Лавр, свеча, чудеса!

Отзыв о спектакле «Лавр» в МХАТ им.Горького

Закон О культуре в России 
0
1217
Время на чтение 7 минут

Источник: Блог автора

➕12 декабря 2020 года в Московском Художественном Академическом Театре им. М.Горького состоялся премьерный показ спектакля «Лавр» по роману Евгения Водолазкина

➕Режиссером-постановщиком выступил Эдуард Бояков, он же указан как автор инсценировки на пару с Алексеем Зензиновым.

➕К началу:

Перед тем как ворваться на торжество фарисейства и высокой речевой патетики со словами «О небо, о земля» ,как в одной известной трагедии, мне после просмотра предпоказа и итоговой премьеры «Лавра» вспомнился совершенно другой афоризм, того же небезызвестного английского драматурга «Гремит лишь то, что пусто изнутри».

♾Действительно хорошему, крепкому спектаклю совершенно не требуется газетно-портальное искусственное надувание для привлечения зрительского или иного внимания. Чтобы хоть как-то расплавить эти информационно-зефирные заграждения Эдуарда Боякова, в пример очень хочется привести Кирилла Крока и театр Вахтангова... с правильным, профессиональным отношением к драматическому искусству и традициям... Но перейдем к началу.

➕И вновь к началу:

Спектакль «Лавр»-это настоящий дебют Эдуарда Боякова как режиссера-постановщика на большой сцене МХАТ им.Горького.

«Многого не жди, а стоит много» - как любил выражаться Олег Николаевич Ефремов.

И действительно самым слабым местом «Лавра» является режиссура дебютанта.

➕Второе слабое место - инсценировка, романа Евгения Водолазкина.

➖В итоге перед нами фольклорный концерт большой формы с драматургическими перебивками уровня «Тавриды» со всевозможными технологическими и музыкальными наполнениями.

➕Ведь чем отличается режиссер-постановщик драматического театра от режиссера массовых представлений (в простонародье массовик-затейник) - Умением и знанием специфики законов в работе со сценическим пространством. Когда подобное происходит, пусть даже на элементарном уровне, черта отличия становится явной.

➕Но перейдем предметно...

Когда сценографией предельно упрощаешь пространство, съедая глубину и перерезая зеркало сцены, выводя артистов на ту небольшую территорию авансцены - всегда будь готов к последующим режиссёрским ограничениям. Для чего это было сделано - понятно, Эдуард Бояков (сознательно ли или нет), пытался упростить себе работу, параллельно скрывая недостаток понимания профессии и опыта.

Но к чему это все привело? К подавляющему преобладанию горизонтальных мизансцен (порой) просто высосанных из пальца.

Актеры были вынуждены подчиняться, и как лабораторные мыши в узкой клетке передвигать то в лево, то в право, правда, иногда улетая в рай(вертикальная мизансцена). Но стоит признать не все...а особые. Конечно подобное понимание сценического пространства было распространено в крепостных театрах 18-19 века. Сейчас же это первое ,чему отучают (в хороших академиях)будущих режиссеров в конце первого курса.

➕Далее...

Отсутствие темпо-ритмического рисунка спектакля. И тут ,конечно, можно долго говорить о сложностях и особенности синтеза актерского существования с инсценированным рассказом. О методике удержания зрительского внимания, о приемном вовлечении...О событийном ряде... Но это все актуально, когда инсценировка не написана на коленке, представляя зрителю неразрывную цепь событий. В случае «Лавра» мы видим набор несвязанных между собой сцен ;в выражении Немировича-Данченко - «торчат белые нитки» ,и все это криво прикрыто/сглажено свето-переходами и видео-проекциями. Как в старом театральном анекдоте: «Мы спасали как могли, ну а дальше вы сами видели» ;- от такого рождается образ горе строителей, которые старую краску на окне скрывают новой, нанося ее просто сверху.

➖Музыкальное решение.

Очень хочется хвалить Варвару Котову... Ваш профессионализм выше всяких похвал. Но и тут такое чудесное явление испорчено совершенным непониманием режиссерской профессии; хочется сказать, что музыкальное решение спектакля подчиняется законам драматургии. Музыкальное решение может являться как контр-действием так и основным сопровождающим художественным элементом, в некоторых хороших спектаклях музыка может быть основным действующим элементом на равне с актером.

В спектакле «Лавр» просто какое-то лобовое, концертное понимание музыкальной составляющей из разряда «а гусельник подскажет, что ты должен здесь почувствовать» ,опять же ,скрывая швы переходов, на «коленной» инсценировки.

➕И самое важное, что отличает режиссера драматического театра от массовика-затейника (режиссер - массовых представлений) - это умение работать с текстом ,избегая его иллюстрации. Остроумный педагог Андрей Михайлович Лобанов всегда шутил со своими студентами, говоря: «За текст уже заплатили автору, а тебе собственно за что?». Очень колкая и верная шутка, ведь работа режиссера заключается в понимании того, что лежит за текстом, для выражения спрятанного через действие...

♾Для наглядного примера возьмем сцены взаимоотношения между Устином и Устиной, крайне важных сцен для развития всего спектакля... отсутствие партнерского взаимодействия в связи с навязанным неоправданным мизансценированием, лобовым восприятием текста; всё это загоняет зрителя в стерильную среду каких-то послушников и послушниц; может показаться либо для режиссера тема уже не актуальна, либо отсутствует интерес к женщинам в целом- это к сожалению выявляет неправильное понимание законов сценического действия в разрезе взаимодействий. При прочтении книги такого ощущения не возникает. Описанное в ней настолько ясно и живо, что не вызывает никаких сомнений.

➕К хорошему и актерской игре:

Приятно удивил Леонид Якубович в роли старца Никандра- шагнувши из «Поля Чудес» на полянку выжженной травки, оставался в общих обстоятельствах убедительным и правдивым, хоть звезд с неба и не хватал. Заметна старая актерская школа и опыт (в самом наилучшем смысле) уменее работать с выбранным приспособлением «монашеские четки» выше всяких похвал, не только защищали актера в сомнительные моменты, но и правильно направляли зрительское внимание, к внутреннему нерву образа. Довольная редкость впринципе. Мало кто сейчас уделяет подобным мелочам внимание.

➕Так же приятно порадовал Валентин Клементьев в роли Христофора, являясь одновременно заложником и обладателем своеобразного голоса, по наитию или намерено смог интонационной перестройкой воплотить и передать зрителю переход от жизни к смерти своего героя. Настоящая /правдивая интонационная драматургия ,родившая ,пусть и на несколько секунд, живую сценическую правду.

➕Евгению Конаныхину в роли Устина хочется пожелать не прекращать свой творческий поиск. Очень старательный и способный артист, с отсутствием спокойствия и усталости, которая свойственна актерам старшего поколения. Хотелось бы увидеть творчество Евгения в другом театре, где бы он не был заложником концертных обстоятельств.

➕Про Алису Гребенщикову в роли Устины сказать нечего, кроме явного отсутствия владения сценическим вниманием, работе с партнером и собственным голосом, важным инструментом актера. Продолжает оставаться в тени славы талантливого отца.

➕Далее:

10-летний Никита Кашеваров в роли отрока Арсения-очень обаятельный и способный маленький артист, к сожалению попал в плен неопытной взрослой команды, которая попросту замуштровала на постоянные повороты головы и нарочного направления текста в зрительный зал. Но как бы «плохие» взрослые не старались, обаяние и непосредственность задавить сложно. Ведь не спроста есть негласное правило: «Животных и детей переиграть невозможно».

♾Дмитрий Певцов в роли рассказчика Амвросия и Лавра - самый неоднозначный актерский момент в Лавре. И тут совершенно не понятный случай, толи постановочная часть боялась напрямую давать сценические задачи опытному артисту, расчитывая на его самостоятельность, толи это было некое угождение ,в виде его подавляющего непростроенного нахождения на сцене. Это ведь элементарные истины, что когда зрительское внимание направленно на основное действие, любое малейшее телодвижение выходящее за пределы фокуса,- является раздражителем, переключающим внимание смотрящего. Почти всегда (особенно в первом акте) Дмитрий Певцов ненамеренно перетягивал на себя внимание, то нос почесал, то переваливался в разные стороны от усталости и постоянного стояния. Абсолютно не выстроено сквозное действие героя в связи с концертной режиссурой и применением недодуманных приемов . Очень жаль, что потенциал опытного артиста задействован на 20 процентов от возможного.

♾Завершаем..

📌Конечно, из всего увиденного и происходящего рождается образ старого человека с церковной свечой в руке, который старательно пытается разогнать тьму собственного сознания.

➕Эдуард Бояков в интервью до премьеры заявил: «Все говорили, что поставить «Лавр» невозможно!» Загнав себя в рамки сбывшегося предсказания.

Хотя нет, все таки поставили, но в информационном поле и в голове заблудившегося человека со свечой в руке.

➕Прошу прощения, что обделил вниманием сценографическое решение спектакля. Сказать нечего, кроме того , что мы опять видим лабораторные пробы и решения 2005 года.

Конец.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Акимов
Все статьи Роман Акимов
Закон О культуре в России
Какой чиновник должен управлять русской культурой
Приоритетом его должны стать нужды государства и совмещённые чаяния народа, который без культуры, выращенной на его земле, обращается во всякую нечисть
13.04.2024
Год культуры в спорте начинается с ушу
1 апреля в Московском Дворце ушу состоялось открытие Первенства России по ушу и Выставки полотен братьев Алмазовых
05.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39