Как бывший троцкист-психолог стал настоятелем православного монастыря

История игумена Трифона (Парсонса)

Игумен Трифон (Парсонс)  Дмитрий Злодорев 
0
02.02.2021 432

Источник: Православие.Ru

Настоятель православного монастыря во имя Всемилостивого Спаса в американском штате Вашингтон отец Трифон (Парсонс) не имеет русских корней, но его можно назвать глубоко русским человеком по духу. Его путь в Православие был извилистым и включал в себя отход от лютеранства, работу психологом и даже увлечение троцкизмом. Теперь мудрый батюшка делится опытом с сотнями духовных чад, которые приходят к нему за поддержкой и находят утешение.

Игумен Трифон (Парсонс)

Игумен Трифон (Парсонс)

«Считал лютеранство самым правильным, но не нашел в нем духовной подпитки»

– Отец Трифон, расскажите о своей семье. Была ли она христианской? Насколько важны в ней были христианские традиции?

– Очень важны. Моя мама была органистом в лютеранской церкви. Я помню, как ребенком ходил в церковь и мои родители относились к этому очень серьезно. Но в середине 1970-х годов они оба последовали за мной и перешли в Православие.

– А как вы в детстве и юности находили ответы на свои первые философские и религиозные вопросы?

– Тогда я просто принимал тот факт, что я лютеранин. Считал, что с теологической точки зрения лютеранская вера самая правильная. В колледже я был очень активным прихожанином, входил в ассоциацию студентов-лютеран, но в какой-то момент стал отдаляться от этого и понял, что это не для меня.

– Почему?

– Потому что я не получал духовной подпитки.

– Вы говорили, что отказались от своего лютеранского прошлого. Почему вы это сделали, что вам не нравилось в протестантизме в то время?

– Я ушел из Лютеранской церкви на второй год учебы в колледже. Я почувствовал, что это больше не отвечает моим духовным потребностям. В то время у меня уже не было ощущения, что это дает мне какую-то основу. Перейдя в политику, я оставил христианство.

«Я видел бедность и чувствовал, что христианство рухнуло»

– Оставив Лютеранскую церковь, вы стали активистом троцкистской Социалистической рабочей партии США (СРП). В России вряд ли многие понимают, как можно стать троцкистом в такой абсолютно капиталистической стране, как США…

– Очень даже возможно. Троцкисты здесь ведут очень активную деятельность. СРП до сих пор имеет много последователей. На самом деле у меня есть ощущение, что значительная часть насильственных протестов, вылившаяся в последнее время на улицы американских городов, так или иначе связана с лидерами троцкистского и марксистского движений.

– А вы в свое время нашли этих людей. Какова была их доктрина, и почему она вас привлекла?

– Я нашел их у себя в колледже с помощью либерально настроенных преподавателей и других студентов. Как и множество молодых людей сегодня, я тогда чувствовал, что правительство обманывает меня. У нас есть бедность, мы сталкиваемся с расизмом у себя в стране. Я чувствовал, что христианство рухнуло, и политика стала единственным ответом.

– Как отреагировали ваши семья и друзья? Они приняли это ваше увлечение троцкизмом?

– Мои родители были очень встревожены этим. У нас возникли определенные трения в семье, но они не старались оказать на меня воздействие. Думаю, они понимали, что ничто не заставит меня изменить свою позицию. Уверен, папа и мама молились обо мне, однако никогда не говорили мне об этом.

– Почему до прихода в Православие вы решили стать психологом, а затем оставили эту профессию? И какие картины внутреннего мира человека вы тогда видели?

– Со временем я стал понимать, что тогда ощущал духовный вакуум в сердце. И тогда же я начал чувствовать, что, будучи психологом, не могу дать людям то, в чем они нуждаются, что им нужно нечто более глубокое. Именно благодаря этому я открыл для себя Православие и уже не вернулся к прежней жизни.

– Но будучи психологом, вы не видели духовного в людях?

– Кое-что видел, но не понимал, что это такое. Просто потому, что тогда еще не знал ничего о Православии. Когда же я пришел к вере, то нашел ответы на все вопросы, которые у меня были.

– Одна из моих знакомых считает, что все психологи на самом деле не являются христианами и предлагают своим клиентам совсем другие идеи, не те, которые предлагает нам Церковь. Вы с этим согласны?

– Я бы сказал, что это действительно относится к большинству психологов.

– Почему?

– Потому что вся сущность психологии основана на гуманизме.

Сущность психологии – в гуманизме, а гуманизм – это свобода от Бога и поиск решения проблем именно в этой свободе

– Но в общепринятом понимании гуманизм не считается чем-то таким уж неправильным. Почему гуманизм не связан с христианством?

– Потому что гуманизм – это свобода от Бога и поиск решения вопросов и проблем именно в этой свободе. Это все о человеке, но не о Боге.

«Я почувствовал, что Бог обращается к моему сердцу»

– А как вы впервые попали в православный храм?

– Это был русский Свято-Николаевский собор в Сиэтле. Я тогда еще учился в колледже. Просто проходил мимо и услышал звон колоколов, вошел внутрь и впервые попал на Божественную литургию, которую служил епископ Сиэтлийский Нектарий (Концевич). Я понятия не имел о том, что представляет собой Православие, ни слова не понимал на церковнославянском. Правда, благодаря своему лютеранскому прошлому мог приблизительно понять, что происходит. Помню, тогда я подумал, что хотел бы быть русским, потому что в таком случае мог бы стать православным. В то время мне казалось, что для этого обязательно быть русским или греком.

Мое второе соприкосновение с Православием произошло много лет спустя в Сан-Франциско в соборе иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», где покоятся мощи святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Это и стало той точкой в моем пути, после которой я пришел в Православие. Тогда святой Иоанн еще не был прославлен, и его мощи находились в часовне, в нижней части храма, под алтарем. Я попал на Литургию архиерейским чином и почувствовал, будто нахожусь в тронном зале. Это было прекрасно. Это был совсем другой мир. У меня было ощущение, будто я переместился в другое место, в другое время, и мне захотелось, чтобы это продолжалось как можно дольше. Внешне ничего особенного не происходило, но я чувствовал, что Бог обращается прямо к моему сердцу, и понял, что Православие и есть то самое настоящее христианство, о котором я раньше ничего не знал.

– То, что вы «случайно» попали на эту Литургию, действительно было случайностью, или Бог таким образом привел вас к Православию?

– Я думаю, Бог привел меня. Он позвал меня, а я этого не знал.

– Приняв Православие, вы не сразу отказались от некоторых идей троцкизма, верно?

– К тому времени я уже не был активным участником левого движения и отошел от партийных дел, потому что устал постоянно чувствовать в себе злобу и находиться рядом с озлобленными людьми. Некоторые идеи, в особенности политические, абсолютно не соответствовали православной вере, и я решил, что оставлю их и буду делиться с людьми только тем, что сам считаю правдой. Но со временем я почувствовал, что Господь уводит меня от всех моих прежних убеждений.

«Монашество позволило мне посвятить жизнь Православию»

– В молодости вас привлекли идеи троцкизма. А какие идеи привлекли вас в христианстве? И как они открыли вам глаза?

– На многие вещи, которые происходят в США, я смотрел со стандартных либеральных позиций. Не видел никаких проблем в однополых браках, верил в эволюцию. У меня в голове было много либеральных идей, но я решил: если Православная Церковь этому не учит, то мне нужно помалкивать по поводу вещей, о которых я знаю и которые, как я считал, не соответствовали церковному учению. Со временем я обнаружил, что Господь освободил меня от этих ложных учений, и я морально и духовно погрузился в православное вероучение.

– Что для вас было самым сложным в Православии и почему? И как вы смогли преодолеть эти сложности? Возможно, кто-то вам в этом помогал?

– Я все больше ощущал, что чем глубже я погружаюсь в Православие, тем более серьезные перемены происходят во мне и мои прежние убеждения рассыпаются. Во многом этому способствовал мой духовник – архимандрит Димитрий (Егоров) из русского скита в городе Санта-Роза[1]. Его кротость и любовь ко Христу, его святая мудрость изменили меня. Он оказал на меня огромное влияние.

В монастыре Всемилостивого Спаса

В монастыре Всемилостивого Спаса

Огромное влияние на меня оказал святой Иоанн Шанхайский – с того самого момента, как я впервые побывал у его гробницы

И конечно, огромное влияние на меня оказал святой Иоанн Шанхайский – с того самого момента, как я впервые побывал у его гробницы. Когда Русская Зарубежная Церковь прославила его в 1984 году, я присутствовал на торжествах в Сан-Франциско. К тому времени я уже был уверен в его святости и рад тому, что Церковь соборно прославила его. Он является небесным покровителем нашего монастыря, и я чувствую его духовную поддержку.

– Почему вы решили принять монашеский постриг, какие обстоятельства сопутствовали этому? И каким образом монашество открылось для вас?

– Когда я пришел в собор в Сан-Франциско просто помолиться, то почувствовал, что не хочу уходить. Мне захотелось, чтобы это стало частью моей обычной жизни, а не только по воскресеньям. Монашество позволило мне посвятить Православию всю жизнь.

– Трудно ли было в связи с постригом изменить образ жизни и мышления? Как вы смогли изменить себя?

– Я попросил Господа помочь мне и дать силы сделать то, что я хочу.

– А много было такого, что вы хотели изменить?

– Я придерживался тогда либеральных взглядов на многие вещи, и это меня угнетало. Но я видел, что Православие смотрит на это иначе, и, присутствуя на службах, чувствовал умиротворение. Причащаясь Святых Тайн, я ощущал Божие благословение. Я чувствовал, что в этом кроется что-то важное, и верил, что со временем Господь изменит мои мысли. И Он это сделал.

– Монашество как-то изменило ваши отношения с семьей, с друзьями? И было ли трудно им и вам принять эти изменения?

– Поначалу моим родителям действительно было трудно. Они были очень разочарованы тем, что я ушел из профессии. К тому времени папа и мама уже знали, что я больше не хожу в лютеранскую церковь, но они-то оставались там. Но когда родители увидели изменения, которые произошли в их сыне после принятия монашества, то и сами приняли Православие.

– Интересный поворот: родители не последовали за вами, когда вы стали троцкистом, но приняли Православие вслед за вами. Как вы можете объяснить эти две абсолютно разные реакции?

– Думаю, они последовали за мной, потому что я каждый день молил Бога, чтобы Он открыл им Православие, изменив меня и сделав меня самым лучшим сыном, которым я только мог быть для моих родителей.

– Трудно далась им смена веры?

– Это произошло почти мгновенно. Они впервые пришли в православный храм у себя в городе и уже меньше чем через неделю стали готовиться к принятию крещения. А приняли его примерно через месяц. Это было настоящее чудо. Я сам крестил их и испытывал великую радость от этого. Сейчас они оба похоронены рядом друг с другом на православном кладбище.

– Вы считаете себя человеком, который во многом ориентирован на русскую культуру. Можете объяснить причины этого? Возможно, на вас оказали влияние какие-то шедевры или писатели, композиторы?

– Во мне течет норвежская и шотландская кровь, а кельты поначалу были православными. При всем при этом я чувствовал какую-то тесную взаимосвязь с русским народом. Меня привлекал даже тот факт, что русские стоят во время богослужения, их священники носят рясы и бороды даже на улицах американских городов. Я видел это в обществе, которое полностью стало мирским, ведь даже католические священники здесь внешне ничем не отличаются от других. Все это способствовало моему погружению в Православие.

– Были ли на вашем пути православного священника наиболее трудные или трагические моменты – и, наоборот, самые счастливые?

– Я уже почти 20 лет служу капелланом в местном отделении полиции и пожарной службы. В нашем округе живет 11 тысяч человек, но большинство из них не придерживаются какой-либо религии. Таким образом, будучи капелланом, я помогаю тем, у кого нет священника. Несколько лет назад у нас был самый высокий уровень самоубийств по штату Вашингтон. Во многих случаях, с которыми я сталкивался, их совершали молодые люди. Я тяжело переживал это. Было очень трудно оставаться сильным и общаться с родителями, которые только что потеряли ребенка. Случалось, что мне удавалось уберечь людей от совершения суицида или преступления, но, по закону, я не имею права рассказывать об этом. Тогда я благодарил Бога за то, что Он дал мне возможность помочь тому, кто в этом нуждается.

Что же касается наиболее радостных этапов на моем пути в Православие, то это было прославление святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Это было чудо.

«Я стараюсь, чтобы люди увидели подлинность Православия»

– Что бы вы сказали тем людям, кто, подобно вам почти 50 лет назад, сейчас пытается изменить мир во имя свободы, как они думают, а на самом деле ведут его, возможно, к хаосу? Как можно донести до них Евангелие, приблизить их к Богу?

– К сожалению, в Америке, поскольку христианство здесь все это время проявляется в виде кальвинизма и мало связано с историей и памятью Церкви, многие не знают, что значит быть христианином. Как православный монах и священник, я стараюсь передать людям те радость и утешение, которые ощущаю сам. Я хочу, чтобы они увидели подлинность Православия через меня и через то, как я общаюсь с ними.

– Но это же проблема не только США, но и всего мира. Как можно решить ее?

– Проблема Америки заключается в том, что здесь слишком много деноминаций, разделение Церкви и государства находится в основе нашей страны. И теперь, когда левые движения пытаются взять власть, они хотят искоренить любую форму христианства. Поэтому я с восхищением смотрю, как в России лидеры Церкви и государства стремятся объединить людей и привести их к древним апостольским традициям веры.

– Что вы говорите людям, которые еще не определились с верой и приходят к вам за духовным советом?

– Обычно я рекомендую им книги, которые следует прочитать. Но кроме этого я говорю, что им следует продвигаться вперед, о важности Иисусовой молитвы. Я говорю им: молитесь не о каких-то вещах – просите, чтобы Бог озарил вас Своим Светом, чтобы Он открыл вам Свою истину.

Я говорю им: молитесь не о каких-то вещах – просите, чтобы Бог озарил вас Своим Светом, чтобы Он открыл вам Свою истину

– Они вас слышат?

– Я этого не знаю. Многие слышат, многие – нет.

– Вы называете Иисусову молитву молитвой любви, потому что мы в ней просим у Бога милости и доверяемся ему, а не говорим о земных вещах. Как она помогла вам и как может помочь другим?

– Иисусова молитва стала для меня тем самым двигателем, который помог мне оставить в стороне все суетные заботы и привести свое сознание в соответствие с Церковью.

– Вы сами пишете книги, одна из которых – «The Morning Offering» – готовится к выходу на русском языке. Расскажите, пожалуйста, о ней.

– Книга называется точно так же, как и мой ежедневный блог, я писал ее, чтобы помочь православным христианам получить духовную поддержку. Можно сказать, что она уже несколько лет является бестселлером. Сейчас ее начали переводить на русский язык в Издательстве Сретенского монастыря. Мне посчастливилось побывать там на всенощной и приеме накануне объединения двух ветвей Русской Церкви в 2007 году. Я был поражен красотой обители и доброжелательностью братии. В тот приезд мне во второй раз довелось встретиться с ныне митрополитом, а тогда архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Мы познакомились с ним в американском городе Наяк за несколько месяцев до того, когда шли переговоры о воссоединении. Владыка Тихон был тем самым человеком, который и был необходим для того, чтобы представлять Московский Патриархат на этом диалоге. Тогда 16 представителей РПЦЗ обвинили делегацию из Москвы в предательстве Церкви Христовой. В ответ я подошел к микрофону, поклонился и попросил прощения за своих братьев. Отец Тихон поклонился в ответ, и атмосфера сразу же изменилась.

_________________________________

[1] Архимандрит Димитрий (в миру Николай Иванович Егоров) родился в 1907 г., в возрасте 18 лет был арестован по обвинению в участии в Тамбовском крестьянском восстании и сослан в Соловецкий лагерь, совершил побег, перейдя зимой по Баренцеву морю в Финляндию; чудом выжил, пришел в Валаамский монастырь, где принял постриг.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Игумен Трифон (Парсонс)
Все статьи Игумен Трифон (Парсонс)
Дмитрий Злодорев
Все статьи Дмитрий Злодорев
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.09.2021 15:06
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Андрей Карпов
23.09.2021 15:04
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от учитель
23.09.2021 14:42
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от Андрей Карпов
23.09.2021 13:57
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
23.09.2021 13:57
У нас в школе растят нигилистов
Новый комментарий от Андрей Карпов
23.09.2021 13:16
Закон о борьбе с антисемитизмом принят на Украине
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.09.2021 12:59