Великий и радостный праздник Крещения Господня, или — вернее! — Богоявления. Торжественное, богатое смыслами и духовной поэзией богослужение; древние паремии, чудные стихиры, погружаемый в воду крест, сверкающие капли воды, пар над крестообразной прорубью — «иорданью», ни с чем не сравнимое чувство присутствия благодати Божией: «Жаждущие! Идите все к водам» (Ис. 55, 1) — и вот, мы пришли на источник спасения и можем в радости черпать (см.: Ис. 12, 3). Что за событие произошло на Иордане в самом начале земного служения Христа, в чем его непреходящее значение?
Пророки богоизбранного еврейского народа — Исаия, Даниил, Михей, Захария, Аггей, Малахия — издревле предвидели приход на землю Мессии, Отрасли, Отрока, Царя, Агнца, Желаемого, Помазанника — Христа. Духовную династию ветхозаветных пророков завершил тот, кому было суждено встретить Христа на земле и показать Его народу — Иоанн, сын священника Захарии и жены его Елисаветы, родственник Христа по Его человечеству, Предтеча Его и Креститель. Миссия Иоанна также предвосхищена пророками Ветхого Завета: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис. 40, 3). Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (Мал. 3, 1). Приготовить путь — значит подготовить народ к встрече с Желаемым, призвать людей к покаянию и совершить над каждым из них обряд омовения от грехов. Вот это омовение и получило в славянском переводе Священного Писания наименование крещения Иоаннова. На первый взгляд, это нелогично: ведь слово «крещение» происходит от слова «крест», а Крест на Голгофе был воздвигнут лишь через три года после этих событий; но чуть позже мы к этой кажущейся нелогичности вернемся. Сейчас скажем лишь, что крещение Иоанново нельзя отождествлять с тем Таинством Крещения, которое было совершено в то или иное время над каждым из нас, сегодняшних членов Церкви Христовой. Люди, прошедшие через руки Иоанна, не становились членами церкви Троицы, но лишь получали эту возможность в будущем. Об этой разнице, о недостаточности обряда омовения говорит сам пророк: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).
Происходит, однако, то, к чему боговдохновенный Иоанн не был готов: Тот, Кого он проповедует народу, не только Сам приходит к нему на Иордан, но и хочет с его помощью креститься, то есть исполнить тот самый обряд омовения…
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф. 3, 14–15).
Прочитав следующие евангельские стихи, мы поймем, почему наш любимый январский праздник именуется Богоявлением, а также Просвещением:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17).
В минуту выхода Богочеловека из иорданской воды пророку Иоанну (а по мнению некоторых толкователей, и другим людям) была явлена Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. На следующий день Иоанн Предтеча свидетельствовал об этом откровении: Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. <…> я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 31–34).
Но для чего же омывался в водах Иордана Тот, Кому не от чего было омываться? Что означают Его слова исполнить всякую правду? Вот как отвечает на этот вопрос святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди на Крещение Господне: «За нас и для нас Он исполнил всякую правду; и нас Он учит Божию правду точно исполнять; для нас принял Крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в Крещении, нам показать нужду в нем, чтобы освятить воды и навсегда дать им силу священия; чтобы дать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым (см.: Тит. 3, 5) и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама».
Почему Церковь по сей день крестит и до скончания времен будет крестить именно в воде? Потому что ее освятил Своим погружением Единый Безгрешный. «Днесь вод освящается естество» — тропарь, который поют на Великом освящении воды в Крещенский сочельник и в сам праздник Богоявления. А чинопоследование Таинства Крещения включает слова: «…Ты даровал еси нам свыше паки рождение водою и Духом. Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его…»
Епископ Александр (Миллеант) в своей статье о празднике Богоявления пишет, что погружение Иисуса в воды Иордана «сделало этот символический обряд благодатным, возрождающим христианским таинством». И теперь нам понятно, почему Иоанново омовение называют крещением, хотя Креста в тот момент еще не было. Это обратная перспектива, аналогичная той, что присуща православной иконе.
* * *
В традиции Русской Православной Церкви Великая Агиасма освящается в наших храмах дважды — 18 и 19 января по н. с. Никакой разницы меж водой, освященной в Крещенский сочельник и в сам праздник, нет. Церковь, молясь над водой в эти дни, просит: «… прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово. Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну». Освященную воду благословляется принимать внутрь с должным благоговением и молитвой; ею принято окроплять жилище и место работы. Разумеется, не следует поливать Агиасмой комнатные растения, мыть ею полы, использовать ее еще каким-либо неблагоговейным образом. Обычай купаться в крещенскую ночь в проруби Церковью не осуждается. Однако следует помнить: такое купание не влечет никакого «смывания грехов», наши грехи смываются лишь сознательным, искренним покаянием.
К сожалению, слишком многие наши сограждане приходят 19 января в храмы исключительно для того, чтоб набрать освященной воды — Великой Агиасмы — и совершенно не интересуются ни смыслом праздника, ни его богослужением… вообще ничем, кроме скорейшего наполнения бидонов и канистр. Грустно бывает в этот день наблюдать грубо потребительское, по сути, бездуховное отношение к святыне. Помню, как одна бабушка в нашем храме в ответ на просьбу настоятеля не толпиться и не тесниться — воды, дескать, хватит всем — тут же отозвалась: «Так сейчас-то самые сливочки! А потом что?» Пришлось объяснять, чем Великая Агиасма отличается от молока…
Эпизод с бабушкой запомнился. И на следующий год мы у себя во Владимирском храме Саратова устроили миссионерскую акцию «Иордан» — очень простую и совершенно не затратную. Во время раздачи освященной воды постоянные прихожане храма, сменяя друг друга, читали проповеди и иные тексты, разъясняющие богословский смысл празднования, фрагменты Евангелия на современном русском языке, повествующие о крещении Спасителя от Иоанна Предтечи в Иордане. Не стану утверждать, что все внимательно нас слушали: нет, были моменты, когда читать становилось очень трудно, создавалось впечатление, что это не нужно никому из стоящих в очереди к баку с водой. Но через некоторое время кто-то из гостей (давайте назовем их так) подходил к нам, благодарил, задавал вопросы. И у нас появлялась надежда, что посеянное взойдет. Главный вывод, который сделала для себя я, — не надо осуждать людей, пришедших «только за водой». Ведь если они пришли, значит, вера в них все же есть. Кому-то из них надо просто немного помочь.
Газета «Православная вера», № 01 (669), январь 2021 г.