Я много раз высказывалась о нашей нынешней оппозиции. Об умственном уровне её адептов, о качестве аргументации в видеороликах лидера.
И в этот раз совершенно не хотелось бы заострять на этом своё внимание.
А хотелось бы порассуждать о другом: даже если на секундочку допустить, что к власти в России устремились самые прекрасные люди с чистыми помыслами, — насколько эффективны те средства, которые выбирает оппозиция для своей священной борьбы?
Всякий раз, когда я вижу колонну людей, марширующих по бульвару, вне зависимости от того, за мир они во всём мире маршируют, за спасение китов или, напротив, системно протестуют, — вспоминаю кадры из одного известного фильма. Вы все их, конечно, знаете — это «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко.
А кадры те самые, где люди с невыразимо прекрасным лицами поют бессмертные строки:
Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны
За ними другие приходят
Они будут тоже трудны!
Я интересовалась историей этого великого произведения. Юлий Ким написал текст, стилизовав его под большевистскую риторику, и настолько попал в десятку, что строчки и сейчас выглядят актуальными, как никогда.
Но нету время рыдать, рыдать когда
Сменим мы стремя на сталь, на сталь труда.
На все вопросы один дадим ответ
И никакого другого нет.
Прекрасно представляю приведённый выше текст на сайте какого-нибудь «Эха Москвы», причём опубликованным без тени иронии, в качестве ободряющего гимна. Именно бессмыслица как риторическая фигура здесь работает на сатирический эффект. Люди старшего поколения это прекрасно чувствуют.
А люди помладше (причём я не физиологический возраст имею в виду) — выходят на бульвары… с туалетными ёршиками!
Нет, не за русскую государственность я беспокоюсь в этой ситуации. А за своё шестое и главное чувство — чувство эстетики! Ведь такое даже режиссёру Бортко никогда в голову бы не пришло, социальная сатира на то и сатира, что подразумевает некое интеллектуальное осмысление.
А нынешняя риторика протеста делает осмеяние невозможным — она сама как комедия, причём категории «Д».
Но речь не об этом. Главное, что я хотела сказать, — собственно, об эффективности маршей и шествий как явления.
Русский бунт, как известно, — бессмысленный и беспощадный. Но только тогда, когда ведёт его народ. Тот самый глубинный народ, который нынешние протестующие брезгливо называют «Эти 86 процентов», «Избиратели Путина» и другими нехорошими словами.
Когда во главу бунта становится интеллигенция — получается в лучшем случае «Марш ёршиков». В худшем — Декабристское восстание, которое мы помним, чем закончилось.
Вообще это главное правило, которое мыслящий человек должен зафиксировать себе на подкорке. За революцией, а особенно неудавшейся, — всегда следуют годы реакции.
И я решительно не понимаю, на что рассчитывают люди, высоко поднявшие над головою синие, пардон, мужские трусы и шествующие по бульварам.
«Мы выражаем свою гражданскую позицию!» — оппонирует мне протестующий.
Хорошо, ради бога, выражайте! — отвечу я. Но что это за позиция такая, которую символизируют собою трусы, — во-первых. Что вы хотите получить на выходе — во-вторых.
Ведь совершенно очевидно, что нынешние митинги меньше всего похожи на восстание декабристов, несмотря на социальную однородность протестующих («первое непоротое поколение дворян», как было сказано).
А похожи, повторюсь, на чёрную комедию, провалившуюся в прокате.
Россия — не Франция. Никогда уличные протесты не заканчивались здесь ничем хорошим, чтобы осмыслить верность этого утверждения — достаточно открыть учебник истории.
Так зачем? Для чего?
Дай ответ. Не даёт ответа.
Мария Дегтерева, придирчиво разглядывая туалетный ёршик