Летом многие надеялись, что пандемия коронавируса отступила и жизнь постепенно возвращается в привычное русло. Однако события последних месяцев показывают, что расслабляться рано. О том, почему в новой реальности особую ценность обретает интеллект и как не попасть в жернова естественного отбора, рассказывает портал profiok.com.
Черниговская: запахло Дарвином
Доктор биологических и филологических наук, профессор СПбГУ, нейролингвист Татьяна Черниговская видит в пандемии повод «узреть главное и отбросить лишнее». В интервью петербургскому изданию «Фонтанка.ру» она объяснила, что сложившаяся ситуация «взрывает мозг стандартного человека».
По словам Черниговской, большинство людей во всём мире, к сожалению, недооценивают ситуацию, в которой все мы оказались. Они рассчитывают, что тяжёлый период через какое-то время закончится, а жизнь вернётся в привычное русло. Черниговская предупреждает: у нас нет оснований надеяться на скорейшее окончание пандемии, как, впрочем, нет и оснований утверждать, что жизнь радикально изменилась навсегда.
Беда в том, что человеческий мозг построен на так называемом вероятностном прогнозировании, то есть привык принимать решения, основанные на просчитывании возможных вариантов развития событий. Попадая в ситуацию, где прогнозировать невозможно, человек, по определению Черниговской, «просто вырубается». Внутри копится тревога, а здраво оценить происходящее человек не может. Самое простое следствие в этом случае – депрессия или невроз. Поэтому, подчёркивает эксперт, нужно стараться всеми силами держать себя в руках, подвергать анализу своё поведение.
Татьяна Черниговская уверена, что мы сейчас наблюдаем едва ли не «полную перестройку цивилизации». Мир меняется с потрясающей скоростью, причём сразу по всем статьям: где-то случаются природные катаклизмы, где-то происходят невиданные ранее политические изменения, нарастает глобальный экономический кризис, не говоря уже о пандемии, подкинувшей учёным всего мира неразрешимую задачу.
«Сейчас более сильный слом, даже сильнее, чем переход от СССР к новой России. Просто потому, что нынешние перемены охватывают всю планету, – отмечает Черниговская. – Всё, что сейчас происходит, как биологическое, так и социальное, несёт вызовы всей цивилизации в целом. Это почище социальных революций и даже войн. Идут глобальные перемены, динамика перемен растёт».
В этих условиях попытки до последнего держаться за привычный уклад – плохая стратегия, считает Черниговская.
Речь идёт не только об изменениях в профессиональной среде, но и просто о наборе необходимых для жизни квалификаций. Ещё несколько лет назад нежелание представителей старшего поколения связываться с онлайн-банками или осваивать общение в интернет-мессенджерах вызывало у остальных снисходительную улыбку. Сейчас такая позиция – прямой путь к тому, чтобы моментально оказаться за бортом. Значит, вариантов всего два: или осваивать «цифровой» вариант своей профессии, или менять специальность.
Безусловно, для многих этот выбор обернётся личной трагедией. А чей-то выбор вполне может стать трагедией для общества: где, например, в цифровую эпоху искать учеников «условному специалисту по древним рукописям»? О таких людях, по мнению Черниговской, должно заботиться государство: «Если мы потеряем Дюрера или Эйнштейна из-за их неспособности правильно оформить табличку, то придурки мы, а не они».
Впрочем, в единичных случаях, государство, возможно, и правда подключится. Когда и если отойдёт от ступора, вызванного пандемией. Для остальных же, судя по всему, в полную силу включился механизм естественного отбора. «Запахло Дарвином», – прямо говорит Татьяна Черниговская.
По её мнению, выход один: признать, что реальность изменилась и бежать от неё некуда, взять себя в руки и начать думать. Искать востребованные виды деятельности. Мыслить креативно. У всех ли получится? Это уже другой вопрос.
Невежество как норма?
На фоне рассуждений Татьяны Черниговской интересно затронуть проблему, напрямую не связанную с пандемией. Это изменение качества образования, которое наблюдается во всём мире в течение десятилетий. Учёные на разных концах планеты замечают, что начиная с конца прошлого столетия средний уровень интеллекта медленно, но верно снижается.
У популярных тестов на IQ, якобы определяющих интеллектуальный уровень человека, есть как сторонники, так и противники. Во-первых, не все тесты составлены серьёзно и с опорой на научную теорию, во-вторых, учёные давно уже признали существование разных типов интеллекта, то есть логико-математическая форма интеллекта – далеко не единственная из возможных. Есть ещё интеллект музыкальный, визуально-пространственный или, например, лингвистический.
Но существует и обобщающее понятие интеллекта, которое характеризует возможность человека адаптироваться к окружающим условиям, предотвращая или по мере поступления решая проблемы, возникающие на этом пути (интеллект выживаемости? – прим. profiok.com).
К сожалению, доступность информации привела к тому, что у многих людей возникает иллюзия собственной интеллектуальности, а расширение и обновление знаний перестаёт быть для них потребностью. Зачем запоминать маршрут, если навигатор всегда под рукой? К чему тратить силы на запоминание и осмысление фактов, когда рядом Википедия, готовая кратко объяснить всё на свете? Стоит отключить электричество – и доступность таких знаний в ту же секунду обнуляется. Но проблема даже не в этом. Самое страшное, что человечество, по крайней мере значимая его часть, постепенно утрачивает владение научным способом познания мира. Люди всё хуже умеют обобщать, моделировать, проводить аналогии, анализировать. Но без этих навыков владение информацией, тем более поверхностное, ровным счётом ничего не значит.
«В советское время обладателя диплома о высшем образовании можно было смело причислять к интеллектуальной элите, – говорит директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Происходило это по ряду причин. Прежде всего, образование было качественным, фундаментальным, с хорошим базисом, на который потом можно было «нанизывать» практические знания и навыки. Кроме того, многие приходили в вузы после училищ, техникумов или работы на производстве. Теоретические знания отлично «укладывались» поверх практического опыта, что давало возможность получить на выходе бесценного специалиста, подкованного и теоретически, и практически.
Сегодня деградация образования идёт сразу в нескольких направлениях. Произошла подмена понятий. О необходимости постоянно обновлять знания, развиваться, о быстром устаревании багажа, полученного в вузе, говорится достаточно много. Но по факту абсолютно правильный процесс постоянного обновления компетенций, к сожалению, нередко сводится к коллекционированию дипломов и сертификатов. Учиться стало модно, но ситуацию в целом это не улучшило. Не успев прослушать очередной курс, адепты «саморазвития» не делают паузы, не пытаются как-то приладить полученные знания к своей профессии, не переосмысливают их, а тут же записываются на следующий тренинг. Второй аспект: в обществе прочно укрепилась иллюзия, будто базовое образование – лишний багаж. Конкурсы лидеров различных уровней открывают путь к местам в органах государственной власти, для работы таксистом нужны права на управление транспортным средством и навигатор, на простеньких курсах за пару месяцев могут научить программировать, продавать, писать, рисовать, готовят специалистов по дизайну, бухгалтеров, маркетологов. Удивительно, но при этом найти адекватного и профессионального секретаря в офис – настоящая проблема! При этом невежд, уверенных в своей образованности, а значит и шикарных карьерных перспективах, вокруг становится всё больше».
Чему стоит учиться?
Итак, знания устаревают, количество невежд увеличивается с катастрофической скоростью, а пандемия коронавируса, похоже, надолго привнесла в нашу жизнь удалённое образование и другие онлайн-новшества. К тому же в экономике идут процессы цифровизации, пусть и замедляемые экономическим кризисом.
Американский экономист Дэвид Аутор в своё время изобразил на графике зависимость занятости работников различных отраслей промышленности США от их квалификации. Этот график теперь так и называется – «кривая Аутора». Более того, тенденция, замеченная экономистом, сохраняется и в наши дни, хотя расчёты проводились для периода с 1980 по 2005 год. График ясно показывает, что специальности, поддающиеся автоматизации, теряют привлекательность, а потребность в работниках сосредоточена на двух «полюсах»: с одной стороны, нужен персонал низкой квалификации, деятельность которого автоматизировать экономически невыгодно, с другой – творческая, креативная работа, требующая высочайшей квалификации.
«Будешь плохо учиться – пойдёшь работать дворником!» – пугали детей много десятилетий назад. У современной молодёжи эта фраза вызывает усмешку, а зря. Если Татьяна Черниговская права и механизм естественного отбора включился в полную силу, пришло время серьёзно пересмотреть отношение к учёбе и постараться выработать у себя привычку обновлять и переосмысливать знания.
В значительной степени это касается школьников и студентов, снова оказавшихся «на удалёнке». Президент компаний «Ашманов и партнёры» и «Крибрум» Игорь Ашманов в недавнем интервью заявил, что удалённое обучение – это профанация. По его словам, «удалёнка» продемонстрировала крайнюю неэффективность: «Если продолжать в том же духе, отличники останутся отличниками, хотя и получат значительно меньше знаний, а отстающие вообще перестанут учиться в принципе».
Конечно, во многих школах и вузах дистанционные форматы работы освоены ещё не в полной мере; разумеется, найти в себе силы дисциплинированно и ответственно учиться в дистанционном режиме непросто, но, похоже, это один из немногих шансов выдержать конкуренцию в будущем. Что ж поделаешь, если довелось жить в эпоху глобальных перемен во всём мире.
«Пандемия многое изменила и в подходах к компетенциям управленца, – рассказал Роланд Шарифов. – Ещё совсем недавно ключевыми качествами руководителя считалось умение организовывать процессы, по мере необходимости применять инструменты проектного управления и делать всё это эффективно. Сегодня на первый план выходит умение принимать чёткие и взвешенные решения в условиях неопределённости, оценивать риски и вовремя их купировать, а также мыслить в контексте современных требований к информационной безопасности. К сожалению, этих навыков сейчас очень не хватает людям, занимающим управленческие позиции как в небольших компаниях, так и в крупных корпорациях».
1. Комментарий
Т. Черниговская - человек, так сказать, неоднозначный. Она уверена в том, что прогресс науки остановить невозможно, хотя история целых эпох свидетельствует об обратном. Приходилось слышать от нее похвальные отзывы о Т. де Шардене - явном пантеисте. Агностицизм, как правило, и ведет к пантеизму.