«Храм не построй, сироту устрой»

Священник воспитывает брошенных детей и возит гумпомощь в дальние районы Забайкалья

1 Martina 
859
Время на чтение 7 минут

На фото (слева направо): Сергей Шаргунов и иерей Александр Тылькевич

Источник: Свободная Пресса

На фото (слева направо): Сергей Шаргунов и иерей Александр Тылькевич (Фото: предоставлено автором)

Этот человек, иерей Александр Тылькевич, живёт в Забайкалье, в казачьем городе Шилка. Без таких, как он, кажется мне, не стоит ни этот небольшой городок, ни вся страна. Настоятель храма в Шилке и ещё двадцати двух церквей в округе, большинство из которых построил собственными руками.

В 90-е после службы в армии Александр думал, куда пойти работать.

— У меня был друг Слава. Мы с ним как-то вечерочком сидели, и он говорит: «Все менты — козлы». — «Слав, ну ты так говоришь. Вот ты козёл?» Он говорит: «Нет, я не козёл». — «Ну иди в ментовку работать. Пусть в этой козлятне будет один не козёл. И я, — говорю, — с тобой пойду. Пускай два не козла будут». Поговорили, поговорили, и правда пошли…

Это был линейный отдел милиции на транспорте посёлка Новая Чара. Взяток, говорит, принципиально не брал. А когда стал командиром подразделения, вся его команда так работала.

 

В то время страну заполонили беспризорные, перемещавшиеся главным образом по железным дорогам. Можно сказать, сама жестокая жизнь вынудила к милосердию — вместе с женой стали давать приют бездомным детям.

— Детей, которых на Байкало-амурской магистрали мы вычисляли и снимали с поездов, некуда было девать. Ну приходилось их домой брать. Вот один, второй, третий…

— У вас ещё своих не было?

— Уже своих было двое. Потом пошло, пошло, пошло…

В сущности, вот эта сердечная щедрость и привела его к вере, и сделала священником, так что теперь, иерей Александр — отец двенадцати детей, большинство из которых уже вырастил, ждёт рождения шестого внука.

— Таньку забрали, потом Дашка появилась, потом Серёга появился, потом Тёма появился. И как-то так они по очереди появлялись, и вот набралась такая у нас весёлая компания. Наташка… У меня две Наташки и два Вани. Маленькая Наташа — это ребёнок вообще уникальный. Закончила музыкальную школу, музыкальное училище, и в Москве Троицко-Сергиевскую лавру закончила, она регент. На самом деле, общаться с детьми — это всегда радостно для любого человека. Мне бы хотелось ещё бы побыть папой. 9.06. И вот мы задумали: наверное, ещё набрать девчоночек. Есть такая поговорка: «Храм не построй, сироту устрой».

Мне говорили чиновники: «Ты не произноси это слово, очень некрасиво слышится», но я ненавижу детские дома. Я ненавижу их на самом деле, потому что не должно быть на свете детских домов. Дети должны жить в семье. Знаете, вот когда из детского дома выходишь, такое ощущение, что тебе в спину ствол смотрит. А это просто детские глаза. Сидят на подоконниках и смотрят, как ты уходишь из этого дома. Я вспомнил, как мы выбирали Тёму. Синие стены, белые потолки, я чёрный, три доктора в белом… А Тёмочка забился в уголок и с этого уголка тихо запел: «Маленькой ёлочке холодно зимой…» Я когда услышал, подошёл к нему, говорю: «Иди ко мне». А я же немножко отличаюсь от людей… Не все так адекватно относятся к человеку в чёрном да с бородой. Тут ребёнок вцепился, как клещ. И я говорю: «Мать, ну всё, это наш».

Этим летом большой дом священника подожгли, всё сгорело дотла. Пришлось с домочадцами искать приют.

— Ну я пока живу на конюшне, а девочки прожили в походном храме…

Кто мог учинить пожар? Вообще-то, недоброжелателей у яркого, деятельного и упрямого священника хватает. Он, например, не дал закрыть среднюю школу в селе Мирсаново, на базе которой создал школу для казачат, где обучается 120 кадетов — в основном вчерашних трудных подростков из малоимущих семей.

А ещё некоторое время назад отец Александр как председатель местного общества помощи детям возбудил судебный процесс против регионального Минсоцзащиты в связи с издевательски ничтожными выплатами многодетным Забайкалья.

— И пришлось через суд восстанавливать наши права. И благодаря этому суду на сегодняшний день мы получаем 7500.

— А получали?

— 1400.

— Чиновники на вас обозлились?

— Ну да. Мы им доставили кучу неприятностей.

— И что, хотели отобрать детишек?

— Да. Хотели отобрать детей, но слава Тебе, Господи, семья наша осталась целая…

Действительно, в доме священника появилась комиссия из областной службы опеки. Рыскали, вынюхивали, трясли перепуганных детей, но никаких оснований для их изъятия так и не отыскали.

А недавно, хотя сгоревший дом ещё не восстановлен и, наверное, надо прежде всего позаботиться о себе, священник отправился в очередной поход, помогать дальним, которые для него ближние.

— Как же так получается: у вас сгорел дом, а вы отправились в экспедицию?

— Мы не можем северянам сказать: «Простите, у нас проблемы, и мы вам не будем помогать».

— Получается, гуманитарная помощь собственной стране?

— Фактически так.

Отец Александр многим помогает: борется с природными пожарами, координировал помощь пострадавшим от разрушительного наводнения. А эти поездки в отдалённые районы Забайкалья стали для него постоянными. Навещает деятки сёл, забытых и брошенных.

— Каждый год мы совершаем две-три экспедиции на Севера. Это либо сплавы, либо вездеходы, либо зимние… на колёсных вездеходах. Чтоб к нам попасть в поход, это ещё надо заслужить.

Отца Александра и его дружину ждут жители посёлков, где нет самого элементарного — электричества и связи. Батюшка привозит еду, лекарства, стройматериалы, медоборудование, одежду, вещи для детей от учебников до развивающих игр. Ждут его жадно, встречают радостно как чудо. Собственно его судьба и дело — это и есть чудо русского преодоления и прорыва.

— Если мы на колёсной технике идём, то четыре тонны, а если на гусеничной или вот по воде шли, то две тонны вывозим гуманитарного груза. Последний раз мы ездили и вывезли им солнечную станцию… Ну представьте, женщина, трое детей, мужика нет. Ну как в тайге без мужика? И вот выживают только за счёт помощи гуманитарной. Конечно, люди на Северах живут очень сложно. Электричество даётся только по времени. И народ выживает, как может.

Там просто ФАП последний закрыли года два назад. Всё, больше медицины там нет никакой. И единственное, что спасало — это была санавиация… Закрыли все наши забайкальские маленькие аэропорты. У нас двоим вместо того, чтобы лететь на самолёте, пришлось сплавляться на лодке, и лодка в ночи напоролась на камень, лодку пробило, и один выплыл, а второй… до сих пор его ищут.

Бесхитростный рассказ о несправедливости, попрании человеческого достоинства, уничтожении школ и больниц, гибели лишённых авиации продиктован желанием помочь стране, любовью к ней.

Что бы ни происходило, Россия — ненаглядная. Последнее время жестокую правду о наших бедах некоторые пытаются объявить чуть ли не подыгрыванием «геополитическим недругам». Наивно думать, что образ России в мире можно сделать фатально жутким, например, ничто не обесценит русский вклад в культуру или — другой пример: в контексте обсуждения путей выхода из европейского энергетического кризиса в западной прессе всё чаще можно прочитать о необходимости договариваться с Россией. Для одних это является следствием опасений огромной страны, для других — рациональности и самокритичности. Характерно высказывание премьера Чехии Бабиша, который попросил европейских коллег «избавиться от мысли», что они когда-либо смогут отказаться от своей зависимости от Москвы как крупного поставщика природного газа. Вопрос в том, где газ для собственных граждан? И главное, что хорошо бы понимать: до наших проблем всем вокруг по большому счёту дела нет. Как ни посмотри, а осознание и исправление проблем, сопротивление несправедливости — внутреннее дело страны и, прямо скажем, дело патриотическое.

Это праведное дело совершает отец Александр со братией. Летом — на моторках по рекам против течения. Зимой на экзотических, собранных из разных машин вездеходах по льду рек. На некоторых особо опасных участках идут с открытыми дверями, чтобы успеть выскочить.

— В предпоследний поход, когда мы ходили, раза четыре проваливались под лёд. Но слава Тебе, Господи, что друг друга вытаскиваем… Нас завалило там на перевале снегом, и мы не могли выбраться.

В деревне Усть-Каренга отец Александр построил на возвышении храм Всех сибирских святых.

— И он не только центр духовной жизни, он ещё и маяк географический. Так устаёшь за эти 200 км, вправо-влево, вправо-влево, река же она такая петлистая, вправо-влево, вправо-влево, так изматываешься, что иногда я проскакивал. А сейчас он встал на таком месте, что, когда я прохожу, обязательно пыхнет купол. «Ой, я куда поехал? Надо заворачивать быстрее!»

Что стоит за неожиданным заявлением министра обороны ФРГ о готовности применить к России «устрашающие меры»

— Отец Александр, а зачем вам всё это надо?

— Я никогда не думал для чего это. Я знал, что это надо, я знал, что люди ждут. Я не ставлю перед собой цель раздать продукты только православным и крещёным, нет… Там есть те же самые детишки, которые в храм не ходят к нам, а в футбол приходят к нам поиграть, и мы с ними играем в футбол.

Вот кого бы надо награждать, и показывать на всю страну на экране. Без фальши и ложного блеска, почти без денег, всё своей волей и при подмоге неравнодушных простых людей… Окружённый детьми, внуками, а ещё собаками и кошками… Делает дело, не унывает и не отчаивается. Вместо благодарности деток у него хотели отнять, дом сожгли, каждый его поход по своенравным рекам может закончиться трагедией. Добрый человек с бородой, летящий на помощь.

— Когда ты делаешь то, что приносит тебе ущерб, убыток и трудности, а доставляет другому радость, Господь твои труды вознаграждает кратно, — говорит он мне тихо и убеждённо, — И ты не ходишь, а ты летаешь…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Александрович Шаргунов
«Священник воспитывает брошенных детей
и возит гуманитарку по Забайкалью»
10.12.2021
«Наши обращения так и остались без ответов»
О страдании людей в Ленинградской области
21.10.2021
Иго игнора
О подмоге соотечественникам
15.10.2021
Разруха в детсадах
Об издевательстве над малышами в Брянске
15.09.2021
«Нечего бояться!»
Памяти В.С. Бушина (24.01.1924 - 25.12.2019)
25.02.2021
Все статьи Сергей Александрович Шаргунов
Последние комментарии
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:38
С нами больше, чем с ними
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
21.11.2024 15:33
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
21.11.2024 14:56
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 14:45
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32