«Косово – это могила, в которой нас хоронили веками и из которой мы снова и снова воскресали»

Новости Косово 
0
988
Время на чтение 16 минут

:

Протоиерей Деян Крстич с матушкой Протоиерей Деян Крстич с матушкой

Отец Деян Крстич родился и вырос в Косово, но вынужден был покинуть многострадальный регион после «признания независимости» территории и последовавших за этим печальных событий. Священником он решил стать совершенно внезапно для самого себя, но искренне рад своему выбору и благодарен Богу за подаренный путь.

О нелегкой судьбе Призренской семинарии, косовском нарыве, духовных авторитетах, проповеди в интернете, связи экономики и атмосферы в обществе с духовным состоянием народа, о служении как важнейшем принципе жизни священника и любви как мотивации для пастыря – наша беседа с протоиереем Деяном Крстичем, клириком Нишской епархии Сербской Православной Церкви, священником церкви Воскресения Христова подворья Хиландарского монастыря в Нише и по совместительству преподавателем церковнославянского языка Призренской духовной семинарии святых Кирилла и Мефодия.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– Отец Деян, как вы пришли к вере? Что повлияло на ваше решение стать священником?

– Я родился и вырос в типичной социалистической югославской семье. В нашей семье не было священников или монахов. Хотя нас с сестрой крестили через сорок дней после рождения, и мы праздновали с близкими крестную славу, в нашем доме не практиковалась вера, за исключением того, что касается сферы обычаев или фольклора. Однако, слава Богу, весь город Призрен, где я вырос, был «пропитан» традициями святого Православия: и в фольклоре, и в народных обычаях, и в традиционном домашнем образовании, и в городской архитектуре. Итак, в те годы, когда молодые люди начинают задавать себе вопросы о цели и смысле жизни, вера и традиции Православной Церкви стали для меня настоящей сокровищницей, которую я для себя открыл. В этом нежном возрасте ребята обычно «блуждают» по жизни в духовном поиске, а мне кажется, что в тот период рука Божия привела меня к тому человеку, которым я стал сегодня. И за это я благодарен Богу.

Хотя в Призрене была семинария, мне никогда не приходило в голову туда поступать. Однажды на вечернем богослужении в нашем соборе святого Георгия Победоносца, проходя мимо меня, кадивший церковь священник внезапно спросил меня, в каком классе я учусь. Я ответил, что заканчиваю восьмой. А он мне говорит: «Почему бы тебе не поступить в семинарию?» И ушел кадить дальше, не дожидаясь ответа. А я крепко задумался. А потом и вовсе поступил в семинарию, которая с того момента стала моей главной и единственной «школой» в жизни!

– То есть вот так просто: слова священника, как будто между делом сказанные, настолько горячо коснулись сердца, что вы приняли судьбоносное для вас решение?

– Да!

– Невероятно! Отец Деян, вы ведь родились в Призрен, в Косове. Сегодня духовная колыбель сербского народа стала местом его национальной боли. Мрачных историй о том, что случилось после провозглашения независимости этих земель и фактического захвата Косова албанскими сепаратистами, увы, достаточно. Понятно, что этот нарыв образовался не сразу. Почему такой сценарий стал возможен? Слабость государства или промах политиков? Духовное наказание сербскому народу?

– Священное пространство Косова и Метохии, колыбель сербского народа, парадоксальным образом одновременно является и фундаментом, и венцом нашей национальной и духовной идентичности. Косово – это колыбель и могила сербского народа. Могила, в которой, как пшеничное зерно, наши враги хоронили нас веками, и мы снова и снова, с помощью Бога, выходили из этой могилы и воскресали, принося обильные плоды. Поэтому проблема Косова – болезненный вопрос для каждого серба. Князь Лазарь выбирал между царством земным и Небесным. И сделал выбор в пользу второго.

Реальность, в которой мы живем сегодня в Косово и Метохии, несомненно, можно назвать «Божией педагогикой».

Реальность, в которой мы живем сегодня, несомненно, можно назвать «Божией педагогикой»

Я уверен, что ничего не происходит без воли Бога или по крайней мере без разрешения Бога. Бог в воспитательных целях временно забирает святыни у тех, кто их недостоин, ожидая покаяния и исправления людей. Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой… (Пс. 78: 1), и остальное из того, что мы читаем в псалме 78, – вот что случилось. Сербский народ много согрешил против Церкви Божией и своих святых предков. Во времена коммунистической Югославии мы дистанцировались от Бога сильнее, чем за весь период турецкого ига. Это повлияло на весь строй духовной жизни народа. В течение десятилетий атеистическое правительство не придавало значения сообщениям Церкви о фактах захвата церковной собственности, о тихом, но постоянном терроре и жестком давлении на сербский народ в Косово и Метохии. Сербы все больше теряли надежду на выживание в этом регионе и постепенно покидали его. Сегодня мы знаем, что вся эта история была спланирована…

– Вы сами давно уехали из Косова? Часто бываете в Призрене после переезда?

– Я покинул Призрен 16 июня 1999 года, когда после подписания Кумановского соглашения в город начали прибывать силы международного миротворческого контингента. Сразу стало очевидно, что у них нет ни сил, ни воли обеспечить нам мирную жизнь. Ради собственной безопасности сербский народ покидал Косово, и я вместе с тогдашним епископом Рашки и Призрена Артемием (Радосавлевичем) отправился в монастырь Грачаница в центральной части Косова, где пробыл до октября 2000-го. Но я всегда с радостью возвращаюсь в Призрен, когда могу, но, к сожалению, не часто.

– Кто из современных деятелей Сербской Церкви оказал на вас наибольшее влияние? Можете назвать кого-то примером, которому стараетесь подражать?

Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1 Кор. 4: 15), я бы так ответил. Считаю себя счастливым, потому что мне довелось жить во времена великих отцов Православной Церкви, таких как патриарх Павел, митрополит Амфилохий (Радович), епископ Афанасий (Евтич), архимандрит Йован (Радосавлевич)… Каждый из них по отдельности и все вместе повлияли на меня своими делами и продолжают влиять на православное, пастырское, аскетическое формирование моего образа мыслей.

Первый из них, патриарх Павел, более трех десятилетий был епископом Призренским. Его скромная внешность, молитвенность, тихая речь, простая и всегда опрятная одежда производили на всех нас огромное впечатление. Он говорил даже о самых обычных, повседневных вещах через призму Евангелия. Каждый разговор с ним был уроком.

Патриарх Павел даже о самых обычных, повседневных вещах говорил через призму Евангелия. Каждый разговор с ним был уроком

Его богослужения, особенно на Страстной неделе, были такими чудесными, что их можно сравнить только с богослужениями на Святой Земле. Попадая на эти службы, я только укреплялся в мыслях, что хочу быть священником.

Позже, через богословское образование, я познакомился с литературной работой двух корифеев богословия нашей страны – митрополита Амфилохия и епископа Афанасия. У меня было благословение жить более года в монастыре Грачаница и непосредственно узнать епископа Афанасия, куда он приехал из своей Герцеговины. Теперь, после его смерти, я могу свободно сказать, что он был настоящим вулканом божественной любви, сострадания и богословской мудрости.

– Вы не первый год преподаете в Призренской семинарии. Расскажите немного о ее жизни, значении для епархии, проблемах, с которыми семинария регулярно сталкивается. Отдельно – о проблеме снижения количества поступающих семинаристов. В чем причина?

– Призренская духовная семинария святых Кирилла и Мефодия оказалась в Нише в силу исторических обстоятельств и воли сильных мира сего, после бомбардировки нашей родины в 1999 году, когда большинству представителей сербского народа пришлось буквально бежать из региона по соображениям безопасности. Тогдашний епископ Нишский, впоследствии Патриарх Сербский Ириней (и одновременно бывший студент, профессор и ректор духовной семинарии в Призрене), принял семинарию под свою отеческую заботу и старался изо всех сил облегчить ее жизнь в те трудные дни.

Семинария располагалась в Хиландарском подворье в Нише, в помещении, которое и близко не подходило для учебы. Уже в 2001 году был заложен фундамент под новое здание, которое было построено на средства Фонда Симы Игуманова (фонда, названного так по имени известного сербского мецената) и сдано в эксплуатацию в 2005 году. Семинария в Нише – одна из крупнейших в Сербской Церкви, с очень хорошими условиями для учебы студентов, работы преподавателей и жизни всех ее «обитателей». К сожалению, в последние годы у нас стало меньше студентов, что связано с тем, что достопочтенные епископы ограниченно принимают учащихся из-за заполнения должностей священников и законоучителей, а также в принципе из-за снижения количества молодых людей, которые выбирают «узкий путь» исповедания Евангелия Христова. Семинария – это школа-интернат со своей спецификой, потому что в ее стенах готовят будущих священников. Чтобы кто-то был священником, требуется большое мужество и готовность ставить нужды другого выше своих собственных.

Cеминария в Призрене. Пожар

Cеминария в Призрене. Пожар

Слава Богу, духовная семинария в самом Призрене возобновила работу в 2011 году. Как мы часто подчеркиваем, враги нашего народа хотели, чтобы семинария в Призрене исчезла. Поэтому ее подожгли во время погрома в марте 2004 года. Но Бог хотел, чтобы сегодня у нас было две семинарии, одна в Призрене, а другая в Нише, с одним и тем же именем.

Враги нашего народа хотели, чтобы семинария в Призрене исчезла, а теперь у нас две семинарии: в Призрене и в Нише

Наша семинария в Нише сохранила имя, традиции и самобытность знаменитой Призренской семинарии. За все те военные и послевоенные годы не было потеряно ни одной жизни ни преподавателей, ни студентов, ни вспомогательного персонала, ни одного учебного года не было потеряно. Сохранились школьная библиотека и школьный архив.

С другой стороны, Ниш – крупнейший город на юге Сербии, университетский центр с множеством образовательных учреждений высокого уровня, и как таковой он предоставляет ряд возможностей для обучения и просвещения молодежи. Нишская епархия – одна из старейших в нашей Церкви и заслуживает, чтобы на ее территории существовала богословская школа. Наши профессора и студенты активно участвуют в епархиальной жизни. У нас прекрасная поддержка со стороны епископа Нишского Арсения, который понимает важную роль учебного заведения не только для епархии, но и для всей Сербской Церкви, поскольку здесь обучаются семинаристы и из других епархий.

– Вы преподаете церковнославянский язык. Правда ли, что он постепенно уходит из богослужебной жизни Сербской Церкви, по крайней мере на приходах, и сменяется понятным людям сербским? В чем, на ваш взгляд, ценность церковнославянского языка?

– Церковнославянский язык – классический язык нашей древности, с которым мы вышли на историческую сцену. Первые слова, написанные славянским алфавитом, – это слова о Боге-Слове из Евангелия от Иоанна. Это говорит о многом и в то же время определяет ход нашей истории.

Семинария в Нише

Семинария в Нише

Первые слова, написанные славянским алфавитом, – это слова о Боге-Слове. Это говорит о многом

Кроме того, церковнославянский язык – это язык, на котором мы общаемся с Богом, но также и с нашими славянскими братьями. Каждый сербский священник, благодаря знанию церковнославянского языка, может легко принять участие в богослужении с русскими, украинцами, болгарами, чехами, словаками… Трудно передать глубину этого древнего и священного язык, ведь церковнославянский язык также выступает как объединяющий фактор православных славян, даже шире – славян-христиан.

В приходских храмах нашей Церкви сербский язык постепенно начинает преобладать в богослужении по понятным причинам. По тем же причинам моравский князь Растислав попросил у византийского императора прислать ученых мужей, которые проповедовали бы славянам на понятном им языке. Но мы стараемся сохранить церковнославянский язык через наше среднее и высшее богословское образование, потому что семинарии и богословские факультеты – единственные места, где этот язык изучается в принципе.

Причастие молодых прихожан

Причастие молодых прихожан

– А служите вы на Хиландарском подворье?

– Да. Наш приход церкви Воскресения Христова – это молодая община, которая начиналась с открытия семинарии в городе Ниш. Само Хиландарское подворье существует в Нише с древних времен. Первоначально оно располагалось напротив городского собора, но было уничтожено во время бомбардировки города в конце Второй мировой. После войны коммунистическое правительство конфисковало землю подворья и построило на ней многоэтажное здание. Позже благодаря заботам и трудам хиландарского проигумена Никанора монастырю удалось вернуть себе землю, но не на старом месте, а там, где подворье находится сегодня.

Зимой 1999 года, когда мы переехали в семинарию в Нише, у нашего будущего храма уже были возведены стены. И мы сразу же приступили к его обустройству, чтобы можно было совершать службы. Епископ Ириней тогда же открыл приход, на котором по сей день служат священники-преподаватели из нашей семинарии, а учащиеся семинарии участвуют в литургической жизни вместе с прихожанами из числа местных. Верующих очень привлекает красивое и стройное пение хора семинаристов.

Все ежедневные богослужения регулярно проводятся в нашем храме в течение года. В понедельник после вечернего богослужения мы читаем акафист Пресвятой Богородице, после чего беседуем с нашими прихожанами на духовные темы и отвечаем на их вопросы. После каждой Литургии в приходском зале мы устраиваем агапе – добрую трапезу с прихожанами. Мы стараемся, как можем, проявлять участие к верующим.

Кстати, с этого года рядом с церковью находится также приходская библиотека имени старца Никанора Хиландарца, о котором я уже говорил, насчитывающая около 5000 книг. Библиотека доступна для всех прихожан.

– Отец Деян, я знаю, что вы участвуете в замечательном проекте – «Живые слова». Расскажите о нем подробнее.

– «Живые слова» – это авторский проект великого труженика и энтузиаста протоиерея Иоанна Цветковича из Крушеваца. Отец Иоанн – постоянный член миссионерского отдела Священного Синода нашей Церкви. Он пригласил меня, я, с благословения моего епископа, согласился, и мы вместе со священниками Милорадом Мировичем и Предрагом Поповичем приняли участие в реализации этого делания, целью которого было проповедовать слово Божие как можно большему количеству людей, которые проводят все больше и больше времени в интернете и социальных сетях.

Таким образом, исполнилось слово Господа о том, что то, о чем когда-то шептались, теперь проповедуется с крыш. В наших программах на сайте мы проповедуем Слово Божие, говорим о праздниках и святых Церкви, о проблемах нашего общества через призму Евангелия, отвечаем на вопросы верующих, молимся с людьми об их нуждах, приглашаем интересных собеседников. Но мы не хотим быть «онлайн-духовенством», не дай Бог, не хотим стать православными «гуру». Мы просто хотим, чтобы люди понимали: они никогда не будут одиноки, Церковь их никогда не оставит без доброго слова, без утешения, без молитвы.

Мы хотим, чтобы люди понимали: Церковь никогда не оставит их без доброго слова, без утешения, без молитвы

Наш проект и общение через интернет с людьми имели особую ценность в то время, когда мы все сидели на карантине из-за пандемии.

В дополнение к духовным темам, над которыми мы работаем, в проекте «Живые слова» мы также провели несколько конкретных гуманитарных акций по сбору денег для помощи молодому человеку, у которого сгорел дом. Также мы помогаем собирать средства на лечение детей за рубежом.

Почти каждый день мы получаем письма и сообщения, в которых люди благодарят нас и рассказывают, насколько этот проект значим для них и насколько положительно влияет на их жизнь. Для нас это большая радость и в то же время мотивация продолжать работать во славу Бога и на благо наших ближних.

– История с пандемией, конечно, показала, какую роль играет вера в жизни народов сегодня. А какие выводы о духовном состоянии нации на примере тех, с кем пришлось общаться в последние годы, сделали лично вы? Можно ли сказать, что присутствует духовный кризис, отток людей из Церкви, или же, наоборот, отмечается некоторый духовный подъем?

– Я скажу, что духовный кризис напрямую связан с экономическим кризисом. Да-да, это так. В последние десятилетия, особенно до конца ХХ века, Сербия пережила множество невзгод, таких как войны, санкции, бедность, внутренние политические потрясения… Люди в борьбе за выживание очень часто забывают «единственно важное». Годы коммунистического правления оставили свой след, особенно на старших поколениях. Но, слава Богу, все больше и больше молодых людей приобщаются к жизни Церкви не только формально и внешне, но искренне, в поисках своей духовной идентичности, смысла и цели жизни, которых они не могут найти где-то еще. Враг нашего спасения пытается внести искушения и создать камни преткновения между духовенством и верующими. Но, согласно опросам, Церковь, наряду с сербской армией, по-прежнему остается одним из самых уважаемых институтов нашего народа. Голос Церкви слышен!

– Вы поставили духовный кризис в зависимость от экономических проблем страны, и я бы задал вопрос о том, насколько ритм жизни и атмосфера в обществе влияют на духовную жизнь верующего. Сербию обычно характеризуют как страну спокойную, с неспешным ритмом жизни, а людей – как очень доброжелательных.

– Действительно, Бог щедро одарил нашу страну Своими дарами. У нас прекрасный климат, красивая природа, целебные источники, горы, плодородные равнины, виноградники, реки и озера… Наши люди, на протяжении многих поколений воспитывавшиеся на евангельских принципах, отличаются гостеприимством, искренностью и простотой в общении с ближними. Веяния, приходящие к нам с Запада, безусловно, угрожают нарушить эту духовную гармонию в нашем национальном бытии, но пока мы сопротивляемся духу потребления и отчуждения, от которого уже изрядно страдает Европа. Чем больше мы будем придерживаться Православия, тем ближе будем к себе, к своим корням, к своей настоящей идентичности.

– Возможно, именно отход от корней и подлинной идентичности приводит к тому, что сегодня называют «потерей веры». У вас есть рецепт против этого печального явления?

– Утрата веры – это духовная смерть. Вера делает жизнь человека осмысленной. Благодаря вере люди в прошлом совершали великие дела. Как мы можем защитить себя от потери веры? Давайте постоянно уповать на Промысл Божий. Человек обычно теряет веру в Бога во время жизненных искушений, лишений и потерь. И Бог допускает испытание нашей веры, потому что Он верит в нас. Бог верит в человека! Он никогда не допустит страданий больше, чем мы можем вынести. Если Бог попускает нам искушение, Он даст и силы выстоять.

Бог верит в человека! И если Он попускает нам искушение, то даст и силы выстоять

И я искренне верю, что Православная Церковь – это ковчег спасения, сокровищница благодатных даров, необходимых для нашего соединения с Богом. Если бы я так не думал, то бы не был частью Церкви. Когда мне нужно убедить кого-то в том, что Православная Церковь – единственный путь спасения, я просто говорю: «Если бы это было не так, разве я тратил бы время на то, чтобы жить в чем-то, что не может обеспечить мне общение с Богом? Каждый хочет для себя самого лучшего, верно?».

– Интересный взгляд… Если говорить о Сербской Церкви в целом, то, на ваш взгляд, каковы важнейшие события в ее жизни последних лет?

– Самые важные события… Пожалуй, безусловно, ими являются годовщины 800-летия автокефалии Сербской Церкви и 100-летия восстановления Печского Патриархата, а также празднование 1000-летия Охридской архиепископии. В этот юбилейный год при искренней помощи русских братьев было завершено строительство храма-памятника святого Саввы в Белграде. Наша Призренская семинария в этом году отмечает 150-летие своего существования. Такие знаменательные юбилеи наряду с тем, что на престол святого Саввы вступил новый патриарх, Святейший Порфирий, вселяют надежду на то, что наше великое и славное прошлое является хорошей и прочной основой нашего благополучного будущего как народа Божиего.

– Какой главный урок вы извлекли за годы священнического служения?

– Как вы и сказали: служение. Мы, священники, слуги Христа, которые пришли не для того, чтобы служили нам, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих (Мф. 20: 28). Замечательный священник Русской Церкви праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Я священник. Этим все сказано. Я принадлежу не себе, а людям».

– Отче, если паломник из России окажется в ваших краях, какие святыни ему непременно стоит посетить?

– Сербская земля богата ​​великими святынями. Однако каждый паломник из России должен посетить в Нишской епархии, безусловно, удел Богородицы на сербской земле – монастырь Покрова Божией Матери в Джюнисе. Однажды Пречистая явилась здесь благочестивой девушке. Там же существует источник целебной воды как доказательство присутствия Пресвятой Богородицы в этом месте. Здесь находится и монастырь преподобного Романа Джюниского, в котором «похоронено сердце» полковника Раевского (прототип графа Вронского из романа «Анна Каренина» Л. Толстого), а также русская церковь Святой Троицы, построенная на месте смерти Раевского. Вы просто не можете пройти мимо Челе-кули («Лобная башня») в Нише, единственного памятника борьбе за свободу и независимость Сербии от турецкого ига.

– Спаси Христос за замечательное интервью! В завершении задам наш традиционный вопрос: какие слова из Священного Писания воодушевляют и поддерживают вас в трудные минуты жизни?

– Я очень благодарен вам за эту беседу!

Что меня мотивирует и придает силы в трудные моменты моей личной, пастырской и педагогической работы, так это слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: Любишь меня – паси овец моих (ср.: Ин. 21: 15). Из этих слов я черпаю силы. И еще я понял за эти годы, что главным мотивом моего служения должна быть любовь. И любовь всему придает смысл. Она долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13: 4–8).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Басенков
Все статьи Владимир Басенков
Новости Косово
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29