Источник: Столетие.Ru
Сказано кем-то горько и точно: «На Украине русскоязычным пока разрешили видеть сны на родном языке и говорить на улице, если не очень громко». Верховная рада, по сути, окончательно ликвидировала все русские школы на Украине. В начальной — детей, наряду с украинским, еще будут обучать и на «языке меньшинства», но уже с 5-го класса обучение детей на 80% станет только на украинском.
16 января украинский парламент принял во втором чтении и в целом законопроект о среднем образовании — № 0901. Его приняли после так называемого закона о тотальной украинизации, который ранее был раскритикован Венецианской комиссией. Проект поддержали 327 депутатов, против — три, воздержались — 54, не голосовали — 16.
Все депутаты от зеленской фракции «Слуга народа» проголосовали за законопроект, за исключением отсутствовавших. Поддержала документ и «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Даже среди «защитников русскоязычного населения», фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» проголосовали «за» всего двое нардепов: Макаренко и Лукашев; остальные или воздержались или не голосовали вовсе.
В документе говорится, что учиться на русском языке можно будет только в детсадах и начальных классах. Дальше, во время получения среднего образования, нацменьшинства имеют право изучать свои языки только как предмет, то есть этой нормой у них отобрано право на получение общего среднего образования на родном языке. То есть практически все русскоговорящее население страны отныне отнесено к «нацменьшинствам».
По своей сути, этот закон призван полностью ликвидировать образование на русском языке.
Эксперты отмечают, что в новом законе предусмотрены три модели изучения украинского языка в школах.
Первая — для «коренных народов Украины», которые не имеют государства и лишены возможности жить в своей языковой среде. Имеются в виду крымские татары. Они смогут учиться на родном языке с 1 по 11 (12) класс, наряду с изучением украинского языка.
Вторая модель — для школ с обучением на языке нацменьшинств, которые относятся к языкам Евросоюза. В ЕС 23 официальных языка, среди которых болгарский, греческий, польский, венгерский, румынский, словацкий и другие. Русского в этом списке ЕС нет.
Главные языковые принципы в этой модели обучения такие: на материнском языке, наряду с изучением государственного, можно будет учиться в начальный школе; с 5 класса не менее 20% годового объема учебного времени должно преподаваться на украинском языке с постепенным увеличением, чтобы в 9-м классе не менее 40% предметов преподавались на государственном языке; в старшей школе не менее 60% годового объема учебного времени должно читаться на украинском.
Третья, самая жесткая модель, предусмотрена в законе для остальных национальных меньшинств, в том числе и для русских (и русскоговорящих). Преподавать на русском можно будет в начальной школе, наряду с изучением украинского, а с 5 класса, как уже сказано, не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке. То есть практически все предметы.
В случае дошкольного и начального образования нацменьшинства и представители коренных народов смогут учиться на родном языке в отдельных классах, которые должны сформировать в школах.
При этом, как комментирует аналитик Виктория Венк, в законопроект внесена норма о том, что частные учебные заведения среднего образования могут свободно выбирать язык образовательного процесса. Таким образом, теоретически там могут учиться и на русском языке. Казалось бы, свобода. Однако фактически русскоязычному населению, которое желает обучать детей на родном языке, это послабление толком ничего не дает: частные школы не по карману большинству граждан Украины, а в небольших городах их вообще нет.
В отчете Минобразования, который был обнародован буквально перед принятием этого законопроекта, говорится, что в 2019/20 году на украинском языке обучаются более 3,7 млн украинских школьников по всей стране, а это уже 92,16%. И это количество ежегодно растет. Еще год назад на украинском обучалось почти на 40 тыс. школьников меньше.
На русском языке в текущем учебном году на Украине обучаются 281 тыс. детей — почти 7%. На венгерском — 17 тыс., на румынском — чуть более 16 тыс., на молдавском — 2,5 тыс., на польском — 1700 детей, на английском — 243 ребенка, на словацком — 147, на болгарском — 58, и на крымско-татарском — 53 ребенка по всей стране.
Но при этом новая власть делает реверанс в сторону стран Евросоюза, позволяя школьникам обучаться на языках, считающихся официальными языками ЕС, — 60-80% от общего количества уроков.
В то время как 281 тыс. детей, получающих образование на русском языке, будут ограничены квотой всего в 20% преподавания дисциплин.
Помимо частных школ, это единственное (откровенно издевательское) «послабление», которое сделано для русскоязычного образования в новом законе (ранее предполагалось, что преподавание на русском языке из школ вообще исчезнет с 1 сентября).
Специалисты посчитали, что при пятидневке с шестью уроками ежедневно, 20% обучения на русском языке будет фактически означать всего лишь шесть уроков в неделю. По сути, речь может идти лишь о преподавании русского языка и литературы (и то в урезанном виде), а не об обучении на русском языке другим предметам.
Важно напомнить, что примерно месяц назад Венецианская комиссия опубликовала выводы по закону о тотальной украинизации. Однако все его рекомендации уместны и к закону о среднем образовании, который лишь дополняет нормы двух рамочных украинских законов — об образовании и государственном языке.
Закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» был принят в последний месяц правления Порошенко и вступил в силу в июле 2019 г. Этот закон уже почти полностью вытеснил русский язык из сферы образования.
Эксперты Венецианской комиссии обнародовали девять рекомендаций для Украины относительно языковой политики: 1. Комиссия сообщила об особом месте русского языка на Украине; 2. Комиссия назвала действующий документ несбалансированным без закона, утверждающего языковые права нацменьшинств. А новый закон эксперты посоветовали принимать с участием представителей этих самых нацменьшинств; 3. Комиссия призвала не делать разницы между языковыми правами меньшинств, имеющих корни в Евросоюзе и остальными, то есть русскими. И продлить для них срок адаптационного периода при переходе на украиноязычное обучение. Сейчас «евроменьшинства» будут учиться на родном языке до 2023 года, а русские — до 2020-го; 4. Эксперты посоветовали убрать или снизить до минимума языковые санкции — штрафы, которые налагает «мовный» омбудсмен, или не применять эту норму, пока не заработает закон о защите прав меньшинств; 5. Квоты на радио и ТВ должны быть пропорциональными; 6. Разрешить частным лицам общаться в сфере услуг на том языке, на котором им удобно. То есть отменить нормы об обязательном использовании украинского языка в магазинах, ресторанах, спортклубах и т. д.; 7. Комиссия задала вопрос, почему закон не делает языковых исключений для экстремальных случаев — при обращении в полицию, к врачу и т.д.; 8. Предлагалось убрать норму о допечатывании украиноязычного тиража газет и журналов, что может убить их рентабельность; 9. Комиссия рекомендовала отменить правило перевода топонимов на украинский язык.
Также Венецианская комиссия пришла к выводу, что русский язык на Украине подлежит защите как один из региональных языков или языков меньшинств.
Кстати, в законе о ратификации Языковой хартии Украина указала, что будет применять эту Хартию к следующим языкам: белорусский, болгарский, гагаузский, греческий, еврейский, крымскотатарский, молдавский, немецкий, польский, русский, румынский, словацкий и венгерский.
В своих выкладках в защиту русского и других языков Венецианская комиссия также отмечала, что Украина — многонациональное государство. А данные переписи населения Украины 2001 года свидетельствуют о том, что этнические украинцы составляли 77,8% населения, а второй по численности этнической группой были русские — 17,3%.
Кроме того, значительное число этнических украинцев и лиц, принадлежащих к нерусским меньшинствам, владеют русским языком и даже считают его родным. По данным той же переписи 2001 года, на которую ссылается Венецианская комиссия, 67,5% населения Украины объявили украинский своим родным языком, а 29,6% считают родным русский.
Аналитик задается вопросом: что же в итоге из этих рекомендаций нашло свое отражение в новом законе о среднем образовании № 0901?
Только языковая свобода в частных школах.
Украинские депутаты проигнорировали рекомендацию Венецианской комиссии не делать разницы между языковыми правами меньшинств, имеющих корни в Евросоюзе и остальными, что эксперты сочли дискриминацией.
Также депутаты решили не продлевать срок адаптационного периода при переходе на украиноязычное обучение.
Известный в домайданном прошлом общественный деятель харьковчанка Любовь Чуб приводит в «Фейсбуке» показательный диалог.
«Позвонила знакомая учительница.
— Ты случайно не знаешь, что теперь с нами, русскоязычными педагогами, будет? С теми, кто отлично владеет предметом, но не знает украинского языка?
— Догадываюсь. Вас просто уволят. Сказала же министр образования, что вас много развелось в стране.
— Но в нашей школе украинским владеют только преподаватели языка. Они что, и физику и химию станут "выкладать"?
— Названные тобой предметы — пережиток совка. В современной европейской Украине им не место!
— Но у нас и математики с программистами — русскоязычные.
— Не волнуйся так, что-то придумают. Например, закроют школу. Надо же с вами как-то бороться. Опять же экономия электроэнергии и тепла.
— А дети?!! Они-то в чем виноваты?!! Им что делать?!!
— Это никого не волнует! Головнэ — мова!
— Пи-пи-пи-пи-пи, — минуты три непедагогично высказывалась учительница, а потом горько спросила:
— За что они нас так ненавидят?».
Л. Чуб заключает: «Ретранслирую вопрос вам, "слугам народа" и оппозиции, голосовавшим "за" и не дотронувшимся до пульта, сделавшим вид, что не понимают, что происходит и тем, кому действительно все "пофиг", воздержавшимся и отсутствовавшим в зале. Кто ответит?».
Меж тем глава МИД РФ Сергей Лавров напомнил о важном пункте Минских соглашений. Он отметил, что саммит «нормандской четверки» в Париже подтвердил право самопровозглашенных республик Донбасса на «языковое самоопределение».
«Одним из ключевых элементов Минских договоренностей, безальтернативность которых подтвердил "нормандский" саммит 9 декабря 2019 в Париже, является право этого региона на языковое самоопределение», — подчеркнул Лавров, при этом указав, что решение конфликта на востоке Украины зависит и от языкового вопроса.
Он напомнил, что развязыванию войны в Донбассе во многом способствовала именно попытка отмены в феврале 2014 г. закона Колесниченко-Кивалова, которую предприняли захватившие власть после свержения президента Януковича. Напомним, закон гарантировал использование на Украине «региональных языков», то есть языков, которые, согласно данным переписи населения, считают родными более 10 % населения соответствующего региона. В пределах такого региона региональный язык мог использоваться в законодательно установленных сферах наравне с государственным украинским языком.
Одобренный же депутатами Верховной рады нынешний закон о полном среднем образовании, переводящий 80% школьных предметов на украинский язык, нацелен на искусственное снижение интеллекта молодого поколения жителей «незалежной» — такое мнение высказал журналист, историк и постоянный эксперт «Изборского клуба» Александр Дмитриевский.
«Ничем иным, как тотальным насаждением глупости такое решение назвать нельзя. Невозможность учиться на родном языке означает автоматическое снижение уровня усвоения материала: вместо осмысления надо тратить время и усилия на синхронный перевод услышанного и прочитанного.
Как показывает практика, это иногда бывает непросто даже для студента: что уж говорить про школьника! Впрочем, для будущих сборщиков клубники на плантациях польских панов, уборщиц немецких туалетов, а также для террористов из необандеровских бандформирований даже такого качества знаний будет более чем предостаточно», — сказал он.
Отдельного внимания, по мнению эксперта, заслуживает норма, предусматривающая перевод учителей пенсионного возраста на одногодичные трудовые контракты, что окончательно добьет украинскую образовательную систему.
«Что же касается возможности учителям пенсионного возраста работать только при заключении с ними контракта сроком не более года — это означает самую банальную смерть школы. Ибо все держится на ветеранах: молодежь работать в школы идет неохотно и по остаточному принципу.
Да и качество знаний у молодых учителей серьезно уступает таковому у их старших коллег. Однако такой шаг, по сути, расчистит плацдарм для активного оболванивания молодежи необандеровской идеологией: со сцены будут убраны последние остатки поколения, имеющего хоть какую-то прививку от нацизма», — пояснил Дмитриевский.
При этом он отметил, что тотальное голосование депутатов Верховной рады за данный закон свидетельствует о том, что адекватных политиков в украинском парламенте нет, и быть не может по определению.
«Хватит верить в сказки про "пророссийских" Медведчука и "Оппозиционную платформу": в стране, где доминирует необандеровская парадигма, не может быть политических сил, выходящих за ее рамки», — резюмировал эксперт.
Киевский публицист Дмитрий Скворцов также жестко отреагировал на решение рады: «Данный закон — гвоздь в крышку гроба того, что руководители Российской Федерации любят называть "Русским миром". Гвоздь этот еще не вколочен. Гроб можно будет накрыть крышкой, когда во взрослую жизнь войдут первые детища этого закона — поколение тех, кто не только не будет считать себя никоим образом русскими, но будет тотально АНТИрусским. Так что, если РФ в ближайшие годы не проявит никакой инициативы по защите Русского мира, то он будет изгнан с той исконно русской территории, откуда есть пошла Земля Русская, и где вообще впервые — еще в XI в. — прозвучало словосочетание "Русский мир".
Без Малой Руси — сердца России — последняя в полном смысле не возродится. Она так и останется "Эрэфией" — пусть самой могущественной, но — лишь частью исторической России. Даже смысл понятия Великороссия исчезнет.
Ну и, конечно, РФ получит под брюхом постоянного врага: государство — патологического русофоба, нейтрализация активности которого будет требовать постоянных ресурсов. Если оно, конечно, само от собственной жабы не лопнет».
На вопрос интервьюера, возможны ли протесты, эксперт ответил, что если говорить о русских и русофилах, то они внутренне, конечно, негодуют. Но что могут эти 20-30% населения, если их предают даже те силы, за которые они голосовали! А кроме выборов, других способов выражения своего протеста у них нет. Фашистские «активисты» вооружены и безнаказанны, тогда как «ватники» — потенциальный фонд для «обмена удерживаемыми лицами».
Он также пояснил, почему при обсуждении закона об образовании в парламенте никто ни из оппозиции, ни из внутренних фрондеров фракции «Слуга народа» не выступил против.
Все они, прежде всего, — украинские политики. И уже во вторую очередь — «выразители чаяний» собственных избирателей. Все они работают в парадигме украинства, а потому по определению не могут голосовать за «продолжение русификации» якобы «исконно украинской» Украины.
Иначе они в глубинном украинском государстве потеряют статус именно украинских политиков и неизбежно скатятся в маргинез. А чтобы честно и убедительно отвечать, следует сначала признать, что русские на современной Украине — не пришельцы и не «русифицированный элемент», а самый крупный коренной этнос. Но на это — ни у медведчуков, ни у новинских, не говоря уже о рабиновичах, мужества нет…
Источник: Столетие.Ru