Кто и зачем уничтожил в Латвии русское образование

Русофобия 
0
537
Время на чтение 14 минут

Источник: Земляки

Фото: Земляки

О приказной лояльности учителей, маргинализации учеников и переводе всего обучения страны на государственный (латышский) язык рассказывает доктор педагогических наук, депутат Рижской думы от Русского союза Латвии, депутат сейма ЛР трех созывов Яков ПЛИНЕР.

За плечами моего собеседника – полувековой учительский стаж, борьба за русские школы и частную школу «Эврика», которую он создал и которой руководил 26 лет. Но два года назад ему пришлось проститься с любимым детищем в результате разных форм давления.

Мы встретились с Яковом Гдальевичем, чтобы поговорить о том, какие потери понесла Латвия в результате тотального уничтожения русской школы, которая успешно существовала здесь в течение 232 лет.

«Этнократические руины»

В книге «Педагогические идеи на этнократических руинах», изданной ещё в 2010 году Яковом Плинером в соавторстве с его многолетним соратником, доктором педагогики Валерием Бухваловым, говорится, в частности, следующее:

«Этнократическое государство всегда уродливо и всегда коррупционно. Прием на работу в государственные и самоуправленческие структуры по национальности лишает власть конкуренции, притока альтернативных идей».

Сегодня многие политики пытаются оценивать происходящее в стране только как экономический кризис, вызванный внешними причинами. На самом деле у нас политический кризис, вызванный этнократическим бессилием власти. Но правящие и правая (читай – латышская) оппозиция уже дружно заявили, что с партиями, защищающими права нацменьшинств, они сотрудничать не желают. Значит, продолжение будет тяжелым и болезненным. Значит, людям еще долго предстоит самим выкручиваться из долгов и нищеты, в которые их загнала этнократическая власть.

Когда учитель пытается преподавать два предмета в рамках одного урока, например, математику на латышском языке, то в большинстве случаев получается либо математика, либо латышский.

Невозможно объединить людей разных культур и мировоззрений на основе только латышского языка…»

«Эксперимент» над детьми

Однако власти Латвии упорно переводят билингвальные школы нацменьшинств (бывшие русские) лишь на госязык и меняют программы. Русским школьникам и тем, для кого русский – родной (а таких в республике почти 40%) пытаются навязать новую идентичность.

- Насколько этот «эксперимент» над детьми гуманен и вписывается в европейские ценности, которыми хвалятся не только в Брюсселе, но и в Риге?

- К сожалению, в Латвии «эксперимент» над школьниками движим не наукой, а политическими устремлениями, – отмечает Яков Плинер. – После 1995 года началось насильственное «олатышивание» русской школы, которое продолжается до сих пор. Хвост отрубают по кусочкам. Никто не исследовал результаты этого, если можно так сказать, «эксперимента», и в 1998 году приняли поправки в закон об образовании, обязав русскую среднюю школу полностью перейти на латышский язык образования с 2004 года…

Но в 2003 году русской общественностью Латвии был создан Штаб защиты русских школ, одним из организаторов которого был и Яков Плинер. В том году и в 2004-м в республике проходили беспрецедентные акции протеста, в которых участвовали родители, старшеклассники, учителя. Тогда удалось притормозить «реформу», пойдя на компромисс: 60% уроков в русских средних школах переводилось на госязык, а 40 – оставалось на родном. Так русские школы, по сути, стали билингвальными.

- Есть целый ряд европейских документов, начиная со Всеобщей декларации прав человека 1948 года, где записано, что родители имеют право выбирать вид обучения для своих детей, – подчёркивает собеседник. – Есть и Гаагские рекомендации, предлагающие государствам, если есть возможность, обеспечить обучение на языке нацменьшинств, на языке семьи. В Латвии такие возможности были и есть. К сожалению, на все эти рекомендации властям наплевать.

Чем станет латышская школа для этого русского мальчишки - храмом знаний или инструментом насильственной ассимиляции юных жителей Латвии?

А дети продолжают мучиться, переводя с одного языка на другой, у них уходит в три раза больше времени на домашние задания. Поэтому возможности заниматься спортом или в каких-то кружках резко уменьшились. И знания при этом ухудшаются, и здоровье страдает.

Один из проректоров Рижского технического университета как-то отметил, что первый семестр они тратят на изучение физики, математики из курса средней школы и только потом приступают к вузовским программам. Так что и качество высшего образования тоже снижается.

С нынешнего учебного года не менее 50% предметов в начальной школе (1-4 классы) требуется изучать на латышском языке. В основной школе (5-9 классы) – 80%, а в средней школе (10-12 классы) обучение ведется лишь на госязыке.

- В той же вашей книге как раз говорится о том, что ухудшение знаний на родном языке снижает способности ученика. Вы приводили удручающую статистику: по знанию русского языка учащиеся бывших русских школ ещё 11-12 лет назад получали в среднем «шестёрки» (в Латвии – 10-балльная система оценок).

- Язык мышления – это всё же язык семьи. Всё иное (тем паче – насильственно внедрённое) ухудшает, а не улучшает знания.

Европа русских не защищает

- Значит, борьба за русские школы проиграна?

- Я бы этого не сказал. После тех акций протеста 2003-2004 года, на которые выходили до 30 тысяч человек (притом акции были мирные, мы умели их организовать: не был перевёрнут ни один автомобиль, не была разбита ни одна витрина, не пострадал ни один участник), сейм ЛР пошёл на попятную. Правда, принятая пресловутая языковая пропорция 60 на 40 никого не устраивала. Это – чисто политическое, научно необоснованное решение, но которое на то время было меньшим из зол для детей и учителей. А на сегодняшний день и детские садики должны работать преимущественно на латышском языке.

По сути своей реформа школьного образования в Латвии, в ходе которой весь учебный процесс перевели на латышский язык, ставит целью ассимилировать подрастающее поколение жителей страны, чтобы они забыли свои национальные корни.

Многие родители недовольны: около 150 исков приняты к рассмотрению в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека). Правительство Латвии в ответ отправило убаюкивающую информацию. В противовес этому сообщению наши юристы готовят своё.

- Время показало, что русскость в так называемых школах нацменьшинств (билингвальных) из учеников было не вытравить. Поэтому пошли на полный перевод образования на латышский язык. Причем с 2019 года данное решение стало обязательным даже для частных школ и вузов.

- Это не только нарушает основополагающее право человека получать образование на родном языке, но и является вторжением в частный бизнес. По этому поводу также поданы иски в ЕСПЧ.

- Русский союз Латвии (РСЛ) в 2017-2019 годах провел десятки демонстраций и митингов за русские школы. Но крупная партия «Согласие», представленная в сейме и имевшая тогда власть в Риге с первым и единственным русским мэром Нилом Ушаковым, вас не поддержала. Почему?

- «Согласие» понадеялось на парламентские методы борьбы и оспаривание в Конституционном суде республики решения о переводе всех школ лишь на госязык обучения. Но – проиграло. Попытка усидеть на двух стульях (и вашим, и нашим) провалилась. Была потеряна власть в Рижской думе, и это – только начало.

А Русский союз Латвии понемногу возвращается во власть – пока на уровне самоуправлений: 4 депутата – в Рижской думе, наш депутат Алексей Васильев избран вице-мэром во втором крупнейшем городе Латвии Даугавпилсе, наши депутаты представлены также в самоуправлениях Елгавы и Олайне.

- На акции протеста, организуемые РСЛ, не выходили ни школьники, ни учителя, стреноженные принятым в 2016 году законом о лояльности, в результате нарушения которого могли в два счета вылететь с работы, отвечая и за своих учеников. Это тоже повлияло на результаты борьбы?

- Безусловно. В 2003-2004 гг. на митинги выходили в 5-10 раз больше людей. Сейчас тем старшеклассникам под 30 лет, большинство из них живут за рубежом, часть людей разочаровалась, так как не увидела перемен в результате борьбы. Из-за пандемии мы вынуждены были прекратить массовые акции протеста. Здоровье людей, считаем, превыше всего.

На снимке - один из митингов в центре Риги в поддержку сохранения русских школ.

Как душили «Эврику» и Плинера

- С созданной вами школой «Эврика», которой вы руководили 26 лет, расправились, прервав договор аренды. На вас было совершено нападение двумя молодчиками. Так мстили за вашу активность на митингах РСЛ, за твердую жизненную позицию. Чтобы не подставлять в дальнейшем школу под удары, вы вообще устранились от участия в ее деятельности. Но все равно это не помогло. Русской частной школы «Эврика», как и других русских школ, в Латвии больше нет.

- Мы платили ежемесячно за аренду помещений по 3,5 тысячи евро Рижской думе, давали работу более чем 50 сотрудникам. После закрытия школы часть работников ушла на пенсию, часть стала получать пособия по безработице, что не выгодно ни Рижской думе, ни государству. Но, к сожалению, мэр Риги Нил Ушаков (вот вам и «русский мэр», устроившийся сейчас депутатом в Европарламенте! – Прим. авт.) начал, а затем его преемник Олег Буров фактически завершил ликвидацию «Эврики», лишив нас здания, которое Дума не строила. Мы 26 лет его содержали и ремонтировали, но юридически оно являлось собственностью Думы.

Характерно, что в 2017 году, когда «Эврику» лишили аккредитации, школа получила награды от очень престижного в латышской среде фонда Draudzīgs aicinājums («Дружеский призыв»), основанного еще до войны президентом Карлисом Ульманисом.

Причем получили сразу двух «сов»: большую золотую — за второе место по росту качества преподавания и знания учениками математики среди всех городских школ Латвии (включая латышские!) и малую серебряную — за рост качества знаний в целом. «Эврика» по этому показателю входила в десятку лучших городских средних школ республики (из почти 200!).

Поиски нового помещения и переезд не помогли – родителям учеников нужна стабильность, а за пару лет до разрыва с нами договора об аренде министерство образования уже лишало «Эврику» аккредитации, хотя прежде пять аккредитаций школа проходила на высший балл и получала призы за лучшее преподавание математики и других программ в городских школах республики, выигрывала городские и республиканские олимпиады.

Через 8 месяцев борьбы аккредитацию удалось восстановить, но тут в дело вступила Рижская дума, изгнав «Эврику» из арендуемых помещений…

Яков Плинер от переживаний и полного нервного истощения за короткое время потерял 10 килограммов в весе. Доктор педагогики, являясь единоличным учредителем «Эврики», переписал свой бизнес на трех своих соратников и ушел на пенсию. Но удержать школу на плаву уже не удалось. Через год «Эврика» приостановила деятельность. От школы остался лишь детский садик, состоящий из двух групп.

А два года назад на Якова Гдальевича в его 72 года напали двое сволочей, с которыми он не без труда, но все же справился.

- Запугать меня не получилось, хотя, признаюсь, после того случая некоторое время ходил с битой. Потом мне стало стыдно за это…

«Лингвистический геноцид» и месть журналистам

- К ликвидации русских школ в Латвии готовились ещё с 1990-х, прекратив подготовку учителей для русских школ….

-- Совершенно верно. Учителей для русских школ не готовят уже 30 лет. Учительский корпус стареет, на чистом латышском языке часть учителей русской школы преподавать не готова – соответственно, они ушли или уходят с работы: кто – на пенсию, кто куда.

- А кто их замещает?

- Студенты-недоучки. Или уговаривают оставшихся учителей взять повышенную нагрузку. В любом случае от всего этого страдает качество знаний.

Помню, как ко мне в «Эврику», бывало, приходили юные учителя – продукт билингвального образования, которые неправильно говорят по-русски, не знают азов педагогики и психологии… Лишь единицы из них были талантливыми людьми. Но низкая учительская зарплата отпугивала и их.

Только факты

На сегодня лишь в Риге вакантны 23 ставки учителей математики. Всего в Риге и Рижском районе не хватает 495 педагогов.

- В Латвии власти говорят одно, думают другое, делают – третье. Если латышский язык они ставят во главу угла, то, казалось бы, подготовить нужно качественных учителей. Увы, учителей латышского сегодня не хватает не только в бывших русских, но и в латышских школах.

- Евродепутат и лидер РСЛ Татьяна Жданок на первом Вселатвийском родительском собрании в 2018 году вслед за всемирно признанной ученой Тове Скутнаб-Кангас назвала происходящее «лингвистическим геноцидом». Против Жданок и нескольких участников собрания были возбуждены уголовные дела, но затем приостановлены. Тем не менее, против ряда русских активистов и журналистов уголовные дела не только не прекращены, но их судят по довольно тяжелым статьям: за содействие иностранному государству (читай – России) в деятельности против Латвии, за нарушение антироссийских санкций... Поэтому противостоять государственной репрессивной машине некоторые считают делом бессмысленным.

- Без борьбы нет победы, борьба всегда имеет смысл. За свои права надо бороться. И понимать, что активистов государство всегда пытается запугать.

Насколько мне известно, дела по Вселатвийскому родительскому собранию за недоказанностью правонарушений прекращены. Но пока шло следствие, люди, конечно же, находились под сильнейшим психологическим прессом.

Меня судили 22 июня 2004 года за организацию и руководство якобы несогласованного протеста. Свой суд я тогда выиграл. Надеюсь, что убеждённых людей запугать не удастся и сейчас…

Яков Плинер выступает на одном из митингов протеста против ликвидации русского образования в Латвии.

Ряд нынешних уголовных дел против латвийских журналистов, сотрудничающих с российскими порталами, явно возбуждены по надуманным причинам, считает Плинер.

- Это и нарушение свободы слова, и воспрепятствование профессиональной деятельности. Не секрет, что русские СМИ в Латвии скукожились, поэтому для многих журналистов сотрудничество с российской прессой – порой единственный источник заработка.

«Чтобы знали своё место…»

- Результаты в образовании большинства русскоговорящих детей имеют тенденцию к ухудшению.

- В Латвии в целом, и у русских детей, в частности, – уточняет Плинер.

- Идет маргинализация целого поколения. Как не вспомнить здесь ставшую нарицательной фразу в отношении русскоязычных: нам не важно, чтобы вы знали наш язык, нам важно, чтобы вы знали свое место…

- Я лично слышал, как это с трибуны сейма заявил бывший легионер 19-й гренадёрской дивизии Waffen SS, депутат сейма Латвии двух созывов (!) Висвалдис Лацис (баллотировался в 2009 году ещё и в Европарламент. – Прим. авт.), – говорит Яков Плинер. – И никто его не одернул, и комиссия сейма по этике не осудила (кто ж осудит бывшего легионера-добровольца, награжденного в 1995 году высшей государственной наградой республики – Орденом Трёх звёзд? – Прим. авт.).

- Так что вся эта политика по ликвидации русских школ в Латвии преследует единственную цель – сохранить этнократическое государство, чтобы ни в коем случае не допустить русских к власти?

- Безусловно. И власти ЛР никогда не признают, что они делают всё, чтобы опустить национальные меньшинства (а большинство из них – русские и русскоговорящие люди) на самый низ социальной лестницы. Хотя для государства было бы выгодным дать возможность нашим детям получить хорошее образование и работать на благо своей семьи и страны. Ведь даже официально русской школе на территории Латвии – 232 года (в 1789 году в Риге по указу Екатерины II было открыто Екатерининское училище — первое рижское учебное заведение с русским языком обучения. – Прим. авт.).

- Зачем растить себе конкурентов? Недаром же в народе ходит полуанекдотичная фраза: «латыш – это профессия». Хотя таким образом они ослабляют свою нацию – на всём готовеньком нет стимулов для развития.

- Верно. Мои родители окончили в довоенной Латвии еврейскую школу, при этом они хорошо знали латышский язык, который замечательно преподавался. Кроме того, на латышском изучали два предмета: географию Латвии и военное дело – для мальчиков. Всё. В русских школах учились на русском, в немецких – на немецком.

Такие аттестаты выдавали ученикам русских школ в оккупированной германскими нацистами Риге.

Во время войны в Латвии сохранялись русские и латышские школы, но в русских школах в качестве иностранного изучался немецкий, а не латышский. И в латышских школах учили немецкий.

В советское время латышские школы тоже никто не закрывал, наоборот – строились и открывались новые. Как и латышские детские садики.

Фотографии автора и из открытых источников.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Карен Маркарян
Все статьи Карен Маркарян
Русофобия
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Это самый подлый и мерзкий способ диффамировать человека»
О скандале вокруг Высшей политической школы им. Ивана Ильина при РГГУ и попытках очернить Дугина
25.04.2024
«Большевики и "родили" современную русскую нацию»
О русском национализме и русском мире
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21