Обратиться с любой молитвенной просьбой можно к любому святому, но Церковное Предание и опыт верующих свидетельствуют, что всегда есть несколько святых, обращение к которым непременно помогает в тех или иных случаях нашей земной жизни.
Особым даром хранить мир и согласие в христианской семье, молиться о ее благополучии Господь наделил Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, праведных Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы, мучеников Гурия, Самона и Авива, праведного Филарета Милостивого, благоверного князя Петра и княгиню Февронию Муромских, а также апостола от 12-ти Симона Кананита.
Конечно же, хранить в семье совет да любовь было не главной изначальной апостольской задачей одного из ближайших учеников Иисуса Христа. Главным великим послушанием апостола Симона Кананита, за которое он и жизнь свою мученически положил, было благовестие Слова Божия, благовестие Нового Завета. Отныне – не око за око, но любовь к ближнему, даже если этот ближний – враг твой.
Об апостоле Симоне Кананите
На третий день после возвращения Иисуса Христа из пустыни Иудейской случился брак в городе Кане. Кана апостольского времени – небольшой галилейский городок, верстах в восьми севернее Назарета. По родству или по знакомству, на браке присутствовала Богоматерь. Пришел с Нею и сын Ее Иисус. Новобрачные были, видимо, люди не очень богатые, и скоро на празднике обнаружился недостаток вина. Здесь заметим, что на Востоке вино было знаком гостеприимства, щедрости и хлебосольства. Угощая вином, хозяин желал порадовать гостей и воздать им подобающую честь. Недостаток вина навлек бы позор и бесчестие на весь дом и новобрачную чету.
Желая помочь хозяевам и зная уже возможности Сына Своего, Богоматерь обратилась к Нему: «Вина нет у них». Тогда Иисус подошел к слугам и велел наполнить водой стоявшие тут шесть каменных сосудов. Слуги наполнили их до верха. «Теперь зачерпните, – сказал Господь, – и несите к распорядителю пира». Распорядитель отведал этой воды, которая уже сделалась вином, и удивился: зачем такое прекрасное вино так долго берегли. Тут для всех открылось, какое чудо совершил Христос. Это было первое Его чудо. «И уверовали в Него ученики Его».
Уверовал во Христа и жених. Это был Симон Кананит. Чудо настолько потрясло Симона, что изменило всю его жизнь, перевернуло прежние представления о земном счастье. Он осознал, что Иисус, почтивший Своим присутствием его свадьбу, есть подлинный Мессия, Сын Божий. Уверовал так сильно, так неоглядно, что оставил дом свой и всю суету мирскую и последовал за Христом. Конечно, пример апостола Симона – особенный. Даже для самых высоких целей не каждый способен покинуть дом и семью. Но, безусловно, для каждого христианина духовные ценности выше материальных.
Как один из самых ревностных учеников Христовых, Симон был избран в число 12 апостолов. Когда в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух и они получили дар говорить со всеми народами, апостол Симон Кананит вместе с другими отправился проповедовать имя Христово.
Сначала он трудился в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем Первозванным (по одной из версий) отправился по берегу Чермного моря на восток. Побывали в земле Иверской, прошли в горы Сванетии (Осетии), затем – в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми.
Здесь они расстались. Апостол Андрей отправился проповедовать вдоль морского побережья далее на Кавказ, а Симон поселился в пещере, расположенной в ущелье реки Псырцха (окрестности современного Нового Афона). Здесь и скончался мученически, распятый на кресте.
Согласно преданию, погребен в городе Никопсии – в нынешнем Новом Афоне в Абхазии. Это было примерно в 55 г., через 20 с лишним лет после Воскресения Христова.
Память апостолу Христову Симону Кананиту в Русской Православной Церкви 10/23 мая и 30 июня/13 июля – в Соборе 12 апостолов. У католиков празднество ему 28 октября/10 ноября. Часть мощей апостола Симона Кананита находится в базилике апостола Андрея Первозванного в Кельне.
В XIX в. на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, сооружен Ново-Афонский монастырь Симона Кананита. Неподалеку от монастыря находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился апостол. Пещера освящена в 1884 г., и в ней поставлена икона апостолов-соработников Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен. По преданию, еще в I в. рядом с пещерой забил целебный источник, который существует до сих пор. Иногда паломники находят там камешки с пятнами красного цвета. Богомольцы называют их камнями с кровью апостола Симона Кананита и берегут как святыню. Вода в источнике исцеляет различные недуги.
Если смотреть на прибрежную полосу Афона сверху, то Новоафонские горы выглядят «выступом» (выступ по-абхазски – «анакоп»). Отсюда и произошло слово Анакопия – одно из древних названий Нового Афона – столицы средневекового Абхазского царства.
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь основан на Кавказе, в Абхазии, в 1875 г. и в течение многих лет, до закрытия и разорения, был главным центром христианской духовной жизни для всего кавказского края. Промыслом Божиим Ново-Афонская обитель стала таким же оплотом христианской веры на Кавказе, как Киево-Печерская обитель на юго-западе Российского государства, Троице-Сергиева Лавра на Московской Руси, Соловецкий и Валаамский монастырь на северных окраинах России.
Мысль об устройстве новой обители принадлежала игумену русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандриту Макарию и духовнику иеросхимонаху Иеронину. Афонским инокам посодействовал русский посол в Константинополе граф Н.П. Игнатьев. 8 февраля 1875 г. он обратился к наместнику Кавказа великому князю Михаилу с письмом, в котором изложил просьбу монахов: «Глубина православных убеждений, чистота и строгость жизни и чисто русский дух нашей братии на Афоне служат, мне кажется, ручательством, что и на Кавказе иноки эти будут полезными и ревностными деятелями распространения православия». Великий князь Михаил дал согласие на устроение новой обители. С Афона в Абхазию отправились иеромонах Арсений с двумя монахами для выбора места для основания обители.
Посланники со Святой Горы выбрали место живописное и плодородное в 20 верстах от Сухума, на развалинах древнего города Анакопии, у реки Псырцха, где находилась древняя православная святыня – полуразрушенный храм во имя святого апостола Симона Кананита, построенный в древности на месте его погребения. Место для монастыря было выбрано 6 сентября 1875 г., а 27 ноября последовало распоряжение Его Императорского Величества об отводе 327 десятин земли, передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита и предоставлении братии права на ловлю рыб в реке Псырцха, об отводе 100 десятин строевого и такого же количества дровяного леса.
Получив законные права, обитель стала быстро благоукрашаться и строиться, разносторонне развивались ее хозяйство и просветительная деятельность, углублялись духовные стороны ее жизни. Для строительных работ с Афонской горы были присланы искусные в строительстве иноки, среди которых особенно выделялся иеромонах Иерон, обладавший необыкновенными дарованиями инженера и архитектора.
Благодаря неусыпным трудам братии и искусству отца Иерона к 1 октября 1876 г. монастырские здания и храм были построены. В знак своего почитания Божией Матери и постоянного упования на Ее заступничество иноки обители освятили первый построенный ими храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В тот же день состоялось открытие школы для абхазских сирот. Разоренные во время турецкой войны 1877–1878 гг. здания нижнего монастыря и храм были отстроены заново, освящение Покровского храма последовало 3 февраля 1879 г.
С особенным усердием иноки трудились над восстановлением и приведением в подобающее благолепие древнего храма во имя Святого апостола Симона Кананита. Восстановление этой святыни было окончено в начале 1882 г., и 10 мая состоялось торжественное освящение обновленного храма. В том же году было освящено новое здание монастырской школы. 6 июля 1883 г. был освящен в Покровском храме придел во имя Святого Архистратига Михаила.
В 1884 г. начаты работы по возведению грандиозных зданий нагорного монастыря, место для которого было выбрано на склоне Афонской горы. Здания были построены в виде правильного четырехугольника с большим двором внутри, в середине которого предполагалось воздвигнуть главный монастырский собор. Первый храм нагорного монастыря, во имя Вознесения Господня, был освящен 11 августа 1894 г., 28 сентября последовало освящение храма во имя Святого апостола Андрея Первозванного, 30 января 1896 г. – храма во имя Всех афонских святых.
Успешно и быстро продвигалось строительство соборного храма во имя святого великомученика Пантелеимона. Закладка собора была совершена 24 сентября 1888 г. государем императором Александром III, когда он посетил Ново-Афонский монастырь. Торжественное освящение главного престола этого великолепного храма, по величественности и благолепию равного которому нет во всем Закавказье, состоялось 28 сентября 1900 г.
В 1889 г. Ново-Афонской обители была передана со Старого Афона чудотворная икона Божией Матери «Избавительница». В честь этой иконы при братском корпусе построили храм, освященный 4 октября 1910 г. Перед этим, 7 мая 1908 г., последовало освящение храма во имя святого мученика Иерона. С возведением этих храмов строительные труды новоафонских иноков в нагорном монастыре были, в основном, завершены.
К 1912 г. число братии в монастыре достигло 600 человек. Источник необходимых материальных средств составляли доходы Петербургского подворья, основанного Ново-Афонским монастырем на пожертвованной ему земле, и пожертвования православных благотворителей и благодетелей. Средства на содержание монастыря братия получала также от своей хозяйственной деятельности: садоводства, скотоводства, огородничества, рыболовства, пчеловодства, виноделия, маслоделия. «Царством кипучего, огромного труда» назвал Ново-Афонский монастырь один из его посетителей.
Расчистив заросли по берегам Псырцхи, монахи устроили огороды, где сажали овощи круглый год. Каменная плотина, устроенная через Псырцху, дала возможность предупредить наводнения и устроить систему прудов. Иноки посадили фруктовые сады, плодовые питомники, сад южных растений, виноградные плантации, масличные рощи. Обитель имела хозяйственные хутора и пастбища в горах, покосы, пасеки, посевы пшеницы, овса, ячменя, кукурузы. В Вакинской губернии находились рыбные промыслы с хозяйственными помещениями и кельями; были открыты монастырские подворья в Петербурге, Одессе, Новороссийске, Туапсе.
При монастыре были возведены многочисленные мастерские (портняжная, сапожная, малярная, столярная, токарная, слесарная, кузнечная, медничная, литейная, свечной завод) с помещениями для рабочих и кельями. Иноки сами выжигали известь для нужд строительства, изготовляли черепицу для кровель, трубы для водопровода; во все здания провели воду. Были устроены квасоварня, винодельня, продовольственные склады. В нагорном монастыре размещались просфорня, библиотека, иконописная, позолотная, переплетная, часовая мастерские, при монастыре были построены больницы и аптека.
Все нужные продукты, дрова, строительные материалы развозили по монастырю по узкоколейной железной дороге. Для подъема строительных материалов на Иверскую гору к строящемуся храму была проведена канатная дорога на электрической тяге. Электричеством, вырабатываемым гидроэлектростанцией на Псырцхе, освещались все здания монастыря и приводились в движение моторы в мастерских и на мельнице. В монастыре была проведена телефонная связь.
Удобные экипажные дороги соединяли здания нижнего и нагорного монастыря с пристанью, с гостиницами и странноприимницами, в которых помещались приезжающие в Новый Афон паломники.
Хозяйственная деятельность монастыря, весьма разносторонняя, была направлена только на удовлетворение самых насущных потребностей строящейся обители. Отец Иерон с братией стремились прежде всего к благолепию церковной службы и благочестию монашеской жизни. Введенные с первых дней существования Ново-Афонского монастыря Афонский устав и правила общежительных монастырей Святой Горы, основанные на полной нестяжательности и бескорыстии, строго соблюдались братией и содействовали благоустройству внутренней жизни обители.
Обитель взяла на себя трудную задачу – просвещать молодое поколение абхазов святой православной верой. В школе, основанной при монастыре, обучались на полном монастырском содержании 20 абхазских мальчиков, преимущественно сирот. По окончании курса они, пройдя предварительную подготовку в монастыре, становились псаломщиками и диаконами в абхазских православных деревнях, трудились на миссионерском поприще. Многие абхазы, взрослые и дети, приняли святое Крещение в Ново-Афонском монастыре.
Помимо содержания школы монастырь вел обширную благотворительную деятельность: бесплатно рассылал в большом количестве иконы, книги, брошюры, листки религиозно-нравственного содержания, их же получали в напутствие паломники и посетители обители. Паломники, посещавшие Ново-Афонский монастырь, пользовались безвозмездно помещением и пищей. Неимущих паломников даже снабжали деньгами на обратную дорогу и одеждой. Несмотря на скудость материальных средств оказывали помощь, включая медицинскую, всем нуждающимся.
Местные жители ходили в монастырь на заработки, монастырь никому не отказывал в работе. Число рабочих иногда доходило до 2000 ежедневно. Бедным абхазским приходам передавали церковную утварь и облачения.
Принимая паломников и помогая нуждающимся, просвещая местных жителей светом Христовым, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь всегда был прибежищем для всех ищущих мира и душевного спасения.
Анатолий Александрович Мацукевич (1938–2015)