Игорь Матович и сторонники OľaNO. Иллюстрация: sputniknews.com
В Словакии прошли парламентские выборы. По их итогам власть в стране сменится очень неприятным для России образом. До сих пор Словакия считалась одним из самых лояльных к нам государств Евросоюза. Теперь она не просто может примкнуть к активным сторонникам санкций, но и попытаться помешать строительству газопровода «Северный поток — 2».
За три дня до прошедших 29 февраля выборов в Национальный совет словацкий премьер Петер Пеллегрини побывал с визитом в Москве. Этот шаг вполне объясним — и Россия, и лично Владимир Путин пользуются в Словакии немалым авторитетом. Общеевропейские опросы показывают, что словаки относятся к нашей стране едва ли не лучше всех в ЕС. Во всяком случае, если бы (не дай Бог, конечно!) между Россией и США вспыхнула бы война, на нашу сторону встали бы 20% опрошенных словаков, а на американскую — только 6%.
Да и сам Пеллегрини, а до него — многолетний премьер Роберт Фицо всегда были вполне предсказуемыми партнёрами, стремящимися к развитию и двусторонних связей, и отношений Россия — ЕС. Председатель парламента Андрей Данко и вовсе поддерживал присоединение к России Крыма. Только президенты Андрей Киска и Зузана Чапутова выступали в роли последовательных критиков нашей страны, но полномочий у словацких президентов немного, и внешнюю политику определяют не они.
Останется ли Словакия удобным и предсказуемым партнёром — должны были решить выборы. В целом, дела в стране шли не так плохо. Безработица на минимальном в нынешнем веке уровне 5%, экономический рост — свыше 2%. Однако пару лет назад рост был повыше… К тому же правительство сначала Фицо, а затем Пеллегрини сотрясла целая серия скандалов как коррупционного свойства, так и с нерасследованными заказными убийствами противников власти. И это обстоятельство работало против нынешней власти.
Первый звонок прозвенел ещё в прошлом году, когда на выборах президента победила противница Фицо и Пеллегрини — либеральный политик Зузана Чапутова, связанная со структурами скандального американского миллиардера Джорджа Сороса. Однако там даже во втором туре явка не дотянула до половины. Затем партия Фицо и Пеллегрини «Направление — социал-демократия» проиграла выборы в Европарламент. Но там явка едва превысила 20%. Так что успехи оппозиции казались неполными.
Теперь же о «неполноценности» голосования ничего не скажешь. На участки для голосования пришли почти 66% избирателей — рекорд за последние 14 лет. Итог для социал-демократов обескураживающий — только 18,29% голосов и 38 депутатских кресел. Сторонники председателя парламента Данко из умеренно националистической Словацкой национальной партии набрали только 3,16% и в парламент вообще не прошли, ибо не преодолели необходимый для прохождения пятипроцентный барьер.
А выиграла проевропейская, проатлантическая консервативная партия «Обыкновенные люди» (по-словацки — OľaNO), заручившаяся поддержкой 25,02% избирателей и имеющей 53 мандата. Её лидер Игор Матович построил кампанию на лозунгах борьбы с коррупцией и смене элит, и народ к нему прислушался. Вместе с ним в правительство наверняка войдут умеренные евроскептики из партии «Свобода и солидарность» (6,22% и 13 депутатских кресел) и либералы из партии «За людей» бывшего президента Киски (5,77% и 12 мандатов).
Оставшиеся места в парламенте (каждая — по 17 кресел) получили умеренные националисты из партии «Мы — семья» (8,24%), а также крайние националисты-русофилы из Народной партии «Наша Словакия» (7,97%). Кампанию им могли составить сторонники президента Чапутовой из блока леволиберальной «Прогрессивной Словакии» и консервативной партии «Вместе». Однако для блоков проходной барьер — 7%. Потому даже при результате в 6,96% в парламент они не попали.
Среди главных проигравших, кроме Национальной партии, значатся две партии словацких венгров — Партии венгерской коалиции и «Мост», набравшие неполные 4% и чуть более 2% соответственно. Не попали в парламент некогда входившие в правительство Христианско-демократическое движение (4,65%), а также новички из левоцентристского проевропейского «Хорошего выбора» и пророссийской «Родины» (каждая набрала по 3% голосов).
То, что для России подобный исход ничего не сулит, ясно из заявлений тех, кому предстоит теперь управлять Словакией.
«Политику Путина считаю угрозой не только Словакии, но и всей Европе… Я вижу стремление подорвать стабильность, демократию и единство Евросоюза…», — говорила о нас президент Чапутова.
«Россия хочет… подорвать ЕС…», — вторил ей её предшественник Киска, который теперь как лидер партии «За люди» может стать или главой МИД, или минобороны, или председателем парламента.
В программе победившей партии «Обыкновенные люди» всё говорится столь же ясно:
«Ревизионизм границ как политический принцип угрожает безопасности Словакии, Евросоюза и НАТО. Мы отказываемся возвращаться к нормальным отношениям с Москвой до тех пор, пока не восстановим те стандарты, которым Россия обязалась следовать, и на которых основан европейский… порядок».
Так что ничего хорошего от нового премьера Матовича ожидать явно не следует.
Ещё один кандидат на должность председателя парламента, главы МИД или минобороны — лидер «Свободы и справедливости» и сторонник санкций Рихард Сулик. Два года назад он обругал спикера Данко за поездку в Россию следующими словами:
«Данко живёт представлениями, что Россия — большая славянская страна, а Словакия — малая, которая на этом основании должна России помогать. Этот подход… опасен, ибо современная внешняя политика строится на интересах безопасности и экономики».
В общем, и его в пророссийские политики не запишешь.
Есть вероятность, что какой-то значимый пост займёт лидер партии «Мы — семья» Борис Коллар. Он хоть и выступает за евроатлантическую интеграцию Украины, но хотя бы сотрудничество с Россией под сомнение не ставит. Но его вхождение в кабинет под вопросом из-за очень уж резких высказываний по поводу мигрантов и гомосексуалистов. Ещё резче о них говорил лидер крайне правой и пророссийской «Нашей Словакии» Мариан Котлеба, выступающий за выход Словакии из ЕС и НАТО. Однако его шансы войти в правящую коалицию равны нулю.
В целом итоги голосования показали крайне неприятную для России картину. В стране, которая считается относительно лояльной к нам, больше половины голосов получили антироссийские партии. Безусловно, дело отнюдь не только в том, что словаки резко возненавидели Россию, но, главным образом, в ошибках внутри страны, которые сделали правившие страной на протяжении восьми лет относительно лояльные к нам социал-демократы. Однако от этого не легче — доброжелательность к РФ, как выясняется, успех не гарантирует.
Просуммируем голоса различных политических сил. К числу антироссийских принадлежат консерваторы из победивших «Обыкновенных людей», а также пасущиеся на том же идейном поле Христианско-демократическое движение и партия «Вместе». Все они настаивают на поддержке Украины, как минимум сохранении (а то и ужесточении) санкций против России, ставят под сомнение необходимость сотрудничества с нашей страной, всецело смотрят на ЕС и НАТО. В сумме они имеют свыше 33%.
Мало отличающиеся от них в этом плане либералы из «За людей» и «Прогрессивной Словакии» набрали свыше 9% голосов. Картину дополняют критики России из евроскептической «Свободы и солидарности», а также набравших почти 6% на двоих двух венгерских партий. Получается, что примерно 55% словаков отдали свои голоса за партии, которые не скрывали своего отрицательного отношения к России.
Если суммировать голоса пророссийских националистов из «Нашей Словакии», Национальной партии и «Родины», получится только 14%. Приплюсовав к ним относительно лояльных нам бывших правящих социал-демократов — получим 32%. Картину дополняют чётко не обозначившие своего положительного или явно отрицательного отношения к России «Мы — семья» и «Хороший выбор» — у них ещё 11% на двоих.
Итог — не самый радужный. Он показал, что влияние России в славянской стране, где даже есть немало прихожан Православной церкви Чешских земель и Словакии, крайне слабое. То, что пророссийские силы вообще имеют определённую поддержку, происходит скорее вопреки бездействию России, а не благодаря её действиям. Нельзя сказать, что внимание на Словакию у нас совсем не обращают. Однако работы с простыми словаками, со словацким обществом явно не ведут. И теперь имеем то, что имеем.
Несмотря на то, что 5-миллионную Словакию явно не отнести к богатейшим и влиятельным членам Евросоюза, проблемы она создать может. И более благосклонное к нам словацкое руководство выступало против «Северного потока — 2» и «Турецкого потока». Дело в том, что труба с Украины далее идёт в Словакию, которая боится потерять свой статус транзитёра. Теперь же новые словацкие власти наверняка солидарно поставят данный вопрос перед ЕС, и союзники у них наверняка найдутся.
Определённое значение имеет и то обстоятельство, что Словакию долго считали чуть ли не «троянским конём» России в ЕС. А коли так, президент Чапутова и премьер Матович будут из кожи вон лезть, только чтобы доказать Евросоюзу и США обратное. И из их уст мы ещё наверняка услышим резкие антироссийские заявления. Хорошо, если они всё-таки учтут неплохое отношение к России в словацком обществе.
России останется надеяться только на давление Германии, Франции, Австрии и (возможно) Чехии, которые к «Северному потоку — 2» или подключились, или не мешают ему. И на конфликтность премьера Матовича, который ранее неоднократно ссорился едва ли не со всеми представителями других партий. В этом случае отпущенные по конституции четыре года такое правительство не отсидит. А если оно ещё и ошибок наделает — к власти вернутся другие силы.
Но пока Словакия явно делает антироссийский разворот.
Вадим Трухачёв, политолог, доцент РГГУ