itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Вот тут-то и пошла молитва!»

Пастыри о молитве и искушениях

0
886
Время на чтение 10 минут

Источник: Православие.Ru

По любви мы учимся молитве, а в молитве учимся любить. О смысле искушений и научении молитве в любых обстоятельствах говорят опытные пастыри и духовники.

Молитва требуется в наши дни от каждого из нас

Фото: pravoslavie.ru. И. Правдолюбов

Протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»):

– Считаешь, что уникальное правило есть, как научиться молиться? Каждый по-своему приходит в молитвенное устроение души. Один так, другой иначе. Кто постоянно молится, другой эпизодически к Богу взывает, когда встряхнет его как следует, или тревога какая подступит к душе, – тут уж молитва и появляется, а так вроде и трудно себя на молитву сподвигнуть.

Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет

Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет. Отцы всегда говорили: «Это к чему-то нехорошему». Я всё вспоминаю владыку Иосифа (Чернова). Я уже рассказывал как-то, как он к нам в храм Святителя Николая в Хамовниках пришел к иконе Божией Матери «Споручница грешных» приложиться. Я тогда там служил, разговорились. А он и рассказал, как, только вернувшись из ссылки, пришел туда на Рождественский сочельник в 1941-м году… А в храме чуть больше десяти верующих… «Я глазам, – говорил, – своим не поверил! Мы-то мыкались по тюрьмам и всё думали: храмы власти позакрывали, значит, переполнены оставшиеся… А тут – никого. Господь сказал: врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16, 18). Одолевают уже?..» Он, и когда на свою кафедру в Петропавловск, куда его после заключения направили, приехал, тоже глазам своим поверить не мог: нет людей в храмах… «И снова, – признавался, – я смалодушничал: врата адовы не одолеют Церкви, а вот – уже почти одолели… Я и подумать тогда не мог, что пройдет всего несколько месяцев, и храмы не будут вмещать пришедших». А это Великая Отечественная война началась…

Он потом нам всё говорил: «Не уподобляйтесь мне, маловеру. Я же тоже думал: всё уже, с Церковью покончено… Нет, не надо было отчаиваться». Так же и я сейчас тем, кто помоложе, внушить пытаюсь: «Отцы, то, что сейчас имеете, дорожите этим, цените службу, потом, может быть, вздыхать будете: мы же, как в раю, жили…». Новомученики и исповедники так потом о службах и вспоминали в тюрьмах да в лагерях. И не только в XX веке так было: какой век и ранее в истории ни возьми, – и при нашествии поляков, и при разорениях от своих же государей.

Это тайна Промысла Божиего: когда Господь верных Своих на голгофу возводит, а когда и, по грехам нашим, действовать диаволу попускает. Сказано: «Начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4, 17). Запад постоянно и в наши дни угрожает России. А мы всё это слушаем так, как будто это нас не касается, живем беспечно. Сила вражия и внутри Церкви себя проявляет, – на Украине как распри сеет, лишь бы подорвать единство Православной Церкви. И это же не только Украины касается, а и всего мира.

Наша соборная молитва должна сейчас усиливаться, молитва требуется в наши дни от каждого из нас. А мы всё еще спим и почиваем? Пока гром не грянет?.. Это же всё веками уже изучено, пройдено…

А мы всё еще спим и почиваем? Пока гром не грянет?

В детстве я маленьким в Белоруссии, у бабушки, во время войны оказался. Наши раненые, помню, в избе с вечера вроде утихнут, поперевяжут им раны тяжелые, уложат, а ночью глядь, он стоит со свечкой, рукою машет, – крестится, вспоминает, как это старшие делали… Утром смотришь, он в печке золу шерудит, переворачивает там что-то… Это, оказывается, партбилет так забросят, что он пламя или горящие угли перелетит, так они его потом от задней стенки кочергой еще и возвращают к огню.


Нужно приучать себя всё время вспоминать о молитве

Фото: pravoslavie.ru

Протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель Покровского храма и храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулово:

– Чтобы научиться молитве, надо молиться. Решимость всего-то и нужна. Начни с малого – утренние, вечерние молитвы читай всегда. От святых мы отличаемся непостоянством, – священномученик Сергий Мечев говорил. Раз пропустишь молитву, два, в третий не помолишься, а потом и вовсе перестанешь, – трудно заново начинать. Первый признак помрачения ума – нежелание молиться.

Первый признак помрачения ума – нежелание молиться

Когда у меня отец учился в семинарии, один из старых профессоров задал ему на экзамене вопрос: «Что делает Господь с человеком, когда хочет его к Себе привлечь?» – отец что-то ответил. – «Хорошо, а что главное?» – уточняет экзаменатор, отец молчит. – «Тугу душевную посылает ему». Вот тогда-то мы и начинаем молиться.

Молитва матери со дна моря достанет. Одна женщина рассказывала. У нее сын – подводник. Она поехала в паломничество на Святую Землю, трудничала там. А тут как-то ее так потянуло к молитве, отправилась в храм Гроба Господня, молилась там, молилась. Возвращается в обитель и узнает, что именно в это время, когда она молилась, подводная лодка сына залегла на дно – все приборы вырубило. Сын потом вспоминал: они и сами там молились все – верующие, атеисты, христиане, мусульмане… Вот тут-то и пошла молитва! Говорят же: кто в море не плавал, тот Богу не молился. А после вдруг все приборы заработали, лодка поднялась, сын тогда и сообщил матери о том, что они пережили.

У нас в Акулово у алтаря Покровского храма погребен владыка Стефан (Никитин), я был с ним лично знаком. Его ныне прославленная святая блаженная Матронушка Анемнясевская вызволила из тюрьмы, – он там в заключении, ему так посоветовали, взмолился ей на пустыре, выйдя на ограду зоны, так она его за сотни километров услышала. После он уже служил, прихожанки, бывало, сетуют: «Нет времени молиться!» – «Картошку чистишь? – только и спросит. – Вот молись!» «Я потом, – признавались, – как только за картошку возьмусь, сразу его наставление вспоминаю».

Как только что-то случилось, ты не ругайся, а сразу – молись

Нужно приучать себя всё время вспоминать о молитве. Поэтому что это действительно необходимо. Более того, как только что-то случилось, да хотя бы вещь какая-то только была под рукой, а вот запропастилась куда-то, – ты не ругайся, а сразу – молись. Потому что всё, что нам дано, все обстоятельства, – это милость Божия. В любом месте и в любое время. Так и научитесь молитве. И тогда уже ничто не сможет вам помешать.

Когда человек молитве навыкнет, он и швейцаром может работать, – знаю такой случай, – там шум, входы, выходы, суета, – а он творит себе Иисусову молитву. У отца Тихона Пелиха (похоронен тут у нас, тоже в Акулово, за алтарем Покровского храма), духовным сыном схимник был, а это уже непрестанная молитва внутри, так он при этом тайном постриге еще и полковником, заведующим кафедрой Военной академии оставался, преподавал. Или, вот, у нас тут через железные пути от храма на кладбище одна раба Божия похоронена. Про нее отец Василий Серебрянников свидетельствовал, что она молится непрестанно. Некоторые жалуются: то отвлекает, это… А она сама же, когда вставала на утреннее или вечернее правило, включала радио на полную катушку. Если не слышала его, уходя в молитву, значит, молится; если понимала, о чем говорят, значит, рассеянна сегодня.


Для чего нам попускаются искушения?

Фото: pravoslavie.ruФото: pravoslavie.ru

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:

– Молитва в искушениях должна быть, прежде всего, покаянной. Образ такой молитвы дан нам в книге пророка Даниила. Там трое отроков, брошенные в печь, не ропщут, не возмущаются, но в смиренной молитве признают справедливость Божьего наказания – «праведны суды Твои, Господи, согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам. Но не предаждь нас до конца, отцев Боже!» (Дан. 9, 5–6). И это смирение привлекает обильную благодать Божию, угасившую пламень пещи, сохранившую жизнь мучеников, которые вместо ропота возносят Богу великую песнь благодарения и славословия: «хвалите Бога небо и земля и все, что в них, пойте и превозносите Его во веки!..» (Дан. 3, 76)

История народа подобна жизни человека. Господь ведет ко спасению душу человеческую, попуская падения для того, чтобы душа, если она всегда будет на высоте, не возгордилась. Ибо гордость – сатанинское свойство, лишающее душу благодати, то есть в конечном счете – Царства Небесного.

Тем более народы, избранные Богом для особой миссии, спасительной для всего человечества, – особенно такие народы от сознания своей Богоизбранности подвержены соблазну впасть в гордыню и превозношение над другими народами.

И, с одной стороны, враг, конечно, с чрезвычайным усердием нападает на народ Божий, как и на угодников Божиих. А с другой стороны, Господь и попускает успех врага и нравственное падение Своего избранника для того, чтобы он смирялся и преодолевал гордыню, убеждаясь в своей беспомощности и несостоятельности, когда Господь оставляет его наедине с собственными немощами и древним врагом…

Нет никакого оправдания для гордости. В ответ на слова одного дворянина о том, что у него благородная гордость своим славным происхождением, преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Э, батенька, – такой благородной гордости не бывает; гордость – она всегда одна – бесовская».

Это же относится и к гордости Богоизбранностью своего народа. Поэтому Господь иногда медлит в оказании помощи и попускает падения народа Божия – для его смирения и спасения…

Так же как покаянно молились трое отроков в пещи вавилонстей, также смиренно возносил в годину гонений молитву Патриарх Тихон, в его молитве и звучат те же библейские покаянные интонации, более того, он именно буквально повторяет некоторые слова и фразы, что произносились некогда в вавилонской пещи: «отступихом от Тебе, Владыко, заповедей Твоих не соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам. Сего ради разгневался еси яростию Твоею на нас и посетил еси жезлом железным беззакония наша и ранами неправды наша… дал еси нас на попрание врагом нашим, и умалихомся паче всех язык, и быхом в притчу и поношение соседом нашим. Наполнишася расслабления чресла наша, яко болим неправдою и рождаем беззаконие…».

Вслед за своим главою – Святейшим Тихоном – возносили тогда, в XX веке, смиренные покаянные молитвы за свой народ сонмы новомучеников и исповедников российских. Они были брошены в пещь нового вавилонского пленения – их ссылали в суровые и безлюдные места – в Сибирь, в тайгу, в тундру, в пустыню, заключали в страшные концлагеря особого режима, где вся жизнь была пыткой, они надрывались на горьких и невыносимых каторжных работах…

Без сокрушенного духа и покаяния как это было все принять и претерпеть?

В искушениях молитва может быть только покаянной. Искушения зачастую и посылаются, чтобы люди обратились к покаянию.

Искушения зачастую и посылаются, чтобы люди обратились к покаянию

В начале 1990-х годов прошлого века Предстоятель Американской Православной Церкви Митрополит Феодосий в своей проповеди, произнесенной на литургии в малом соборе нашей Донской обители, обратился к прихожанам с просьбой: «Помолитесь о моих соотечественниках. Они такие материалисты! Они говорят: все есть, зачем еще Бог?» Это проявление того самого духовного закона, который вполне сознавал Митрополит, – что материальное благополучие может быть во вред благополучию духовному, ибо богатому трудно войти в Царство Небесное…

Мы не утверждаем, что вообще грех желать своим близким земных благ. Но на первом месте должно быть желание благ духовных. И в конце всякого молитвенного обращения следует добавлять: «но не как я хочу, а как Ты; да будет воля Твоя».


Почему искушения – это благословения?

Фото: pravoslavie.ru

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, Элладская Православная Церковь:

– Вся проблема в том, что мы не живем в перспективе вечности и единения с Богом, поэтому мы и христиане такие, что вычитываем свои правила, но не молимся. Едим постные блюда, но не постимся. Ходим в церковь… Перечисляем там на Исповеди грехи, но мы же не каемся. А потому, даже принимая Причастие, не причащаемся… Мы столько всего знаем из книг, но в сердце нашем нет знания Истинного Бога. Я это говорю с сокрушением, и о себе тоже. Другим мы горазды что-либо советовать, но когда искушения касаются нас, тут-то мы и срываемся…

Мы столько всего знаем из книг, но в сердце нашем нет знания Истинного Бога

В молитве «Отче наш» мы молимся: «…и не введи нас во искушение». Но что говорит нам послание апостола Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2). То есть когда вы искушаемы, цените этот опыт. Почему? Да потому что в другом месте говорится: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). Христос не оставляет нас без помощи, если мы обращаемся к Нему. «Cам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. 2, 18). Вот почему искушения – это благословения. Господь попускает диаволу искушать нас с тем, чтобы мы посрамили врага.

Записала Ольга Орлова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Молитва требуется в наши дни от каждого из нас.

quote]Перечисляем там на Исповеди грехи, но мы же не каемся. А потому, даже принимая Причастие, не причащаемся… Мы столько всего знаем из книг, но в сердце нашем нет знания Истинного Бога...

Это очень серьёзный диагноз... Но точный! Добавить сюда ещё 95% внехрамовых верующих... Выход один /ошибаюсь?/ —  зная, что каждую!!! искреннюю молитву Господь несомненно услышит надо каждому, в ком сохранилась хоть искра веры, НЕПРЕМЕННО вспомнив о присутствии Божием как можно чаще /хоть бы пару раз в день!/, в любом месте-времени, осознанно обращаться к Господу сердцем с посильной кратенькой взаимомолитвой о спасении и помощи ВСЕМ людям /живым, ушедшим/, например: ~ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ ПРОСТИ. ДАЙ СВЯТОГО ДУХА, БОЖЕ, ОБРЕСТИ». Секунды! В ЧУВСТВЕ ПРИСУТСТВИЯ БОЖИЕГО! * Хоть что-то, последняя надежда... + Стараться жить по Законам Божиим и хоть как-то пытаться сопротивляться "законам дьявола". А многие из нас даже не подозревают о существовании абсолютных "Духовно-нравственных законов жизни"... * Но без непрестанного систематического рекламирования такого образа жизни со стороны священства во ВСЕХ православных СМИ ничего не выйдет... Всё будет оставаться как всегда... Отдельных статей явно недостаточно... Могучий поток молитвенной рекламы ВСЕХ И КАЖДОГО необходим... Нет?

Сант / 23.06.2021, 08:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Орлова
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки»
03.12.2021
«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»
Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди
11.11.2021
Все статьи Ольга Орлова
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44