
Новый этап: историчность личности Ивановской старицы подтверждена
Вторая научно-практическая конференция «Старица Московского Ивановского монастыря Досифея», приуроченная к 210-й годовщине ее преставления, состоялась в обители на Китай-городе совсем недавно, в начале этого месяца. Открывая форум после совершения в монастырском соборе панихиды по монахине Досифее, настоятельница обители игумения Елисавета (Никишкина) сказала: Церковь Небесная и Церковь земная неразделимы, и когда мы молимся жителям Небесного Града, обращаемся к ним, они становятся нам еще ближе. Вот жил кто-то двести лет назад, подвизался, а мы сейчас говорим о нем так, будто он находится среди нас. По словам игумении Елисаветы, благодаря трудам Досифеевской группы, которую возглавила насельница обители монахиня Тавифа (Исаева), у собравшихся в конференц-зале обители появилась редкая возможность услышать многие интересные факты о монахине Досифее и узнать о подвижнице то, что мы бы хотели, допустим, знать о своем близком человеке. О чем он думает? Как он живет? Что он делает? Куратор конференции, казначея монастыря монахиня Анувия (Виноградова) подчеркнула, что членам Досифеевской группы удалось найти документы, подтверждающие историчность личности Ивановской старицы. К числу важных находок относятся и архивные сведения о лицах, имевших общение с подвижницей. В результате коллективных трудов, неустанных поисков всё возрастающий объем нового материала стал уже внушительным научно-исследовательским багажом. Но прежде, чем познакомить участников конференции с его «содержимым», мать Анувия предложила послушать доклад монахини Феониллы (Харченко) «Житие монахини Досифеи по публикациям XIX-XX века». В качестве введения к теме или преамбулы.



Всё в Божьем мире тесно переплетено
Это мы чувствуем каждый раз, узнавая о жизни людей истинной святости, Промыслом Божиим связанных между собой. Много чего ценного добавили кропотливые исследования архивного материала, предпринятые Досифеевской группой в минувшем году, к уже известным подробностям личного знакомства таинственной затворницы и братьев Путиловых – 19-летнего Тимофея и 14-летнего Ионы, избравших благодаря ее прозорливости и мудрым наставлениям монашеский путь. Старший, Тимофей, впоследствии более 37 лет возглавлял Оптину пустынь – преподобный Моисей Оптинский. Младший, Иона (в постриге – Исайя), стал настоятелем Саровской пустыни. Отметив, что особенностью всех оптинских агиографов было стремление к историчности, опора на источники, многие из которых хранились только в обители, доктор филологических наук, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Варвара Каширина, привела примеры доверительной переписки между братьями Путиловыми и старицей из Ивановской обители. Тема доклада В.В. Кашириной – «Архивные материалы из фондов Оптиной пустыни о монахине Досифее». В нем она не только проанализировала письма, обнаруженные в полной и в краткой редакции, но и обратилась к Синодикам Оптиной пустыни, где в самой начальной части, наряду с игуменом и родственниками отца Моисея, поминается «монахиня Досифея». Чувствовалось, что глубоко раскрытая докладчицей тема уникальности материалов, найденных в Оптиной пустыни, вызвала у аудитории большой интерес.
Матушка Досифея направила юных Путиловых в Новоспасский монастырь, к младшим современникам преподобного Паисия (Величковского), с коими она находилась в духовно-молитвенном общении. К наместнику обители иеромонаху Александру (Подгоричани или Подгорченкову, как писалась его фамилия в России) и иеромонаху Филарету, в схиме Феодору (Пуляшкину). Но всё же старица и сама не оставляла братьев духовным руководством до конца своей жизни. А они в письмах к «Досифее Матвеевне» постоянно поднимали тему молитвы и тему совести (как некого барометра духовного состояния личности), о чем подробно рассказала в выступлении «Духовные наставления старицы Досифеи в переписке с братьями Путиловыми» кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ПСТГУ Елена Разоренова). Однако, думается, в вопросе о наставничестве старицы важен тот четкий акцент, который сделал в своем докладе «Круг общения монахини Досифеи и духовная традиция преподобного Паисия (Величковского)» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Олег Родионов. Рассуждая, можно ли Ивановскую подвижницу Досифею считать старицей в духе того старчества, что было принесено в славянский мир преподобным Паисием (Величковским) и затем распространено по всей России его учениками, Олег Алексеевич остановился на следующих аспектах. После смерти Екатерины II режим изоляции от внешнего мира у затворницы стал менее строгим: она получила возможность общаться с людьми. За мудрым советом, утешением, благословением к ней пошел самый разный народ – от высокопоставленных особ до простых людей. Но здесь, подчеркнул О.А. Родионов, мы не наблюдаем той формы старческого окормления, с которой в основном связывается традиция преподобного Паисия: когда жизнь старца и его ученика протекает, условно говоря, под одной крышей ¬– в стенах одного монастыря, и между ними происходит постоянное общение. А матушка Досифея, по словам докладчика, относится другому типу подвижника, хорошо известному в истории православного монашества. К типу подвижника, наделенного богатыми духовными дарами и принимавшего всех желающих получить наставление.
В конце своего доклада Олег Родионов высказал сожаление, что пока мы не располагаем никакими сведениями о круге чтения старицы. Но, может, когда-нибудь в архивах будет найдена какая-либо опись, указывающая на состав библиотеки Иоанновской обители? Еще одно предположение высказал ученый. В то время во многих монастырях России циркулировали переводы трудов преподобного Паисия в рукописных копиях. Осуществлены они были непосредственно с тех книг, что переписывались в обителях, находившихся под старческим окормлением преподобного. И узница-монахиня могла их читать! Она могла от них напитаться. Могла, черпая духовную мудрость из святоотеческих книг, делиться ею с теми, кто к ней приходил. «Но, конечно, пока это только предположение», – заключил О.А. Родионов, добавив, что на этом пути исследователей наверняка ждут находки и открытия.
Встреча со старцами преображает жизнь
Не менее интересными и важными (и, надо отметить, как и предыдущие выступления – с замечательным визуальным оснащением) были доклады о ярких личностях прошлого, не имевших прямой связи с монахиней Досифеей, но связанными с ней через старцев невидимыми духовными нитями. С докладом «Старец Московского Новоспасского монастыря Филарет (Пуляшкин) и супруги Киреевские» выступила кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Марина Анатольевна Можарова. Как говорилось выше, с иеромонахом Филаретом (в схиме Феодором) у Ивановской подвижницы было духовно-молитвенное общение. Незадолго до своей кончины, советуя отчаявшейся вдове, помещице Курманалеевой, обращаться именно к нему, в Новоспасский монастырь, матушка Досифея сказала, что в наше время трудно найти такого великого старца. Он – великий угодник Божий, и его надо держаться! Здесь можно провести некую параллель: как по воле Божией совершилось преображение души принцессы Августы Таракановой, вывезенной из Европы с применением хитрости и обмана, и заточенной в «каменном мешке», так и после общения со старцем Филаретом преобразилась душа Ивана Васильевича Киреевского. Сегодня его имя ассоциируется с Оптиной пустынью – с изданием святоотеческих творений, направленных на то, «чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших…». Под духовным руководством старца Макария Киреевский, прежде известный в просвещенном обществе как человек «европейского толка», увлеченный западной философией, стал, по словам М.А. Можаровой, смиренным послушником, занимающимся кропотливым книжным трудом. Мирским «оптинцем», первым предпринявшим попытку создания религиозной философии в России.
К старцу Филарету (Пуляшкину) Киреевского привела его жена, Наталья Петровна, знавшая подвижника с ранних лет, поскольку тот окормлял ее мать. Правда, изменения духовного порядка в душе Ивана Васильевича происходили медленно – только спустя восемь лет после женитьбы на девице, воспитанной в правилах строгого христианского благочестия, он надел нательный крестик. Известна записка под названием «История обращения Ивана Васильевича», написанная другом семьи А. И. Кошелевым со слов Натальи Петровны – уже после кончины супруга. Всё ее содержание от первой до последней фразы представляет большой интерес, но приведу лишь два момента. После свадьбы благочестивая жена была поражена отсутствием в муже веры и полным пренебрежением обычаев Православной Церкви. Можно представить, как ранило ее к примеру, предложение супруга почитать с ним Вольтера. (Что примечательно: глубоко верующий отец Ивана Васильевича скупал на свои деньги произведения Вольтера, чтобы их сжечь. Так, по его убеждению, он боролся с западной заразой, которая проникала в Россию). А вот сын… Поворотным моментом в жизни И.В. Киреевского стал день, когда супруга, ездившая к старцу Филарету, привезла ему от старца нательный крест. Перед этим Киреевский сказал, что наденет крест, если тот будет прислан от отца Филарета, ум и благочестие которого он уважал. Узнав об этом, старец снял с себя крест со словами: «Да будет он Ивану Васильевичу во спасение». И действительно именно с того дня начался новый этап жизни этого высокообразованного одаренного человека, который сумел увидеть в православии единственное истинно христианское вероучение и многое сделать для просвещения людей светом Христовой Истины.
Еще одна многогранная личность, преданная Богу, предстала перед нами в следующем докладе – «Письма храмоздательницы Ивановского монастыря М.А. Мазуриной к преподобному старцу Оптиной пустыни Антонию (Путилову)». (Докладчик – инженер-конструктор, советник управы Дмитровского района Светлана Духанова). Выполняя волю своей родственницы по мужу богатой вдовы Е.А. Мазуриной и благословение митрополита Московского Филарета (Дроздова) возобновить Ивановский девичий монастырь, Мария Александровна, кроме того, общалась со многими старцами своего времени: иеромонахом Иларионом (Ремизовым) – духовником Симонова монастыря, отцом Досифеем из Киево-Печерской лавры, Глинскими старцами и особенно – со старцем Антонием, младшим братом настоятеля Оптиной пустыни и Саровской пустыни – схиархимандрита Моисея и игумена Исайи II. Недавно было обнаружено 53 письма Мазуриной к отцу Антонию. Как отметила докладчица, они представили совершенно иную картину о личности храмоздательницы. Молодая вдова, оставшаяся с пятью детьми (двое потом умерли в младенчестве) не замкнулась в своем горе. Она писала, что у нее «горячее сердце» и просила старца Антония давать ей как можно больше поручений. Признаваясь, что больше всего на свете любит книги, Мазурина с огромным энтузиазмом выполняла поручения батюшки по рассылке книг в разные монастыри. Отец Антоний передавал ей литературу, указывая, куда что надо послать, а какие-то книги просил разыскать в Москве. Она сама зашивала довольно объемные посылки, сама ездила на почтамт, где все ее знали и обычно пропускали без очереди. Если просимых батюшкой книг не было в книжных лавках на Никольской или в Синодальной типографии, то писала в Петербург, Казань, Ригу. У нее были напор, энергия, желание помочь, и Господь так распорядился ее жизнью, что, по ее словам, она, простой мирской человек, общалась с выдающимися старцами своего времени. (И эта искрометная страница того времени теперь вписана в книгу истории монастыря!) К слову, вот один штрих к характеру Марии Александровны. Старец Антоний писал ей: «Матушка, благодетельница», на что она отвечала: «Вы извините меня, пожалуйста, за дерзость, но не называйте меня ни матушкой, ни благодетельницей. Я вот грешный человек, так и называйте…»
«Матушка Досифея, помолись о нашей большой стране России и о людях, живущих в ней!»
Статистика может быть увлекательной, если за цифрами, пусть даже небольшими, стоят значимые вещи. Что подтвердило живое эмоциональное и содержательное выступление историка, политолога, экскурсовода-консультанта Иоанно-Предтеченского монастыря Ольги Корниловой «Современное почитание старицы Досифеи». Возле гробницы матушки Досифеи в усыпальнице бояр Романовых Новоспасского мужского монастыря было решено положить тетрадь, куда бы люди могли записывать свои просьбы к старице и благодарности за ее молитвенное ходатайство. Четыре больших тетради уже заполнены, сейчас там лежит пятая. Также с декабря 2018 года в усыпальнице были установлены дежурства «Дежурных старицы Досифеи» из числа волонтерского состава «Экскурсовод-Консультант». Дежурные считают, сколько людей подходит к гробнице старицы и тактично спрашивают, знают ли экскурсанты что-то о подвижнице, а интересующимся рассказывают о ее жизни или, наоборот, записывают с чьих-то слов истории о благодатной помощи и следят за заполнением тетради для посетителей. Предпринятый анализ одной из тетрадей показал, что бывает до 70 письменных обращений в месяц к непрославленной святой. Конечно, чаще всего люди просят о здоровье. Еще просят духовной мудрости и матушкиного содействия в налаживании семейной жизни и в поисках путей спасения. Или – помощи в борьбе с унынием. Кто-то не может найти свою вторую половинку, кто-то – работу. Разный спектр проблем просматривается. Доверие к старице велико! Во всех этих обращениях она предстает живым человеком – слушающим, понимающим. Некоторые приходят к ней не один раз. Трогательны просьбы помолиться о России. Человек, подписавшийся Сергеем из рода Романовых, просит подвижницу спасти Святую Русь, ее народ и его семью. Встречаются просьбы прославить старицу Досифею в лике святых. В этом плане есть обращения непосредственно к ней, есть обращения к священноначалию нашей Церкви…
В заключение Светлана Зотова и Светлана Сергеева, члены Досифеевской группы, познакомили участников конференции с отчетом о поэтапной деятельности на тех направлениях, которые были избраны энтузиастами. Они рассказали о находках, что сподвигли определенный круг людей к дальнейшей исследовательской работе, соединившей мирян и сестер обители – монахиню Тавифу (Исаеву) и монахиню Анувию (Виноградову). (Их вдохновляющую и координирующую роль миряне чувствуют постоянно). Теме сбора материалов для подготовки к канонизации известной подвижницы благочестия был посвящен небольшой слайд-фильм, сделанный с такой любовью и на таком хорошем профессиональном уровне, что хочется низко поклониться его создателям. Одна картинка с краткой информацией сменяет другую: заседания рабочих групп в монастыре и работа в разных архивах; панихиды по матушке Досифее в Новоспасском монастыре и поездки в места, связанные с сестрами-предшественницами обители на Китай-городе. Образно говоря, в фильме проложены маршруты духовной географии. А особую атмосферу при его просмотре создает музыка ирландско-норвежского дуэта Secret Garden, навевающая мысли о вечности.
И последнее. Как отметили участники форума, прослушав 8 докладов, конференция оправдала определение «научно-практическая». Научная часть была достойно представлена. В отношении практической части нельзя не согласиться со следующим мнением: некоторые презентации являются почти что готовыми методическими пособиями. Вероятно, их можно будет использовать на каких-то курсах, в экскурсионной работе, в миссионерской, просветительской деятельности, чтобы они стали доступны многим.

Фото: Владимира Ходакова, Светланы Зотовой и Светланы Духановой









