Перспективы развития государственно-церковного, государственно-общественного и церковно-общественного партнерства в сфере социального служения на Кубани в современных условиях

Доклад на семинаре-совещании «Развитие социального служения в Екатеринодарской епархии и на Кубани» 29 июля 2015 г., Краснодар

Архимандрит Трифон (Плотников) 
Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
04.08.2015 303

В Краснодаре состоялся однодневный семинар-совещание «Развитие социального служения в Екатеринодарской епархии и на Кубани». Публикуем отчётный доклад Председателя отдела социального служения и церковной благотворительности Екатеринодарской епархии.

***

Дорогие отцы, братья и сестры!

Благодарю вас за то, что вы нашли возможность прибыть сюда, чтобы совместными усилиями обсудить пути развития церковного социального служения на Кубани, взаимодействия с государством и обществом.

1.

Почему, в конце концов, мы должны заниматься этим самым социальным служением?! Это же действительно, так непросто и даже порой обременительно. И у нас других дел и забот предостаточно. Ходят, просят, просят... А еще такая сторона - как и чем помогать?! Нет, порой, ни сил, ни возможностей, вплоть до того, что и руки, может быть, опускаются.

Но - дорогу осилит идущий. А дорога-то в гору.

В том-то и дело, что милосердное служение помогает, должно помогать человеку обретать самое главное - любовь. А вместе с ней - самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели. Именно о такой душеполезности дел милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том, что »более больной благотворит ему [служащему], нежели он [служащий благотворит] больному» (Душеполезные поучения, поучение XIV «О созидании и совершении душевного дома добродетелей»).

2.

И здесь Церковь не должна вариться, что называется, в «собственном соку». В социальном служении просто не может быть так называемого «отделения Церкви от государства».

С другой стороны необходимо четко понимать, что и Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству.

Слава Богу, государство, в лице нынешнего руководства, как мы видим, осознает, понимает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм - тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека.

«Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви» (это цитата из Социальной концепции Русской Православной Церкви).

Понимает значимость такой совместной работы руководство страны. Почти три года назад здесь, в Краснодаре, в сентябре 2012 года президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на встрече с представителями общественности, задал следующий вектор работы: »Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное взаимодействие».

И хотя о социальном служении здесь напрямую не говорится, мы прекрасно понимаем, что помощь ближнему гораздо плодотворнее оказывать в соработничестве с государственными, общественными и традиционными для России религиозными организациями.

В наше время, когда государство стремится бремя нагрузки на социальный блок разделить с общественными и традиционными для России религиозными организациями, это крайне важно.

15 января 2015 года на пленарном заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» Президент в условиях сокращения государственного бюджета подчеркнул назревшую необходимость «создавать максимально комфортные условия для работы социально ориентированных некоммерческих организаций, снимать остающиеся барьеры для их деятельности в сфере социального обслуживания, здравоохранения, образования, формировать эффективно функционирующее правовое поле».

Это, безусловно, и должно быть то самое соработничество, если хотите, симфония государства и Церкви, когда ради спасения душ человеческих не может быть одного без другого.

Нам необходимо учитывать это обстоятельство и совершенно спокойно мы должны научиться обращаться за помощью к государству - через определенные, уже имеющиеся, созданные государством механизмы, которые необходимо понять, освоить и принять как руководство к действию.

И что еще очень важно: нам надо быть готовыми брать на себя ответственность, а не пенять на то, что никто, в том числе государство, помогать нашим начинаниям не хочет. Однако если быть совсем откровенным, мы не всегда и готовы брать на себя эту самую ответственность.

3.

Фандрайзинг. Кто мне скажет, что это слово обозначает? Правильно, это не ругательство. Если без лишних слов, всякое доброе дело нуждается в материальной поддержке. Да, фандрайзинг - это сбор денежных средств и иных материальных ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом. Красивое, но не очень для слуха русского привычное слово.

А вот сектанты, к примеру, четко его знают и используют в своей практике зарабатывания денег на далеко не всегда благие проекты.

Не пора ли и нам учиться находить эти средства на нормальную, здоровую альтернативу тем по сути своей антироссийским сектантским проектам?! Здесь мы, к сожалению, очень серьезно отстаем, проигрываем и нередко при этом жалуемся, что помощи нет.

Хочу напомнить, что еще пять лет назад, 5 апреля 2010 года был принят Федеральный закон N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». И, между прочим, среди тех самых социально ориентированных некоммерческих организаций - обретаются и имеют право на поддержку наши с вами православные религиозные организации.

Это означает, что с того самого дня, 5 апреля 2010 года, не можно, а нужно было начинать совершенно по-новому строить отношения со светской властью, государством - как на федеральном, так и на региональном уровнях - в плане взаимодействия в сфере столь востребованной нашим обществом социальной работы.

Тот самый Федеральный закон N 40-ФЗ предусматривает, в частности, следующие меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (повторяю: в том числе православных, зарегистрированных министерством юстиции как общественные):

- предоставление субсидий (грантов) из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов;

- предоставление имущества во владение и пользование на льготных условиях, в том числе в аренду по льготным ставкам арендной платы;

- предоставление льгот по уплате налогов и сборов гражданам и юридическим лицам, оказывающим данным некоммерческим организациям материальную помощь.

К социально ориентированным некоммерческим организациям отнесены некоммерческие организации при условии осуществления ими, в частности, следующих видов деятельности, предусмотренных их учредительными документами:

- социальная поддержка и защита граждан;

- благотворительная деятельность;

- деятельность и содействие деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, а также содействие духовному развитию личности.

Очевидно, что данные виды деятельности характерны для большинства православных религиозных организаций.

При этом, в соответствии со ст. 18 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем создания специализированных организаций (детских домов, домов престарелых, благотворительных больниц и т.п.).

4.

К нам обращаются разные люди. Не все из них воцерковлены, порой вообще далеки от Церкви. На горизонте маячит мнимое решение проблемы: это не церковный человек, он не наш прихожанин и ему можно не помогать. Вроде, и совесть спокойна.

Тем не менее, по мере сил пытаемся помогать. А иногда среди просителей попадаются, увы, откровенные авантюристы. С таким человеком просидишь час-другой, пытаясь понять детали, и четко выясняешь - лукавит. Деньги ему нужны под любым вымышленным предлогом. Это о трудностях.

5.

Святейший Патриарх Кирилл напомнил нам о важности переосмысления задач православного прихода: «Сегодня и Церковь сознает необходимость возрождения социальной функции прихода, и государство понимает, что религиозные организации могут и должны осуществлять социально ориентированную деятельность».

Мероприятие, которое мы сегодня проводим, призвано стать стартовой площадкой для развития в первую очередь государственно-церковного, церковно-общественного и государственно-общественного взаимодействия (партнерства) в этой сфере на краевом уровне, усилить социальный блок за счёт развития данных направлений.

6.

Отметим, что основными документами, регламентирующими деятельность Церкви здесь являются следующие:

- «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» - документ, утвержденный 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В нём указано, что социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10, 30-37).

В основе милосердного служения - любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, <...> не завидует, <...> не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

По выражению святителя Григория Богослова, превосходнейшую часть любви составляет «любовь к бедным, жалость и сострадательность. <...> Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердие» (Слово 14, О любви к бедным).

В том же документе указано, что «в делах милосердия и благотворительности Церковь может сотрудничать с органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом.

Однако такое сотрудничество принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать социальную работу совместно с православными в целях прозелитизма».

Нередко такого рода организации скрываются под личиной реабилитационных центров для алко- и наркозависимых, о чём также необходимо помнить.

И здесь в деле государственно-церковного партнёрства имеет смысл ориентироваться на Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом (ГАК) и Русской Православной Церковью, подписанное 21 декабря 2010 года.

В фундамент Соглашения были заложены положения из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».

В соответствии с прописанными в Соглашении договоренностями, в настоящее время Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утверждена и имеет деятельное развитие Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых, разработанная Координационным центром по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению.

Безусловно, как отмечают светские и церковные эксперты, необходимо развитие и других направлений социального служения. Второй общецерковный съезд по социальному служению (Москва, 9-10 июля 2012 года) обратил особое внимание на организацию церковной работы по поддержке многодетных семей, беременных и одиноких женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с инвалидностью родителя или ребенка, неполных семей и семей с низким достатком.

Как отмечено в итоговой резолюции Съезда 2012 года, большинство современных социальных проблем: наркомания, пьянство, социальное сиротство, суицидальные настроения у подростков, жестокость и насилие на бытовом уровне - имеют корни в катастрофическом состоянии семьи.

Что касается наиболее перспективных направлений развития церковного социального служения, то они достаточно полно отражены в Итоговом документе Третьего общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего в Москве 25 сентября 2013 года.

В документе обращено внимание на то, что при открытии новых храмов желательно сразу же озаботиться и социальными нуждами паствы в этих новообразованных храмах, выбирать из числа верующих помощников по социальной деятельности в таких приходах.

Всем руководителям социальных отделов в епархиях было рекомендовано регулярно направлять епархиальных социальных работников на обучение в Синодальный отдел церковной благотворительности и социального служения (ОЦБСС). Информацию об этом можно найти на сайтах Синодального отдела Милосердие.ru и Диакония.ru.

Как отмечается в Итоговом документе Третьего общецерковного съезда социальной направленности, к сожалению, до сих пор церковные проекты недостаточно активны в привлечении финансирования (тот же самый фандрайзинг), или же им не удается выигрывать грантовые конкурсы из-за недостаточной подготовленности бухгалтеров и руководителей проектов.

В связи с этим было признано необходимым повышать уровень управленческих кадров церковных НКО, а также уровень финансовой отчетности, чтобы не проигрывать в конкуренции с другими НКО, в том числе антироссийской направленности, в получении грантов.

Отмечалось и то, на что хочу обратить особое внимание - у приходов есть возможность учреждать социально-ориентированные НКО как отдельные юридические лица.

При этом в процессе подготовки к созданию и регистрации таких НКО целесообразно изучать и использовать эффективный зарубежный опыт привлечения ресурсов для благотворительности.

Особую перспективность и важность участники Третьего съезда справедливо увидели в развитии добровольческого служения. По их мнению, с которым невозможно не согласиться, волонтерские группы должны создаваться при приходах, благочиниях, при церковных социальных службах, т.е. там, где совершают реальные и конкретные дела.

При этом небольшие церковные и общественные волонтерские группы могут быть объединены в единую сеть - для сотрудничества и для совместного участия в крупных акциях, проектах и программах. И это, безусловно, один из наиболее мощных ресурсов для развития программ социального служения в любом регионе.

Созданное при отделе социального служения Екатеринодарской епархии по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в 2011 году добровольческое движение «Доброе сердце. Кубань» - тому яркое подтверждение.

Возвращаясь к необходимости развития помощи наркозависимым в том числе и на Кубани, снова обращусь к Итоговому документу Третьего общецерковного съезда. Наиболее насущными вопросами этого направления церковного социального служения были названы такие: проблема кадров, организация новых реабилитационных центров по типовым проектам, взаимодействие с государством и НКО, юридическое обеспечение процесса помощи.

По итогам обсуждения участники пришли, в том числе, к основным выводам:

- важно выделение помощи наркозависимым и их родственникам в отдельное направление социального служения на епархиальном уровне;

- назрела потребность в объединении существующих церковных реабилитационных структур в единую сеть для повышения эффективности и качества помощи наркозависимым и их близким.

Участники Четвертого общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего в Москве 16-18 мая 2014 года, обсудили основные проблемы в области церковной помощи инвалидам. Организация на должном уровне помощи тем, кто лишен по разным причинам физической возможности к уходу за собой - это один из самых болезненных вопросов для современного общества и это одно из важнейших направлений церковного социального служения.

Как было указано в итоговой резолюции Четвёртого съезда, такой деятельностью занимаются пока не многие приходы. Облегчая духовные или физические недуги людей, члены Церкви видят в этом служении проявление любви к Самому Богу: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), - говорит Господь. И мы не можем не внимать Его наставлениям.

7.

В качестве напутствия всем присутствующим священнослужителям и помогающим им мирянам хочу привести один из пунктов итоговой резолюции Первого, 2011 года, съезда по социальному служению. Цитата: «Участники съезда считают необходимым принять во внимание, что не всякий приход может справиться с широкой социальной работой, и хотят напомнить слова Святейшего Патриарха, что не следует подходить к исполнению решений священноначалия формально, для отписки. Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, «если приход, не по нерадению духовенства, а по своему реальному состоянию не может осуществлять тот или иной вид деятельности, то начать следует с развития той области, которая лучше всего получается на приходе, постепенно подключаясь к другим видам работы» (конец цитаты).

8.

И дополню заключительной частью итогового документа Третьего общецерковного съезда того же направления: «Важно, чтобы духовники, окормляющие церковные социальные проекты, неустанно напоминали сотрудникам, а через них свидетельствовали всем обращающимся за помощью людям, что главный смысл церковной социальной деятельности - не в количестве нуждающихся людей, которым будет оказана помощь, а в том, чтобы стяжать в сердце и явить любовь к нуждающимся, предполагающую умение видеть в каждом неповторимую личность, образ Божий. Основой нашей работы должна быть совместная молитва, жизнь в Таинствах Церкви, смиренное принятие трудностей служения, надежда на помощь Божию, трезвенное отношение к социальным проблемам и стремление, по слову апостола Павла, понести тяготы друг друга (Гал. 6, 2)».

9.

Работы на этом поле много, она крайне непростая, изо дня в день становится всё сложнее и многообразнее. Но если мы сообща, вместе, объединив усилия государства, Церкви и общества здесь, на краевом уровне возьмёмся за это, безусловно, чрезвычайно важное для будущего нашего региона дело служения ближнему, мы справимся с поставленными Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Президентом задачами.

Архимандрит Трифон (Плотников), Председатель отдела социального служения и церковной благотворительности Екатеринодарской епархии

29 июля 2015 г.

"Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter."

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Архимандрит Трифон (Плотников)
Все статьи Архимандрит Трифон (Плотников)
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Цена стояния за веру и правду
Как просто помогать другим, как сложно просить за себя…
10.10.2021
Что именно мешает запретить аборты?
О пьющих пролайферах и связи алкоголизма и абортов
08.10.2021
За Православие, трезвость и против абортов
Читаем заветы академика Федора Углова
06.10.2021
Претерпевший до конца спасется
Стенограмма первого после освобождения развернутого интервью врача-общественника Николая Каклюгина с комментарием…
05.10.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Футуристия Владислава Суркова
Новый комментарий от Калужанин
14.10.2021 12:04
Зачем России феминизм?
Новый комментарий от В.Р.
14.10.2021 11:24
Царство ближних
Новый комментарий от Полтораки
14.10.2021 11:04
Будущее России – розовый ГогаМагог?
Новый комментарий от учитель
14.10.2021 09:08
Странные инициативы ОВЦС в Ватикане
Новый комментарий от E.O.
14.10.2021 08:48