itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О сносе памятника первому губернатору Русской Аляски Александру Баранову

Из дикарей русские делали христиан, из невежд – образованных

0
426
Время на чтение 5 минут
Первый губернатор Русской Аляски Александру Баранову

Источник: Фонд Стратегической Культуры

Власти города Ситка (штат Аляска) подчинились требованию местных активистов, потребовавших на волне антирасовых волнений в США убрать из центра города установленный в 1989 году памятник первому губернатору Русской Аляски Александру Баранову (1747-1819). Буйные из числа активистов заклеймили памятник Главному правителю русских поселений в Северной Америке как символ белого колониализма и унижения индейцев Аляски тлингитов (the Tlingits).

Координационный совет организаций российских соотечественников в США собрал шесть тысяч подписей в защиту памятника, но это не помогло. Единственное, чего удалось добиться, – памятник не будут сносить под улюлюканье толпы, а перенесут в городской музей, пообещал градоначальник Ситки Гэрри Питкэн.

Надпись на памятнике Баранову гласит: «Да будем жить в вечном мире и дружбе на этой земле» (That we may dwell in anmity and peace forever in this region). «Вечного мира» не получилось. Впервые американцы осквернили памятник в 1989 г., затем повторно в 2013 г.

Между тем благодаря Баранову, который в 1790-1818 гг. занимал пост главного управляющего Русско-американской компанией, на Аляске появились первые судостроительные верфи, рынки, больницы, библиотека, ремесленные мастерские, кирпичный и чугунолитейный заводы, православные церкви, семинария, были внедрены сельскохозяйственные технологии… С русскими на Аляску пришла цивилизация.

Поначалу отношения индейцев-тлингитов к русским было враждебным. Первое нападение на группу русских и алеутов, в которой находился Баранов, индейцы совершили в 1793 г., несмотря на то что ранее уже состоялся мирный контакт, когда индейцам были вручены в подарок медный крест и изображение российского монарха.

Тлингиты были самым воинственным народом Аляски («хуже самых диких зверей», говорили русские), держали в подчинении окрестные племена и конкурентов не терпели. Их не устраивало, что презираемые ими мирные алеуты стали искать защиты у русских. Для острастки тлингиты ловили алеутов и отрезали им головы. Самую мелку ссору тлингиты расценивали как уязвление племенной гордости и отвечали убийствами поселенцев, непричастных к ссоре. Поводом для убийства мог послужить даже отказ русских выполнить какую-нибудь бытовую просьбу тлингитских вождей.

К моменту прибытия русских тлингиты уже торговали с американскими дельцами. Американцы грозили индейцам полным прекращением экономических отношений, если те не прогонят русских. Всё это привело к тому, что с 1802 по 1805 год Аляску охватила серия крупных русско-тлингитских конфликтов, в ходе которых индейцы взяли штурмом Михайловскую крепость на о. Ситка и перебили в лесу две партии русских промысловиков.

В 1804 г. русские вновь отвоёвывают Ситку и освобождают из рук тлингитов пленных женщин-алеуток. В этом бою Баранов получает ранение. Позже по его распоряжению здесь появится г. Новоархангельск – столица Русской Аляски.

Вражду индейцев к русским подстёгивали хищнические действия некоторых русских купцов. Приказчик Русско-американской компании учёный-этнограф Кирилл Тимофеевич Хлебников называл их «людьми без чести и доброй нравственности». Чтобы навести порядок, русская администрация поручает присланному на Аляску священнику Иоанну Вениаминову (будущий святитель Иннокентий Московский) составить табель промысла котиков, чтобы их поголовье не уменьшалось и давало пропитание местным жителям. Разгулявшихся купцов приструнили, численность котиков выросла. Затем о. Иоанну было поручено духовное окормление тлингитов.

Святитель Иннокентий Московский

Святитель Иннокентий Московский

На о. Ситку он прибыл в разгар эпидемии оспы. Снова начались убийства русских, индейцы считали их виновниками эпидемии. На рынке индейцы старались продать русским заражённую оспой еду. Будучи привиты от оспы, русские не болели, а тлингиты умирали сотнями. Вот как описывается это в житии св. Иннокентия Московского: «[Тлингиты] наконец обратились к русским врачам… с просьбой защитить их от болезни. Понятно, что русские доктора сразу пришли на помощь… С помощью русских врачей оспа была побеждена».

После этого отношение тлингитов к русским изменилось. Вскоре о. Иоанн приступил к крещению индейцев. В каждом случае он предварительно испрашивал разрешения вождя племени и матери крещаемого. Это уважение к старшим трогало индейцев больше всякой проповеди, и о. Иоанн не получал отказа. Изучив тлингитский язык, о. Иоанн открывает школу для детей индейцев и алеутов. Столетиями враждовавшие тлингиты и алеуты сидели на одной скамье, изучая грамоту и Закон Божий. В тлингитах за их целеустремлённость и стойкость о. Иоанн видел будущих проповедников Православия в Америке.

«Русские миссионеры были не такими [как европейские]. При них мы говорили на родном языке, танцевали народные танцы… в церкви у нас есть Библия на местных языках»,говорит тлингит по имени Кирилл, готовящийся, как и его отец, стать священником.

«Из дикарей они делали христиан, из невежд – образованных. Они строили церкви, основывали школы, и до сих пор ещё лучи христианского света доходят до Аляски не из Вашингтона, а к стыду нашему, из Санкт-Петербурга и Москвы», – цитируются в житии св. Иннокентия Московского слова одного из американских конгрессменов после покупки американцами Аляски в 1868 году.

Идеологически агрессивная проповедь, которая раздаётся сейчас в Америке (раз все белые колонисты уничтожали индейцев, значит русские на Аляске – расисты и убийцы!), является вопиющим искажением фактов.

Русские стремились инкорпорировать тлингитов в государственный организм Российской империи, обучить грамоте, ремёслам. Не подсовывали индейцам заражённые оспой одеяла, как англичане, а лечили от оспы. Не истребляли продовольственные запасы индейцев, а составили нормированный график добычи морских котиков, чтобы удовлетворить и нужды Русско-американской компании, и местного населения.

Не пользовались рабским трудом, а хотели выкупать рабов у аляскинских индейцев для их вольного расселения на Камчатке и Курилах наряду с русскими подданными. Крестили не огнём и мечом, как португальцы и испанцы, а добрым словом и с согласия местных вождей. Не изгоняли аборигенов прочь, а приглашали на работу и женились на местных женщинах. Даже жена Александра Баранова была индианкой – факт, невозможный для губернатора-европейца! Ни одна из европейских колониальных держав (Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Испания) не вела себя с аборигенами столь взвешенно и с такой заботой, как русские колонисты.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владислав Гулевич
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Политика Запада и христианство в современном мире
Политически ангажированная публицистика
31.12.2022
Сербский мир или «открытые Балканы»?
Ситуация на севере Косово достигла очень опасной отметки
12.12.2022
Вывоз зерна и одесские добровольцы
В составе российской группировки в Херсоне сформирована добровольческая Одесская бригада
25.07.2022
В структуре антироссийского блока государств от Скандинавии до Турции
Румыния и Франция объединяют усилия в борьбе против России
20.07.2022
Все статьи Владислав Гулевич
Последние комментарии
Идеология пишется кровью
Новый комментарий от Константин В.
26.01.2023 02:01
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от Vladislav
25.01.2023 22:59
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
25.01.2023 22:56
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от С. Югов
25.01.2023 21:38
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Апографъ
25.01.2023 20:04
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.01.2023 19:56
Враг готовится наступать!
Новый комментарий от светлый
25.01.2023 19:31