110 лет со дня рождения русского советского поэта, драматурга, сценариста, публициста, переводчика, общественного деятеля Анатолия Владимировича Софронова (1911-1990)
Софронов, который более 30 лет провёл на посту главного редактора журнала «Огонёк», успевал много времени уделять творчеству. Его авторству принадлежит множество известных песен и стихов, пьес и киносценариев.
Герой Социалистического Труда (1981). Лауреат двух Сталинских премий в области литературы и искусства (1948, 1949), Государственной премии РСФСР (1973).
Участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен.
Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
«…с именем Анатолия Софронова, – подчеркнул председатель Московской организации Союза писателей России В. И. Гусев на вечере памяти Анатолия Владимировича, прошедшем в ЦДЛ в 2006 году, – неизбежно ассоциируется слово и понятие «русский». Анатолий Софронов был одним из первых в Советском Союзе, кто предвидел грядущую трагедию русского народа, народа-интернационалиста в лучшем смысле этого слова».
* * *
Уроженец Минска, донской казак по происхождению, свои детство и юность Анатолий Владимирович провёл в станице Усють-Медведицкой (ныне – город Серафимович), а затем, до 1921 года, в Новочеркасске. С 1921 года Софронов в Ростове-на-Дону, где он жил, учился и работал до начала Великой Отечественной войны.
Из «Автобиографии»:
«Донские степи, необозримые их просторы, станицы и хутора, бурная история казачества – все это дорого и близко, как дорог нам «Тихий Дон» Шолохова, его «Поднятая целина», соединившие в одно целое литературу и жизнь»
Всю жизнь, до последнего своего часа, Софронов гордился тем, что семнадцатилетним парнишкой пришёл на завод «Сельмашстрой». Так назывался тогда будущий гигант Отечественного сельхозяйственного машиностроения «Ростсельмаш», который ещё только строился, и Анатолий, вместе со всеми, участвовал в этой стройке, участвовал в сборке первых советских комбайнов. Софронов около шести лет работал здесь слесарем, фрезеровщиком. Получил серебряный значок «Лучшему ударнику Ростсельмаша». Вспоминая те годы, Анатолий Владимирович, с благодарностью писал, что «Ростсельмаш» стал для него «хорошей школой жизни».
Здесь, в заводской многотиражке «Сельмашстроевец», на страницах которой в 1929 году появились его первые стихи, очерки и заметки, проходило становление Софронова как поэта и журналиста.
А путёвку в большую литературу, как вспоминала вдова поэта Эвелина Софронова, Анатолию Владимировичу дал Алексей Максимович Горький, побывавший в те годы на заводе. После его благословления свой литературный путь рабочий-фрезеровщик завода «Сельмашстрой» Софронов начал со стихов о станках.
* * *
В 1930 году на литературном вечере в Ростове-на-Дону Софронов впервые встретился с Михаилом Александровичем Шолоховым. Он уговорил молодого человека продолжать развивать своё литературное творчество. В 1931 Софронов поступил на вечернее отделение литературного факультета Ростовского педагогического института (РГПИ), который окончил в 1937 году.
Летом 1938 года, когда по заказу Ростовской студии кинохроники принимал участие в съемках документального фильма о Шолохове, Софронов близко с ним познакомился. Позже он неоднократно бывал в Вёшенской, дружил с Шолоховым.
…В 1934 Анатолий Софронов как посланец рабочей литературной смены участвовал в Первом съезде советских писателей, где вновь встретился и ближе познакомился с Горьким.
В этом же году в Ростовском книжном издательстве вышла первая книга стихов Софронова «Солнечные дни». Начинающего поэта приняли в Союз писателей СССР
Из «Автобиографии»:
«Маяковский олицетворял собой новую Россию – разрушающую и созидающую, гневную и радостную, – вспоминал об этом времени Анатолий Владимирович. – Для нас он был знаменем новой жизни, и мы шли за ним. Стихи его не заучивали, их вдыхали – одним глотком, как воздух. В ту пору я работал на заводе «Ростсельмаш». Здесь была создана литературная группа. Писали мы о том, что видели, что строили и чем жили. Мы многого тогда ещё не знали и не разбирались в тонкостях поэтических направлений, но кто такой Маяковский мы хорошо знали. Мы следовали за ним, подражали ему. Писали плакаты и сочиняли лозунги, которые развешивали в заводской проходной, в цехах, над станками. Нам хотелось работать как Маяковский. И жить, как он!».
* * *
Великую Отечественную войну Софронов прошёл в звании «писатель армейской газеты». С первых её дней находился на Западном фронте: работал в армейской газете «К победе!» 19-й армии И.Конева.
В конце августа по заданию редакции Софронов выехал в Москву в типографию «Красной звезды», попал под бомбёжку, был тяжело ранен, оказался сначала в московском, затем в приволжском госпитале и был признан негодным к строевой службе.
Большинство же воинов 19-й армии, почти все сотрудники редакции её газеты погибли в окружении под Вязьмой.
Софронов вновь отправился на фронт. С осени 1942 года и до конца Великой Отечественной он был специальным корреспондентом газеты «Известия».
Одной из самых памятных стала его командировка в брянские леса к партизанам – после этого появились знаменитая песня «Шумел сурово брянский лес»:
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли на битву партизаны.
Тропою тайной меж берез
Спешили дебрями густыми,
И каждый за плечами нес
Винтовку с пулями литыми.
В лесах врагам спасенья нет.
Летят советские гранаты.
И командир кричит им вслед:
«Громи захватчиков, ребята!
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.
(1942)
Из «Автобиографии»:
«Кроме работы в газете, – вспоминал Анатолий Владимирович, – писал стихи и песни. Бывал на многих фронтах. 6 нояб. 1942 перелетел линию фронта и оказался в Суземском районе Брянщины у брянских партизан. Там впервые спел в партизанской землянке дорогую для меня песню, написанную с композитором Сигизмундом Кацем «Шумел сурово брянский лес»».
Теперь эта песня – гимн Брянской области.
«…до нашей армии, преодолев все расстояния, дошли две замечательные песни Софронова «Шумел сурово брянский лес», «Ростов-город», – вспоминал писатель Виталий Закруткин. – Мне много раз доводилось слушать, как задушевно поют эти песни уставшие от боев солдаты, как на лесных полянах, на горных перевалах Главного Кавказского хребра, на маршах и на отдыхе повторяют они под баян или гитару слова полюбившихся им песен…».
…Среди лучших стихотворений Анатолий Софронова о войне – «Бессмертник»:
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет…
Растет на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок — бессмертник.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета…
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
С ним рядом на гребне кургана лежит
Казак молодой, белозубый,
И кровь его темною струйкой бежит
Со лба на холодные губы.
Хотел ухватиться за сизый ковыль
Казак перед самою смертью,
Да все было смято, развеяно в пыль,
Один лишь остался бессмертник.
С ним рядом казак на полоске земли
С разбитым лежит пулеметом;
И он не ушел, и они не ушли —
Полроты фашистской пехоты.
Чтоб смерть мог казак молодой пережить
И в памяти вечной был светел,
Остался бессмертник его сторожить —
Суровой победы свидетель.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета…
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сбиваемый ветром.
* * *
14 февраля 1943 года, когда от фашистских захватчиков был освобождён Ростов-на-Дону, в штабе Южного фронта произошла судьбоносная для Софронова встреча с драматургом Александром Корнейчуком, которому он показал свои первые драматургические произведения.
В 1948 году Софронов удостоился Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе», которая шла в театре имени Моссовета.
Из «Автобиографии»:
«После войны, в 1945 году, написал первую свою пьесу «В одном городе». Никогда не предполагал того великого ощущения радости творчества, которое я испытал, услышав наконец пьесу со сцены… Я понял, что драматургия -это такая властная сила, что уйти от неё невозможно».
В 1949 году Анатолий Владимирович вновь удостоился Сталинской премии, но уже первой степени, за пьесу «Московский характер», поставленную в Малом театре.
Софронов – автор более 40 пьес: «Карьера Бекетова» (1948), «В наши дни» (1952), «Сердце не прощает» (1954), «Деньги» (1955), «Человек в отставке» (1956), «Стряпуха» (1957-1958), «Миллион за улыбку» (1958), «Стряпуха замужем» (1961), «Судьба-индейка», «Берегите живых сыновей» (обе – 1963), «Павлина» (1964), «Не верьте мужчинам!», «Лабиринт» (обе – 1968), «Цемесская бухта», «Наследство» (обе – 1969), «Странный доктор» (1970), «Ураган» (1972), «Старым казачьим способом», «Власть» (обе – 1974), «Песня жизни», «Гиганты» (обе – 1976), «Земное притяжение» (1977), «Стряпуха-бабушка» (1978), «Срок давности» (1981), «Катаракта» (1982), «Операция на сердце» (1984) … Эти и другие постановки на сценах театров нашей страны принесли Софронову широкую известность.
По его сценариям снимали кино. Особо нравилась советскому зрителю кинокомедия «Стряпуха». Главную роль в ней сыграла Светлана Светличная.
* * *
В 1953-1986 годах Софронов – главный редактор популярного советского журнала-еженедельника «Огонёк».
Он сумел сплотить вокруг него основные творческие силы страны. Он сумел сделать этот журнал школой просвещения и мобилизации советских людей на ратный, созидательный труд. Старшее поколение страны ещё помнит прижизненные вечера Софронова – переполненные залы и очереди на подписку «Огонька».
Именно при Софронове в «Огоньке» впервые регулярно появлялись репродукции картин из золотого собрания Третьяковской галереи. Бережно вырезанные из журнала, они украшали дома многих советских людей. Так Софронов популяризировал русскую живопись.
В апреле-июне 1954 года именно в «Огоньке» у Софронова начинается публикация второй книги «Поднятой целины» Шолохова. Отношения у Софронова с Шолоховым в это время более чем коротки.
Первая же книга романа, как известно, была опубликована в начале 1930-х в «Новом мире». Но теперь Твардовский медлил публиковать у себя вторую книгу «Поднятой целины». Из-за этого Михаил Александрович даже вышел из редколлегии «Нового мира».
В 1970-е, после получения Шолоховым Нобелевской премии (1965), начинается расцвет «шолоховедения» в СССР. И немалая заслуга здесь Софронова. Именно при нём в «Огоньке» регулярно публикуются К. Прийма, В. Закруткин, П. Лебеденко и другие талантливые советские «шолоховеды», многие из которых были с Дона.
«…Софронов был одним из близких друзей Шолохова, образ которого не раз возникал в его стихах и поэмах; он много сделал для того, чтобы до читателей доходила правда о Шолохове и его книгах, – пишет литературовед П.В.Бекедин. – В статьях и очерках Софронов о Шолохове («Бессмертник. Эпопея народной жизни», 1957; «Шолоховское», 1958; «Годы прощаний и встреч», «После «Поднятой целины»», обе – 1960; «Над бесценными рукописями «Тихого Дона»», 1961; «Волны «Тихого Дона»», 1964; «В гостях у Шолохова», 1972; «У Лебяжьего яра», 1973; «Пора сенокоса», «Дон тихий…», обе – 1974; «Вешенская в цвету», 1975; «Орлиный полёт», 1983 и «Вечной памяти Михаила Шолохова», 1984), которые объединены общим названием «Шолоховское» (позже: «Годы прощаний и встреч»), содержится так много ценного в биографическом и историко-литературном плане, что они занимают особое место в литературе, посвященной жизни и творчеству Шолохова. В творчестве Софронова, начиная с 1930-х, всегда присутствовал «шолоховский» элемент, не сводимый, разумеется, лишь к донскому, казачьему колориту. Софронов, состоявший в переписке с создателем «Тихого Дона» (см.: Шолохов М.А. Письма. М., 2003), стал автором вступительной статьи к фотоальбому «Шолохов» (М., 1985; автор-сост. Э.С.Софронова, супруга Софронова), изданному к 80-летию со дня рождения М.А.Шолохова».
Заслугой Софронова стал активный выпуск литературных приложений к «Огоньку», его знаменитой «Библиотечки», где публиковались рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи. «Библиотечка» стала «важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны».
* * *
Особого разговора заслуживают песни на стихи Анатолия Софронова. В советские годы его песни только о главном – лирические, патриотические – пела вся страна. Они вошли в репертуар знаменитых ансамблей. Телевидение и радио скрашивали ими наш досуг. Они звучали в каждом доме, сопровождали людей и в радости, и в печали. Зная слова песен, их пели в семьях во время застолий.
Названия песен можно перечислять и перечислять: «Как у дуба старого», «Цветут сады зелёные», «Ростов-Дон», «Споём, товарищи», «Пять пуль», «Краснотал», «Казачья круговая», «Голубое донышко», «Под клёнами», «Через мост», «Три внука», «Да здравствует юность», «Дай руку, товарищ далёкий», «Расцвела сирень», «По-за Днепром», «От Волги до Дона», «Дон мой», «При долине куст калины», «Матросское сердце», «Курская дуга», «Склонилась ивушка», «Любовь с полынной горечью», «Любовь, как лодочка», «Ах, эта красная рябина», «Где-то ветер стучит проводами по кровле», «Твой солдат», «Любовь моя, моя Россия»…
«Песни его – это, вообще, драгоценный пласт, – писал земляк-ростовчанин, собрат Анатолия Софронова по перу Анатолий Калинин. – И казачество, в том числе, и в первую очередь донское, должно быть благодарно ему за то, что он первым, как говорится, за плугом шёл, распахивая эту тему, за чепиги этого плуга держался».
* * *
«…В песнях на стихи Софронова, – отмечает певец Геннадий Каменный, – присутствует патриотизм, лиричность, человечность и какая-то нежность».
Наверное, именно поэтому до сих пор многие из его песен не забыты. Несмотря на торжество попсы, они звучат в эфире радиостанций, передаются по телевидению, живут в наших городах и деревнях.
Песни «Ах, эта красная рябина» (её пели многие, но страна запомнила эту песню именно в исполнении Нани Брегвадзе!), написанная Анатолием Софроновым в содружестве с композитором Семёном Заславским и исполненная Нани Брегвадзе, а также «Твой солдат», написанная в содружестве с композитором Вадимом Гамалеей и исполненная Юрием Богатиковым вошли в «1000 лучших песен России» (1997 – 2007).
Песня «Ростов-город, Ростов-Дон» (музыка Матвея Блантера), написанная в 1941 году, стала гимном Ростова-на-Дону:
Мы жили в этом городе,
Дружили в этом городе,
Ходили в этом городе гулять.
Как шли мы с разговорами,
С гитарой, с переборами,
Любили мы подружкам напевать:
Припев
Ростов-город, Ростов-Дон,
Синий звёздный небосклон,
Улица Садовая,
Скамеечка кленовая,
Ростов-город, Ростов-Дон.
Пришла война суровая,
Зажгла огни багровые,
Хлебнули мы свинцового дождя.
И, оставляя город наш,
Любимый, светлый город наш
Мы в сердце уносили, уходя…
Припев
Но вот вернулись снова мы,
Давя врага подковами,
Сметая каски вместе с головой.
Наш город – слава новая,
Наш город – жизнь суровая,
Идем мы вновь знакомой
мостовой.
Припев
…Удивительное дело – песни Софронова поёт и нынешнее поколение! А у старшего поколения и от воспоминаний, и от переживаний, и от радости, что песни поют и ныне, наворачивались слёзы на глаза.
Когда звучат песни на слова Анатолия Софронова, нередко, правда, можно слышать нынче:
– Чьи слова?
– Народные!
Так, не только слушатели, но и многие профессиональные и народные исполнители не подозревают, что популярная «народная казачья» песня «Шёл казак на побывку весной…» («Казак») появилась на свет после Великой Отечественной, в 1946 году, стихи написал Анатолий Софронов («Через мост»), а музыку Михаил Фрадкин.
Как и полагается песням выдающегося мастера, они живут уже своей жизнью.