Самым авторитетным источником статистики по внешнему долгу государств является Всемирный банк (ВБ). Конечно, наиболее детальную статистику внешнего долга ВБ готовил и публиковал по крупным должникам. Таковыми всегда были и остаются экономически развитые страны. По данным того же ВБ, на середину 2020 года в топ-10 по величине внешнего долга входили исключительно экономические страны (трлн долл.): США – 21,23; Великобритания – 8,91; Франция – 6,79; Германия – 6,01; Япония – 4,64; Нидерланды – 4,40; Люксембург – 3,98; Ирландия – 2,90; Италия – 2,55; Испания – 2,47.
А вот, например, громадная Индия, относящаяся к группе развивающихся стран, с долгом в 0,56 трлн долл. занимала по внешнему долгу лишь 23 место. Величина ее долга меньше долга крошечного Люксембурга в семь с лишним раз. Конечно, до цифр по внешнему долгу многих малых и мельчайших стран, находящихся за пределами «золотого миллиарда», у ВБ руки не доходили.
Но вот в марте этого года ВБ обнародовал доклад «Статистика международного долга 2021» («International Debt Statistics 2021»), который посвятил исключительно статистике внешнего долга государств, относящихся к группе «стран с низкими и средними доходами» (СНСД). В эту группу попали все развивающиеся страны, а также бывшие социалистические государства и новые государства на постсоветском пространстве. Сюда же включена Китайская Народная Республика. Как отмечается во введении к докладу, статистическая картина охватывает в общей сложности 120 государств. Среди них – Российская Федерация.
Все данные по странам максимально сопоставимы, приведены к общему формату по набору показателей и годам (2009 г. и 2015-2019 гг.). Общий внешний долг всех государств СНСД (на конец года; млрд долл.): 2009 г. – 3,618; 2019 г. – 8,139. Таким образом, за десятилетие долг вырос очень внушительно - в 2,25 раза. Собственно, поэтому Всемирный банк и принялся за глубокое статистическое изучение долга СНСД. Как отмечается во введении, возросшие масштабы внешнего долга указанной группы стран сделали этот долг весомым риском для стабильности всей мировой экономики.
Конечно, на фоне всех двух сотен стран особенно выделяется КНР. В общем рейтинге всех стран мира по величине внешнего долга Китай занимает лишь двенадцатое место (после Канады и перед Швейцарией). А вот в группе СНСД Китай с его долгом в 2,1 трлн. долл. идет с большим отрывом от следующей за ним Бразилии с долгом 0,57 трлн долл. Далее в группе лидеров (топ-10) следующие страны: Индия, Российская Федерация, Мексика, Турция, Индонезия, Аргентина, Южная Африка, Таиланд.
Сейчас хочу сосредоточиться на России. Как видим, она в группе стран СНСД занимает четвертое место по абсолютной величине внешнего долга. На конец 2019 года этот показатель был равен 490,7 млрд долл. Это примерно 6 процентов от величины суммарного внешнего долга всей группы СНСД. Интересно сравнить некоторые относительные показатели внешнего долга России со средними значениями по всей группе СНСД и со значениями некоторых наиболее крупных стран. Таких, как Китай и Индия. См. табл. 1.
Табл. 1. Относительные показатели внешнего долга по всей группе СНСД, а также РФ, КНР и Индии (на конец 2019 года, %)
* всего 200 государств
** ВНД – валовой внутренний доход. Показатель, близкий к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Как видим, по относительным показателям внешнего долга Российская Федерация достаточно близка к средним значениям по всей группе стран с низкими и средними доходами. А вот в сравнении с Китайской Народной Республикой и Индией ее положение с внешним долгом заметно менее благополучное. В частности, относительный уровень расходов на обслуживание внешнего долга (оплату процентов) у России примерно в два раза выше, чем у Китая и Индии.
Конечно, в докладе ВБ можно найти страны, в сравнении с которыми положение России будет выглядеть более выигрышно. Так, например, у Бразилии внешний долг по отношению к ВНД равняется 199%, а расходы по обслуживанию долга по отношению к экспорту составляют 53%. Но, наверное, если мы хотим выйти из нынешнего тяжелого экономического положения, сравнения следует делать с лучшими, а не худшими. У лучших искать опыт, который позволил бы России снизить нагрузку по внешнему долгу.
При изучении материалов доклада я обратил внимание еще на ряд интересных показателей, которые позволяют лучше понять ситуацию с внешним долгом Российской Федерации. Это показатели: 1) перечисления средств по кредитам и займам в страну (disbursements); 2) погашения страной долга (principal repayments); 3) обслуживание страной-должником долга, или уплата процентов по долгу (interest payments). Первая позиция отражает приток финансовых ресурсов в страну. А сумма второй и третьей позиций – отток из страны. Вот как выглядит картина этого двустороннего движения финансовых ресурсов у России (табл. 2).
Табл. 2. Финансовые потоки Российской Федерации в связи с внешними заимствованиями в 2015-2019 гг. (млрд долл.).
Первая позиция «Перечисления средств займов в страну» означает не сумму кредитов и займов, полученных страной (за год), а сумму фактически сделанных денежных перечислений на разные банковские счета. То, что обычно называется «выданные займы и кредиты», - лишь обязательства кредитора. Например, кредит на сумму в 1 миллиард долларов может перечисляться на счета получателя (должника) в течение нескольких лет. В российских источниках позицию disbursements я не встречал. А вот в докладе ВБ представлена статистика именно по денежным перечислениям в рамках внешних заимствований. Сумма полученных Россией денежных средств (disbursements) за пятилетие составила 295,8 млрд долл.
Сумма погашений долгов за пятилетие – 361,6 млрд долл. Сумма платежей по обслуживанию долгов (проценты) – 94,4 млрд долл. Итого Россия за пять лет выплатила кредиторам и заимодавцам сумму, равную 456,0 млрд долл. В итоге имеем суммарное сальдо в размере минус 160,2 млрд долл. Именно таковы потери Российской Федерации за период 2015-2019 гг. в результате того, что она прибегала к внешним заимствованиям. Это эквивалентно примерно половине расходной части годового бюджета РФ.
Я уже многие годы говорю, что финансово-экономический блок правительства РФ искусственно стимулирует наращивание внешнего долга всеми основными секторами экономики. Фактически затягивая Россию в сети колониальной эксплуатации мировыми ростовщиками. Среднегодовые потери страны от внешних заимствований – около 32 млрд долл. И эти цифры не являются какими-то «экспертными оценками». Они с помощью простейших арифметических действий выводятся из авторитетной статистики Всемирного банка!
P.S. Любопытства ради решил на основе статистики ВБ провести аналогичные расчеты по Китаю. Вот, например, картинка по 2019 году.
Перечисление средств по иностранным займам и кредитам в Китай составили 338,2 млрд долл. Расходы на погашение внешних долгов составили 180,6 млрд долл.; еще 35,7 млрд долл. были направлены на обслуживание внешних долгов. Итого расходы на погашение и обслуживание внешних долгов: 216,3 млрд долл. Получается, что сальдо финансовых потоков по внешним заимствованиям у Китая было положительным и составило 121,9 млрд долл. Что ж, Китай в отличие от России с международными ростовщиками в «поддавки» не играет. Да и долговая нагрузка по внешним заимствованиям у него существенно ниже, чем у России (см. табл. 1). Есть чему поучиться у нашего восточного соседа.