В заголовок я вынес кусок заголовка одной из французских газет (не важно какой) — "В Берлине: могущественные государства у смертного ложа Ливии".
Слишком мрачно? Давайте взглянем на ситуацию без розовых и без черных очков. Без их помощи.
Напомню имеющим обыкновенно короткую память современникам, что по теме Ливии уже собирались международные конференции: во Франции в июле 2017 года, в Италии в ноябре 2018-го. Сейчас это был черед Германии принять 19 января в Берлине саммит по Ливии.
Собрались представители 11 стран и четырех международных организаций (ООН, Европейский союз, Лига Арабских государств и Африканский союз).
Набежали... и Борис Джонсон (от нечего делать, скорее, чтобы отдохнуть от Брекзита), и толстый Майк Помпео (я зову его "Биг Мак"), и хитрый Эрдоган, и наш Путин. Ну и, конечно, тусовка: остроносый Макрон, прогулочные президенты Египта и Алжира, короче, всякой твари, что называется, по паре. И фрау канцлерина Меркель в синем на этот раз жакетике.
Об итогах саммита в Берлине. Наш Лавров выразил российскую официальную позицию — "приветствуем, но не получается". "В целом мы считаем конференцию весьма полезной. Понятно, что решать в конечном итоге самим ливийцам. Понятно, что завязать устойчивый серьезный диалог между ними пока не получается. Слишком велики различия в подходах".
Майк Помпео в "Твиттере", вполне лениво: Ливия — не основная головная боль США: "Сегодня в Берлине состоялся продуктивный диалог с моими коллегами, сосредоточенный на поисках политического решения в Ливии. Мы поддерживаем народ Ливии в его работе над строительством успешного будущего, свободного от насилия и иностранного вмешательства."
Мой комментарий: "Диалог", Майк, это когда двое разговаривают, а в Берлине — взгляни на групповую фотографию! Теперь, говоришь, "народ Ливии". Майк, в том-то и дело, разделился этот народ — кто за Сарраджа, кто за Хафтара, и убивают друг друга с упоением уже с 2011 года. Погибли несколько тысяч, и перемещенных лиц называют цифру в 140 000.
Меркель открыто, по-немецки прямо призналась, что Саррадж и Хафтар не приняли активного участия в мероприятиях саммита в Берлине из-за противоречий. "Разногласия между ними настолько велики, что они сейчас не разговаривают друг с другом. Они не были частью конференции, но они присутствовали в Берлине, хотя находились в разных помещениях".
(Эх, простофиля Меркель не догадалась приказать подсунуть в каждое помещение томик "Саламбо" Флобера или материалы о войнах Рима с Карфагеном. Меркель сама необразованная, я предполагаю, или полуобразованная, впрочем).
Короче, ничего не удалось. Томились в разных помещениях как два зэка, лидеры противоборствующих ливийских сторон, это же надо — "они не разговаривают друг с другом". Зачем было созывать саммит, если основные протагонисты даже не разговаривают друг с другом и не могут находиться в одном помещении? Надеюсь, их хотя бы держали без смирительных рубашек?
Я предрекал саммиту неуспех. Он и закончился неуспехом. Даже более того — провалом.
Наш Лавров сообщил хотя бы, спасибо ему, что ливийские стороны договорились (их заставили согласиться, я предполагаю, и уж на это они пошли, тем более что участие в комитете ни к чему не обязывает), что они делегируют по ПЯТЬ представителей каждая сторона в создаваемый ООН военный комитет (комитет будет заниматься всеми вопросами по обеспечению перемирия).
Поверьте опытному человеку: если создаются комитеты, а того хуже — подкомитеты, то пиши пропало. Полный неуспех, полный провал всякий раз.
Напомню, кто кому помогает, кто кого поддерживает.
Правительство Триполи (Саррадж) получают помощь Турции, Катара, Италии.
Халифе Хафтару помогают Арабские Эмираты, Египет, Саудовская Аравия, Россия.
Иордания, Турция нарушают в открытую эмбарго на поставку оружия Сарраджу.
На стороне Хафтара воюют суданцы, свыше тысячи человек во главе с генералом Мохамедом Хамдан Дагло. Ходят слухи и о присутствии российской ВЧК.
Ну и в таком случае пустыми словами выглядит декларация берлинского саммита: "Мы согласны с тем, что мы уважаем эмбарго и что его надо контролировать сильнее, чем раньше..."
И, наконец, самое главное. Халифа Хафтар не стал подписывать соглашение о перемирии в Берлине. Он отключил телефон и потерялся. Вот как описал его поведение непоименованный источник, участник саммита: "Вел себя странно: отключил телефон, не выходил на связь, никого не предупредив, уехал".
Ну совсем так, как поступаю я, когда мне все не нравится.
Только ведь это Хафтар наступает на Триполи. Следовательно, никакого перемирия не будет. С чем вас и это, соболезную...