Пётр Савицкий и евразийство

Исполняется 130 лет со дня рождения уникального русского мыслителя и учёного

0
44
Время на чтение 9 минут

Источник: ФСК

 

Петр Николаевич Савицкий родился 28 мая 1895 г. в семье действительного статского советника, предводителя дворянcтва Черниговской губернии. Известно, что он учился в гимназиях в самом Чернигове и Гомеле, хотя их семейное поместье находилось в Кролевецком уезде (ныне – Сумская область на Украине). С детства Петр Савицкий интересовался православным зодчеством и даже подготовил монографию по этому вопросу, но весь тираж уже отпечатанной книги сгорел (тогда уже началась Гражданская война). Высшее образование получал в Санкт-Петербурге и стал экономистом-географом. При этом он был полиглотом и знал европейские языки. Вероятно, по этой причине Петр Савицкий в еще довольно юном возрасте был направлен в русскую дипломатическую миссию в Норвегии. Во время Гражданской войны Савицкий работал в аппарате Петра Струве, фактически выполняя функции секретаря министра иностранных дел правительства, оппозиционного большевикам. По этой причине регулярно ездил на переговоры в Европу, где встречался с известными политиками, и уже тогда понял, какие реальные интересы имеют союзники по Антанте в отношении России. Эмиграция семьи Савицких началась с Константинополя, но оттуда он вскоре переехал в Софию, где совместно с Николаем Трубецким, Георгием Флоровским, Петром Сувчинским и А. Ливеном основал евразийское движение. Через некоторое время он переехал в Прагу, где занимал пост директора Русской гимназии.

Если ретроспективно оценить деятельность Петра Савицкого на этом поприще, будет очевидно, что он являлся одним из лидеров (а после 1929 г. – единственным) евразийского движения. Хотя Николай Трубецкой был самым старшим в этой группе и уже имел заслуги в науке, по его личному признанию, евразийство его несколько тяготило и он предпочитал погружаться в филологические исследования, но регулярно готовил публикации для евразийских журналов. 

А поскольку Петр Савицкий по образованию был географом, то и основные геополитические концепции (он же первый использовал термин "геополитика" среди русских авторов) разработал именно он. Хотя теоретические и философские модели всех участников евразийства, включая кадры, присоединившиеся к ним позднее (а это были известные фигуры как историк и философ Лев Карсавин, правовед Николай Алексеев и др.) органично накладывались одна на другую. 

Савицкий подчеркивал, что Россия является уникальным государством. Будучи не-Европой и не-Азией, но, одновременно географически находясь и в Европе, и в Азии, она занимает срединное, центральное положение на континенте. Это уникальное расположение на континенте является основой идентичности для России-Евразии. Савицкий утверждает, что «вместо обычных двух на материке “Старого Света” мы различаем три континента: Европу, Евразию и Азию… Пределы Евразии не могут быть установлены по какому-либо несомненному признаку...».

На континенте Евразия он выделяет три географических ареала:

  1. срединный континент, или собственно Евразия;

  2. периферический азиатский мир (куда были включены Китай, Индия и Иран);

  3. периферический европейский мир, граничащий с Евразией примерно по линии рек Неман – Западный Буг – Сан – Устье Дуная.

К этому определению примыкает концепция континента-океана, отражающая место России в мировой экономике и наследие кочевников-монголов, которые заложили основы российской государственности. Также в ряде статей он разработал понятие месторазвития как особую категорию динамического развития народа и государства в географической и культурной среде. «Россия-Евразия есть «месторазвитие» – одновременно географический, этнический, хозяйственный, исторический и т.п. ландшафт», – писал он. 

Месторазвитие, по Савицкому, воплощает слияние социально-исторической среды и ее территории в единое целое. Объединяющим фактором для Евразии при этом является степь, благодаря которой исторические народы могли мобильно перемещаться с просторов Сибири до Балканского полуострова. Савицкий также признает возможным проведение знака равенства между «месторазвитием» и понятием культурно-исторического типа Николая Данилевского. То есть он фактически говорил о России как цивилизации, что сейчас принято на уровне доктринальных документов.

Что касается самой идеологии евразийства, то в публикации "Два мира" от 1922 г. Петр Савицкий отмечал, что «евразийство сводится к стремлению осознать и осмыслить совершающийся и совершившийся выход России из рамок современной европейской культуры». Основная альтернативная позиция состояла в том, что, по выражению Савицкого, «евразийцы дают новое географическое и историческое понимание России и всего того мира, который они именуют российским или “евразийским”». Савицкий также отмечал, что «евразийство есть не только система историософских или иных теоретических суждений. Оно стремится сочетать мысль с действием и в своем пределе приводить к утверждению, наряду с системой теоретических воззрений, определенной методологии действия».

Известно, что евразийцы отмечали важность духовного фактора в жизни народов, и прежде всего России. Уже в первом сборнике статей "Исход к Востоку" от 1921 г. Петр Савицкий указывал, что «Россия поистине является православно-мусульманскою, православно-буддистскою страной». В формулировке евразийства от 1927 г. сказано, что «народные массы России-Евразии не мыслят жизни вне идеи Бога. Именно к этой идее обращены побуждения добра и нравственности». При этом утверждается, что «необходимо, чтобы государственная власть относилась благожелательно и содействовала каждой вере, исповедуемой народами России-Евразии, понимая, что только вера может служить основой социальных отношений, проникнутых духом любви и неуклонным бережением человеческого достоинства». А в первом пункте декларации от 1932 г. сказано: «Как система мировоззрения и жизни, евразийство покоится на религиозной основе. Православные евразийцы придают первостепенное значение Православию в его обращенности к социальной жизни, как праведному началу, на котором строится евразийское государство труда и общего дела. Евразийцы, принадлежащие к другим исповеданиям России-Евразии, подходят к тем же задачам от глубины своих религиозных убеждений».

При этом подчеркивалась важность такой государственной политики, где духовные основы были бы органично связаны с культурными традициями и хозяйственной практикой.

В формулировке евразийства от 1927 г. сказано, что «политика государства в экономической области должна базироваться на начале служения каждого своим согражданам и народно-государственному целому… Демотическую власть, опирающуюся на широкие массы трудящихся, евразийцы полагают единственной возможной властью и советский строй единственно возможным строем России-Евразии...». В ноябре 1936 г. в очередной резолюции было сказано, что «фактор, благоприятный для утверждения евразийских воззрений на советской почве, заключается в назревающей в СССР потребности примирить революцию с традицией. В области исторических воззрений шаги к такому примирению уже сделаны. Евразийство, издавна поставившее такое примирение своей задачей, полностью отдает себе отчет в значении этих шагов... Евразийская идея как установка на самобытность “особого мира” России-СССР во всей совокупности его традиций и заданий способна оплодотворить любую отрасль культурной работы, вложить в нее новую жизнь. Ни куцый “европеизм”, ни выдохшийся коммунизм не в силах выполнить эту роль. Только евразийство как новое, небывалое понимание всего окружающего мира и роли России-Евразии в нем может способствовать созданию своеобразных полноценных искусства и науки евразийских народов».

Также говорилось, что «евразийцы считают необходимым распространить права автономии на народы и своеобразные в бытовом и историческом отношении группы... Именно русская культура, пополняемая элементами культур других народов Евразии, должна стать базою наднациональной (евразийской) культуры, которая служила бы потребностям всех народов России-Евразии, не стесняя их национальных своеобразий... Евразийцы являются сторонниками широкого государственного регулирования и контроля хозяйственной жизни, а также сторонниками принятия на себя государством существенных хозяйственных функций».

Как видим, время показало правоту этих положений. Хотя по Конституции России государство и религия разделены, Православная церковь, а также соответствующие управления других конфессий сейчас играют важную роль в жизни страны и народа.

После ареста в 1945 г. советской властью Петр Савицкий получил десятилетний срок, который отбывал в лагерях. После освобождения вернулся в Прагу. Вел переписку с Львом Гумилевым, который считал Савицкого своим наставником и продолжил развивать его идеи об исторических циклах и ритмах. Влияние Петра Савицкого прослеживается, в частности, в статье Гумилева "Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии (Опыт историко-географического синтеза) 1966 г., где в переработанном стиле передаются идеи из работ "«Подъем» и «депрессия» в древнерусской истории" и "Ритмы монгольского века", опубликованных Савицким в 1935 и 1937 гг. соответственно.

По признанию самого Гумилева, он тщательно изучал труды евразийской классической школы и был согласен с основными историко-методологическими выводами. Однако он также дополнял и развивал евразийскую научную систему, привнося в нее новые элементы. 

Хотя в жизни Петра Савицкого было немало трагических моментов – миграция в Европу со своей Родины, жизнь под нацистской оккупацией, арест и работа на лесоповале в Мордовских лагерях, он всегда был оптимистичен по поводу будущего самобытной России. Так, в письме, написанном в сентябре 1959 г. Георгию Вернадскому, который уже проживал в США, Петр Савицкий с удовлетворением подчеркивал, что «никакой настоящей «европеизации» России не произошло. Евразийский мир остался евразийским миром – и идёт своим путем. Не исключено, что «евразизация» («обрусение») Запада окажется, в какой-то момент более глубоким, чем былая «европеизация» России. Но это, конечно, вопрос будущего». 

Петр Савицкий считал важным изучать Россию во всех ее проявлениях. Он же ввел термин "Россиеведение" и писал, что «наряду с геополитическим, можно и должно создать геоэкономическое, геоэтнографическое, геоархеологическое, геолингвистическое учение о России-Евразии. И все их можно и должно свести в единую “картину-систему”. Это одна из сторон того историко-географического синтеза, к которому призвано наше время... Каждое евразийское издание есть результат сотрудничества представителей различных отраслей в разрешении той или иной проблемы… Каждый феномен в пределах России-Евразии должен быть включен в общую систему евразийских явлений. Но нельзя ограничиться и этим. Русская наука должна обрести всемирные горизонты».

Глубокий патриотизм, неординарное мышление и ощущение планетарного масштаба – это те черты, которые были присущи Петру Николаевичу Савицкому и также являются критериями самого евразийского учения.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Владимирович Савин
Устойчивое развитие или устойчивая эксплуатация?
За разговорами о сочетании экологии и политики стоят интересы определенных олигархических групп
23.05.2025
Споры между США и Канадой могут усилиться
Дональд Трамп может использовать новые прецеденты для давления на своего соседа
01.05.2025
Распад Пакистана: невыученные уроки истории
Как на месте бывшего Восточного Пакистана возникло новое независимое государство Бангладеш
26.03.2025
Изменение политики США в отношении Латинской Америки
Старый добрый империализм с антикитайским акцентом
20.03.2025
Аргентина: возвращение неолиберализма 1990-х годов
Марионетка транснациональных структур, президент Хавьер Милей закусил удила
14.03.2025
Все статьи Леонид Владимирович Савин
Последние комментарии
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.09.2025 14:11
Страхи и страшилки
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.09.2025 14:10
Спокойствие министра важнее ненависти к русским
Новый комментарий от Советский недобиток
30.09.2025 13:55
Нужен ли русским памятник Сталину?
Новый комментарий от Александр Т
30.09.2025 12:58
Национальное самосознание и национализм
Новый комментарий от ОСт
30.09.2025 12:52
«Миротворец» Абрамович и поклонение зверю в России
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.09.2025 12:05
Государь
Новый комментарий от Владимир С.М.
30.09.2025 11:59