Призвание Церкви в государстве Белой Руси

Часть 5. Новые редуты в образовании

Источник: Телескоп

В каких же областях жизни и какими действиями белорусской Церкви следует предпринять первоочередные шаги?

Начать следует с тех направлений, где как раз достигаются успехи. Выше мы говорили об усилиях Синодального образовательного и подведомственных ему епархиальных отделов. Несомненно, стратегически необходимо двигаться к введению «Основ Православия» в качестве обязательного школьного предмета (при согласии родителей и их праве заменить его в частном порядке на иную традиционную религию или религиоведение), а в первую очередь – к привлечению Церкви к «шестым школьным дням» (которые призваны быть не только «днями физической культуры», но, по идее, и культуры духовной), а также – в планы воспитательной работы учреждений образования. Александру Лукашенко и белорусским чиновникам должно быть терпеливо и настойчиво разъяснено (при помощи православно-патриотической интеллигенции), что никакого духовного возрождения и нравственного воспитания нового поколения – особенно способного сознательно противостоять мощнейшему духовно-информационному разрушительному воздействию – без участия Церкви (методами светских спецкурсов и морализаторств, а также при помощи самых усердных цензур), как доказала советская эпоха, осуществить невозможно, и связанного с ними большинства общественных проблем (от коррупции и низкой рождаемости до падения уровня образованности и высокого революционного потенциала) не решить!

Отделение школы от Церкви в 1917 году, секулярное образование – это главный источник всякого нынешнего зла. И никакой угрозы «межконфессиональному миру», как этого боится президент, это не принесет. При этом никто не будет против, если в пограничных регионах республики с высокой долей католиков по заявлению родителей в школах учили бы ксендзы. А если руководство страны осознает указанную истину и действительно озаботится духовным возрождением и спасением молодежи (а значит, и будущего самого народа), то оно вполне может воспринять и идею установления одним из главных критериев при назначении руководителями воспитательной работы в учреждениях образования участие претендентов в выполнении Программы сотрудничества Церкви и Министерства образования.

Ныне же в белорусских школах вводится «должность замдиректора по патриотическому воспитанию». Что самое отрадное, инициатором и организатором такого введения являются не националистические идеологи макеевско-прозападной группировки, а, напротив, силовики из Министерства обороны: «По словам начальника управления информации ГУ идеологической работы Минобороны Дениса Федорова, в обязанности нового замдиректора будут входить ведение предмета “Допризывная и медицинская подготовка” и организация патриотического воспитания школьников. Федоров рассказал, что работа в данном направлении между Минобороны и Минобразования уже ведется. Содержание программ предмета “Допризывная и медицинская подготовка” для 10-х и 11-х классов пересмотрели, материал сделали более доступным… По этому предмету в школах уже пополнена учебно-материальная база, а в Военной академии организованы курсы для учителей, которые не имеют военного образования». Очевидно, что данную программу и саму подготовку постараются перехватить прозападные «либерал-литвинисты», в том числе организовав назначение своих людей на должности заместителей директоров учебных заведений. Поэтому Церкви необходимо в срочном порядке включиться в работу с Министерствами образования и обороны, исполкомами для участия в разработке и доработке данной программы, в непосредственных школьных мероприятиях данного цикла и, наконец, желательно – в подготовке самих заместителей директоров по патриотическому воспитанию! В том числе внеся соответствующие изменения в Планы сотрудничества Церкви и Министерства образования (на синодальном и епархиальном уровнях). Кто, как не Церковь, может предложить подлинную программу патриотического воспитания школьников (прежде всего, на основе православного «Родиноведения»), очистив ее от изрядной доли духовного мусора! А ведь те же силовики, глава Администрации Президента генерал ГКБ И.П.Сергеенко должны поддержать такой посыл!

Но, прежде всего, необходимо общими усилиями разоблачить и пресечь деятельность чиновников-богоборцев, поддерживаемых (а то и прямо стимулируемых) западными НКО и прозападными СМИ (во главе с TUT-баем Зиссера и всем его пулом), которые стремятся всячески затормозить или даже обратить сближение государственной школы с Церковью. Пример такого стремления и одновременно замечательного его разоблачения принесла статья (стр. 8-9) в «Новогрудских епархиальных новостях»: «В феврале-марте г. Новогрудок испытал настоящее потрясение: школы накрыла волна проверок. Человек десять приехали из Министерства образования, затем вслед за ними – и чиновники из областной администрации. Сначала все подумали, что перенять опыт, ведь в городе вот уже более десяти лет, реализуя положения Соглашения между государством и Церковью, трудятся в тесном контакте учителя и священнослужители. О результате этой подвижнической работы судите сами: 68-80% учащихся Новогрудчины поступают в ВУЗы, в 2018 году итоги централизованного тестирования оказались впечатляющими – выше среднего во всей Гродненской области. На областных олимпиадах учащиеся каждый год получают семь-девять дипломов разных степеней, на республиканских – один-два. Закрепляемость кадров на Новогрудчине – 78%. А по статистике РОВД уровень преступности в Новогрудке неуклонно снижается и сейчас составляет 10,8% на 10 тысяч человек населения! (Для сравнения: по Гродненской области – 15,6%, по республике – 17,7%).

Но, как оказалось, сотрудников из Министерства интересовали отнюдь не достигнутые результаты. “Чутко” отреагировав на публикацию в негосударственных СМИ о том, что в школах Новогрудчины ведутся духовно-просветительские занятия, они приехали разбираться. После общения с проверяющими и далеко не дружелюбного их отношения директора и педагогические коллективы школ до сих пор пребывают в шоковом состоянии: им конкретно было указано на то, что…много Православия. Между тем хочу напомнить, что еще в 2005 году в рамках Соглашения между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью Министерством образования Республики Беларусь был утвержден факультатив “Основы православной нравственности”, разработанный в Новогрудской епархии… В школах стали говорить о вере, нравственности, делах добра и милосердия, любви к ближнему, грехах аборта и самоубийства, наркомании, пьянства. Учителя все эти годы учились вместе с учащимися, открывая для себя прекрасный мир духовного…

Но разумное, доброе, вечное, видимо, сегодня не в чести. Среагировав на размещенную на портале tut.by петицию, чиновники от образования решили подстраховаться и, чтобы оградить себя от лишних неприятностей, поспешили занять позицию ее авторов-богоборцев, которые очень уж не хотят, чтобы в школах проповедовали нравственные устои, говорили о делах добра, а дети не хватались за ножи, убивая друг друга [статья написана незадолго до страной трагедии в школе соседнего Столбцовского района]… Что касается появившихся на tut.by и прочих “навинах” провокационных материалов, этому удивляться нечего. Прискорбно другое – на них живо реагируют люди [чиновники], ответственные не только за обучение, но и за воспитание школьников, а еще за снижение в стране преступности и укрепление государственности. Православная Церковь молится за начальства, власти, воинство, за весь народ наш, в том числе за недоброжелателей и врагов. А в Новогрудке она, учитывая приведенные статистические данные, готова поделиться еще и опытом духовно-просветительской работы».

Несмотря на неприятный и даже позорный для Белоруссии и ее руководства повод, данная статья являет собой отрадный пример праведного гнева и нелицеприятного ревнительства, которых от церковных СМИ, да и всего пастырства, с сильным упованием ожидает…сама Церковь, церковный народ и, несомненно, Сам Господь Бог (как Он и показывает это личным примером в Святых Евангелиях и житиями Своих святых, начиная с подвига пророка Иоанна Предтечи). Церковь до Страшного Суда – Церковь воинственная и воинствующая. Всякие попытки примирения с силами зла, замалчивание, угодничество, заискивание всегда обернутся не только против Церкви, но и против самих разного рода коллаборационистов с фарисеями, законниками и князьями иудейскими. А вот такие публичные удары наотмашь критиков «слишком много Православия» – как красноречивыми фактами и законом, так и напоминаниями горе-чиновникам, до чего они довели образовательно-воспитательную систему страны в целом (в том числе, производящую детей-убийц), – ничем, кроме уважения к Церкви и здорового страха перед Нею (а у кого-то и пробуждения совести) у чиновников, да и всего народа, не вызовет!

Сильно может помочь этому и замечательная статья «Пионерское движение в БССР в контексте гонений на Церковь (до 1940 года)» в журнале Администрации Президента «Беларуская думка» 55-летнего аспиранта Минской духовной академии из Ровно Олега Рудюка, который на основании исключительно архивных данных показал, с какой злобой и подлостью (и даже поистине фашистской яростью) большевистская власть насаждала атеизм и антирелигиозность среди белорусских детей. Для этого ею искусно использовалась организованная вертикальная структура «партия-комсомол-пионерия-октябрята» (деятельность которых в 1920-1930-е заметно отличалась от послевоенной), через которую антирелигиозной пропагандой пронизывалась вся система социалистического «образования», в которой детей прямо противопоставляли своим родителям. При этом «обосновывалось создание нового строя без влияния семьи и религии…, много усилий прикладывалось для искоренения сложившегося крестьянского семейного уклада… Ставилась задача не только изменить принципы обучения в школе, но “охватить” ребенка в свободное время, когда он возвращается домой и подпадает под влияние “мещанско-религиозной семьи”… Директивные документы ЦК КСМБ предписывали проводить антирелигиозную работу среди детей, уделяя особое внимание праздникам Рождества и Пасхи… Значительную роль должно было сыграть проведение антирелигиозных вечеров на христианские праздники… Пасхальный день в школах был учебным… В связи с этим готовили и проводили мероприятия, отвлекающие от Пасхи: 8 марта, день рождения Ленина – 22 апреля, 1 мая… Не оставлены были без внимания малыши яслей и детских садов, потому что для советской власти эти учреждения являлись местом коммунистического воспитания детей, там воспитывали детей-ленинцев».

Проводились огромные методические разработки, открывались специальные «техникумы для подготовки пионерских работников», выделялось значительное финансирование, создавались «комсомольские организации, пионерские отряды и ячейки “Воинствующих безбожников”», притом, согласно плану, утвержденному на ЦК КП(б)Б в 1930 году, «положительный результат возможен только в случае осуществления комплексных антирелигиозных мероприятий среди родителей и окружающего населения, потому что влияние религиозной домашней обстановки на детей парализует антирелигиозные усилия школы… Школа должна воспитать детей в духе безбожия и готовить из них кадры активных борцов против религии… Для недопущения влияния церковников на детей еще недостаточно проводить антирелигиозное образование. Оно должно сопровождаться эстетическим воспитанием, пропитанным антирелигиозным содержанием. На место религиозных эмоций должны прийти революционные, классовые, пролетарские с ориентацией внимания на эстетическое оформление революционных праздников». Также «в антирелигиозной работе применялось соцсоревнование и ударничество. Из победителей формировались ударные бригады, проводившие антирелигиозные культмарши в трудовые коллективы… Печать в этом деле играла весьма значительную роль: широкое распространение имели настенные газеты, листовки в пионерских отрядных уголках…с антирелигиозным содержанием». В данную статью в ведущем издании страны должны быть буквально «ткнуты носом» ряд ответственных лиц – дабы, во-первых, знать откуда растут корни нынешней деградации и запустения молодежи, а во-вторых, чтобы помогать Церкви (которой и самой можно научиться у врагов продуманной организованности и целеустремленности) пройти и провести народ по тому же «комплексному» пути вспять.

Однако Церковь отнюдь не должна ограничиваться внесением сугубо церковных и нравоучительных дополнений в школьную (и университетскую) учебную и воспитательную программу. Церковь должна продвигаться (начиная, конечно, с побуждения верующих чиновников и педагогов) к одухотворению, воцерковлению самой учебной программы, ее содержания и методологии. Причем не только в гуманитарных, но и в природоведческих науках. Говоря обобщенно, настало время пересмотреть лживые догмы дарвинизма о человеке как потомке обезьяны и эволюционистской ереси как таковой, об атомистском устройстве материи, о случайном, дискретном и бесцельном устройстве природы как таковой. Церковь должна стать главным врагом и обличителем Болонской системы как постмодернистского образовательного проекта Запада по превращению людей в распущенных, полудурковатых бунтарей-потребителей. Но, прежде всего, Она должна исторгнуть болонское жало и рудименты из собственной системы духовных школ, которые в нее усиленно и давно вдавливают некоторые высокопоставленные лица. Начать следует с решительного пресечения отправления священников на отравляющую учебу и стажировки на Западе (чему духовному они там вообще могут научиться!), а для белорусского Экзархата сугубо – на учебу в Польшу, в Варшавскую теологическую академию, – пристанище ультраэкуменизма, либерализма, евроинтеграционного морока и иного обновленчества, в котором уже прошла подготовку немалая часть высокопоставленного духовенства в Белоруссии.

Приоритетной целью Церкви должно быть привлечение ее к содержательному совершенствованию (если не переработке) типового учебника и учебной программы по главному духовно-идеологическому школьному предмету – обществоведению (где по-прежнему кишат либерально-гуманистические идеи, включая то самое происхождение человека от обезьяны). И вот уже в Партизанском районе Минска священник привлекается к участию в «I научно-практической конференции “Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы”, состоявшейся при поддержке Минского городского института развития образования, управления по образованию администрации Партизанского района города Минска, БГПУ имени Максима Танка». А ведь Церковь вполне могла бы создать собственную комиссию под эгидой Синодального образовательного отдела и в ее лице принять участие в обсуждении учебной программы по данному предмету, к тому же разработав системный перечень предложений по дополнениям и изменениям в такую программу! Тем более что и жуткое «проблемное поле [указанной] конференции, включившей обсуждение таких актуальных и неоднозначных на сегодняшний день тем, как воспитание поликультурной личности, толерантность как условие безопасного существования и продуктивного взаимодействия членов поликультурного общества», говорит само за себя.

Неплохо было бы воспользоваться наставлениями архиепископа Никона (Рождественского) и возрождать в школах и университетах церковно-славянский язык (конечно, сначала остановив его вытеснение из самой Церкви «прогрессивными батюшками»), который там ныне обильно замещен «господским» английским и противопоставляемой русскому языку «мовой» (специально разработанной католическими хлопоманами-разночинцами, начиная с польского революционера Франциска Богушевича, альтернативой белорусскому наречию, родному для самих белорусов). Как верно замечает святитель Никон, изучение текстов на церковно-славянском служило (и может послужить) мощнейшим средством духовного воспитания и, к слову, развития самого мышления молодежи (ныне в «информационном обществе» стремительно деградирующего): «Мы с чувством особого почтения к книжке принимались за учение, как за святое дело… Горек был такой корень учения, но плоды его были сладки. Трудно было самому додумываться до значения славянских слов, но понемногу ум привыкал к этим словам, становились понятными сначала те слова, которые чаще встречались: иже, яко, аще, благий, той и прочие, а затем мало-помалу горизонт умственный расширялся, правда, медленно, но зато уж прочно. Самая мысль, постоянно имея дело со славянскими книгами, привыкала иногда и работать по-славянски. Таким образом, то, чего так ныне боятся новые педагоги, опасаясь “переутомления детей”, являлось прочным фундаментом не только нравственного воспитания, но и филологического знания. Созидалась как бы сама собою та атмосфера церковности, которой жил русский человек почти тысячу лет. Вся наша древняя письменность носила на себе этот отпечаток славянского языка: как будто русский человек считал неприличным писать о важных предметах иначе, как только по-славянски… Это была практическая школа церковности. Душа русская сживалась со славянским языком Церкви как с родной стихией, проникалась церковностью, умела находить в ней духовное утешение, духовную сладость».

Весьма полезно будет педагогам и чиновникам от науки взглянуть на нынешние последствия отказа от церковно-славянского языка сквозь призму предупреждения о них на заре катастрофы, в словах святителя еще начала XX века (!): «К сожалению…, наши интеллигенты, в большинстве своем отставшие от Церкви, стали усердно толковать о просвещении народа, но не в духе родной церковности, а в своем интеллигентском духе. Славянский язык почти устранили из школ… Оставили как какой-то привесок к Закону Божию и к русскому языку. В букварях вместо слов Бог, Божество появились слова бык, волк и подобные… В детскую душу не допускали религиозных впечатлений при обучении букварю. Старались, чтобы дело обучения было как можно легче, чтобы дети учились играючи. Наглядные способы преподавания считались и доселе считаются идеальными. Но таким образом с первых дней воспитания дети отучались от борьбы со всякими трудностями, привыкали к лености мысли; их ум, в их возрасте столь гибкий, недостаточно развивался в упражнении благодаря легкости приобретения познаний, столь же легко и терял приобретенное. Юноша, не привыкший, не обучивший свой ум к труду серьезного мышления, предпочитал нахватывать непроверенных знаний из книжек и газет [к вопросу о «современности» «информационного общества»!], а славянские книги считал уже какой-то тарабарщиной. Так постепенно из-под ног его ускользала почва церковности, ему чужда становилась церковная атмосфера жизни, он с детских лет обмирщался, оземлянился в душе…

Теперь кричат уже о замене церковнославянского языка русским даже в богослужении. Сохрани нас Бог от такого кощунства! Надо кричать наоборот – о том, чтобы учить детей по-славянски, начиная с Букваря. Не говорю уже о том, что язык материнский – матери-Церкви – должен быть им таким же родным, как и язык русский, потому что этот – формальная основа их религиозного и нравственного воспитания… Говорить ли о том, что этот язык-сокровище является для всех славян как бы международным языком, междуславянским?.. Наше русское несчастье в том, что верхние слои народа уклонились с родного, историей намеченного пути, пошли в хвосте западных народов, подменили себе духовный идеал идеалом земного благополучия… Вот почему известные “враги рода человеческого” – масоны, чтобы обезличить христиан, заранее заботятся об этой легкости обучения. “Система обуздания мысли уже в действии, – говорят они в своих “Протоколах”, – в так называемой системе наглядного обучения, имеющей превратить гоев в несмыслящих, послушных животных, ожидающих наглядности, чтобы сообразить ее». Как видим, то, с чем педагогика столкнулась ныне, Церкви уже было видно насквозь давным-давно, а марксистская большевизация русского образования началась еще прежде самих большевиков с их марксизмом-ленинизмом! Как известно, и самих «Сионских протоколов» многие влиятельные лица в Церкви всячески чураются – вместо того, чтобы доносить их до своих чад, ученых и чиновников как мощное средство профилактики и раскрытия глаз на сущность нынешних процессов!

Паче прочего миссия животворного проникновения Церкви в систему государственного образования включает в себя сугубую, тяжелейшую, но священную цель, содержание которой раскрыто нами в предыдущем масштабном аналитическом цикле, – впрягание в становление и исправление школьного и университетского исторического образования. Особенно школьного – ибо именно школьники более всего усваивают сверхчувственные духовные понятия через наглядные образы истории, которые далее ложатся в основу их как национального, так и духовного самосознания. О том, в каком искаженном, литвинско-русофобском, прокатолическо-антиправославном виде зачастую представляют молодым белорусам отечественную историю нынешние учебники по истории (вплоть до признания коллаборантов Отечественных воин «белорусскими героями», подбираясь постепенно и к Великой Отечественной) прямо на их примере показывает нам православный ученый, историк-западноруссист А.Д.Гронский. Ну а про нацеленную на студентов «квазиисторическую» «Историю белорусской государственности» вполне достаточно сказал профессор Л.Е.Криштапович.

Как верно отмечает профессор, «трудный путь формирования белорусской субъектности в рамках общерусской истории и Русского мира, понимания того, что белорусская история – это история общерусского народного самосознания и необходимо излагать в истории белорусского народа». Ее углубленное постижение раскрывает перед нами и должно раскрыть перед молодыми белорусами (вслед за великим отечественным философом Н.О.Лосским), что за борьбой за принадлежность Русскому миру, за свою русскость и в ней белорусскость стояла и стоит по сей день борьба за сохранение и укрепление в народе православной веры и христианской духовности в целом как ядра и сути самой самотождественности (идентичности) белорусского народа. И постижение это и может, и обязана обеспечить одна только сама Православная Церковь, имеющая для этого и немало православных историков-ученых и педагогов. Просветом в этом просветительском делании могут послужить мероприятия, подобные «прошедшему в Духовно-просветительском центре Георгиевского храма Бобруйска заседания учителей истории учебных учреждений города» по «теме методического объединения: “Потенциал Православия на уроках истории”», которая «обсуждалась на методических объединениях педагогов школ города в течение всего года».

Слава Богу, что и в Институте истории Национальной академии наук Беларуси далеко не царит безраздельно дух русофобии, литвинства и криптополонизма, хотя его там и пытаются культивировать ряд сотрудников (в том числе такие, как один из основателей БНФ В.Голубев и иные). Поскольку истинное прочтение истории Белой Руси и белорусского народа возможно только в качестве истории особенной части Руси как таковой и русского народа в целом, то совершенно логично, что и учебники по истории Белоруссии лучше всего создавать во взаимодействии с выдающимися российскими учеными-патриотами, одновременно участвуя и в совместных доработках самих российских учебниках по отечественной истории с внесением туда западнорусских разделов (одновременно заграждая уста критиков «одностороннего навязывания Москвой Беларуси своей идеологии»). И отрадно, что именно сейчас, в самое критическое время «белорусские и российские ученые приступают к созданию пособия для учителей истории. Об этом заявил директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент Вячеслав Данилович…: “Ключевое внимание в пособии для учителей Беларуси и России будет уделено теме Второй мировой войны и Великой Отечественной. Будем привлекать экспертов двух стран, в том числе методистов, чтобы это было понятно и доступно всем. Сейчас проект находится в стадии проработки, обсуждаются источники финансирования… Кроме того, российская сторона заинтересована в подготовке еще одного пособия для учителей Беларуси и России по новейшей истории двух стран. Это мы будем делать в формате отдельного проекта с Институтом всеобщей истории РАН».

Конечно, общий подход к истории последнего столетия (от 1918 года) историков двух стран и освещения его в учебниках – самая простая, по понятным причинам, задача (хоть уже, и сама по себе, немалая). Однако выработка (а точнее прояснение) единого взгляда и на всю предшествующую историю (особенно эпох послебатыйского разделения, а также Российской Империи) с отражением ее в учебниках является не менее важной задачей для всех русско-белорусских патриотов – и даже более важной, ибо касается христианских эпох. Тем более что без прояснения их правильно понять и новейшую историю, включая Великую Отечественную войну, невозможно. И, в первую очередь, – важнейшей задачей для самой Церкви, которая знает и корень, и сущность, и смысл самой единой русской истории или истории Руси как единого целого (и Белой Руси как ее части). История Руси – это история Святой Руси (Руси Христианской), ее утверждения или отступления от нее, тождественного отпадению от самой русскости и влекущая за собой распад единой Руси. И Церковь в Белоруссии призвана именно сражаться – в лице как отдельных своих верующих (прежде всего, ученых и педагогов), так и церковных органов, – за то, чтобы прочтение истории Белой Руси представало именно в истинном свете Святой Руси (и, прежде всего, в свете жизни белорусских святых) и шаг за шагом проводилось в школьные учебники и университетские пособия по отечественной истории. Это означает одновременно и возвращение к изучению истории Белой Руси в неразрывном единстве со всей Русью, а не с Литвой и Польшей (как это принято в нынешней государственной системе образования): преподобный Сергий Радонежский и благоверный князь Дмитрий Донской, а не Ягайло-Станислав и Сигизмунды, благоверные А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков, князь И.В.Паскевич и П.А.Столыпин, а не Костюшко, Мицкевич, Калиновский, Радзивиллы, – являются для белорусов своими, родными.

Однако тема учебников по истории, вовлечение Церкви в их разработку и доработку, использование для этого сближения российского и белорусского научных сообществ и способствование этому сближению – подводит нас к особой теме призвания Церкви в жизни белорусского государства и синергийного сотрудничества с его руководством, выходящей далеко за пределы системы образования.

Пантелеимон Филиппович

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Пантелеимон Филиппович:
Преамбула надежды
Обсуждение изменений в российскую Конституцию
13.02.2020
Призвание Церкви в государстве Белой Руси
Часть 8. Казачество, Крестные ходы, искусство, демографическое чудо через возрождение семейных добродетелей
01.02.2020
Призвание Церкви в государстве Белой Руси
Часть 7. Храмостроительство
29.01.2020
Призвание Церкви в государстве Белой Руси
Часть 6. Святорусское историческое просвещение учащейся молодежи и всего народа
26.01.2020
Призвание Церкви в государстве Белой Руси
Часть 5. Новые редуты в образовании
24.01.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Чем больше возрастает в мире зло
Новый комментарий от Сергей Абачиев
24.03.2019
Как молиться Богу разумно
Новый комментарий от Егоров
24.03.2019
Вирус-убийца, мировой фашизм и держава Российская
Новый комментарий от Егоров
24.03.2019
Каждый человек поэт…
Новый комментарий от Пётр
24.03.2019
Государь
Новый комментарий от Zakatov
24.03.2019