«Слово-то какое — братия!»

Пастырская проповедь 
0
299
Время на чтение 7 минут

Сийский монастырь — это не только его пятивековая история, но и люди, населяющие его сегодня. Это рассказ о непростых путях, приводящих людей в стены православной обители, и судьбах сийских монахов XXI века.

Иеромонах Варсонофий: «Мне дорого родство по вере»

Свой первый опыт встречи с монастырем приобрел в Оптиной пустыни. Возникли проблемы, нуждался в духовном окормлении и нашел его там. Но это было начало 90-х со всеми «заморочками» тех лет, в том числе безденежьем. Жил и работал в Сыктывкаре. Частые поездки в Оптину стали невозможны, начал искать духовной поддержки рядом. Господь привел меня к отцу Трифону, служившему неподалеку от Сыктывкара. У него крестил младшего брата, вместе с которым позднее приехал вслед за батюшкой в Сийский монастырь. Мы оказались в числе первых трудников (брат впоследствии тоже стал иеромонахом).

Мой выбор монашеского пути был осознанным. Я шел и иду этим путем, борясь, но не сомневаясь. Внутреннее состояние на определенных отрезках монастырской жизни разное. Скажем, поначалу мне поручили доить коров – пришлось учиться (по образованию я инженер-механик гражданской авиации). От непривычки и усердия руки болели так, что хоть плачь. Но внутренне было проще, чем сейчас, когда все мои послушания свелись к одному: духовному окормлению людей. Это служение очень ответственно, хотя внешне может показаться не таким и сложным. Оно включает совершение церковных служб на монастырских подворьях, исполнение треб в деревнях и селах Холмогорского района, миссионерскую деятельность. Во всем этом помогла учеба в Свято-Тихоновском богословском институте.

Первые три года возрождения обители отец-настоятель особо заботился о том, чтобы братия как можно реже выезжала из монастыря – «приросла» к обители, укрепилась. Позже по монастырским делам пришлось бывать в разных местах. Однажды в Емецке иду по улице – навстречу ребятишки с воспитательницей. Все за одну веревочку держатся, все здороваются. Воспитательница говорит: «Приходите к нам в детдом, батюшка». Пришел. Чтобы рассказать детям о Боге, о молитве, о заповедях Господних. Доверили сначала семи– и восьмилетних детей, и то в присутствии завуча. А потом сами предложили: возьмите старших. Взял. Это ребята с трудными судьбами. Во взрослой жизни им не на кого будет опереться, кроме как на Бога. Значит, их надо на этот путь наставить: окрестить, исповедовать, причащать, рассказывать им о вере, о смысле человеческого бытия. Позже занятия с детьми передал педагогу, но заботу о них не оставляю – просто не могу уже, они в душе моей.

В числе того, что дорого, любимо, близко, не только эти ребята, но и все те, кого Господь доверил наставлять, поддерживать, направлять на путь спасения, а еще – книги. Очень люблю читать. Но в порядке ценностей на первое место ставлю братские отношения в монастыре. Слово-то какое – братия! Оно предполагает родство по вере, по смыслу нашей жизни. Мы вместе в молитве, в труде, в служении Богу, в радости и в трудностях. Это прочнее иного кровного родства!

Иеромонах Феофил: «Нести благое слово»

Окончил Ломоносовскую художественную школу резьбы по кости. Школа значительно повлияла на всю мою дальнейшую жизнь. Не случайно кроме меня из ее стен вышли еще три клирика нашей епархии. Работал на Ломоносовской фабрике, в «Беломорских узорах», Художественном фонде.

В середине 90-х годов происходит обвал экономики, падает интерес к искусству. У меня творческий кризис. Распалась семья. Стал искать возможность самоутвердиться. Получил экономическое образование, начал свое дело. На первых порах все шло хорошо, но через год дело прогорело, пошел дележ, в результате никто ничего не получил. Пришлось зарабатывать всеми возможными способами. Но мучила мысль: куда иду?

«Грязные» деньги жгли руки… Тяжелая болезнь и смерть мамы стали для меня серьезным испытанием, терзало чувство вины. Впервые задумался о том, что пребывание на земле не вечно. Когда-нибудь придется держать ответ перед Богом. Совесть мучила. Было одно желание: уйти от мира, забиться в нору. Навсегда.

В монастырь пришел в Страстную пятницу 1998 года. Был трудником, послушником. Иногда вновь задумывался: мой ли это путь. Молил Господа вразумить меня, дать сил на смирение и терпение. Отец-настоятель видел мое состояние, помогал мне разобраться в себе. И я решил положиться на волю Божию.

В феврале 2000 года архимандрит Трифон и журналист Нина Орлова приступили к изданию газеты «Духовный сеятель». Довелось участвовать в этом и мне. Был определен адресат газеты: это люди, недавно вступившие на путь к храму. Мне поручили освоить верстку – был некоторый опыт работы с компьютером, пригодилось и художественное образование. Искренне благодарен редакции газеты «Правда Севера», где верстали первые номера «Сеятеля». С пятого номера мы стали верстаться самостоятельно. С 2001 года к нашему изданию добавился «Сийский хронограф», а в 2003-м – «Педагогический семинар». Со временем накапливался опыт. Важно, что начинание возглавил архимандрит Трифон. Наш монастырь с древних времен занимается просветительством, и я рад, что мне выпало участвовать в таком благом деле, представилась возможность нести людям благое слово.

Монах Даниил: «Родился заново»

Порог обители переступил 2 августа 1994 года. До того времени даже крещеным не был. Крестился в монастыре в праздник Успения Божией Матери. Через год ушел из обители: отправился паломничать по святым местам. Был в Троице-Сергиевой лавре, Оптиной пустыни, в Псково-Печерском и Серафимо-Дивеевском монастырях, на Валааме, в Санаксарах. Говорят, Господь дает по вере, а я думаю, иногда он дает и «даром», авансом, что ли. Не был я еще верующим человеком, а приложился к мощам преподобного Сергия Радонежского и такую возвышенную, неземную радость испытал! Не передать. Думаю, что так Господь меня, новоначального, укреплял на моем пути.

Когда вернулся, нес послушание на монастырском подворье в Холмогорах – смотрителем. Приглядывал за порядком, что-то по мелочам ремонтировал. Затем снова паломничал: ездил на Соловки. А по возвращении был благословлен отцом-настоятелем на монастырское подворье в Архангельске. Здесь моя основная обязанность – обустройство быта: готовлю трапезу, делаю уборку. Вот такое несу послушание. В 2002 году был пострижен в иночество.

С того времени, когда начали строить Успенский храм (на пересечении улицы Логинова и набережной), потребовалось охранять территорию, строительные материалы. Это еще одно мое послушание. Место это особое: там с давних времен стояла Успенская церковь, и при ней было кладбище (говорят, что на нем еще стрельцов хоронили). На этом месте наш монастырь сначала поставил крест, потом – часовню во имя преподобного Антония Сийского. Когда стали вынимать грунт под строительство храма, находили древние захоронения. Эти останки собрали и перезахоронили в холме перед часовней. К захоронению перенесли крест. Теперь это место, где мы можем поклониться нашим предкам.

Я, крещенный на праздник Успения Пресвятой Богородицы, имел возможность хоть в малой мере участвовать в строительстве храма во имя Ее. Благодарен Богу за это. А 2 августа 1994 года считаю вторым днем рождения. В тот день я родился заново.

Александр Карушев: «Жизнь без обители просто не мыслю»

В моей семье верующими были мама и бабушка. Бабушка часто ходила в церковь, молилась дома, но никому об этом не говорила, хотя все мы в семье об этом знали. Ни мама, ни бабушка никогда не говорили мне о том, что надо верить в Бога, ходить в храм, – время было другое. Но сейчас думаю, что благодаря их молитвам я пришел в Церковь.

До тридцати с небольшим лет жил, как жили все: заботами о семье, работой. Но в душе стало появляться чувство, что живу как-то не так, что-то надо менять. И вот в 1989 году я первый раз пришел на исповедь. Страшно волновался, испытывал сильный страх.

Года три посещал Литургию каждое воскресенье. Первый мой храм – Святого Мартина Исповедника, что в Соломбале. Здесь ощущал теплую духовную атмосферу, какую-то намоленность, душа радовалась. Но время было другое, люди храмов еще сторонились, и ходили туда в основном бабушки. В хоре пели одни женщины. Настоятель храма, отец Алексий, предложил мне попробовать петь на клиросе. Признаться, растерялся: хотя и имел музыкальное образование, пение в церкви все же казалось чем-то недосягаемо возвышенным. Но решился. Поначалу было очень трудно: слух есть, навыка нет, а церковное хоровое пение особое. Даже думал уйти. Однако отец Алексий поддержал, убедив, что «трудно только первые полтора – два года». Так и получилось.

В хоре Соломбальской церкви пела девушка, Елена. В декабре 93-го ее по благословению Владыки Пантелеимона постриг в иночество игумен Трифон. Вернувшись из Сийской обители, она так восторженно рассказывала о ней, что мне захотелось там побывать (до того ни в одном монастыре не бывал, хотя книжное представление имел). Инокиня Елена попросила выполнить просьбу: отвезти в обитель ее подарок – большую икону Богородицы «Троеручица». При этом посоветовала позвонить в монастырь и попросить, чтобы за мной к автобусу послали лошадь с телегой (от автобусной остановки до обители восемь километров), но я постеснялся это сделать. В монастырь поехал 3 января 1994 года. Только дошел до первой деревни – меня окружила свора рычащих собак. Прижал к груди икону, стал молиться. Собаки не тронули…

Прожил в обители три дня. В душе хранились самые теплые воспоминания о ней. Вскоре у отца Трифона возник повод обратиться ко мне. Завязалось общение, породнившее меня с монастырем. Я работал главным бухгалтером, отец-настоятель попросил меня помочь привести в порядок бухгалтерскую документацию, наладить отчетность. И в настоящее время в монастыре это мое основное послушание. Кроме того, пою на клиросе, принимаю гостей, иногда провожу экскурсии… Сегодня хотя и остаюсь мирянином, но свою жизнь без обители просто не мыслю.

Когда-то патриарх Никон, будучи в Иверском монастыре на Валдае, говорят, воскликнул: «На Небе – Рай, а на земле – Валдай». Я бы сказал то же самое, но – о Сийской обители.

По материалам книги архимандрита Трифона (Плотникова) «Слава Богу за все…»

Текст опубликован в «Деловом вестнике Поморья»

Источник: Архангельская епархия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Трифон (Плотников)
Все статьи Архимандрит Трифон (Плотников)
Пастырская проповедь
Как я попал сюда?
Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец
28.12.2024
Не садись на первое место
Евангелие субботы (Лк, 74 зач., 14, 1—11)
28.12.2024
Подлинное величие человека — суметь победить свое честолюбие
Евангелие пятницы (Мк, 41 зач., 9, 33—41)
27.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
29.12.2024 05:55
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
29.12.2024 05:39
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Рабочий
29.12.2024 04:19
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.12.2024 02:18
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Агафон
29.12.2024 00:04