обсуждать военно-космические проблемы заключается в том, что за исключением Франции и Британии многие европейские страны традиционно выступали против ведения боевых действий в космосе, особенно наступательных действий. В своей речи в августе 2019 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг счёл необходимым заявить, что объявление космоса оперативной областью союзников «не связано с милитаризацией космоса».
А с чем тогда, спрашивается, оно связано?
Франция и Германия присоединились к Инициативе комбинированных космических операций США пару лет назад. Эта инициатива была запущена Пентагоном в 2014 году, и после создания Космических войск США перешла в сферу их управления. Фактически это стало расширением возможностей разведывательного сообщества «Пять глаз», о чем писали американские СМИ.
В ноябре 2019 года альянс объявил космос оперативной областью, что должно обеспечить интеграцию космоса в общую военную стратегию НАТО. А в октябре 2020 года альянс создал Космический центр при Воздушном командовании союзников в Рамштайне.
Ещё один Космический центр НАТО создаётся в Тулузе. Там же Франция провела 8-12 марта 2021 года свои первые многонациональные военно-космические учения ASTERX с участием Германии, Италии и США, что, свидетельствует о намерении французского правительства выйти на новую, более высокую орбиту, обеспечивающую возможность противостоять любому потенциальному противнику в будущем космическом конфликте. До этого Париж был лишь участником космических военных игр, проводившихся Соединёнными Штатами.
Учения ASTERX были названы генералом Мишелем Фридлингом, главой французского Космического командования, «стресс-тестом» для космических систем Франции; они моделировали международный кризис, рассматривая в рамках различных сценариев 18 событий в космосе, начиная от нападения на французский спутник, помех в спутниковой связи и заканчивая космическим мусором, который становится угрозой населению.
США смотрят положительно на эти инициативы союзников. Ведь теперь обвинения в милитаризации космоса касаются и других членов НАТО, а не только Соединённых Штатов.