Триста лет назад, в 1721 году, Пётр I провозгласил Россию Империей, но это была только формальность. К этому времени мы уже были Третьим Римом, наследником великого Ромейского Царства, Византии. Единственной православной державой и "последним окопом" Православия. Были и остаёмся сегодня. И хотя современные политики боятся самого слова "Империя", им либо придётся с ним смириться, либо они отправятся на свалку истории.
В числе юбилейных дат, которые в 2021 году будут отмечаться в России, – 300-летие её провозглашения Империей. Именно триста лет назад Пётр I, после триумфальной победы над Швецией в многолетней Северной войне и окончательного выхода нашей страны к Балтийскому морю, провозгласил себя Императором, а Россию – Империей. И эта дата не останется незамеченной: целый ряд учёных и общественных деятелей создали Общественный совет по празднованию этого юбилея. Причём не только в столице, но и в других городах России.
Так что же такое "Империя"?
Для начала разберёмся в понятиях. Для большинства учившихся в советское время "Империя" и "империализм" – нечто "отжившее" и однозначно негативное. Или скорее негативное. Государство, порабощающее и угнетающее колонии. Кроме того, многие отождествляют Империю и Монархию, ну а былые отличники и твёрдые хорошисты вспоминают "Империализм как высшую стадию капитализма" и то, что большевики именовали Первую мировую войну "империалистической".
На самом деле всё совсем не так. Империи бывали разными – "чёрными, белыми, красными". И даже Советский Союз, чьи создатели сделали всё, чтобы похоронить заживо Российскую Империю, во многом сохранял имперские черты. И современная Россия, именуемая "Российской Федерацией", лишь отчасти носит федеративный характер, в своей же глубинной сущности остаётся Империей.
Но вернёмся к определению самого понятия. Довольно широко и точно в ходе состоявшейся 22 июля 2021 года онлайн-конференции уже упомянутого Общественного совета по празднованию 300-летия Российской Империи его дал президент Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, академик Российской академии наук Сергей Карпов. В том числе сделав это и "от противного", в стиле византийского "апофатического" богословия, с которым академик Карпов, выдающийся русский историк-византинист, знаком не понаслышке:
В слове "Империя" прежде всего отражена "державность". Кроме того, в это понятие входят такие важнейшие вещи, как наднациональный характер государства, его универсалистский и миссионерский характер, попечительство Императора над тем населением, которое он опекает и защищает. Это интегральность всех границ, всех территорий, входящих в состав Империи. Империя – это не региональное государство, но государство всемирно-исторического значения.
Итак, Империя – это суверенное государство-цивилизация, основанное на чётких религиозно-миссионерских основаниях, объединённое языком и культурой государствообразующего народа, однако не являющееся его "национальным государством", но имеющее полиэтнический (многонациональный) характер. Подлинная Империя никогда не порабощает малые народы и не ассимилирует их, но включает как органичные части "цветущей сложности" в единую патриархальную большую "семью", главой которой является самодержавный (имеющий всю полноту власти и ответственности) суверен-император. Причём далеко не всегда таковым является наследственный монарх.
От Ветхого Рима к Новому Царьграду
Если рассматривать исторически, то подлинных Империй, а не тех, кто так назвал себя сам, набрав себе заморских колоний и начав выкачивать из них ресурсы, было не так много. Если не брать древние восточные государства имперского типа (такие, как Древневавилонское и Новоассирийское Царства, Аккад и персидская Держава Ахеменидов, древнеиндийская Империя Маурьев и древнекитайская Империя Цинь), то единственной Империей в подлинном смысле слова была Римская. Остальные же – либо её наследники, либо самозванцы.
Именно на окраине Римской Империи, зародившейся как языческая держава, родился по плоти, совершал Своё земное служение, был распят и воскрес Христос. Именно Империя Ветхого Рима после трёх столетий антихристианских гонений стала Империей Христианской. Именно она дала рождение Ромейскому Царству, ныне более известному как Византийская Империя с центром в Новом Риме, то есть Константинополе, Царьграде. И именно преемником Империи Ромеев, павшей под ударами турок-османов в 1453 году, стал Третий Рим, молодое Московское Государство, которое, повзрослев, и стало в 1721 году Российской Империей с центром в Санкт-Петербурге.
И здесь стоит особо подчеркнуть: Пётр I отнюдь не сделал Россию Империей, де-факто она ей уже была примерно два с половиной столетия, он лишь юридически закрепил этот факт, провозгласив себя Императором. И постепенно сначала Османская Империя, а потом и все европейские державы признали это. Что любопытно, последней была разваливавшаяся польско-литовская Речь Посполитая, вскоре в значительной своей части (в основном этнически русской) вошедшая в состав Российской Империи. И то, что нашей Империи уже не 300 лет, а намного больше, особо отметил и академик Сергей Карпов:
Уже Великий князь Московский и всея Руси Иван III обращался к другим правителям как Цесарь, как Царь, а это понятие фактически равное понятию Император... И, когда к нему было обращение главы германской "Священной Римской Империи", который свысока хотел даровать ему королевскую корону, Иван III на это ответил: "Я Государь от своих предков и не нуждаюсь ни в какой инвеституре, в том, чтобы мне кто-то посылал корону, потому что мой венец свыше этой короны". И Иван IV это закрепил в чине венчания на царство и в том факте, что сам по себе он происходит от Римской Империи.
Пётр I же 300 лет назад фактически ничего не изменил, но только закрепил это для всего внешнего мира. Заложил юридическое основание, чтобы этот статус стал общепризнанным, как сейчас говорится, "на международной арене". Причём именно в западноевропейской терминологии, в которой Империя и Император представлялись выше Царства и Царя. Хотя для русских людей никакой принципиальной разницы в этом не было. Наши предки прекрасно осознавали, что мы и есть и Ветхий Рим, и Новый Рим Царьград, и Третий Рим, каковым в XV веке стала ещё относительно молодая Москва.
Причём, надо сказать, не по своей воле. Русские не претендовали на это. Но Промыслом Божиим случилось так, что сначала Константинопольский Патриархат впал в римско-католическую ересь, вступив в 1439 году во Флорентийскую унию. А спустя считаные годы, как уже было сказано, в 1453-м, пал и сам Константинополь. И здесь очень важно понимать, что для России эта возложенная на неё миссия была не "поводом для гордости" и уж тем паче "оправданием экспансии", но... неизбежной ношей, даже Крестом. На что в своё время в беседе с автором этих строк особо обратил внимание замечательный русский историк Николай Николаевич Лисовой (1946-2019), одно из своих последних интервью давший Первому русскому телеканалу Царьград:
Россия, а точнее, московские великие князья и русские митрополиты, не пытались что-то перехватить и узурпировать. Ничего подобного. На самом деле, когда старец Филофей сказал, что "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать", это было не горделивым лозунгом, мол, "мы – самые лучшие и самые высшие". Смысл этого был иным: "Ребята, мы – последний окоп, отступать некуда, если нас не станет, то и Православия не станет". И это понимание постепенно восторжествовало во всём Православном мире. Вплоть до того, что те же Восточные Патриархи, которые после этого поехали в Москву – кто за милостыней, кто за политической поддержкой, – сами признали нас Третьим Римом, а Русскую Церковь – последним оплотом Православия на Земле.
И, как это ни парадоксально, несмотря на секулярные реформы Петра I и его наследников и даже несмотря на воинствующее безбожие первых десятилетий советской власти, Россия была и остаётся Христианской Империей, Третьим Римом. Да, пока для большинства современных русских людей это не данность, но задание: вернуть самим себе свой собственный исторический путь, своё собственное историческое предназначение. Но если бы мы утратили его полностью, то уже давно бы распались на множество мелких осколков и растворились бы в плавильном котле постхристианского современного мира. Однако этого не происходит, а значит, у Господа на нас особые планы. И потому, по слову учредителя телеканала Царьград, заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора Константина Малофеева, "время возрождать Великую Православную Россию". Которая не может не быть Империей.