Ровно год назад, 26 февраля 2020 г., в столице Иордании Аммане состоялось совещание предстоятелей и делегаций шести поместных Православных Церквей.
В итоговом пресс-релизе «Диалог и единство» отмечена необходимость единства и примирения в православном мире, заявлено о "надвигающейся опасности раскола в нашем православном сообществе".
Представители поместных Церквей "согласились, что вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным Церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса". Отдельно отмечено, что всеправославный диалог необходим по церковной ситуации на Украине.
Участники Амманского совещания заявили о намерении встретиться вновь до конца года и пригласили к диалогу патриарха Варфоломея.
Попробуем спустя год сделать некоторые выводы:
1. Само проведение Амманской встречи без Константинопольского патриарха и без его санкции стало вызовом для Фанара и показало возможность альтернативной платформы межправославного взаимодействия. Прежний формат всеправославной соборности, запущенный на Родосе в 1961 году, завершился критским фиаско 2016 года, которое одновременно полностью обнажило намерения Фанара установить диктат в православном мире, что неприемлемо почти для всех Церквей.
2. Проблема коронавируса, вспыхнувшая вскоре после Амманского совещания, привела к тому, что новый формат взаимодействия не получил продолжения в 2020 году. При этом не только не проводились какие-либо новые встречи, но даже в официальной и неофициальной риторике представителей поместных Церквей повестка Амманского совещания почти не находила отражения. Признание украинских раскольников архиепископом Кипрским Хризостомом показало, что Амманское совещание не стало непреодолимым препятствием для продвижения раскола, хотя, безусловно, консенсус шести поместных Церквей стал фактором, сдерживающим профанариотские силы.
3. Вместе с тем, обращение патриарха Иерусалимского Феофила от 24 февраля 2021 г. с призывом к продолжению Амманского формата, последовательная позиция Русской Православной Церкви о необходимости решения проблем на соборной основе показывают, что Амманская платформа перспективна. Большое значение имеет не только сама возможная новая встреча, но также:
1) не одно лишь обсуждение проблем, но и принятие определённых твёрдых и конкретных решений; просто обсуждать что-либо, без принятия решений, видимо, не имеет большого смысла;
2) вовлечение новых участников, особенно Антиохийской, Болгарской, Грузинской, Албанской Церквей; это усилит легитимность Амманского формата в общеправославном масштабе; соответствующим образом может быть расширена тематическая повестка, в которой следует уделить внимание не только украинскому вопросу и проблемам Сербской Православной Церкви, как это было на совещании в Аммане;
3) место каждой новой встречи не обязательно должно находиться на канонической территории Иерусалимского патриархата: собираться можно (и нужно) и на территории других Церквей - участниц Амманского процесса, в том числе в России.
4. Представляется целесообразным расширение направлений реализации Амманского формата. Встречи предстоятелей и иерархов очень важны, но это довольно редкие и сложные в организации события. Возможно, следовало бы проводить тематические межправославные конференции и круглые столы (можно даже в онлайн-формате, для которого коронавирус не помеха), выпускать книги и богословские статьи, даже создать отдельный межправославный информационный ресурс Амманского формата (кстати, подобные профанарские сайты существуют в рамках поддержки повестки Критского собора).