Тадеуш Костюшко как недруг Белой Руси

Белорусский национализм 
0
1059
Время на чтение 10 минут

Источник: Вместе с Россией

Уже в течение трех десятков лет, со времен крушения Советского Союза, белорусским гражданам в качестве мировоззренческой путеводной нити довольно беспардонно навязывается идея пресловутой польщизны, а в качестве белорусских героев предлагается чтить откровенных недругов Белой Руси и ее народа.

 В связи с чем для начала необходимо разобраться в сути польщизны. Понятие это довольно давнее и насчитывает не одно столетие.  Этим словом, во времена владычества Речи Посполитой на землях нынешних Украины и Белоруссии определяли политику польского доминирования во всех областях общественной и культурной жизни, в результате которой Западная (Белая) и Малая (Южная) Русь утратили образованный слой.

Западно- и южнорусская знать в ходе многовекового противоборства с польско-католической «навалой» потерпела  тяжелое поражение. И это не удивительно. Силы были слишком неравными. Это была борьба не столько с польскими королями и магнатами, сколько с католическим Западом во главе с римскими папами. И если западнорусские князья и бояре, отстаивая свое право быть русскими, следовали принципам феодальной чести, то движущей силой антирусской политики польских правящих кругов были иезуиты и другие католические ордена с их методами коварства и лицемерия.

иезуиты
Главными проводниками польщизны на русских землях Речи Посполитой, которые руководствовались посылом «чтобы на Руси не было Руси»

В те времена и появилось понятие польщизны. Согласно историческим и толковым словарям, «польщизна» означает «польскую народность и польский дух». Политика же польщизны предполагает навязывание оппонентам (в средние века - это западнорусская знать, в настоящее время - в целом белорусское общество) восприятия исторических событий и современной действительности сквозь призму польских интересов. При этом необходимо отличать политику польщизны от полонизации или ополячивания. Смысл польщизны состоит не в переделывании белорусов или украинцев в поляков (хотя подобный вариант также не исключается), а в изменении их культурно-цивилизационной принадлежности, т.е. в формировании у белорусского и украинского населения чуждого, а лучше -враждебного отношения к России и Русскому миру.

В этом и состоит суть принятой в 2006 году программы строительства Четвертой Речи Посполитой, которая нацелена на формирование антироссийской геополитической конструкции, повторяющей очертания средневековой Речи Посполитой или пресловутого «междуморья», которым грезил начальник второй Речи Посполитой (довоенной Польши) Йозеф Пилсудский. 

Карта 4-й Речи Посполитой
Четвертая Речь Посполитая в грёзах польских реваншистов

К сожалению, приходится констатировать, что в русле пресловутой польщизны на общественное сознание воздействует существующая в республике система исторического и в целом гуманитарного образования.  В ходе изучения истории Белоруссии в сознание школьников и студентов внедряется ложная мысль, что Великое княжество Литовское (русская составляющая этого средневекового государства замалчивается) и Речь Посполитая якобы являлись историческими формами белорусской государственности, а жестоко угнетавшие предков белорусов польские магнаты и шляхта выдаются за белорусских национальных героев. К категории последних отнесены и те представители западнорусской знати, которые отказались от своего народа, русского имени и православной веры предков. 

Из ныне действующих учебников по истории Белоруссии ничего нельзя узнать о «борьбе белорусов за свою русскость» (слова выдающегося русского мыслителя, уроженца Витебщины Николая Лосского) о подлинных причинах и целях многочисленных освободительных восстаний и войн против польско-шляхетского владычества на западнорусских/белорусских землях. Практически ничего не говорится о первом самостоятельном восточнославянском государстве на территории современной Белоруссии -- Великом княжестве Русском (столица Полоцк), образованном в 1432 году по всем обычаям старой киевской Руси.       

Николай Лосский
Выдающийся русский мыслитель, уроженец Витебщины Николай Лосский         

 

Многовековая народно-освободительная борьба западнорусского/белорусского народа преподносится или как распри князей и магнатов, или как антифеодальные и антирелигиозные выступления крестьян и горожан. И не более того.  А помощь со стороны Русского государства западнорусским/белорусским повстанцам, боровшимся против польско-католического гнета, и покровительство Российской державы, гонимой в Речи Посполитой Западнорусской церкви выдаётся за агрессивную политику со стороны России. И таким образом прямо со школьной скамьи белорусские граждане приучаются воспринимать историю Белоруссии через призму польщизны, т.е.  польско-шляхетских интересов.

В настоящее время Республика Беларусь является ареной соприкосновения двух несовместимых цивилизационных проектов - Русского мира (одним из проявлений которого является проект Союзного государства) и Четвертой Речи Посполитой. Причем если интеграционные проекты, в которых участвует Республика Беларусь (Союзное государство, Евразийский экономический союз) имеют преимущественно социально-экономическую направленность, то доктрина Четвертой Речи Посполитой носит исключительно идеологический характер и нацелена на формирование в белорусском обществе отчужденного отношения к России и Русскому миру и ностальгического восприятия «исторического и культурного наследия золотой Речи Посполитой».

Идеи польщизны продвигаются в белорусское общество под ширмой т.н. «берарусчыны» и направлены на устранение общерусской основы национального самосознания белорусов. В настоящее время посредством польщизны/беларусчыны белорусское общественное сознание исподволь готовится для геополитического и цивилизационного разрыва Республики Беларусь с Российской Федерацией.

При этом приходится констатировать, что польщизна/беларусчына в последние годы стала едва ли не определяющей линией государственной политики Республики Беларусь в области культуры, образования и информации и представляет существенную угрозу как для дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так и для собственно Белоруссии. Речь идет об опасности ползучей трансформации Республики Беларусь из союзного России государства (т.е. собственно белорусского) в русофобское и антироссийское.

Нечто подобное в свое время произошло с Великим княжеством Литовским и Русским, которое из мощного литовско-русского (точнее западнорусского с литовским правящим Домом Гедеминовичей) государства было превращено в захолустную провинцию Речи Посполитой с польско-шляхетским беспределом и жестоко угнетаемым западнорусским населением. Но если в те далекие времена такая «переделка» заняла несколько столетий, то в наше время, как показывает катастрофический пример Украины, при современных методах манипуляции общественным сознанием осуществить подобное можно и за два десятка лет.

Однако, в отличие Украины, где приобщение к «европейским ценностям» происходило и происходит с войной и жестоким насилием, польщизна в Белоруссии действует и намерена действовать в дальнейшем по-иезуитски - тихой сапой.  И в этом ее опасность, т.к. для многих ответственных лиц, в том числе и в России, она, как радиация, не осязаема.

Одним из идеологических идолов польщизны является такой исторический персонаж, как польский генерал Анджей Тадеуш Бонаветура Костюшко, которого проводники этой доктрины напыщенно именуют «национальным героем четырёх стран - Польши, США, Литвы и Беларуси». Деятельность Костюшко в интересах заокеанской державы мы затрагивать не будем, но вот, что касается Белой Руси, то в ее отношении этот польский генерал проявил себя как непримиримый противник белорусского народа.

 Тадеуш Костюшко
Тадеуш Костюшко - рьяный противник Белой Руси

Чтобы понять подлинную направленность деятельности Тадеуша Костюшко, необходимо рассмотреть цели польского восстания 1794 года, во главе которого он находился.  Польские повстанцы выступали за то, чтобы Речь Посполитая стала исключительно польским государством, в которой католицизм объявлялся господствующей религией. При этом «переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество».

Ни Руси (будущей Белоруссии), ни православию, ни даже униатству места в Речи Посполитой Польской не предусматривалось. Все это было изложено в «Правительственном законе» (Ustawa Rządowa z dnia 3 maja) или, как его называют, конституции Речи Посполитой Польской от 3 мая 1791 года, за которую и воевал генерал Костюшко. Причём действовали мятежники методами якобинского террора: виселицы и расстрелы в отношении несогласных, заградительные отряды - против насильно согнанных в мятежные войска крестьян и мещан. Да и печально известное клеймо «враг народа» также было в ходу у мятежников. 

 Бой с мятежниками
Бой русских гренадеров с польскими мятежниками

Что касается самосознания Анджея Тадеуша Бонаветура Костюшко, то оно было исключительно польским, собственно, другим оно и быть не могло у выпускника Варшавской рыцарской школы (военной академии), из которой он вышел в чине капитана. С Белой Русью Тадеуша Костюшко связывало только то, что он родился в усадьбе Меречевщина около местечка Коссово (ныне Брестская обл.). Правда, его отец Людвик Костюшко, среднепоместный шляхтич, выводил свою родословную от православного западнорусского боярина Константина (Костюшко) Фёдоровича, жившего в XVI веке. Однако за прошедшие двести лет потомки боярина Константина отреклись и от православной веры, и от своего народа, став ясновельможной польской шляхтой, люто ненавидящей Русь и православие.

Вот только некоторые исторические свидетельства, говорящие о польском национализме Тадеуша Костюшко и его крайней неприязни к русским предкам современных белорусов.

Из воззвания войску польскому и литовскому (24 марта 1794 года):

«Освободим родину от рабства, вернём славу имени поляка, самостоятельность нации, заслужим благодарность отечества и дорогую солдатскую славу!»

Из воззвания польскому духовенству (24 марта 1794 года):

«Враг отчизны должен вернуть польские земли…» (так Костюшко называет белорусские Витебск, Полоцк, Мстиславль, Минск, Слуцк, Полесье и украинские Подолье и Волынь).

Из доверенности Тадеуша Костюшко Казимиру Сапеге на формирование вооруженного корпуса (17 апреля 1794 года):

«Даю сей ординанс его светлости пану Казимиру Сапеге с тем, чтобы тот во имя спасения отчизны старался воодушевлять и соединять в генеральный обывательский союз как коронных, так и литовских обывателей на оборону целости, вольности и независимости народа и, чтобы формировал корпус как из обывателей, сельчан, так и военных, которые бы пожелали с ним соединиться. Смею надеяться, что преемник славных предков и защитников Польши не замедлит дельно служить Речи Посполитой».

Вот какую присягу принял 24 марта 1794 года в Кракове генерал Костюшко, став во главе польского восстания:

«Я, Тадеуш Костюшко, клянусь перед лицом Бога всему польскому народу, что данную мне власть буду использовать не на притеснение кого-либо, но только для защиты целостности границ, восстановления самостоятельности нации и укрепления всеобщей свободы. Да поможет мне Господь Бог и невинные страсти Сына Его».

Анджей Тадеуш Бонаветура Костюшко был рьяным сторонником тотального ополячивания восточнославянского населения Западной Руси. Вот что пишет по этому поводу польский историк Януш Тазбир:

«В мае 1789 года Костюшко писал в письме своему соседу  Михаилу Залевскому, что усмирение русинов невозможно без успокоения их фанатизма, это можно осуществить „верным и наимягчайшим способом", а именно „объединяя их праздники все с нашими, пусть один будет календарь, также надо сделать так, чтобы попы могли служить литургии по-польски…"»

И далее - «"Приучать русинов надо к польскому языку, пусть по-польски все их службы будут. Со временем дух польский в них войдёт. За врага будут потом считать того, кто бы не знал языка польского. Начнут ненавидеть москаля, пруссака и австрияка так, как француз ненавидит англичанина"».

Для тех же русинов, которые не хотели отрекаться от своей русскости и становиться поляками, во время мятежа 1794 года были изготовлены «виселицы для врагов народа» (это их официальное название).

Так, по решению польских властей в Гродно на рынке были установлены виселицы, на которых были размещены таблички с характерными надписями «Смерть изменникам отечества» и «Страшись изменник».

Таким образом, эти и многие другие свидетельства определённо говорят о том, что пан Тадеуш Костюшко был беспощадным недругом Белой Руси и поэтому превозносить этот персонаж в качестве «национального героя Беларуси» - это грубо искажать белорусскую историю.

В завершение необходимо подчеркнуть, что если бы польский мятеж под водительством Костюшки оказался успешным, то о существовании Белой Руси как страны, а белорусов как народа не было бы и речи. С точки зрения Польши «Правительственный закон», за который воевал генерал Костюшко, возможно, и был прогрессивным, но предкам белорусов было уготовано лишь одно – растворение в польщизне и исчезновение как этноса. Только воссоединение с Российским государством спасло белорусский народ от ухода в небытие.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Спасибо, верные слова!

Спасибо, Николай, статья на злобу дня, а предупреждён, значит вооружён. Я не раз бывал в прекрасной стране Белоруссии, мне очень нравится бывать там! Но пытаясь окунуться в историю Белой Руси, временами просто торопел. Так, например, учебник истории для ВУЗов низводит все взаимоотношения ВКЛ и Москвы к войнушкам, стычкам и грабежам - это возмутительно! Все старинные возрождающиеся замки восстанавливаются именно как старые владения поляков Сапегов, Радзивиллов и прочих. Это окно Овертона: поляцкие имена и замки подаются в положительном тоне, воспринимаются людьми как своё, и привыкается, а затем.. В краеведческом музее Могилёва даже идут на фальсификацию истории 17 века, подавая мятеж поляков против объединения Руси Великой, Малой и Белой, как "освободительную войну". Насчёт Костюшки вот ещё один красноречивый пример.

В 2017 году в Швейцарии открыли памятник Тадеушу Костюшко с надписью «Выдающемуся сыну Беларуси от благодарных соотечественников». Но по требованию польской стороны все упоминания о Беларуси... исчезли! Де, какие-то белорусы выдвигают на него претензии! Подробнее о многих перепитиях непростой истории Белой Руси читайте здесь: Спасибо, Николай, статья на злобу дня, а предупреждён, значит вооружён. Я не раз бывал в прекрасной стране Белоруссии, мне очень нравится бывать там! Но пытаясь окунуться в историю Белой Руси, временами просто торопел. Так, например, учебник истории для ВУЗов низводит все взаимоотношения ВКЛ и Москвы к войнушкам, стычкам и грабежам - это возмутительно! Все старинные возрождающиеся замки восстанавливаются именно как старые владения поляков Сапегов, Радзивиллов и прочих. Это окно Овертона: поляцкие имена и замки подаются в положительном тоне, воспринимаются людьми как своё, и привыкается, а затем.. В краеведческом музее Могилёва даже идут на фальсификацию истории 17 века, подавая мятеж поляков против объединения Руси Великой, Малой и Белой, как "освободительную войну". Насчёт Костюшки вот ещё один красноречивый пример.

В 2017 году в Швейцарии открыли памятник Тадеушу Костюшко с надписью «Выдающемуся сыну Беларуси от благодарных соотечественников». Но по требованию польской стороны все упоминания о Беларуси... исчезли! Де, какие-то белорусы выдвигают на него претензии! Подробнее о многих перепитиях непростой истории Белой Руси читайте здесь: https://ksanytch.ru/Belarus2018.shtml#p14

Александр А.Б. / 09.02.2021, 14:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Иванович Сергеев
Все статьи Николай Иванович Сергеев
Белорусский национализм
История православия в Белоруссии // Ответы на
провокационные вопросы белорусской националистки
12.10.2024
Минску Римом не бывать
Минские чиновники смотрят на всё и всех как на глубокую провинцию, мешающую им свистеть в свисток
07.10.2024
Бывший киллер белорусской оппозиции — Р. Протасевич —
экс-главред тлг-каналов NEXTA про «Полк Калиновского» и выборы-2025
30.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
18.12.2024 16:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03