itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Не главный — просто великий

19 декабря - память Свт.Николая Чудотворца

0
483
Время на чтение 6 минут
 

19 декабря — «Никола Зимний», день преставления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, а на простонародном русском — Николы Угодника. Святителя почитают во всем христианском мире, но в России к нему отношение особое… И у него особое отношение к России — полагаю, не будет большой дерзостью так сказать.

Святитель Николай Чудотворец. Икона из фондов Ярославского художественного музеяГоворит Господь

с престола,

Приоткрыв окно за рай:

«О мой верный раб,

Микола,

Обойди ты Русский край.

Защити там в черных

бедах

Скорбью вытерзанный

люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют»…

Это из стихотворения Сергея Есенина «Микола», оно написано двадцатилетним поэтом во время Первой мировой войны, в нем живет предчувствие грядущих бед. Архиепископ Ликийских Мир предстает перед нами в образе русского странника:

На плечах его котомка,

Стягловица в две тесьмы,

Он идет, поет негромко

Иорданские псалмы…

«Слуга давнишний Богов» идет от деревни к деревне, появляется на сельском сходе, заходит в трактир, простым богомольцем приходит в монастырь, кормит из рук птицу и зверя… И молится, молится обо всех кроткому Спасу. Конечно, это лишь поэтический образ; но совсем не случайно именно этот образ занял свое место в космосе поэта-крестьянина.

Помощи от Николы Угодника русский человек ждал во всех своих скорбях и бедах. Святителю Николаю молились ямщики, погибавшие в степных буранах, и моряки на гребне девятого вала, солдаты на поле брани и землепашцы в жестокую засуху, каторжники в сибирских острогах и матери с больными детьми на руках… Сотни тысяч русских православных храмов были освящены во имя святителя Николая. По Руси бродили и бродят тысячи рассказов о его чудесной помощи в самых разнообразных жизненных перипетиях; многим из читателей, полагаю, и самим есть что рассказать. «К сухому колодцу за водой не ходят» — верная пословица. Впрямь, верится, что русский человек на века вперед сугубым Божиим поручением вверен этому святому греку, отошедшему в вечность за несколько веков до формирования русской нации и государственности. Насколько же необходимо нам, немощным и уязвимым, такое небесное покровительство! Однако возникает вопрос: чем мы ответим на такую особую к нам милость? И он не пафосный, этот вопрос, он не ко всему народу — он к каждому из нас в отдельности.

***

В Николин день я всегда вспоминаю разговор с одним священником:

— Как вы думаете, почему мы с вами не святые?

— Ну­у, батюшка!.. Куда уж нам! У нас нет тех духовных сил. Мы букашки по сравнению с духовными орлами. Мы…

— Да нет же, не поэтому. Проще гораздо всё: не хотим.

Кому-то этот ответ покажется слишком резким, но я и не предлагаю принять его как полную и окончательную истину: я хочу лишь сказать, что истина в этом ответе живет. И каждый раз, когда мы обращаемся за той или иной практической или духовной помощью к святому — не только святителю Николаю, мы перед этой истиной оказываемся. Мы просим святого о помощи, мы верим, что он в силах помочь, потому что достиг святости, но разве не должны мы при этом осознавать, насколько далеки от нее сами?..

Меж тем святость ведь не падает на человека с неба, не дается даром, она всегда — результат колоссального каждодневного, ежечасного подвига. И этот подвиг совершает человек, изначально такой же, как мы: слабый, несовершенный, грешный. Он совершает, а мы потом пользуемся плодами его подвига — плодами чужого труда…

Понятно, что обещать стать святым — самонадеянно, глупо и совсем не нужно. Но вот немножко меньше тунеядцем постараться стать — это все-таки необходимо, когда просишь о помощи святого подвижника.

***

У меня есть одна знакомая, убежденно считающая, что Православная Церковь — не для нее. В православных храмах ей не нравится, богослужение ей непонятно, никакой потребности в церковной жизни она не испытывает. Что ж, вольному воля… Но однажды при встрече эта моя знакомая сообщила:

— В церковь зашла сейчас, молебен заказала Николе Угоднику: дочь в университет поступает.

— Но какой же может быть молебен, если вы отвергаете Церковь как таковую?..

— Ну и что?.. На службы ходить я не буду, конечно, а Никола хорошо в делах помогает. Я уже заказывала, когда у мужа на работе неприятности были…

Конечно, первой моей реакцией стала горькая досада. Мне очень хотелось объяснить этой женщине, что святитель Николай — не щука из Емелиной проруби, не волшебник с золотой палочкой, готовый совершить свое волшебство за оставленные в свечном ящике сто рублей; что он епископ Христовой Церкви и от нее неотделим. И не сам по себе он свят и благодатен, но Богом облагодатствован — в ответ на любовь к Нему и труд ради любви…

Но я не стала это объяснять: если человеку не нужна вера как целое, а нужен только ее обломок, если человек готов брать, но ничего, кроме ста рублей, не хочет отдать, он все равно не поверит.

Но когда досада немножко остыла, пришла другая мысль: а что же святой, которого этот «неправильный» человек о чем-то просит… Не услышит, откажет в помощи? Не нам за него решать. Кто знает, может быть, он поможет этой матери. Поможет с надеждой, что та задумается и не одной житейской нужды ради придет в следующий раз в храм.

Мы привыкли к мысли, что святые — ходатаи за нас пред Богом, и из этого следует, что они несут на себе весь груз наших слабостей, ошибок, грехов, заблуждений… Несут с истинно святым терпением и надеждой.

Мы верим в них — но ведь и они верят в нас.

***

С. Ефошкин. "В храме у святителя". КартинаВелико почитание святого Николая на Руси, если даже и маловерующие, и нецерковные люди возлагают на него свои надежды… Но мне представляется необходимым сказать о весьма огорчительных перекосах этого почитания.

Диалог в свечной лавке:

— Я вот только что крестилась, я еще не знаю ничего. Подскажите, пожалуйста, какие иконы мне нужно купить?

Немолодая свечница — назидательно:— У каждого православного человека в доме должны быть три образа: Спаситель, Пресвятая Богородица и Николай Угодник. Вот эти три — обязательно, а другие уже по Вашему желанию…

Хочется вмешаться и сказать: конечно, это хорошо, если в доме есть образ святителя и чудотворца Николая. Но откуда вдруг такое различие: его образ — строго обязателен, а иконы других святых — «по желанию»? Разве святитель Спиридон Тримифунтский меньше для нас значит? Разве преподобный Ириней Лионский, святой мученик, менее заметное место занимает в истории Православной Церкви? А образ преподобного Сергия русскому человеку перед глазами иметь, что же, не так важно?.. По какому же признаку мы их вот так разделяем — наших христианских святых? Почему мы вообще делим их на «более важных» и «менее важных»? А подчас еще и на «самых сильных» и «не самых сильных» — выражение, проникшее в церковную среду из практики всевозможных экстрасенсов и иже с ними.

Церковь не делит своих святых таким образом, хотя исторически сложившиеся традиции особого почитания того или иного святого в конкретной местности или стране, безусловно, существуют. Но эти традиции должны обогащать нас как христиан, а не обеднять!

В качестве иллюстрации — еще один диалог у свечного ящика:

— Можно Николаю Угоднику молебен заказать? Я болею, муж болеет, сын тоже что-то захворал.

— У нас в храме регулярно совершаются молебны святому великомученику и целителю Пантелеимону…

— Не-не, мне только Николаю надо. Другому не надо никому.

Какая же это глубокая, горькая ошибка — когда святитель Николай становится для нас «главным святым», невольно заслоняя собой весь сонм святых Церкви! Как обедняем мы сами себя и как — можно предположить — огорчаем его.

Он не «главный святой». Он просто великий святой, дорогой каждому верующему сердцу.

Газета «Православная вера», № 23 (691), декабрь 2021 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Туляк
05.12.2022 13:43
«Мы – русские. Какой восторг!»
Новый комментарий от Валерий
05.12.2022 11:03
Глубокий аналитик – скромный, патриотичный и бесстрашный
Новый комментарий от Дмитриев
05.12.2022 10:13
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
05.12.2022 10:07
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
05.12.2022 08:51