Анатолий Софронов: Дон мой…

Бывший СССР 
0
784
Время на чтение 16 минут
Анатолий_Софронов.jpg

110 лет со дня рождения русского советского поэта, драматурга, сценариста, публициста, переводчика, общественного деятеля Анатолия Владимировича Софронова (1911-1990)

Софронов, который более 30 лет провёл на посту главного редактора журнала «Огонёк», успевал много времени уделять творчеству. Его авторству принадлежит множество известных песен и стихов, пьес и киносценариев.

Герой Социалистического Труда (1981). Лауреат двух Сталинских премий в области литературы и искусства (1948, 1949), Государственной премии РСФСР (1973).

Участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен.

Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

«…с именем Анатолия Софронова, – подчеркнул председатель Московской организации Союза писателей России В. И. Гусев на вечере памяти Анатолия Владимировича, прошедшем в ЦДЛ в 2006 году, – неизбежно ассоциируется слово и понятие «русский». Анатолий Софронов был одним из первых в Советском Союзе, кто предвидел грядущую трагедию русского народа, народа-интернационалиста в лучшем смысле этого слова».

* * *

Уроженец Минска, донской казак по происхождению, свои детство и юность Анатолий Владимирович провёл в станице Усють-Медведицкой (ныне – город Серафимович), а затем, до 1921 года, в Новочеркасске. С 1921 года Софронов в Ростове-на-Дону, где он жил, учился и работал до начала Великой Отечественной войны.

Из «Автобиографии»:

«Донские степи, необозримые их просторы, станицы и хутора, бурная история казачества – все это дорого и близко, как дорог нам «Тихий Дон» Шолохова, его «Поднятая целина», соединившие в одно целое литературу и жизнь»

Всю жизнь, до последнего своего часа, Софронов гордился тем, что семнадцатилетним парнишкой пришёл на завод «Сельмашстрой». Так назывался тогда будущий гигант Отечественного сельхозяйственного машиностроения «Ростсельмаш», который ещё только строился, и Анатолий, вместе со всеми, участвовал в этой стройке, участвовал в сборке первых советских комбайнов. Софронов около шести лет работал здесь слесарем, фрезеровщиком. Получил серебряный значок «Лучшему ударнику Ростсельмаша». Вспоминая те годы, Анатолий Владимирович, с благодарностью писал, что «Ростсельмаш» стал для него «хорошей школой жизни».

Здесь, в заводской многотиражке «Сельмашстроевец», на страницах которой в 1929 году появились его первые стихи, очерки и заметки, проходило становление Софронова как поэта и журналиста.

А путёвку в большую литературу, как вспоминала вдова поэта Эвелина Софронова, Анатолию Владимировичу дал Алексей Максимович Горький, побывавший в те годы на заводе. После его благословления свой литературный путь рабочий-фрезеровщик завода «Сельмашстрой» Софронов начал со стихов о станках.

* * *

В 1930 году на литературном вечере в Ростове-на-Дону Софронов впервые встретился с Михаилом Александровичем Шолоховым. Он уговорил молодого человека продолжать развивать своё литературное творчество. В 1931 Софронов поступил на вечернее отделение литературного факультета Ростовского педагогического института (РГПИ), который окончил в 1937 году.

Летом 1938 года, когда по заказу Ростовской студии кинохроники принимал участие в съемках документального фильма о Шолохове, Софронов близко с ним познакомился. Позже он неоднократно бывал в Вёшенской, дружил с Шолоховым.

…В 1934 Анатолий Софронов как посланец рабочей литературной смены участвовал в Первом съезде советских писателей, где вновь встретился и ближе познакомился с Горьким.

В этом же году в Ростовском книжном издательстве вышла первая книга стихов Софронова «Солнечные дни». Начинающего поэта приняли в Союз писателей СССР

Из «Автобиографии»:

«Маяковский олицетворял собой новую Россию – разрушающую и созидающую, гневную и радостную, – вспоминал об этом времени Анатолий Владимирович. – Для нас он был знаменем новой жизни, и мы шли за ним. Стихи его не заучивали, их вдыхали – одним глотком, как воздух. В ту пору я работал на заводе «Ростсельмаш». Здесь была создана литературная группа. Писали мы о том, что видели, что строили и чем жили. Мы многого тогда ещё не знали и не разбирались в тонкостях поэтических направлений, но кто такой Маяковский мы хорошо знали. Мы следовали за ним, подражали ему. Писали плакаты и сочиняли лозунги, которые развешивали в заводской проходной, в цехах, над станками. Нам хотелось работать как Маяковский. И жить, как он!».

* * *

Великую Отечественную войну Софронов прошёл в звании «писатель армейской газеты». С первых её дней находился на Западном фронте: работал в армейской газете «К победе!» 19-й армии И.Конева.

В конце августа по заданию редакции Софронов выехал в Москву в типографию «Красной звезды», попал под бомбёжку, был тяжело ранен, оказался сначала в московском, затем в приволжском госпитале и был признан негодным к строевой службе.

Большинство же воинов 19-й армии, почти все сотрудники редакции её газеты погибли в окружении под Вязьмой.

Софронов вновь отправился на фронт. С осени 1942 года и до конца Великой Отечественной он был специальным корреспондентом газеты «Известия».

Одной из самых памятных стала его командировка в брянские леса к партизанам – после этого появились знаменитая песня «Шумел сурово брянский лес»:

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли на битву партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми,

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет.

Летят советские гранаты.

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

(1942)

Из «Автобиографии»:

«Кроме работы в газете, – вспоминал Анатолий Владимирович, – писал стихи и песни. Бывал на многих фронтах. 6 нояб. 1942 перелетел линию фронта и оказался в Суземском районе Брянщины у брянских партизан. Там впервые спел в партизанской землянке дорогую для меня песню, написанную с композитором Сигизмундом Кацем «Шумел сурово брянский лес»».

Теперь эта песня – гимн Брянской области.

«…до нашей армии, преодолев все расстояния, дошли две замечательные песни Софронова «Шумел сурово брянский лес», «Ростов-город», – вспоминал писатель Виталий Закруткин. – Мне много раз доводилось слушать, как задушевно поют эти песни уставшие от боев солдаты, как на лесных полянах, на горных перевалах Главного Кавказского хребра, на маршах и на отдыхе повторяют они под баян или гитару слова полюбившихся им песен…».

…Среди лучших стихотворений Анатолий Софронова о войне – «Бессмертник»:

Спустился на степь предвечерний покой,

Багряное солнце за тучами меркнет…

Растет на кургане над Доном-рекой

Суровый цветок — бессмертник.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

С ним рядом на гребне кургана лежит

Казак молодой, белозубый,

И кровь его темною струйкой бежит

Со лба на холодные губы.

Хотел ухватиться за сизый ковыль

Казак перед самою смертью,

Да все было смято, развеяно в пыль,

Один лишь остался бессмертник.

С ним рядом казак на полоске земли

С разбитым лежит пулеметом;

И он не ушел, и они не ушли —

Полроты фашистской пехоты.

Чтоб смерть мог казак молодой пережить

И в памяти вечной был светел,

Остался бессмертник его сторожить —

Суровой победы свидетель.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сбиваемый ветром.

* * *

14 февраля 1943 года, когда от фашистских захватчиков был освобождён Ростов-на-Дону, в штабе Южного фронта произошла судьбоносная для Софронова встреча с драматургом Александром Корнейчуком, которому он показал свои первые драматургические произведения.

В 1948 году Софронов удостоился Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе», которая шла в театре имени Моссовета.

Из «Автобиографии»:

«После войны, в 1945 году, написал первую свою пьесу «В одном городе». Никогда не предполагал того великого ощущения радости творчества, которое я испытал, услышав наконец пьесу со сцены… Я понял, что драматургия -это такая властная сила, что уйти от неё невозможно».

В 1949 году Анатолий Владимирович вновь удостоился Сталинской премии, но уже первой степени, за пьесу «Московский характер», поставленную в Малом театре.

Софронов – автор более 40 пьес: «Карьера Бекетова» (1948), «В наши дни» (1952), «Сердце не прощает» (1954), «Деньги» (1955), «Человек в отставке» (1956), «Стряпуха» (1957-1958), «Миллион за улыбку» (1958), «Стряпуха замужем» (1961), «Судьба-индейка», «Берегите живых сыновей» (обе – 1963), «Павлина» (1964), «Не верьте мужчинам!», «Лабиринт» (обе – 1968), «Цемесская бухта», «Наследство» (обе – 1969), «Странный доктор» (1970), «Ураган» (1972), «Старым казачьим способом», «Власть» (обе – 1974), «Песня жизни», «Гиганты» (обе – 1976), «Земное притяжение» (1977), «Стряпуха-бабушка» (1978), «Срок давности» (1981), «Катаракта» (1982), «Операция на сердце» (1984) … Эти и другие постановки на сценах театров нашей страны принесли Софронову широкую известность.

По его сценариям снимали кино. Особо нравилась советскому зрителю кинокомедия «Стряпуха». Главную роль в ней сыграла Светлана Светличная.

* * *

В 1953-1986 годах Софронов – главный редактор популярного советского журнала-еженедельника «Огонёк».

Он сумел сплотить вокруг него основные творческие силы страны. Он сумел сделать этот журнал школой просвещения и мобилизации советских людей на ратный, созидательный труд. Старшее поколение страны ещё помнит прижизненные вечера Софронова – переполненные залы и очереди на подписку «Огонька».

Именно при Софронове в «Огоньке» впервые регулярно появлялись репродукции картин из золотого собрания Третьяковской галереи. Бережно вырезанные из журнала, они украшали дома многих советских людей. Так Софронов популяризировал русскую живопись.

В апреле-июне 1954 года именно в «Огоньке» у Софронова начинается публикация второй книги «Поднятой целины» Шолохова. Отношения у Софронова с Шолоховым в это время более чем коротки.

Первая же книга романа, как известно, была опубликована в начале 1930-х в «Новом мире». Но теперь Твардовский медлил публиковать у себя вторую книгу «Поднятой целины». Из-за этого Михаил Александрович даже вышел из редколлегии «Нового мира».

В 1970-е, после получения Шолоховым Нобелевской премии (1965), начинается расцвет «шолоховедения» в СССР. И немалая заслуга здесь Софронова. Именно при нём в «Огоньке» регулярно публикуются К. Прийма, В. Закруткин, П. Лебеденко и другие талантливые советские «шолоховеды», многие из которых были с Дона.

«…Софронов был одним из близких друзей Шолохова, образ которого не раз возникал в его стихах и поэмах; он много сделал для того, чтобы до читателей доходила правда о Шолохове и его книгах, – пишет литературовед П.В.Бекедин. – В статьях и очерках Софронов о Шолохове («Бессмертник. Эпопея народной жизни», 1957; «Шолоховское», 1958; «Годы прощаний и встреч», «После «Поднятой целины»», обе – 1960; «Над бесценными рукописями «Тихого Дона»», 1961; «Волны «Тихого Дона»», 1964; «В гостях у Шолохова», 1972; «У Лебяжьего яра», 1973; «Пора сенокоса», «Дон тихий…», обе – 1974; «Вешенская в цвету», 1975; «Орлиный полёт», 1983 и «Вечной памяти Михаила Шолохова», 1984), которые объединены общим названием «Шолоховское» (позже: «Годы прощаний и встреч»), содержится так много ценного в биографическом и историко-литературном плане, что они занимают особое место в литературе, посвященной жизни и творчеству Шолохова. В творчестве Софронова, начиная с 1930-х, всегда присутствовал «шолоховский» элемент, не сводимый, разумеется, лишь к донскому, казачьему колориту. Софронов, состоявший в переписке с создателем «Тихого Дона» (см.: Шолохов М.А. Письма. М., 2003), стал автором вступительной статьи к фотоальбому «Шолохов» (М., 1985; автор-сост. Э.С.Софронова, супруга Софронова), изданному к 80-летию со дня рождения М.А.Шолохова».

Заслугой Софронова стал активный выпуск литературных приложений к «Огоньку», его знаменитой «Библиотечки», где публиковались рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи. «Библиотечка» стала «важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны».

* * *

Особого разговора заслуживают песни на стихи Анатолия Софронова. В советские годы его песни только о главном – лирические, патриотические – пела вся страна. Они вошли в репертуар знаменитых ансамблей. Телевидение и радио скрашивали ими наш досуг. Они звучали в каждом доме, сопровождали людей и в радости, и в печали. Зная слова песен, их пели в семьях во время застолий.

Названия песен можно перечислять и перечислять: «Как у дуба старого», «Цветут сады зелёные», «Ростов-Дон», «Споём, товарищи», «Пять пуль», «Краснотал», «Казачья круговая», «Голубое донышко», «Под клёнами», «Через мост», «Три внука», «Да здравствует юность», «Дай руку, товарищ далёкий», «Расцвела сирень», «По-за Днепром», «От Волги до Дона», «Дон мой», «При долине куст калины», «Матросское сердце», «Курская дуга», «Склонилась ивушка», «Любовь с полынной горечью», «Любовь, как лодочка», «Ах, эта красная рябина», «Где-то ветер стучит проводами по кровле», «Твой солдат», «Любовь моя, моя Россия»…

«Песни его – это, вообще, драгоценный пласт, – писал земляк-ростовчанин, собрат Анатолия Софронова по перу Анатолий Калинин. – И казачество, в том числе, и в первую очередь донское, должно быть благодарно ему за то, что он первым, как говорится, за плугом шёл, распахивая эту тему, за чепиги этого плуга держался».

* * *

«…В песнях на стихи Софронова, – отмечает певец Геннадий Каменный, – присутствует патриотизм, лиричность, человечность и какая-то нежность».

Наверное, именно поэтому до сих пор многие из его песен не забыты. Несмотря на торжество попсы, они звучат в эфире радиостанций, передаются по телевидению, живут в наших городах и деревнях.

Песни «Ах, эта красная рябина» (её пели многие, но страна запомнила эту песню именно в исполнении Нани Брегвадзе!), написанная Анатолием Софроновым в содружестве с композитором Семёном Заславским и исполненная Нани Брегвадзе, а также «Твой солдат», написанная в содружестве с композитором Вадимом Гамалеей и исполненная Юрием Богатиковым вошли в «1000 лучших песен России» (1997 – 2007).

Песня «Ростов-город, Ростов-Дон» (музыка Матвея Блантера), написанная в 1941 году, стала гимном Ростова-на-Дону:

Мы жили в этом городе,

Дружили в этом городе,

Ходили в этом городе гулять.

Как шли мы с разговорами,

С гитарой, с переборами,

Любили мы подружкам напевать:

Припев

Ростов-город, Ростов-Дон,

Синий звёздный небосклон,

Улица Садовая,

Скамеечка кленовая,

Ростов-город, Ростов-Дон.

Пришла война суровая,

Зажгла огни багровые,

Хлебнули мы свинцового дождя.

И, оставляя город наш,

Любимый, светлый город наш

Мы в сердце уносили, уходя…

Припев

Но вот вернулись снова мы,

Давя врага подковами,

Сметая каски вместе с головой.

Наш город – слава новая,

Наш город – жизнь суровая,

Идем мы вновь знакомой

мостовой.

Припев

…Удивительное дело – песни Софронова поёт и нынешнее поколение! А у старшего поколения и от воспоминаний, и от переживаний, и от радости, что песни поют и ныне, наворачивались слёзы на глаза.

Когда звучат песни на слова Анатолия Софронова, нередко, правда, можно слышать нынче:

– Чьи слова?

– Народные!

Так, не только слушатели, но и многие профессиональные и народные исполнители не подозревают, что популярная «народная казачья» песня «Шёл казак на побывку весной…» («Казак») появилась на свет после Великой Отечественной, в 1946 году, стихи написал Анатолий Софронов («Через мост»), а музыку Михаил Фрадкин.

Как и полагается песням выдающегося мастера, они живут уже своей жизнью.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
Все статьи Николай Головкин
Бывший СССР
Советский блицкриг
К 85-летию начала боёв на Халхин-Голе
10.05.2024
День памяти Благоверного Царя Феодора Алексеевича
Сегодня мы также вспоминаем русских художников А.П.Рябушкина и М.Ф.Ларионова, Героя Советского Союза В.Д.Соколовского и философа А.А.Зиновьева
10.05.2024
День Победы на Светлой Седмице – добрый знак
Вся фашистская нечисть будет смыта очистительными волнами Специальной военной операции
09.05.2024
День Победы в Великой Отечественной войне
Сегодня мы вспоминаем ботаника Г.Ф.Морозова, дирижера Н.П.Осипова, Героев Советского Союза Я.А.Романова, В.М.Горбаня, В.Т.Алисейко, В.С.Антонова, В.А.Богданенко, энтомолога С.И.Малышева и историка А.Г.Кузьмина
09.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
10.05.2024 19:52
Аресты не изменят коррупционной системы
Новый комментарий от Могилев на Днепре
10.05.2024 19:33
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 19:04
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
10.05.2024 19:03
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
10.05.2024 18:57
Вот такая она нынче «прекрасная Франция»
Новый комментарий от ГОЛУБКОВА
10.05.2024 17:59