Республика Беларусь является светским государством, в котором конституция (ст. 16) определяет равенство «религий и вероисповедания перед законом». В то же время взаимодействие государства с религиозными конфессиями строится «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».
При этом в соответствии с законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» главенствующая роль «в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» отводится Белорусской Православной Церкви (БПЦ). Одновременно закон подчёркивает, что «католическая церковь на территории Беларуси» играет значительную «духовную, культурную и историческую роль», а евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм и ислам неотделимы от «общей истории народа Беларуси».
Белорусская Православная Церковь – неотъемлемая часть
Русской Православной Церкви
При этом на религиозные организации не возлагается каких-либо государственных обязанностей и государство не вмешивается в их религиозную деятельность, если последняя не выходит за пределы правового поля.
В то же время религиозные организации могут участвовать в общественной жизни и освещать свою деятельность в государственных средствах массовой информации. Вместе с тем религиозные организации не вправе поддерживать политические партии, организации политической направленности и участвовать в политизированных мероприятиях.
И далее, согласно законодательству, в местах богослужений не должны использоваться государственная и политическая символика, проводиться митинги и другие мероприятия политического характера. Не должны звучать призывы, направленные против органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.
Как видим, белорусская правовая система чётко разделяет религиозную, государственную и политическую деятельность, следуя древнему принципу «Кесарю кесарево, а Богу Богово».
Вместе с тем религиозные объединения состоят из граждан, на настроения которых неизбежно воздействует мировоззрение их духовных пастырей. Ввиду этого, большое значение имеет взгляд иерархов религиозных конфессий на вопрос принадлежности Белоруссии к цивилизации Русского мира.
В связи важностью поставленного вопроса мы предлагаем читателю цикл статей, в которых постараемся осветить отношение к цивилизации Русского мира со стороны Белорусской Православной Церкви и действующих в Республике Беларусь западных церквей – Римско-католической церкви в Белоруссии и протестантских религиозных течений.
XXX
В белорусском законодательстве справедливо отражено, что ведущее место в религиозной жизни Республики Беларусь занимает Белорусская Православная Церковь, имеющая в своём составе 15 епархий, во главе которых стоят соответствующие архиепископы (епископами).
БПЦ имеет 1737 православных прихода, 36 монастырей, 15 православных братств и 9 сестричеств, 1 миссию. В настоящее время на территории Белоруссии действуют 1878 православных храмов, ещё 147 находятся в стадии строительства.
Помимо того, БПЦ имеет высшие и средние учебные заведения, которые производят подготовку священнослужителей и иных специалистов для православных приходов – регентов церковных хоров, богословов, катехизаторов, звонарей, художников-иконописцев.
Таким образом, Белорусская православная церковь имеет все возможности, чтобы выступать в качестве ведущей силы в деле упрочения национально-культурного единства белорусов с русским народом и распространения идеи Русского мира в Республике Беларусь.
Спасо-Преображенский храм в Полоцке, шедевр русского зодчества XII в.
Однако эта судьбоносная миссия может быть выполнена только в случае преобладания общерусских воззрений в церковной среде в первую очередь среди священноначалия Белорусского Экзархата.
В то же время на этом поприще существуют не всегда явные, но существенные помехи. После распада Советского Союза в тогдашних правящих кругах Республики Беларусь возникла идея автокефалии или «самастойнай беларускай царквы».
По замыслу зачинщиков-автокефалистов, первым шагом на этом пути должно было стать преобразование Минско-Белорусской епархии Русской Православной Церкви в Белорусский Экзархат Московского Патриархата, который одновременно стал именоваться Белорусской Православной Церковью. Всё это должно было приучать паству к мысли, что БПЦ – это не часть Русской Православной Церкви, а «самастойная царква».
При этом вопрос ставился не о самостоятельном существовании БПЦ как таковом, а о переходе БПЦ под юрисдикцию Константинопольского патриархата, глава которого – Варфоломей, как широко пишут мировые СМИ, замешан в связях с ЦРУ и является активным проводником идей глобализма.
Ещё одним шагом в направлении отдельности БПЦ от Русской Православной Церкви было навязчивое желание перевести богослужение на белорусскую «мову», хотя никакой реальной потребности в этих языковых «опытах» не существует в принципе. Причём вопрос ставился о дерусификации не только языка проповедей, но и о переводе на «мову» богослужебной литературы.
При этом необходимо отметить, что планы по белорусизации/дерусификации БПЦ были вызваны политическими играми тогдашних власть имущих, не имели никакого отношения к проповеди Слова Божия и находились в явном противоречии с настроениями прихожан.
В июле 1994 года президентом Белоруссии становится Александр Лукашенко и политический курс Республики Беларусь изменяется в сторону Союза с Российской Федерацией, но «автокефалистские» течения в Белорусском Экзархате продолжали действовать.
В сентябре 1997 года по благословению тогдашнего Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета в минском Свято-Петро-Павловском соборе начали проводиться богослужения на белорусской «мове».
А за пять лет до этого, в 1992 году, была образована Библейская комиссия БПЦ, которая в сотрудничестве с Межконфессиональным христианским религиозным братством «Библейское общество в Республике Беларусь» в течение 25 лет занималась переводом Библии с древнегреческого оригинала на белорусский язык.
В целом же в момент создания перед Библейской комиссией БПЦ была поставлена задача выработать собственный церковно-белорусский язык, который «наследовал бы древнюю славянскую традицию, а вместе с тем соответствовал кодификации национальной языковой системы».
15 ноября 2017 года Библейская комиссия БПЦ представила в Национальной библиотеке Белоруссии плод своих стараний – «Новы Запавет Госпада нашага Iiсуса Хрыста». После завершения перевода Нового Завета Библейская комиссия БПЦ приступила к переводу Псалтири с греческого языка на белорусский.
«Новы Запавет» – значимый шаг к «самастойнасцi царквы»
Под воздействием происходящего складывалось впечатление, что в лоне БПЦ идёт подготовка к уходу из состава Русской Православной Церкви и что этот раскольничий шаг был едва ли не предопределён.
К тому же среди духовенства Белорусского Экзархата нашлись деятели, которые усиленно ратовали за «самастойную царкву», очевидно, рассчитывая, что в условиях многовекторности власти не будут препятствовать окончательному «самоопределению» БПЦ.
Попытка сделать заметный шаг в этом губительном для Православия на Белой Руси направлении была предпринята 16 декабря 2014 года. В этот день на Общем собрании епархий Минской метрополии отдельные священнослужители пытались продвинуть вопрос о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдавии и Эстонии. При этом никто из инициаторов этого замысла не смогли внятно объяснить собравшимся с какой целью они это предлагали.
Вот что сказал по этому поводу тогдашний Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Павел (занимал эту кафедру с 25 декабря 2013 г. по 25 августа 2020 г.): «На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними — минимальна, и её может отличить только специалист. В то время пожелание священнослужителей Минской епархии вызвало бурю негодования у огромного количества людей. Поэтому вопрос о самоуправляемости был снят с повестки дня».
Но внятная позиция Патриаршего Экзарха проводников раскола не вразумила, и они продолжили свою раскольничью деятельность. Наибольшую активность в этом неблаговидном направлении развернули клирик Минской епархии иерей Александр Кухта и священник Гродненской епархии протоиерей Георгий Рой. Эти святоши назойливо навязывали обществу идеи «самастойнастi беларускай царквы» через свои видеоблоги, ЖЖ и социальные сети.
Кухта и Рой – бывшие клирики БПЦ, сбежавшие в Литву
В 2020 году эти персонажи выступили на стороне прозападных мятежников и поддерживали попытку государственного переворота в Республике Беларусь, затем осудили проведение Специальной военной операции. В апреле 2023 года Кухта и Рой сбежали в Литву, где заявили о своём переходе под омофор Константинопольского патриархата.
За подобные деяния, несовместимые с саном православного священнослужителя, Кухта и Рой указами Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского Вениамина и архиепископа Гродненского и Волковысского Антония были лишены права священнослужения, ношения священнических одежд и иерейского креста.
Однако приходится свидетельствовать, что Кухта и Рой – это только всплывшие на поверхность представители сообщества криптоавтокефалистов, сформировавшегося в недрах БПЦ за постсоветское время.
Одним из идейных вождей криптоавтокефалистов выступал протоиерей Сергий Лепин, который с 2011 года до середины ноября 2020 года являлся председателем Синодального информационного отдела БПЦ и пресс-секретарём Белорусского Экзархата. Пользуясь излишним «либерализмом» и, скажем так, мягкостью в вопросе общерусского единства Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского Павла протоиерей Сергий Лепин, хоть и избегал непосредственно говорить об автокефалии, но последовательно распространял мысль об «особости» БПЦ и едва ли не прославлял деятельность коллаборационистской, сотрудничавшей в 1918-1920 годах с германскими и польскими оккупантами т.н. «Белорусской народной республики (БНР)».
Протоиерей Сергий Лепин – один из идеологов «особости» БПЦ
Так, 25 марта 2018 года, выступая на чествовании прозападными организациями 100-летия БНР, протоиерей Сергий Лепин заявил, что деятели БНР «хотели положить конец дележке земель с преобладающим белорусским населением между сопредельными государствами, пытались пресечь разделение и ассимиляцию белорусов».
А вот как определил (24 августа 2020 г.) пагубную деятельность открытых и скрытых автокефалистов накануне вступления в должность Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского тогда ещё епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин: «В нынешней ситуации возобновление темы автокефалии нельзя расценивать иначе, как желание некоторых сил ослабить духовную составляющую белорусского народа, повторить печальную историю братской нам Украины, разделить братские народы Беларуси и России по религиозной линии. Сам предмет обсуждения автокефалии для Белорусской Православной Церкви неприемлем для нас. Это предательство нашей веры и завета святых отцов. Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа — это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь».
Относительно же протоиерея Сергия Лепина, то в конце ноября 2020 года он покинул должность председателя Синодального информационного отдела, пресс-секретаря Белорусского Экзархата.
По всей видимости, предел терпению положило полученное Лепиным предупреждение Генеральной прокуратуры Республики Беларусь (одновременно подобное предостережение получил и генеральный викарий Минско-Могилевской архиепархии римско-католической церкви в Белоруссии епископ Юрий Кособуцкий) за экстремистские высказывания в социальных сетях, которые «повышают уровень напряженности в обществе, разжигают ненависть и вражду к представителям органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов».
Владыка Вениамин (слева) и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Приход на пост главы Белорусского Экзархата Московского Патриархата, митрополита Минского и Заславского владыки Вениамина является необходимым условием для православно-русского возрождения на Белой Руси. И значимым шагом на этом пути стало установление в Минске величественного памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому. Монумент был воздвигнут по предложению православной общественности. Как отметил на торжественном открытии памятника 14 ноября 2023 года посол Российской Федерации в Республике Беларусь Борис Грызлов, «речь в первую очередь идёт о настоятеле Александро-Невского Храма на Военном кладбище Минска отце Николае Коржиче и его единомышленниках».
И далее, «воплощение данной инициативы — результат кропотливой скоординированной совместной работы Белорусской Православной церкви, Мингорисполкома и посольства России в Белоруссии».
В своём выступлении Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Вениамин отметил, что на Белой Руси издавна существует глубокое почитание князя Александра Невского. Так, в XIX веке только в одной Минской епархии насчитывалось 20 храмов, освящённых в его честь. Ныне в Белорусской Православной Церкви действуют около 40 храмов, освящённых в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, три из которых (в Кобрине, Мстиславле и Марьиной Горке) являются кафедральными соборами.
Памятник Святому Благоверному великому князю Александру Невскому в Минске
Необходимо заметить, что Александр Невский был женат на полоцкой княжне Александре Брячиславне, неоднократно бывал в Полоцке и Витебске, успешно защищал западнорусские земли от агрессии литовских князей. Младший сын Александра Ярославича и Александры Брячиславны Даниил стал первым князем Московским, родоначальником московской линии Рюриковичей — великих князей и царей. Таким образом, Александр Невский единит Белую Русь и Великую Россию как духовно, так и исторически и призван стать именем Русского мира и Союзного государства.
Вместе с тем следует осознавать, что за время после 1991 года в недрах БПЦ образовалось целое сообщество криптоавтокефалистов, и по этой причине необходима кропотливая работа по упрочению православно-русского начала среди духовенства и прихожан Белорусской Православной Церкви.
В последнее время некоторые представители российской православной общественности упрекают Патриаршего Экзарха, Митрополита Минского и Заславского Вениамина в том, что в храмах БПЦ не возносится «Молитва о Святой Руси», впервые совершённая Святейшим Патриархом Кириллом 25 сентября 2022 года в Александро-Невском скиту близ Переделкина в Москве.
Между тем, подобные нарекания вряд ли можно отнести к справедливым, т.к. в Воззвании Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, Митрополита Минского и Заславского Вениамина от 25 марта 2023 г. предписано священнослужителям БПЦ ежедневно в 21-00 «дополнительно возносить молитву о мире на Украине», которая содержит следующие слова: «От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, – дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди! Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, – запрети и замыслы их ниспровергни».
Кроме Белорусской Православной Церкви в Республике Беларусь действует ещё одно религиозное объединение, которое по своей природе относится к Русскому миру — это Старообрядческая церковь. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрированы 34 религиозные общины старообрядцев: 18 — в Витебской, 7 — в Могилевской, 2 — в Гомельской, 1 — в Гродненской, 4 — в Минской областях и 2 — в Минске. Старообрядцам в Белоруссии принадлежит 29 храмов. (культовых зданий), в том числе 18 — в Витебской, 2 — в Гомельской, 6 — в Могилевской и 3 — в Минской областях.
И надо сказать, что между Старообрядческой Церковью и Белорусской Православной Церковью установились отношения взаимопонимания и взаимопомощи.
Такой старообрядческий храм скоро появится в Лошицком парке в Минске
И здесь необходимы некоторые пояснения. Церковный раскол Русской церкви, как известно, произошёл в Русском царстве в середине XVII века и был вызван реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их приведения к единообразию с тогдашними греческими. Церковный раскол стал одним из самых драматических событий в русской истории, но в XX веке были сделаны значимые шаги по его преодолению.
В 1971 году Поместный собор Русской Православной Церкви рассмотрел вопрос о «клятвах на старые обряды и на придерживающихся их» и принял решение «утвердить постановление патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им».
В 2021 году председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) отметил, что «священноначалие Русской Православной Церкви глубоко осознаёт пагубные последствия церковного раскола XVII столетия, считает это национальной трагедией, а поэтому никогда не уклоняется от возможности как-то эти последствия уврачевать».
В 2006 году постановлением Синода БПЦ в юрисдикцию Минской епархии Белорусской Православной Церкви был принят со своим уставом (службы, пения, чтения проводятся по старому обряду) Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в городе Минске.
С 1998 года эта старообрядческая община входила в состав Древлеправославной поморской церкви (400 тыс. членов по всему миру, более 500 приходов, центр в Санкт-Петербурге). В 2005 году прихожане минского прихода в честь святого пророка Илии обратились к Патриаршему Экзарху, Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету с просьбой о содействии в возведении в Минске старообрядческого храма. Он в свою очередь предложил войти старообрядцам в лоно Белорусской Православной Церкви в качестве автономной единицы.
В мае 2022 года в Минске в Лошицком парке Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил закладку капсулы с памятной грамотой в основание старообрядческого храма. Обращаясь к собравшимся на церемонию, владыка Вениамин отметил, что «храм — это место, где почитается Бог и что люди старого обряда, которые ранее совершали богослужения в домовой церкви, со временем будут иметь полноценный храм».
ХХХ
За столетия, прошедшие со времени крещения Руси и появления Полоцкой православной епархии (992 г.), земли современной Белоруссии входили в состав различных государств и, независимо от того, как относились к Русской церкви официальные власти и вопреки самым тяжёлым невзгодам, православное духовенство в большинстве своём твёрдо стояло за Русь и Православную Веру.
Белорусская Православная Церковь воспринимается населением Республики Беларусь как неотъемлемая часть Русской Православной Церкви, как духовная скрепа, соединяющая Белую Русь и Великую Россию. Этим и обусловлен тот высокий нравственный авторитет, которым обладает Православная Церковь среди населения Республики Беларусь, независимо от собственно религиозности белорусских граждан.
Но чтобы доверие к Православной Церкви продолжало оставаться на должном уровне, белорусскому православному духовенству необходимо быть достойными наследниками дела таких светочей западнорусского Православия, как Афанасий Брестский и Георгий Конисский.
При этом священноначалию необходимо незыблемо стоять на том, что Белорусская Православная Церковь является оплотом Православия и Русского духа на западных рубежах Святой Руси. И после того как Белорусский Экзархат Московского Патриархата возглавил владыка Вениамин, есть основания полагать, что именно так и будет.