Портрет старицы Досифеи

0
601
Время на чтение 8 минут

17 февраля Святая Православная Церковь празднует день памяти старицы московского Ивановского монастыря Досифеи, которая была продолжательницей традиции «умного делания» преподобного Паисия (Величковского) и была почитаема современниками за дар молитвы, духовную опытность и рассудительность.

Монахиня Досифея. Портрет неизвестного художника. Нач. XIX в. Оригинал утрачен

Очень часто святого мы воспринимаем сердцем, чувствуя его молитвенную помощь и заступление, но нередко образ святого, запечатленный на фотографии или живописном портрете, раскрывает перед нами живые черты его характера, делая его ближе и как будто роднее.

В этой связи вспоминается портрет преподобного оптинского старца Амвросия, полулежащего на подушечках, с любовью выполненный его духовным чадом отцом Даниилом (Болотовым). Старец как будто ожидает кого-то на исповедь, безмолвно произнося слова молитвы и перебирая монашеские четки. Темный фон, отсутствие лишних деталей только сильнее оттеняет его проникновенный глубокий взгляд, который обращен в самое сердце и располагает к покаянию и молитве…

Считается, что инокиня Ивановского монастыря Досифея была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от законного, но неравного брака с А.Г. Разумовским. «Таинственную» инокиню долгое время вообще никто не видел. Автор первого описания Ивановского монастыря И.М. Снегирёв писал, что в 1785 году, по секретному повелению императрицы Екатерины II, в обитель была прислана «одна женщина не старых лет, по-видимому, знатного происхождения. Неизвестно, какое было ее в свете значение, какое имя и фамилия…» [1]

Монахиня Досифея жила очень уединенно, к ней допускалась только игумения, духовник и келейница. Ивановская затворница «жила в одноэтажных каменных кельях, примыкавших к восточной части ограды монастыря, близ покоев игуменьи <…>. Все ее помещение составляли две уютные низменные комнатки под сводами и прихожая для келейницы; их нагревала изращатая печь с лежанкою. Окна обращены были на монастырь. На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства; стол она имела хороший. Иногда на имя ее присылались к игумении от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла более на украшение церкви, на пособие бедным и на подаяние нищим. К окошкам ее, задернутым занавесками, иногда любопытство и молва привлекали народ; но штатный служитель, заступавший место караульного, отгонял любопытных. В церковь Досифея выходила весьма редко и то в сопровождении приставленной к ней старицы. Коридор и крытая деревянная лестница от ее кельи вели прямо в надвратную церковь, где духовник ее с причетником совершал богослужение для нее одной. Тогда церковные двери запирались изнутри, чтобы никто не мог войти» [2].

Вид Москвы от Ивановского монастыря. Акварель Д. Карташева. 1850-е годы. ИЗО ГИМ

Как сокрыта была для людей внешняя жизнь старицы Досифеи, так прикровенна была и внутренняя. И.М. Снегирёв писал, что все время «она посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученные ею за труды деньги раздавала через свою келейницу нищей братии» [3].

В начале XIX века строгий режим содержания был ослаблен, и старица Досифея стала принимать некоторых богомольцев для духовного совета и беседы. В это время к старице «по какому-то особенному случаю» [4], а как станет понятно впоследствии – за благословением и советом об избрании своего будущего жизненного пути, пришли два брата Путиловы – Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826–1862) возглавлял знаменитую Оптину пустынь, где укоренил старчество и возродил издание святоотеческой литературы. Иона, впоследствии игумен Исаия II, поступил в Саровскую пустынь, где имел общение с преподобным Серафимом Саровским, а впоследствии был избран братией настоятелем обители (1842–1858). Их младший брат Александр, в монашестве Антоний, также посвятивший свою жизнь Богу, ныне почитается в лике преподобных Оптинских старцев, как и его брат Моисей.

И.М. Снегирёв опубликовал и прижизненный портрет старицы, на котором подвижница изображена в монашеском одеянии, с четками, сидящей вполоборота к нам. Поражает взгляд подвижницы, который, хотя и направлен вперед, но, кажется, уже давно не видит ничего внешнего. Кроткий, самоуглубленный и сосредоточенный взгляд свидетельствует о высоком молитвенном настрое, о постоянном памятовании и обращенности к Богу. Около этого портрета, как и перед иконами, душа преображается, исполняется внутреннего мира и тишины, все житейские попечения умолкают и появляется молитвенная настроенность на общение с горним миром.

С одной стороны, портрет, безусловно, отражает внешний облик старицы, о чем свидетельствует ее небольшой рост, горбинка, что нашло подтверждение во время проведения экспертизы погребения старицы в Новоспасском монастыре в 1996 году.

С другой стороны, портрет близок к иконографии преподобных и свидетельствует о широком почитании старицы Досифеи ее современниками.
Свой портрет старица подарила воспитывавшейся в Ивановском монастыре княжне Анне Гавриловне Гагариной, в замужестве Головиной, которая, овдовев, в 1852 году основала в своем имении Деденёво Спасо-Влахернский женский монастырь. Список с портрета до революции хранился в Московском Новоспасском монастыре.

Визуальный портрет значительно дополняют и наставления старицы, которые дают материалы к созданию ее духовного портрета.

Во многих наставлениях старица советовала «видеть совесть свою как бы в зеркале» [5], то есть внимательно следить за всеми своими делами и мыслями, постоянно испытывая свое сердце. По словам старицы, лишь «достигнув спокойствия совести» [6], – можно оставаться равнодушным к разного рода вражеским нападениям. Преподобный Иоанн Лествичник называл совесть обличением ангела-хранителя. Преподобный авва Дорофей в сборнике душеполезных поучений посвятил этой теме специальную главу, определяя совесть следующим образом: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон…» [7]

Подобно святому апостолу, старица Досифея призывала хранить совесть «в Духе Святом» (Рим. 9:1), во всех делах имея «добрую совесть» (Евр. 13:18), для чего Н.И. Курманалеевой наказывала чистосердечно «открывать свою совесть» [8] духовнику.

Изображение старицы Досифеи было довольно распространено перед революцией.

Досифея (в миру Августа Алексеевна Тараканова). Фотография К.А. Фишера. 1900-е гг.

В 1908 году портрет ивановской подвижницы был опубликован в серии портретов русских исторических деятелей, подготовленной Великим князем Николаем Михайловичем, по оригиналу, находившемуся в Новоспасском монастыре. Отметим, что в этом издании голова портретируемой повернута влево (вправо от зрителя). По мнению архивиста Ивановского монастыря кандидата исторических наук Д.Г. Давиденко, «это связано с типографской оплошностью и неправильным разворотом негатива» [9].

Этот же портрет был напечатан в фотоателье известного фотографа Карла Андреевича Фишера, одного из основателей Русского фотографического общества, который занимался фокопированием дагерротипов.

Еще один портрет ивановской подвижницы был создан нашей современницей – художницей Риммой Шевяковой в технике «сухая кисть». Старица Досифея изображена во весь рост, она как будто вышла из своего затвора и идет навстречу нам. «Согбенная и одновременно величественная, матушка с посохом в руке тихо идет по дорожке возле храма. Встретив посетителей, приостановилась, приветствуя их с готовностью выслушать и помочь. Лик старицы, преображенный непрестанной молитвой, излучает свет. Внимательный и исполненный доброты взгляд, приветливая полуулыбка внушают глубокое почтение и доверительную сердечную расположенность» [10].

Москва." width="314" />Портрет старицы Досифеи. Художник Римма Шевякова. 2018 г. Картон, карандаш, тушь. Иоанно-Предтеченский монастырь, Москва.

Удивительный портрет, который отражает и внешние, и внутренние духовные черты смиренной и духоносной подвижницы…

В молитвенной памяти и почитании святых проявляется единство Церкви Небесной и земной. Святые слышат наши молитвы и предстательствуют за нас пред Престолом Небесного Царя.

Святой пророк и псалмопевец Давид из глубины сердца взывал: Дивен Бог во святых своих (Пс. 67:36), которые, по словам святителя Григория Паламы, «наслаждаются Его благодатию и силою к соделованию добродетели и достижению совершенства, или даже – к совершению чудес…»

Старице Досифее можно поклониться в Новоспасском монастыре, где в храме в честь преподобного Романа Сладкопевца – усыпальнице Дома Романовых, покоятся ее честные останки, а также в Иоанно-Предтеченском монастыре, месте ее подвижнической жизни.

_____________________________________________________________________________

[1] Снегирёв И.М. Ивановский монастырь в Москве. С видом монастырской церкви и портретом монахини Досифеи. Сер.: Русские достопамятности. Вып. V. М., 1862. С. 14.
[2] Там же. С. 15.
[3] Там же.
[4] <Ювеналий (Половцев), архим.> Житие преподобного схиархимандрита Моисея (Путилова). Репр. изд. 1882 г. Издательство Введенской Оптиной Пустыни, 1992. С.17.
[5] ОР РГБ. Ф. 213. К. 91. Ед. хр. 55. Л. 1 об.
[6] Там же.
[7] Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Издательство Козельской Введенской Оптиной пустыни. Репр. 1900 г. Б.м., 1990. С. 49.
[8] Григорий <(Воинов-Борзецов), архим.> Очерк жизни старца Филарета (в схиме Феодора), иеромонаха Московского ставропигиального Новоспасского монастыря // Сборник для любителей духовного чтения. Ч. IV. М., 1890. С. 102–103.
[9] Давиденко Д.Г. Почитание старицы Досифеи в XIX – начале XX в. и церковно-археологические памятники Московского Новоспасского монастыря // Старица Московского Ивановского монастыря Монахиня Досифея. Материалы научно-практической конференции. М., 2020. С. 129.
[10] Тавифа (Исаева), мон. Рабочая группа по подготовке материалов к канонизации монахини Досифеи // Старица Московского Ивановского монастыря Монахиня Досифея. Материалы научно-практической конференции. М., 2020. С. 11.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Варвара Каширина
«Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит…»
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
30.06.2021
«Гранитный человек»
Оптинский подвижник схиигумен Марк (Чебыкин)
03.03.2020
«Воспитание из всех святых дел - самое святое»
К 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского
23.01.2015
Все статьи Варвара Каширина
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45