Источник: Русский вестник
5 июня 2020 года минует 25 лет, как при невыясненных обстоятельствах погиб юный, но уже всемирно известный певец, музыкант и автор песен Максим Трошин. Максим родился 18 июня 1978 года и вырос в г. Брянске в православной семье со своими родителями – Юрием Павловичем и Надеждой Михайловной и братом Павлом. С раннего детства он болел астмой и не отличался крепким физическим здоровьем. Но Бог и родители дали и развили у этого чудо-ребенка необычайной крепости русский православный дух, музыкальный талант и раннее чувство личной гражданской ответственности за все, что происходило с нашей страной и нашим народом в полный надежд и разочарований перестроечный период.
Я не специалист по профессиональной оценке певческих способностей людей, но, впервые услышав голос Максима в переполненном престижном московском концертном зале, скажу не лукавя, что с первой его песни почувствовал какую-то неземную, освещающую и возвышающую силу голоса. Казалось, поет не белокурый стройный 15-летний мальчишка, а спустившийся с небес и зовущий в них ангел.
Еще более поразил меня песенный репертуар этого юного гения. Максим, благодаря влиянию отца и своего духовного наставника, настоятеля храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Брянске архимандрита Никиты, который привел к Богу семью Трошиных, не исполнял ни одной песни-пустышки или модной побрякушки. Песни, написанные Максимом и взятые для исполнения у других выдающихся авторов, отличаются пронзительной остротой осознания родства с исторической судьбой русского народа, глубокой народной православной мудростью, высоким гражданским мужеством.
Максим через свою душу и сознание пропускал испытания и горести, доставшиеся русскому человеку, наверно, потому тихая глубинная грусть не покидала его. Он не боялся в стихах и песнях выразить свое отношение к тем, кто развалил Советский Союз, кто свои достижения в геноциде русского народа пытался свалить на Сталина. Негативно относился к разрушительным реформам прорабов перестройки, их всенародно презираемому «пьяному кучеру». Не признавал бутафорское подражательство русской песенной культуре.
Когда я познакомился с отцом и сыном Трошиными, оказалось, что они мои земляки из Брянска. Разговорившись и найдя с этими неординарными людьми общее понимание по многим вопросам общественной жизни и творчества, я поддерживал с ними дружеские отношения до конца их жизни.
В тот период многие православные люди России объединялись для совместной работы по возрождению и развитию страны по русскому православному варианту. Создавалось много различных русских партий, объединений, союзов, в том числе и Русский национальный собор. Ознакомившись с программными документами и деятельностью Русского национального собора, Юрий Павлович и Максим стали самыми активными его членами и вели просветительскую и организаторскую работу не только в родном Брянске, но и по всей России. В течение одного года это были Москва, Брянск, Владимир, Суздаль, Ростов, Волгоград, Курск, Санкт-Петербург, и это не весь перечень городов, где руководство собора проводило многолюдные съезды, конференции и совещания и где звучали мудрое слово Юрия Павловича и молитвенный песенный призыв Максима. Непостижимо, как удавалось Максиму совмещать учебу в школе со служением иподиакона архиепископа Брянского, быть звонарем и руководителем хора в церкви, заниматься обучением детей игре на гуслях в воскресной церковной школе, участвовать в музыкальной и общественной жизни родного города и области?
Максим возглавил Брянскую областную молодежную организацию Русского национального собора. При этом следует отметить, что и Максим, и его отец вели огромную активную работу по возрождению русского национального самосознания принципиально бескорыстно, как истинный целитель лечит больного. Действительно, с Божьей помощью человек может сдвинуть горы. Только русский, истинно православный человек, любящий свою родину, способен на такое. Неоднократно беседуя с Максимом, я не только поражался глубиной и твердостью его не по-детски осмысленных знаний и убеждений, но и сам заряжался от него уверенностью в будущности русского народа и его государственности. Обширные знания Максима по русской истории и культуре, русской поэзии, русской классической музыке удивляли своей основательностью и православной направленностью. Несмотря на юный возраст, он хорошо знал труды митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна, много читал духовной литературы. Казалось, что этот человек послан на землю праведными силами неба для утверждения добра, любви и справедливости между людьми.
Молитвенную силу русской православной песни в исполнении Максима я с особой силой ощутил вместе с участниками съезда русского народа в г. Суздале в апреле 1994 года. Тогда тысяча представителей разных слоев и сословий большинства регионов России собралась в переполненном концертном зале и его фойе главного туристического комплекса города. Обсуждался план совместных действий патриотических сил России по развитию русского национального движения. Несмотря на солидный опыт проведения таких мероприятий, мне как ведущему приходилось с большим трудом управлять рабочим ритмом съезда, так как каждый делегат рвался на трибуну со своими предложениями по «спасению России». Когда невыдержанные крикуны с места стали заглушать выступающих с трибуны, я попросил выступить Максимку, как мы его ласково называли в соборе. Многие в зале не были знакомы с его творчеством, и когда на сцену вышел в русской национальной одежде хрупкий 15-летний юноша с гитарой, притихли и в полной тишине прослушали две его песни. Песня нашего земляка иеромонаха Романа «Колизей» и песня Максима Трошина «На молитве русская земля», прозвучавшие в его исполнении, сделали зал другим. Как будто по молитве отрока не от мира сего, в зал сошел Святой дух. Люди, преобразились какой-то невидимой силой и стали ответственно и дисциплинированно работать над документами съезда и организованно разъехались по домам с четкой программой совместных действий. После этого съезда, и особенно после гибели Максима, я неоднократно сравнивал его с великим брянским воином Пересветом. И один, и другой самоотверженно служили Богу и русскому народу. И один, и другой осознанно своими жизнями подтвердили православную истину «Не в силе Бог, но в правде» и, пострадав за други своя, вошли в бессмертие.
Сегодня Интернет заполнен божественными песнями Максима, его стихами и воспоминаниями о нем как о русском чуде – все это так, но почему-то не упоминается, во имя чего пел и жил этот великий воин русского Духа. А ведь надо признать, что Божьей милостью он пришел и посвятил свою короткую, но осознанную и яркую, как взрыв звезды, жизнь служению будущей России, ее возрождению и развитию на фундаменте святой Руси ее веры, культуры, нравственности и традиций.
В январе 1995 года скоропостижно скончался отец Максима, этот выдающийся человек, талантливый инженер, музыкант, поэт, журналист, главным делом жизни которого было православное служение становлению своих сыновей. Если бы каждый отец столько сил и времени отдавал делу воспитания и обучения своих детей, как Юрий Павлович, разве было бы у нас миллионное стадо наркоманов, алкоголиков, проституток, прожигателей жизни и обездоленных. Потеря отца для Максима была страшной трагедией, но на людях он не показывал этого, как и не показывал свою болезнь, а только стал еще грустнее и сосредоточенней и работал за двоих.
Помню наш последний разговор с Максимом по телефону в начале июня 1995 года, накануне объединительного съезда патриотических сил страны в единый «Союз патриотических сил России» для участия в выборах в Государственную Думу в декабре 1995 года. В один политический кулак для этих целей собирались союзы промышленников и сельхоз работников (Тизяков и Стародубцев), ветераны силовых структур (Варенников, Ачалов), профсоюзы научных работников и около десятка других массовых общественных организаций. Максим, как всегда, спокойно, но уверенно высказал свое мнение, что из нашей задумки вряд ли что получится, так как выиграть на чужом поле, при чужом судействе и по чужим правилам игры невозможно, в чем он оказался прав, ибо ельциноиды всеми силами и средствами оттянули регистрацию Союза до самых выборов. В ходе разговора Максим пообещал, что 5 июня сдаст экзамен в школе и 6-го приедет в Москву для участия в работе съезда и выступит на концерте после него. Однако 6 июня мы с прискорбием узнали о его трагической гибели. Съезд прошел под тяжким грузом этой поразившей всех трагической новости.
После съезда я выехал в Брянск, участвовал в похоронах Максима. Поразило число людей, особенно детей, пришедших попрощаться с общим любимцем. Отпевал Максима его духовный наставник о. Никита, на могилке рядом с крестом отца стал крест сына. Царство небесное! Вечная память достойнейшим сынам нашего многострадального народа! Попытки разобраться в обстоятельствах гибели Максима ничего не дали: везде получал ответы о невыясненных обстоятельствах его утопления в Десне. На прямые вопросы о возможных злых умыслах в происшедшем получал однозначные ответы, что даже если и так, то нет возможности это доказать. А сердце и по сей день чувствует какую-то тайну в гибели Максима.
Слава Богу, что по всей России, и особенно на Брянщине, благодарный народ хранит и будет хранить вечную светлую память об истинно народном певце Максиме Трошине, его жизненном подвиге, его самоотверженном, бескорыстном и честном служении во имя возрождения России. Думаю, что пришло время и на государственном уровне прославить уже ставшее легендарным имя русского соловушки – Максима Трошина. Мы, русские, понимающие, что происходит в стране, не имеем права предавать дело, которому отдал свою жизнь юный гений земли русской Максим Трошин!
Л.П. ПЕТУХОВ
Источник: Русский вестник