В начале декабря 2020 года исполнилось 225 лет с того дня, как западнорусские (белорусские) земли после четырехсотлетнего польско-литовского католического владычества вернулись в лоно русской государственности и воссоединились с Российской державой. Этому знаменательному событию был посвящен историко-публицистический вечер «Белая Русь и Россия: тернистый путь к единству. К 225-летию воссоединения белорусских земель с Российским государством», который недавно состоялся в Минске. Вечер был организован Белорусским общественным объединением «Русь» (БОО «Русь») и проходил с соблюдением необходимых противоэпидемических правил. В мероприятии приняли участие ученые, политологи, представители патриотической общественности.
Открыл мероприятие председатель БОО «Русь» Н.М.Сергеев, который поздравил собравшихся со столь знаменательной датой в истории Белой Руси и Русского мира. Отметил, что в конце 1795 года произошел окончательный возврат западнорусских земель в лоно русской государственности. Четыре столетия Западная/Белая Русь стремилась к общерусскому воссоединению, пройдя на этом тернистом пути через жестокие испытания освободительных войн и восстаний против польско-шляхетских угнетателей. А первым поднял знамя борьбы за свободу и русскость Западной/Белой Руси в 1385 году герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий, выступив с оружием в руках против кабальной Кревской унии с Польшей. Завершила великое дело, начатое князем-воителем, ровно через 410 лет Императрица Всероссийская Екатерина II.
«Отторженная возвратихъ» - медаль на воссоединение Белой Руси с Российским государством
Известный в республике ученый и общественный деятель, доктор философских наук Лев Криштапович выступил с докладом «Польско-шляхетская перелицовка белорусской истории», в котором затронул злободневные вопросы искажения исторического прошлого Белой Руси.
«В настоящее время в Белоруссии много говорят и пишут о национальном возрождении. Принимаются декларации, учреждаются исторические журналы, работают организации, к примеру, такие, как «Таварыства беларускай мовы», которые объявляют своей целью развитие национальной культуры белорусского народа, содействие духовному прогрессу белорусского общества. На деле же под лозунгом «белорусскости» якобы «белорусские» историки, внедряя дичайшие антиисторические взгляды, по сути дела развязали польско-шляхетскую войну против белорусской истории».
Л.Е.Криштапович обратил особое внимание на то, что одним из главных направлений фальсификации белорусской истории является преднамеренное искажение и сокрытие от общественности подлинного национального самосознания восточнославянского населения Речи Посполитой и целей, которые преследовали народно-освободительные войны и восстания.
«То, что понятие Русь относилось ко всем восточнославянским, входившим в Речь Посполитую хорошо прослеживается в переговорах Богдана Хмельницкого с польским комиссаром Адамом Киселем и московскими послами. Так, Богдан Хмельницкий объявляет себя самодержцем русским и заявляет Адаму Киселю, что он выбьет из польской неволи весь русский народ».
Богдан Хмельницкий: я освобожу из лядской неволи весь русский народ
Профессор Криштапович высказал обеспокоенность по поводу непрекращающейся в Республике Беларусь ползучей кампании, направленной на сужение области применения русского языка в топонимике и транспортной отрасли. При этом организаторы всего этого пытаются мотивировать свои действия якобы не исконностью русского языка для Белоруссии, что в корне противоречит историческим фактам. Еще в Статуте 1588 года Литовско-Русского великого княжества, в состав которого входили нынешние белорусские земли, за русским языком был закреплен государственный статус: «А писаръ земскiй маеть по Руску литерами и словы Рускими вси листы и позвы писати, а не иншымъ языкомъ и словы, и такъ маеть писаръ присегати».
«О том, что русское письмо было одним из литературных языков Великого княжества Литовского, свидетельствуют произведения, написанные от Киева и Львова до Вильно и Полоцка. Поэтому не может быть и речи о противопоставлении белоруса и украинца великорусу по той простой причине, что белорус, украинец и великорус всегда олицетворяли собой единый русский народ в смысле их национально-языковой принадлежности».
Далее Л.Е.Криштапович критично рассмотрел позицию белорусского внешнеполитического ведомства.
«Трудно понять логику министра иностранных дел Республики Беларусь и одновременно председателя Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимира Макея, который причисляет польско-шляхетских политических и культурных деятелей (Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, Станислава Монюшко, Винцента Дунина-Марцинкевича и им подобных) к белорусской истории на том основании, что они родились и жили на территории современной Республики Беларусь.
Хотя эти деятели жили и творили на территории Белоруссии, но принадлежат они именно польско-шляхетской истории и польско-шляхетской культуре. Сами эти деятели никогда не причисляли себя к белорусам и белорусской истории. Напротив, они считали белорусский народ неисторическим народом, не способным к историческому творчеству.
Попытка же Владимира Макея зачислить польско-шляхетских деятелей в каталог белорусской культуры представляет собой самую бессовестную фальсификацию белорусской истории и объективно играет на руку современным польско-шляхетским авантюристам, мечтающих о превращении Белоруссии в восточные кресы Польши».
Николай Сергеев выступил с докладом «Александр Суворов - национальный герой Белой Руси», в котором показал, что Александр Васильевич Суворов был не только непревзойденным полководцем и гением военного искусства, но и героем, который принес Белой Руси избавление от четырехсотлетнего национального унижения и религиозного гнета и оградил белорусский народ от исчезновения как такового.
Александр Суворов и его чудо-богатыри. Они спасли Белую Русь от ухода в небытие
При этом выступающий обратил внимание, что в современной белорусской исторической науке сложилось откровенно абсурдное положение, когда на официальном уровне превозносятся деятели, которые были не просто чуждые, а глубоко враждебные западнорусскому народу и намеревавшиеся с помощью оружия лишить предков современных белорусов будущего.
«Это относится, в первую очередь, к таким мрачным историческим персонажам, как гетман литовский Януш Радзивилл и руководители польских восстаний 1794 и 1863 годов Тадеуш Бонаветура Костюшко и Винцент Константы Калиновский. Радзивилл в середине XVII века залил кровью Белую Русь, огнем и мечом подавляя народное восстание против польско-шляхетского господства (этого изверга кое-кто в Белоруссии пытается представить выдающимся полководцем), а Костюшко и Калиновский с помощью беспощадного террора рассчитывали вновь вернуть на белорусские земли польское владычество».
Н.М.Сергеев отметил, что белорусскому обществу предлагается воспринимать прошлое Белой Руси, а значит, и события настоящего с точки зрения польских магнатов и шляхты.
Это особенно ярко видно на примере А.В. Суворова. На имя этого не только военного гения, но и высоконравственного и благородного витязя уже в течение длительного времени пытается бросить тень русофобствующая публика, которая в своих измышлениях тщится приписать полководцу и его чудо-богатырям бесчинства присущие как раз-то польским магнатам и шляхте.
«Вся эта ложь рассыпается, если обратиться к документам, т.е. к приказам и распоряжениям по войскам, которые издавались во время боевых действий русской армии против польских мятежников Тадеуша Костюшко.
Вот как звучал приказ от 22 августа 1794 года: «Крайне остерегаться и от малейшего грабежа, который в операции есть наивреднейшим. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления не чинить; война не на них, а на вооруженного неприятеля».
А вот выдержки из диспозиции А.В. Суворова к штурму Праги (предместье Варшавы) 23 октября 1794 года: «Его сиятельство граф Суворов приказал…в дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют – царство небесное, живым – слава!».
Еще с советских времен бытует превратное мнение, что Тадеуш Костюшко выступал не только за «прогрессивное переустройство Речи Посполитой», но и якобы «защищал свободу белорусов». Но это откровенная фальсификация, ведь цели польского восстания 1794 говорят совсем о другом.
«Польские повстанцы выступали за то, чтобы Речь Посполитая стала унитарным исключительно польским государством, в которой католицизм объявлялся господствующей религией. При этом «переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество».
Ни Руси (будущей Белоруссии), ни православию, ни даже униатству места в Речи Посполитой Польской не предусматривалось. Все это было изложено в «Правительственном законе» (поляки называют его конституцией) от 3 мая 1791 года, за который и воевал генерал Костюшко. Причем действовали мятежники методами якобинского террора: виселицы и расстрелы в отношении несогласных, заградительные отряды против насильно согнанных в мятежные войска крестьян и мещан. Да и печально известное клеймо «враг народа» также было в ходу у мятежников.
И если бы этот мятеж оказался успешным, то о существовании Белой Руси как страны, а белорусов как народа, не было бы и речи. С точки зрения Польши, «Правительственный закон» возможно и был прогрессивным, но белорусам было уготовано лишь одно – растворение в польщизне и исчезновение как этноса.
Только воссоединение с Российским государством спасло белорусский народ от ухода в небытие. А его подлинным национальным героем является великий русский полководец А.В. Суворов, разгромивший польский мятеж».
Председатель общественного объединения «За демократию, социальный прогресс и справедливость» Валерий Драко в своем выступлении сказал, что в истории Белой Руси было три великих освободительных похода, которые несли на белорусскую землю освобождение от жестокого национального гнета со стороны властителей первой и второй Речи Посполитой.
Во-первых, это знаменитый Государев поход 1654 года, когда польско-литовские войска короля Яна Казимира потерпели сокрушительное поражение и в августе 1655 года в старинную столицу Литовско-Русского великого княжества Вильно торжественно вступил государь Московский и всея Руси Алексей Михайлович. Казалось, что Русь отныне будет единой.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (ныне Москва, современная реконструкция). В его строительстве принимали участие мастера с Белой Руси, в нем учил царских детей Симеон Полоцкий
Но, увы! Судьба тогда отвернулась от Белой Руси. И по Адрусовскому перемирию 1667 года Белая Русь вновь оказалась под владычеством польских магнатов и шляхты. И тогда же случился великий исход Западной Руси в Русское царство. Значительное количество жителей западнорусских городов (в-первую очередь, мастеровые), русской православной шляхты, да и простых мужиков (не захотели идти под польское ярмо) ушло в Русское царство и на Дон к казакам (на вольную Русь). Во главе же этого великого белорусского исхода стоял (не в прямом, конечно, смысле) знаменитый западнорусский православный просветитель, поэт и драматург Симеон Полоцкий, ставший воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Именно тогда произошла практически полная смена национального состава жителей большинства белорусских городов с русского на еврейско-польский.
Во-вторых, это поход Александра Васильевича Суворова против, по сути, антибелорусского мятежа польского генерала Костюшко. И, наконец, Освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года.
В самые тяжелые для белорусского народа времена Великая Русь-Россия всегда помогала своей родной сестре Белой Руси, и мы об этом никогда не должны забывать.