Чтобы встреча состоялась

0
696
Время на чтение 6 минут

О чудесном, таинственном празднике Сретения Господня, о том, чему этот день нас учит, мы беседуем с протоиереем Александром Домовитовым, настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище в Саратове.

— Отец Александр, с каким чувством Вы встречаете обычно праздник Сретения Господня, день, когда Иосиф и Мария принесли Богомладенца в Иерусалимский храм, а навстречу им вышел старец Симеон? О чем он для Вас, этот праздник?

— Это праздник встречи человека со Христом. Из Евангелия от Луки мы знаем, что праведный и благочестивый Симеон чаял — ждал — утешения Израилева, то есть пришествия Мессии, Христа; что ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26). Симеон ждал и дождался: те слова, которые он тогда произнес, которые мы до сих пор поем в конце воскресной вечерни — «Нынe отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей…» — это завершение долгого пути, высшая точка, встреча.

— Но это — у Симеона, а у нас как должна произойти или — как может состояться эта встреча?

— Встреча со Христом происходит у всех по-разному: сколько людей, столько и путей ко Христу. Один человек идет к Нему через ужас греха, падения, через покаяние, другой — через скорби, третий — через радость. Но чаще всего человек приходит к Богу от боли; от сознания своей слабости, немощи, несовершенства. Путь начинается с того, что человек видит, наконец, себя таким, как есть, без прикрас. Но сама встреча происходит только тогда, когда Бог решает посетить человека. Если мы хотим устроить себе встречу с Ним по собственному своему желанию — она не произойдет. Ведь Господь лучше самого человека знает его сердце, знает, когда оно готово ко встрече с Ним. Вот почему не нужно пытаться что-то Богу «заказывать»: нужно доверять Его Промыслу о нас.

— Но нам свойственно ждать скорого результата. Я не раз слышала и читала в соцсетях: «…ходил в церковь, жил правильной православной жизнью целый год, но ничего мне это не дало, бросил».

— Старец Симеон ждал не один год: по преданию, он ждал триста лет. И не просто ждал, а терпел немалую скорбь. Когда человек живет с Богом в сердце, он не может спокойно относиться ко злу и нечестию мира, к его мерзостям и порокам; не может оставаться равнодушным к страданиям людей. Это тяжело на самом деле, это может привести в отчаяние, но праведный Симеон знал, ради чего он должен продолжать жить,— и продолжал ждать.

Да, современному человеку свойственно определять для себя предел ожидания: буду ждать до такого-то момента, а если ничего не произойдет — перестану ждать и приму какое-то свое решение. Вот и получается, что мы не умеем ждать, более того: мы Бога порой подгоняем: «Господи, мне вот это нужно сейчас, сделай мне это!» И удивляемся, что ничего не происходит, что просимого мы не получаем, а почему? Потому что мы, оказывается, лучше Бога знаем, что нам надо. А если мы все же получаем то, о чем просили, мы сразу готовы о Боге забыть — и дальше жить без Него.

— Какой смысл Вы вкладываете в глагол «терпеть»? Ведь терпеть можно очень по-разному. Мало ли мы знаем людей, которые терпят всю жизнь, но это терпение почему-то не приближает их ко Христу. Зачастую и напротив — человек ожесточается и никому не верит, и слышать не хочет о Церкви.

— Терпеть — значит принимать свое страдание ради Него, так, как Он принимал Свои муки. Вера и надежда — вот два главных условия для того, чтобы терпение не оказалось бесплодным, чтобы человек получил награду за терпение. А что касается терпения от безысходности, по принципу «Ну что ж теперь поделать, никуда не денешься» — да, какое-то время человек может вот так терпеть, но у этого терпения есть предел, за которым — крушение, катастрофа личности, то самое «Ни во что уже не верю, ничего не хочу». Такой человек, может быть, внешне терпит, держится, а в сердце своем ропщет и ненавидит.

— Для меня в свое время стало открытием то, что в церковнославянском языке глагол «терпети» может переводиться как «надеяться»: и Тебе терпех весь день (Пс. 24, 5) — «На Тебя надеюсь всякий день». Но мне кажется, что вот это время, тот или иной срок ожидания Встречи — тоже дается нам не случайно…

— Ожидание необходимо нам, потому что оно вырабатывает в человеке терпение — об этом пишут святые отцы. Человек, который ждет — не до какого-то времени, а просто ждет и терпит — знает, что этот срок, предел его терпения известен лишь Богу. Человек, научившийся терпеть, начинает скорбеть, если в его жизни произошли какие-то изменения, и терпеть ему больше нечего. Почему? Потому что человек уже на опыте знает всю благотворность терпения ради Христа. Такое терпение подводит человека к следующей ступени — смирению. А смирение — это когда человек принимает все, что с ним происходит, как из руки Божией, как Его благословение. Как ответила Дева Мария Архангелу: Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

— Да, ведь кроме древнего старца Симеона там стоял еще один Человек, совсем юный, но уже готовый с упованием принимать и терпеть все, что пошлет Господь,— это была Богоматерь… И Она услышала страшные слова: и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). Ясно станет, кто есть кто перед Богом, но какой ценой — ценой Твоего материнского страдания. И как жить дальше, как Сына растить с таким предзнаменованием?

— Мы не можем знать, что происходило в сердце Богоматери, мы можем только всегда держать перед своими глазами этот пример, и удивляться, и благодарить Бога за то, что он у нас есть — пример долготерпения, надежды и любви к Богу. Она ведь уже сказала: да будет Мне по слову твоему; ужеприняла не только Его волю о рождении Сына, но и все те события, которые произойдут далее. Слова Симеона Богоприимца — это была следующая ступень Ее восхождения. И еще одна ступень — слова 12-летнего Иисуса, которые будут сказаны Ей и Иосифу здесь же, в Иерусалимском храме:зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49).Все эти слова Мария слагала в сердце Своем (Лк. 2, 51), хотя и не все понимала в этих словах, не все осознавала. Осознание пришло в свой час.

— Как ответить самому себе на вопрос: произошла ли у меня встреча со Христом? Как эта встреча может «выглядеть»?

— Первое свидетельство того, что эта встреча произошла,— сокрушение человека о своей греховности. Второе — радость. Радость о Нем. Слезы покаяния, омывая душу, предшествуют радости.

Старец Ефрем (Мораитис) в своей книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» рассказывает о том, как произошла его встреча с Богом. Школа старца Иосифа была очень суровой, жесткой: старец своего ученика постоянно ругал, оскорблял, унижал, хотя за глаза всегда хвалил, ставил в пример и благословлял. И через терпение, через послушание старцу Иосифу к будущему старцу Ефрему, который носил тогда имя Яннакис, пришла благодать. И он, как сказано в его книге, только глазами Христа не видел, а всем существом своим чувствовал — вот Он, здесь, рядом. И душа наполнялась радостью, глаза — слезами, и ничего уже больше не хотелось… Таков плод терпения и смирения.

— А если радости нет? Что причиной — неисповеданные грехи, может быть?

— Причины могут быть разными, в том числе и личными. И на вопрос человека: «Почему у меня нет радости?» — я как священник зачастую могу ответить только: «Не знаю». Единственное, что можно здесь посоветовать с уверенностью — принять все происходящее с тобою, зная, что это Господь Сам устраивает твою жизнь таким образом, чтобы ты встретился с Ним.

Вполне возможно, что отсутствие радости — это урок, что Господь таким образом сообщает тебе, что ты что-то в своей жизни делаешь неправильно. А что именно — это тоже у Него спрашивать надо, у Него просить помощи. Господь — такой Учитель, Который не откажет в помощи ученику. Наше дело — быть хорошими учениками. Тогда состоится настоящее Сретение — встреча.

Газета «Православная вера» № 03 (647)

Протоиерей Александр Домовитов

Беседовала Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Священник Александр Домовитов
Все статьи Священник Александр Домовитов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59