В одном месте у Галилейского моря высокие скалы так близко сдвинули дорогу к воде, что никакого иного способа пройти здесь попросту нет. Здесь проходили с Иисусом Христом все 12 апостолов. Здесь проходил апостол Павел и многие из 70-ти. В серии статей Анатолий Александровича Мацукевича (1938–1915) рассказывается о городах и поселениях, упоминаемых в Новом Завете.
АВИЛИНЕЯ
В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее(Лк. 3:1).
Небольшая сирийская область в 20 км к северо-западу от Дамаска. Существует местное предание, что здесь, на холме Неби Хабил, похоронен Авель. Местечко Авилинея теперь называется Сок-ель-Барада.
АДРАМИТ
Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест(Деян. 27:2).
Портовый город в Мисии, области, входившей в состав римской провинции Асии. Располагался вблизи Троады, на северо-западном побережье Малой Азии. Часть своего путешествия в Рим апостол Павел проделал на адрамитском корабле. Ныне – город Эдремит на побережье Эгейского моря.
АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ
В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле (Деян. 27:27).
Море между Италией и Балканским полуостровом, ныне – до Ионического моря. В древности это обозначение распространялось также на Ионическое море и далее к югу на часть Средиземного моря. Здесь 14 дней носился неуправляемый корабль, на котором плыл в Италию апостол Павел. Под «какой-то землей» упоминается остров Мальта.
АЗОТ
А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию(Деян. 8:40).
Один из пяти главных филистимских городов на восточном берегу Средиземного моря в 25 км севернее Газы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд.
АКЕЛДАМА
…и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови(Деян. 1:19).
«Поле крови» (арамейск.), участок земли на юг от Иерусалима, купленный за 30 сребреников, полученных Иудой Искариотом за предание Спасителя и брошенных им позже в храме. Первосвященники посчитали непозволительным вложить эти деньги в сокровищницу храма (ибо это цена крови) и«купили на них землю горшечника, для погребения странников»(Мф. 27:6–8). Отсюда произошло арамейское название ее – Акелдама. Первоначально место называлось «землей горшечника», так как здесь добывали особо мягкую глину, годную для горшечного производства. Хоронили здесь довольно долго. Еще в VII в. в Акелдаме погребали армянских христиан, живших в Иерусалиме. В средние века верили, что земля с этого поля обладала особенным свойством разлагать тела покойников в течение нескольких дней. Поэтому для кладбищ города Пизы в Италии привозили целые корабли акелдамской земли. Остатки кладбища на этом месте сохранились до сих пор.
АЛЕКСАНДРИЯ
Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес(Деян. 18:24).
Прославленный египетский портовый город в дельте Нила, основанный в 332 г. до Р.Х. Александром Македонским (здесь он и похоронен). В древние времена Александрия была столицей Египта, а при римлянах продолжала оставаться заметным культурным и торговым центром, вторым по величине городом империи. На острове Фарос, соединенном с материком с помощью дамбы, при входе в александрийскую гавань высился знаменитый 110-метровый Фаросский маяк – одно из семи чудес света. Он был разрушен в 1326 г.
В городе находилась крупнейшая по тому времени библиотека, хранившая 700 тыс. папирусных свитков. Именно здесь около 270 г. до Р.Х. был сделан первый перевод Ветхого Завета на греческий язык. Среди 700 тыс. жителей Александрии были греки, египтяне, римляне и евреи. Языком общения был греческий. Основателем христианской общины в Александрии и ее первым епископом был евангелист Марк. Отсюда родом был красноречивый апостол Аполлос, ставший миссионером и одним из учителей ранней Церкви. Здесь жили Климент, Ориген – знаменитые христианские учителя – и Арий, основатель секты ариан.
Новейшая Александрия построена севернее развалин древнего города и служит портом города Каира. Ее население – около 50 тыс. человек.
АМФИПОЛЬ
Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога(Деян. 17:1).
Город в северной Греции, на границе Македонии и Фракии, основанный в V в. до Р.Х. и бывший некогда столицей Восточной Македонии. Во время второго миссионерского путешествия через Амфиполь проходил апостол Павел вместе с апостолом Силой. Развалины города свидетельствуют о том, что некогда он был сильно укреплен. Ныне – венгерский город Амфиполи.
АНТИОХИЯ
Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев(Деян. 11:19).
В Новом Завете упоминаются два из существовавших 16 городов под названием Антиохия. Самый знаменитый из них – Антиохия Сирийская – расположен на реке Оронт в 32 км восточнее Средиземного моря и в 300 км севернее Дамаска. Столица Сирии, основана за 300 лет до Р.Х. После Рима и Александрии – величайший город в пределах Римской империи. В годы расцвета в Антиохии Сирийской было более полумиллиона жителей. Город славился роскошными постройками, широкими улицами, освещавшимися по ночам. В римскую эпоху (с 64 г. до Р.Х.) – резиденция сирийских наместников, позднее – ближневосточная резиденция императоров. В истории ранней христианской Церкви Антиохия памятна тем, что здесь уверовавшие в Евангелие стали впервые именоваться христианами. После смерти первомученика Стефана сюда бежали из Иерусалима гонимые христиане. Здесь проповедовали апостолы Петр и Варнава. Отсюда начинались все миссионерские путешествия апостола Павла. В Антиохийской церкви был и апостол Петр.
Возможно, никакой другой город не перенес столько различных бедствий, как Антиохия. Его осаждали и грабили по крайней мере 15 раз. При одном из нападений были убиты или взяты в плен 17 000 горожан. Трижды здесь был голод, дважды – большие пожары, была моровая язва, четырежды – землетрясения. При одном из них погибло 25 тыс. человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии задолго до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Население, доходившее до 50 тыс. человек, сократилось до 10 тыс. В 1822 г. очередное землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии. Новейшая Антиохия называется теперь Антакья. Это небольшой турецкий город к северу от Иерусалима, на границе Турции и Сирии.
АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ
Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели(Деян. 13:14).
Город в центре Малой Азии, на территории нынешней Турции. О его былом великолепии и поныне свидетельствуют сохранившиеся величественные развалины. В 24 г. до Р.Х. стал столицей римской провинции Писидии. Апостолы Павел и Варнава впервые посетили Антиохию Писидийскую около 48 г. во время первого миссионерского путешествия. В Деяниях апостолов (13:16–41) помещена обширная, особенно сильная проповедь апостола Павла, сказанная им в одной из синагог этого города в день субботний. Ныне здесь местечко Яловали.
АНТИПАТРИДА
Итак воины, по данному им приказанию, взяв Павла, повели ночью в Антипатриду(Деян. 23:31).
Город на древней военной дороге между Иерусалимом и Кесарией (Приморской). Основан Иродом Великим и назван в честь его отца Антипатра. Ныне – селение Кеффр–Саба в 18 км северо-восточнее Яффы.
АПОЛЛОНИЯ
Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога(Деян. 17:1).
Название более 30 греческих городов. Аполлония, упоминаемая в Деяниях апостолов, – город в Македонии на пути между Амфиполем и Фессалоникой. Во время второго миссионерского путешествия здесь побывал апостол Павел. Ныне – греческий город Поллино.
АППИЕВА ПЛОЩАДЬ
Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился (Деян. 28:15).
Небольшое торговое поселение в 53 км от Рима. Основано Аппием Клавдием у дороги (Аппиева дорога – 312 г. до Р.Х.), ведущей из Рима в Неаполь.
АРАВИЯ
…и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск(Гал. 1:17).
Делится на три части: собственно Аравия, горная Аравия и северная Аравия. Аравия, или Аравийский полуостров, находится в юго-западной части Азии между Персидским заливом и Евфратом на востоке и Чермным морем на западе. На юге эта страна омывается Индийским океаном, а на севере не имеет определенной границы, сливаясь с Сирийской пустыней.
Горная Аравия – область на северо-западной границе Аравийского полуострова, включающая гористый Синайский полуостров и Иудейскую пустыню.
От собственно Аравии отличают Аравийскую пустыню, или северную Аравию, являющуюся ее продолжением. Это обширное пространство, расположенное западнее Евфрата, населенное кочующими бедуинами. Именно эту Аравию посетил апостол Павел. В первые века Аравия считалась христианской страной, так как там проповедовали учение Христово сами апостолы. В Новом Завете упоминаются аравитяне среди прибывших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Арабы до сих пор в большей степени, чем другие народы, сохранили древние обычаи, язык, близкий арамейскому, и уклад жизни, помогающий понимать ветхозаветные повествования.
АРИМАФЕЯ
Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса(Мф. 27:57).
Город в Палестине, родина Иосифа, члена синедриона, тайного ученика Иисуса Христа и владельца гробницы, в которой Его похоронили. Все четыре Евангелия свидетельствуют о том, что после распятия Иисуса Христа Иосиф пошел к Пилату и просил разрешения снять тело Иисуса. Получив разрешение, он снял тело, завернул в ткань и положил во гробе. Предположительное место Аримафеи – в 15 км северо-восточнее Лидды. Здесь при раскопках были обнаружены остатки средневековой церкви, освященной в честь Иосифа Аримафейского. Аримафею иногда отождествляют с Рамою, где родился и был по кончине погребен пророк Самуил и где во времена его существовала пророческая школа. В настоящее время называется Эль-Раме и находится близ Вифлеема, к северу от него, приблизительно на расстоянии двух часов пути к югу от Иерусалима.
АРМАГЕДДОН
И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон (Откр. 16:16).
Город юго-восточнее горы Кармил и западнее Назарета, место последней битвы между силами зла и Богом. В Ветхом Завете город Армагеддон именовался Мегиддо и располагался на краю Изреельской долины. С холма легко просматривался проходивший здесь караванный путь, и потому город активно участвовал в торговле и войнах между Египтом и Месопотамией, став местом многих кровавых событий Библейской истории. Имя города, вследствие его истории, иногда упоминается как символическое наименование какого-либо ужасного события в будущих судьбах Христовой Церкви (Откр. 16:16–21). Археологические раскопки открыли уникальный подземный туннель, вырубленный в скале в IX в. до Р.Х., с помощью которого жители города получали воду из источника.
АСИЯ
…Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии(Деян. 2:9).
Западная часть Малой Азии (современная Турция), где располагались крупнейшие города-государства. Позднее римская провинция Асия, главным городом которой был Ефес, распространилась на все западное побережье. В состав Асии входили Фригия, Мисия, Кария и Лидия. Здесь проходила большая часть миссионерской деятельности апостола Павла.
АСС
Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком(Деян. 20:13).
Морской порт на северо-западном побережье Мисии, основан греческими колонистами. Находился на высокой неприступной скале, на берегу Адрамитского залива. В ветхозаветное время в Ассе некоторое время жил философ Аристотель. Апостол Павел, возвращаясь после третьего путешествия в последний раз в Иерусалим, шел из Троады пешком до Асса (около 27 км) и отсюда отплыл в Митилину. Остатки греческого города, выстроенного большей частью из гранита, хорошо сохранились. Ныне – турецкий город Бейрам в 25 км к югу от Троады.
АТТАЛИЯ
…и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию (Деян. 14:25).
Приморский город в Памфилии, на южном побережье Малой Азии, названный в честь его основателя – Атталии Филадельфа, пергамского царя (159–138 гг. до Р.Х.). Отсюда апостолы Павел и Варнава отплыли в Антиохию во время первого миссионерского путешествия. Современный турецкий город Анталья.
АФИНЫ
Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились (Деян. 17:15).
Главный и крупнейший город Греции, расположенный в 7 км от моря, один их знаменитейших городов древнего мира. По преданию, основан за 1500 лет до Р.Х. Центральную часть города занимал 156-метровый, доступный только с запада известняковый холм Акрополь, где издавна находилась укрепленная царская резиденция. В V в. до Р.Х., когда в городе были построены прославленные сооружения, в том числе знаменитый Парфенон, Афины достигли вершины своего великолепия. В 86 г. до Р.Х. город был захвачен и разграблен римлянами. Когда во время второго миссионерского путешествия (примерно в 50–52 гг.) апостол Павел посетил Афины, город уже утратил былое богатство и государственное значение. Но по-прежнему оставался крупным торговым центром. По церковному преданию, первым епископом в Афинах был святой Дионисий Ареопагит, обращенный в христианство проповедью апостола Павла.
АХАИЯ
Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище (Деян. 18:12).
Наименование, которое римляне дали южной части покоренной ими в 146 г. до Р.Х. Греции. Со временем именем Ахаия стали называть всю Грецию. Административным центром Ахаии был город Коринф. Северная часть Греции называлась Македонией. Апостол Павел проповедовал здесь Евангелие в первое и второе миссионерские путешествия. Посещал Ахаию апостол от 70-ти Аполлос. «Начатком» христианства в Ахаие было семейство апостола Стефана (1 Кор. 16:15).
БАШНЯ
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился(Мф. 21:33).
Башня – оборонительное сооружение на городской стене, в среде городских построек или отдельно стоящее, сторожевое в поле, среди виноградника или даже в пустыне у колодцев для защиты пастухов и овечьих стад. В Новом Завете особо упоминается Силоамская башня, убившая при падении 18 человек (Лк. 13:4). Маленькое местечко Силоа, населенное бедными магометанами, существует и теперь напротив Силоамских источников, по другую сторону Кедрона. А в древних могильных пещерах и сегодня обитают жители…
ВАВИЛОН
Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон (Мф. 1:11).
Один из самых древних городов земли, в ветхозаветную эпоху знаменитый и могущественный город на реке Евфрат. Столица Вавилонской империи, чьи войска в 587 г. до Р.Х. разрушили Иерусалим. Город защищали двойные каменные стены толщиной в 3 и 7 м. Восемь больших ворот вели во внутренний город, где стояли 50 храмов. Две части города, разделенные Евфратом, соединял огромный каменный мост. Висячие сады Вавилона считались одним из семи чудес света.
В библейских преданиях есть сведения о «строительстве Вавилонской башни» – ступенчатого многоэтажного храма. Поначалу в возведении Вавилонской башни была даже некоторая объяснительная разумность. Люди вознамерились устроить себе некое спасительное пристанище на случай нового Великого Потопа. Три года жгли кирпичи, еще 20 лет потратили на строительство 100-метровой сужающейся кверху громадины. Поднимаясь все выше, люди с удовольствием озирали раздвигающиеся окрестности, сначала радовались, а потом – возгордились. И решили построить не просто высокое укрытие, а «башню высотою до небес» (Быт. 11:3–4), то есть захотели обрести независимость от Бога и собственную божественную силу, пожелали превзойти пределы, доступные человеку. И были наказаны. Господь разрушил Вавилонскую башню, смешал языки и рассеял человечество, чтобы царства, создаваемые им, не позволяли забывать о Царстве Божием. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день (Ис. 2:1).
В 539 г. Вавилон был взят персидским царем Киром. Персы отвели в сторону воды Евфрата и вошли в город по пересохшему руслу. С этого времени Вавилон находился в упадке. В Новом Завете Вавилон стал символом противной Господу могущественной силы (Откр. 14:8; 16:19; 17:5; 18:2). Ныне на месте Вавилона находится небольшой арабский поселок Гила (Гиллах) и несколько курганов в 80 км от современного Багдада, покрывающих руины некогда великого города.
ВЕРИЯ
Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую(Деян. 17:10).
Город в Македонии (Северная Греция) у подножия горы Олимп, на северо-западе от Фессалоники. Апостол Павел проповедовал здесь впервые во время второго миссионерского путешествия. Верийцы доброжелательно выслушивали его речи, но иудеи из Фессалоники настроили против Павла городскую толпу, и ему пришлось покинуть Верию. Оставшиеся в городе апостолы Сила и Тимофей продолжили проповедь Евангелия. Из Верии был родом апостол Сосипатр. Местное предание предполагает, что первым епископом Верии был апостол от 70-ти Онисим.
В современном городе Верия около 50 тыс. жителей. Он расположен в 80 км западнее Салоник и в 40 км от Эгейского моря.
ВЕРХНИЕ СТРАНЫ
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян. 19:1).
Области, расположенные в горах. Апостол Павел пришел в Ефес, пройдя Галатию и Фригию – провинции, расположенные в гористой местности.
ВИФАВАР
Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн(Ин. 1:8).
Селение за Иорданом севернее Мертвого моря, где находилась переправа через реку, чем и объясняется название города («дом переправы»). Здесь проповедовал и крестил Иоанн Предтеча, здесь также, как полагают, израильтяне перешли Иордан во главе с Иисусом Навином. Некоторые исследователи отожествляют Вифавар с Вифанией за Иорданом.
ВИФАНИЯ
И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь (Мф. 21:17).
В новозаветное время в Израиле под названием Вифания («дом бедного») существовало два селения: одно возле Иерусалима, другое – у Иордана, на севере Мертвого моря (в книгах Нового Завета не упоминается).
Вифания – деревня примерно в 3 км к востоку от Иерусалима по дороге в Иерихон, на противоположной стороне Масличной горы. Здесь жили Марфа, Мария и Лазарь, у которых, посещая Иерусалим, останавливался Иисус Христос. Здесь же находился дом Симона прокаженного (Мф. 26:6). Вблизи Вифании Господь воскресил Лазаря, неподалеку находится место, где совершилось Вознесение Иисуса Христа на небо. Современный город Аль-Азария.
ВИФЕЗДА
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов (Ин. 5:2).
«Дом милосердия» (евр.), большой пруд-купальня на северо-восточной окраине Иерусалима около Овечьих ворот с пятью крытыми входами, имевший еще название Овчая купель. Он подпитывался источником, который время от времени начинал бить ключом. Считалось, что это Ангел сходит в воду и возмущает ее. Вокруг пруда собиралось много больных. Существовало поверье, что первые вошедшие в воду, после того как источник даст такую струю, получат исцеление, какой бы болезнью они ни страдали. Здесь Иисус Христос исцелил человека, проболевшего до этого 38 лет. Раскопки 1888 г. около церкви Святой Анны открыли водоем, высеченный в скале, длиной в 90 м, шириной – 60 и глубиной 7–8 м. Изначально Овчая купель служила для омовения жертвенных животных, приготовленных для заклания в Иерусалимском храме.
ВИФИНИЯ
Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их (Деян. 16:7).
Римская провинция в северной части Малой Азии между Пафлагонией на востоке и Асией с запада. Во время второго мисссионерского путешествия, прибыв в Мисию, апостол Павел предполагал посетить Вифинию, но Святой Дух воспрепятствовал этому. Тем не менее вскоре здесь были образованы первые христианские общины, к которым обращался апостол Петр в своем Первом послании. В начале II в. в провинции находилось уже много христиан, не только в городах, но и в селениях и деревнях, так что языческие храмы заметно опустели. В Никее, главном городе Вифинии, в 325 г. был созван I Вселенский Никейский собор, а в Халкидоне, в 451 г., – IV Вселенский Халкидонский собор.
ВИФЛЕЕМ
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят…(Мф. 2:1).
Город колена Иуды, «дом хлеба», названный так за плодородие окрестных земель. Расположен на иудейском нагорье в 8 км юго-западнее Иерусалима, на 800 м выше уровня моря. Здесь погребена Рахиль (Быт. 25:16). В Вифлееме родился царь Давид, и потому его называют также «городом Давидовым»(Лк. 2:4). Библейский пророк Михей, несмотря на то что в его время Вифлеем был совсем маленьким городком, предсказал, что в нем родится Мессия, «Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала от дней вечных» (Мих. 5:2). Через несколько столетий Мария и Иосиф пришли в Вифлеем, чтобы принять участие в проводившейся римлянами переписи населения. Здесь и родился Иисус Христос. Ныне – город Бейт-Лахем, расположенный на месте библейского поселения.
ВИФСАИДА
Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись… (Мф. 11:21).
«Дом рыбной ловли», рыбацкий городок, находившийся на северо-восточном побережье Геннисаретского (Галилейского) озера в километре от впадения в него реки Иордан. Здесь родились апостолы Андрей Первозванный, Петр и Филипп. Возле Вифсаиды Иисус Христос насытил пять тысяч человек и исцелил слепого. В Вифсаиде Спаситель предупредил жителей о грядущем гневе Божием за то, что они не уверовали и не покаялись, несмотря на явленные Им чудеса. На основании того, что ученики Иисуса Христа, получив от Него повеление переправиться к Вифсаиде (Мк. 6:45), прибыли на западный берег Геннисаретского озера (Мф. 14:34), некоторые исследователи полагают, что была и другая Вифсаида, находившаяся западнее Галилейского моря. Но подобный вывод не бесспорен, так как глагол «переправиться» не обязательно подразумевает переправу на противоположный берег. Поэтому версия об одной Вифсаиде остается наиболее приемлемой. Город был разрушен землетрясением около 400 г.
Ныне – селение Эт-Телль.
ВИФФАГИЯ
И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников… (Мф. 21:1).
«Дом смокв», селение у подножия Масличной горы, недалеко от Вифании, восточный пригород Иерусалима. Когда Иисус Христос направлялся в Иерусалим на последний праздник Пасхи, Он послал в Виффагию двух учеников с поручением привести Ему молодого осла, на котором и въехал в город. Новозаветная Виффагия, от которой ныне не осталось никаких следов, находилась, видимо, возле монастыря францисканцев у селения Рас-эс-Шия. Ежегодно в Вербное воскресенье отсюда выходит процессия, направляясь в церковь Святой Анны в Старом Городе. В церкви Виффагии находится камень, на котором, согласно преданию, остался отпечаток ноги Иисуса Христа, когда Он садился на осла.
Анатолий Мацукевич
Продолжение следует
Справка
Анатолий Александрович Мацукевич родился 7 сентября в 1938 г. в Смоленске. Десятилетку оканчивал в Туле. По образованию – инженер-механик, но главным жизненным занятием стала журналистика и литературное дело. Был мастером спорта по шахматам.
В 1998 г. вышла его первая книга на православную тему «Дорогой Богомолья. От Кремля до Лавры». Затем увидели свет его книги о преподобном Серафиме Саровском, об апостолах Христовых, о блаженной Матроне Московской. Последней была его книга «Мученик Уар – молитвенник за некрещеных».
Анатолий Александрович был постоянным автором журнала «Покров», где были опубликованы серии статей о 12 апостолах, о городах и странах Нового Завета. Скончался 14 июня 1915 г.