О сносе памятника первому губернатору Русской Аляски Александру Баранову

Из дикарей русские делали христиан, из невежд – образованных

0
468
Время на чтение 5 минут
Первый губернатор Русской Аляски Александру Баранову

Источник: Фонд Стратегической Культуры

Власти города Ситка (штат Аляска) подчинились требованию местных активистов, потребовавших на волне антирасовых волнений в США убрать из центра города установленный в 1989 году памятник первому губернатору Русской Аляски Александру Баранову (1747-1819). Буйные из числа активистов заклеймили памятник Главному правителю русских поселений в Северной Америке как символ белого колониализма и унижения индейцев Аляски тлингитов (the Tlingits).

Координационный совет организаций российских соотечественников в США собрал шесть тысяч подписей в защиту памятника, но это не помогло. Единственное, чего удалось добиться, – памятник не будут сносить под улюлюканье толпы, а перенесут в городской музей, пообещал градоначальник Ситки Гэрри Питкэн.

Надпись на памятнике Баранову гласит: «Да будем жить в вечном мире и дружбе на этой земле» (That we may dwell in anmity and peace forever in this region). «Вечного мира» не получилось. Впервые американцы осквернили памятник в 1989 г., затем повторно в 2013 г.

Между тем благодаря Баранову, который в 1790-1818 гг. занимал пост главного управляющего Русско-американской компанией, на Аляске появились первые судостроительные верфи, рынки, больницы, библиотека, ремесленные мастерские, кирпичный и чугунолитейный заводы, православные церкви, семинария, были внедрены сельскохозяйственные технологии… С русскими на Аляску пришла цивилизация.

Поначалу отношения индейцев-тлингитов к русским было враждебным. Первое нападение на группу русских и алеутов, в которой находился Баранов, индейцы совершили в 1793 г., несмотря на то что ранее уже состоялся мирный контакт, когда индейцам были вручены в подарок медный крест и изображение российского монарха.

Тлингиты были самым воинственным народом Аляски («хуже самых диких зверей», говорили русские), держали в подчинении окрестные племена и конкурентов не терпели. Их не устраивало, что презираемые ими мирные алеуты стали искать защиты у русских. Для острастки тлингиты ловили алеутов и отрезали им головы. Самую мелку ссору тлингиты расценивали как уязвление племенной гордости и отвечали убийствами поселенцев, непричастных к ссоре. Поводом для убийства мог послужить даже отказ русских выполнить какую-нибудь бытовую просьбу тлингитских вождей.

К моменту прибытия русских тлингиты уже торговали с американскими дельцами. Американцы грозили индейцам полным прекращением экономических отношений, если те не прогонят русских. Всё это привело к тому, что с 1802 по 1805 год Аляску охватила серия крупных русско-тлингитских конфликтов, в ходе которых индейцы взяли штурмом Михайловскую крепость на о. Ситка и перебили в лесу две партии русских промысловиков.

В 1804 г. русские вновь отвоёвывают Ситку и освобождают из рук тлингитов пленных женщин-алеуток. В этом бою Баранов получает ранение. Позже по его распоряжению здесь появится г. Новоархангельск – столица Русской Аляски.

Вражду индейцев к русским подстёгивали хищнические действия некоторых русских купцов. Приказчик Русско-американской компании учёный-этнограф Кирилл Тимофеевич Хлебников называл их «людьми без чести и доброй нравственности». Чтобы навести порядок, русская администрация поручает присланному на Аляску священнику Иоанну Вениаминову (будущий святитель Иннокентий Московский) составить табель промысла котиков, чтобы их поголовье не уменьшалось и давало пропитание местным жителям. Разгулявшихся купцов приструнили, численность котиков выросла. Затем о. Иоанну было поручено духовное окормление тлингитов.

Святитель Иннокентий Московский

Святитель Иннокентий Московский

На о. Ситку он прибыл в разгар эпидемии оспы. Снова начались убийства русских, индейцы считали их виновниками эпидемии. На рынке индейцы старались продать русским заражённую оспой еду. Будучи привиты от оспы, русские не болели, а тлингиты умирали сотнями. Вот как описывается это в житии св. Иннокентия Московского: «[Тлингиты] наконец обратились к русским врачам… с просьбой защитить их от болезни. Понятно, что русские доктора сразу пришли на помощь… С помощью русских врачей оспа была побеждена».

После этого отношение тлингитов к русским изменилось. Вскоре о. Иоанн приступил к крещению индейцев. В каждом случае он предварительно испрашивал разрешения вождя племени и матери крещаемого. Это уважение к старшим трогало индейцев больше всякой проповеди, и о. Иоанн не получал отказа. Изучив тлингитский язык, о. Иоанн открывает школу для детей индейцев и алеутов. Столетиями враждовавшие тлингиты и алеуты сидели на одной скамье, изучая грамоту и Закон Божий. В тлингитах за их целеустремлённость и стойкость о. Иоанн видел будущих проповедников Православия в Америке.

«Русские миссионеры были не такими [как европейские]. При них мы говорили на родном языке, танцевали народные танцы… в церкви у нас есть Библия на местных языках»,говорит тлингит по имени Кирилл, готовящийся, как и его отец, стать священником.

«Из дикарей они делали христиан, из невежд – образованных. Они строили церкви, основывали школы, и до сих пор ещё лучи христианского света доходят до Аляски не из Вашингтона, а к стыду нашему, из Санкт-Петербурга и Москвы», – цитируются в житии св. Иннокентия Московского слова одного из американских конгрессменов после покупки американцами Аляски в 1868 году.

Идеологически агрессивная проповедь, которая раздаётся сейчас в Америке (раз все белые колонисты уничтожали индейцев, значит русские на Аляске – расисты и убийцы!), является вопиющим искажением фактов.

Русские стремились инкорпорировать тлингитов в государственный организм Российской империи, обучить грамоте, ремёслам. Не подсовывали индейцам заражённые оспой одеяла, как англичане, а лечили от оспы. Не истребляли продовольственные запасы индейцев, а составили нормированный график добычи морских котиков, чтобы удовлетворить и нужды Русско-американской компании, и местного населения.

Не пользовались рабским трудом, а хотели выкупать рабов у аляскинских индейцев для их вольного расселения на Камчатке и Курилах наряду с русскими подданными. Крестили не огнём и мечом, как португальцы и испанцы, а добрым словом и с согласия местных вождей. Не изгоняли аборигенов прочь, а приглашали на работу и женились на местных женщинах. Даже жена Александра Баранова была индианкой – факт, невозможный для губернатора-европейца! Ни одна из европейских колониальных держав (Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Испания) не вела себя с аборигенами столь взвешенно и с такой заботой, как русские колонисты.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Гулевич
Греция и американо-польский проект «Троеморье»
Амбиции Варшавы подрывают региональную стабильность и сужают перспективы развития связей европейских государств с Китаем
11.09.2023
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Все статьи Владислав Гулевич
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40