Уста Святого Духа

0
599
Время на чтение 10 минут

Пророки Ветхого Завета, Божии человеки, аскеты, преданные Единому Богу и не считавшиеся более ни с чем и ни с кем, ни во что ставившие собственное благо, имение, саму жизнь. Уста Святого Духа, светильник, сияющий в темном месте (2 Пет. 1, 19) до восхода Солнца — Христа… Случайно ли то, что из всех действующих лиц Ветхого Завета только они упомянуты в Никео-Цареградском Символе веры: «…и в Духа Святаго… глаголавшаго пророки». О ветхозаветных пророках мы беседуем с библеистом Алексеем Кашкиным.

— Алексей Сергеевич, давайте поясним читателю, кто такие пророки вообще, что есть пророческая традиция в иудейской религиозной культуре? Каким образом пророки получали свои знания?

— Расхожее представление о пророке — тот, кто каким-то образом узнает и предсказывает будущее, — в отношении ветхозаветных пророков, мягко говоря, ошибочно. В Ветхом Завете пророк — это, прежде всего, вестник воли Божией, посредник между Богом и людьми. Он возвещает людям Божию волю относительно и прошлого, и настоящего, и будущего. Возвещение будущего — не самоцель и не главное. Если мы возьмем все пророческие книги Ветхого Завета, то увидим, что пророчества о будущем занимают в них относительно небольшое место. Лучшей иллюстрацией, поясняющей, кто такой пророк, можно считать место в книге Исход (7, 1), где Сам Бог говорит Моисею, что он будет для фараона богом, а Аарон — его, Моисея, пророком. Пророком — то есть выразителем воли. Пророк разъясняет народу скрытые причины происходящих событий, указывает на последствия тех решений, которые принимаются людьми в настоящем. Он комментирует происходящее в категориях Закона и правды Божией. Отождествлять пророков с гадателями и прорицателями, которых всегда было много, не следует. У пророка нет такой задачи — поразить всех, точно предсказав будущее. У него задача другая — исправление людей, торжество правды Божией на земле. Вот пример: предсказание пророка Ионы о разрушении Ниневии не исполняется (см.: Иона 2, 10). Если бы мы рассматривали Иону исключительно как предсказателя, то увидели бы в этом его поражение. Но не в этом был смысл его миссии, а в том, чтобы Ниневия была спасена.

— Но человек ведь не сам себя делает пророком и не сам от себя говорит так? Большинство глав книги Иеремии, например, начинается со слов «Так сказал Господь…», или «Слово, которое было к Иеремии от Господа…», или «Слушайте слово, которое Господь говорит вам…».

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте, — так писал Моисей в книге Второзаконие (18, 15). Апостол Петр во втором своем Послании утверждает: …никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (1, 21). Устами пророка говорит Господь, и это очень ярко выражено в тех стихах пророческих книг, где говорится о призвании пророков на служение. Книга пророка Исаии: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу… (6, 8–9). О таком же призвании пророка Господом сообщается в первой главе книги Иеремии. Книга пророка Иезекииля — вавилонского пленника, переселенца — начинается с чудесного видения и слов Господа к пророку: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. <…> к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них (2, 3–5). Обратите внимание, во всех этих текстах Господь посылает пророка говорить с людьми, чтобы пророк донес до людей Его волю; и обещает пророку Свою защиту и помощь, избавляя его таким образом от страха.

В Никео-Цареградском Символе веры, который мы все вместе поем за каждой Божественной литургией, есть слова о том, что мы веруем «…И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго <…> глаголавшаго пророки», то есть говорящего через пророков. Этот член Символа веры основан на Священном Писании Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям начинается со слов: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (1, 1).

Конечно, есть случаи, когда даже и истинный пророк проявляет свою волю, высказывает собственное мнение. Здесь нужно вспомнить эпизод с пророком Нафаном (Вторая книга Царств, глава 7), которому царь Давид сообщает о своем желании построить дом для ковчега Завета — Храм; и пророк отвечает царю: всё, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою (3). Но той же ночью с Нафаном говорит Сам Господь и сообщает, что построить для Него дом (Храм) — это дело не Давида, но его сына, и это произойдет уже после смерти царя. И пророк пересказывает эти слова Давиду (4–17).

В некоторых случаях пророк не может ответить на вопрос, произнести пророчество, если нет на то воли Святого Духа. Так, пророк Елисей, когда к нему обращаются три царя — иудейский, израильский и эдомский (см.: 4 Цар. 3, 14–15) — и просят его предсказать, чем кончится война против моавитян, отвечает им не сразу, но лишь когда его касается рука Господня, чему способствует игра на гуслях. Пророк возглашает истину, которую открывает ему Господь.

— Как и когда зародилось в ветхозаветном мире это духовное движение?

— Первый, кто назван в Библии пророком, — Авраам. В 20-й главе книги Бытия Господь говорит Авимелеху, царю Герарскому, что он должен вернуть Сарру Аврааму, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои (7). Слово «пророк» подчеркивает особую близость Авраама к Богу и особую силу его молитвы.

Пророки Моисей и АаронВеличайшим пророком был Моисей. В книге Второзаконие мы читаем: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать (34, 10–11). Но в темное время, отраженное в книге Судей Израильских и в Первой книге Царств, время, когда у Израиля не было царя и он пребывал в раздробленности, мы великих пророков не видим, как и массового движения. Видим лишь анонимных пророков, один из которых обличил израильтян перед восстанием Гедеона (см.: Суд. 6, 8), а другой, названный просто человеком Божиим (1 Цар. 2, 27) — обличил первосвященника Илия и его нечестивых сыновей. В третьей главе Первой книги Царств, повествующей о призвании на пророческое служение Самуила, есть слова: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (1).

Именно с Самуила (подробнее о нем в отдельной беседе) началось пророчество как духовное движение. Там же, в Первой книге Царств, после помазания Самуилом на царство Саула, мы читаем о целом сонме пророков, вместе с которыми пророчествует и Саул, вызывая у всех окружающих удивление и иронию (см.: 10, 5–13). Вполне вероятно, что это ученики Самуила, ведь он к тому моменту уже не один десяток лет как первый пророк в Израиле. Кстати, есть параллельный эпизод в 1 Цар. 19, 20, и там четко сказано, что Самуил был среди них начальником.

— А всегда ли служение пророка связано с личной праведностью и аскетическим образом жизни?

— Если речь идет о настоящих пророках, то, безусловно, да. В какой-то момент пророков в Израиле стало слишком много; появились придворные пророки и люди, которые сами себя называли пророками и извлекали из этого прибыль. Такие пророки были сродни тем самым гадателям, прорицателям, которых всегда было много. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель, — пишет апостол Петр в том же втором Послании (2, 1).

— А как же люди должны были отличать истинного пророка от ложного?

— Это, действительно, не всегда было просто. Священное Писание (Второзаконие, 13 и 18) дает нам два критерия. Первый: учение пророка должно соответствовать Закону. Какие бы знамения пророк ни творил, сколько бы ни сбывались его предсказания — это ложный пророк, если то, чему он учит, противоречит Закону. Второй критерий — исполнение пророчеств. Вроде бы очевидный критерий, но вот с пророком Ионой иначе произошло: его предсказание не сбылось, Ниневия не погибла.

Это критерии, предлагаемые самой Библией, а вот какие критерии предлагают толкователи. Во-первых — бескорыстие: на память сразу приходит поступок Елисея, отказавшегося взять вознаграждение у исцеленного им от проказы Неемана (см.: 4 Цар. 5, 6–18). Во-вторых — личная праведность, благочестивая, возможно, аскетическая жизнь. И третий критерий — независимость. Слово пророка не должно зависеть ни от общественного мнения, ни от отношения власти: ведь ложные пророки говорили именно то, что было угодно людям. Вспомним пророка Ананию из книги Иеремии: в отличие от непопулярного и нелюбимого властями Иеремии, говорившего страшную, постыдную — но правду, Анания изрекал то, что от него хотели слышать. То, что мнение большинства чаще всего противоречит воле Божией, видно на примере двенадцати соглядатаев, которых Моисей, по велению Бога, посылал смотреть землю Ханаанскую (см.: книга Чисел, 13). Только двое из них, Иисус Навин и Халев, оказались правыми и призывали всех довериться Богу: если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей (Чис. 14, 8–9). Остальные стали сеять панику, говоря, что взять Ханаан Израилю невозможно, и народу, выведенному Моисеем из Египта, осталось только погибнуть.

— А в других религиях, в языческих культах тоже были свои пророки?

— Конечно, ведь в Третьей книге Царств, в главах, посвященных пророку Илии, мы неоднократно читаем о пророках Ваала. Возможно, что это были жрецы, говорившие от лица своих богов. Пророки были и в Ханаане, и в Междуречье, и, конечно, в греческой культуре — здесь они именуются оракулами, самый известный из которых — Пифия. Греческое слово «профитис», означавшее оракулов или истолкователей их зачастую малопонятных речений, в Септуагинте было применено и к еврейским пророкам.

Встреча Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы. Икона— Пророки были ведь и среди женщин?

— В Ветхом Завете фигурируют четыре пророчицы, причем три из них играют положительную роль: сестра Моисея Мариам, Девора, о которой рассказывает книга Судей, и современница иудейского царя Иосии Олдама. Как повествует 4-я книга Царств, Олдама пользовалась большим авторитетом, неслучайно именно к ней пошли посланцы царя за ответом на вопрос о судьбе Иудеи. Олдама дает страшный, но честный ответ, утешая Иосию тем, что его личное покаяние Богом принято (см.: 4 Цар. 22, 14–20). Четвертая из упоминаемых в Ветхом Завете пророчиц — Ноадия, которую областеначальник Неемия называет в числе прочих пророков, которые хотели устрашить меня (Неем. 6, 14) — то есть своих врагов.

Уже в Новом Завете мы видим пророчицу Анну, дочь Фануилову, которая встречает Марию с Младенцем в иерусалимском храме (см.: Лк. 2, 36), и далее в Новом Завете неоднократно упоминаются пророчествующие женщины и девицы (см.: 1 Кор. 11, 5, Деян. 21, 8).

— В Евангелии от Луки мы читаем о том, что Захария, отец Иоанна Предтечи, по рождении сына исполнился Святаго Духа и пророчествовал (1, 67). О его супруге Елисавете не говорится, что она пророчествовала, то есть это слово не употребляется; однако сказано, что она, встретив свою молодую родственницу Мариам, несшую уже в Себе Спасителя, исполнилась Святаго Духа и постигла, что к ней пришла сейчас Матерь Господа (см.: 1, 41–43). Но ведь в дальнейшем это явление — пророчество — уходит из жизни христиан?

— В первом веке по Р.Х. пророки в ранней христианской церкви еще присутствовали. В письменных памятниках той эпохи (в первую очередь имеем в виду «Дидахи» — памятник конца I — начала II века) они — не столько источники Божественного откровения, сколько люди, к которым нужно относиться с уважением, или что-то вроде обычных проповедников. В дальнейшем деятельность пророков становится, по всей видимости, ненужной, потому что у христиан есть Евангелие, есть Церковь и таинства — этого достаточно, чтобы всегда следовать воле Божией.

«Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии», № 2 (63), 2020 г.  

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Алексей Кашкин
Все статьи Алексей Кашкин
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12