Так много всего сказано о великой загадочной
русской душе. Тема изрядно проговорена – для одних это реальная потребность национального и родового самосознания, для других – повод для сарказма, для третьих – для сдержанной иронии, которая зиждется, в общем-то, на вполне здоровом пессимизме, основанном на собственной и привнесенной аналитике. Ее же, увы, щедро дарят условно независимые СМИ.
Почему эта тема и все что связано с Русской духовностью, Русским миром и способом воспринимать его так близка нам, украинским эмигрантам?
Русская Весна и последующая гражданская война в Украине, особенно затронувшая большую Новороссию от Харькова до Одессы и, в первую очередь, ее сердце – Донбасс, дала новую волну политэмиграции в Россию, может не столь значительную в количественном плане, сколь подготовленную, заточенную идейно, что привело к всплеску патриотических настроений в России-матушке.
В ним совершено естественно подтянулись идейные политэмигранты Украины, в основном, из Новороссии и Киева. К ним я имею честь отнести и себя.
Возглавляя в Николаеве отделение партии «Русское Единство», и будучи участником, а порой и основателем, целого ряда русских организаций, в т.ч., общественного движения «Русское Причерноморье», я не мог не принять с первого же дня, 23 февраля 2014 года, самое активное участи в Русской Весне в Николаеве. Вполне закономерно, что в постмайданной Украине, я вынужден был, летом 2015 года, покинуть родной город, прожил около года в Севастополе, а в 2016 примкнул к политэмигрантской среде Москвы, особенно сблизившись с Харьковской общественной организацией «Русь Триединая».
Итак, возвращаясь, к началу статьи, к загадочной русской душе, черты которой я с радостью наблюдал и наблюдаю вокруг, и, порой, присматриваясь к себе. Для меня одной из наиболее точных ее характеристик может быть цитата Николая Бердяева «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строениирусской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность ..., устремлённость в бесконечность, широта.»
Есть еще одно интересное наблюдение. Будучи православным и воцерковляясь, я столкнулся с тем, что многие авторы и подвижники, произведшие на меня неизгладимое впечатление, относились к Зарубежной церкви. Это и тезка, митрополит Антоний Сурожский, с неоднократно перечитываемой мной книгой «Человек перед Богом» и другими многочисленными трудами и проповедями. И иеромонах Серафим Роуз со своим удивительным подвижничеством и трудами «Душа после смерти» и «Православие и религия будущего», говорящего «Главное жить духовной жизнью а не рассуждать о ней». И наконец архиепископ Аверкий Таушев, «Четвероевагнелие» которого и по сей день один из лучших учебников для семинаристов в России и на Украине. Да и многие другие.
Хочется спросить, а неужели нет внутри Русского православия столь достойных подвижников? – Конечно есть! Однако, находящиеся вовне в преимущественно не православной среде всегда более заметны. Они важны для Вселенской Церкви, как яркие духовитые братья несущие «Слово Божие» в давно потерявший Бога, «постхристианский» западный мир.
То же самое и с Русским миром, как и с Православием, которое является его духовной сутью. Русские и русофилы за границами России горят ярче, в чем то отчаянней и жертвенней, и, главное, видимей для внешнего мира, чем патриоты внутри страны. Но так как Русский мир границ не имеет и русские – самый разделенный народ в мире, то как же важен каждый из этих зарубежных русских и русофилов для матушки России. ...Но я забегаю немного вперед, что не умаляет важности сказанного.
Начать понимать последнее мне помогло близкое знакомство с болгаркой по отцу и украинкой (с русской душой) по маме, Дианой Алексиевой, координатором Бессмертного Полка города Варны и членом правления организации «Россия-21 век», по сути дела, местной структуры ФСС, входящей в КСОРС.
Можно много говорить о настоящей и искренней любви подавляющего числа жителей Болгарии к России и их крепкой памяти 2-х освобождений Болгарии. – от турецкого ига при Царе Освободителе Александре II и во время Второй Мировой войны, память о которых болгары свято хранят. Но наш рассказ о другом.
Осенью 2019 года я был в числе приглашенных на Круг Румынского казачества в город Констанцу, куда мы и отправились с Дианой Алексиевой, мэром города Казашко Герганой Петковой и Сергеем Волковым, полковником, уполномоченным Союза казаков России. Круг был посвящен шестилетию основания Общества казаков Румынии (ОКР).
Не владея информацией, по поводу русского казачества в Румынии(!), я обратился к первоисточникам. Сайт ОКР рассказывает о Русско-Турецкой войне на балканском фронте и ведет повествование от 1828 года. О Дунайской Сечи и Дунайском казачестве под руководством Атамана Остапа Хладкого, который, обманув Турецкого султана, перешел с 800 бойцами к русским и просил о помиловании у императора Николая I, на что тот ответил: «Бог прощает вас, Родина мать прощает вас, и я прощаю вас».После этого казаки образовали отдельный Запорожский корпус (значит это были запорожцы?) и зная Дунайские земли, помогли русским войскам форсировать Дунай и взяли несколько крепостей и городов.
Отступая от повествования, скажу, что, благодаря доброй воле Атамана Владимира Боднарчука в мои руки попали несколько архивных документов, а также копии страниц Биографического словаря, где рассказывается о судьбе Осипа Михайловича Гладкого. Здесь выставлю докладную записку о том, что запорожцы под командованием Атамана Осипа Гладкого вернулись в подданство Русского царя и привезли с собой множество грамот и благодарственных писем от турецкого султана, о чем был составлен реестр. Автор письма хвалит Атамана Осипа Гладкого за храбрость и отвагу. Что касается страниц словаря то, чтобы не пересказывать отмечу лишь, что Осип Гладкий попал на Дунайскую сечь около 40 лет от роду, быстро дослужился до атамана, а затем кошевого атамана в Добрудже. Когда началась Русско-Турецкая война в 1828 году сразу начал уговаривать запорожцев вернуться в подданство Русского царя, что ему и удалось сделать. А за активную помощь в форсировании Дуная и взятие крепости Исакчи, Браила, завоевание Силистрии его войско смогло переселиться в Россию на Азов, а он был обласкан Государем, получив множество наград, чин генерал-майора, Атамана Азовского казачьего войска, дворянский титул и даже собственный родовой
герб. На гербе – Георгиевский крест и лодка с поднятым флагом и российским гербом, а в нижней его части на красном поле луна с крестом и двумя бунчуками по краям. Дети его были взяты на обучение и Государеву службу. Однако в Добрудже
отношение к кошевому атаману сложилось неоднозначное. Многие не простили ему, что когда Осип Гладкий перешел к русским войскам турецкий султан сжег сечь и многих из оставшихся убил.
В Браиле в 1834 году, был поставлен, по приказу генерала Павла Киселева, величественный памятник на месте, где ядро упало рядом с императором Николаем I. - «четырехконечный высокий камень, на вершине которого находится крест из латуни, четыре бронзовых орла с черно-зелеными головами, четыре венка, четыре пушки, расположенные в четырех углах памятника». К сожалению, памятник недожил до наших дней и был разрушен турками, во времена оккупации Тройственным союзом, в период 1916-1918 гг. Русские казаки Румынии мечтают восстановить этот памятник, считая его своей святыней.
Также на сайте сказано, что «ОБЩЕСТВО КАЗАКОВ РУМЫНИИ» (ОКР) действует на всех территориях Румынии и является прямым наследником обычаев и традиций Русских казаков. Из наиболее почитаемых икон указаны «Покров Пресвятой Богородицы», «Архангел Михаил» и «Равноапостольный князь Владимир».
Вооружившись этими знаниями в замечательной компании, указанной выше, мы пересекли границу Болгарии и Румынии и приехали в город Констанца. Для меня, николаевца и почти одессита, портовые и судостроительные Варна и Констанца близки и по черноморскому климату и по предназначению и не испытывая чувства дискомфорта мы с интересом осматривались, особенно я, который был здесь впервые.
Конечно же, посещение Констанцы мы начали с храма. Храм – новодел. Тем не менее, он дал возможность составить некоторое представление о Румынской православной церкви. Храм с тремя куполами (символизирует Святую Троицу). Над ними, и над входом четырехконечные кресты, где верхний и боковые его лучи практически одинаковы. Над входом полукруглая икона и надпись, какому святому посвящен храм. Войдя в него, чувствуешь знакомую атмосферу, здесь искренне молятся и каются. Надписи под иконами сделаны латиницей, однако до ХIX века здесь была кириллица. Много мозаичных икон. Внутри храма нет подсвечников. Записку о здравии с восьмиконечным крестом у меня не приняли. Пришлось переписать без него. Свечи можно ставить в отдельном помещении рядом с храмом. Для этого есть специальные металлические ящики, наполненные водой. Румыния православная страна и в ней 87% населения называют себя православными.
Потом перед заездом в гостиницу «Ibis», которая практически стоит на берегу моря мы погуляли по умиротворяющей набережной и покормили лебедей. Этим действом я наслаждался и в Варне.
В гостинице русского не понимали и пригодился мой школьный английский, натренированный во время загранпутешествий в 90-х. Немного отдохнув, мы направились на Казачий круг, где нас ждал замечательный русский прием.
Встреча началась с выступления женского хора липован в традиционных русских одеяниях и кокошниках. Они пели русские песни практически без акцента, пели здорово и душевно!
Затем Атаман, Владимир Владимирович Боднарчук, рассказал присутствующим немного об истории многослойной общины объединившейся вокруг воссозданного казачества.
Первыми из русских на ныне румынских и молдавских землях появились липоване или филипповцы. Липоване - староверы, ушедшие из России после реформ патриарха Никона, желая сохранить старую веру в конце XVII – начале XVIII века. По одной из версий первое селение липован – Липовень, откуда их название, по другим они при уходе прятались от преследований в липовых рощах, по третьим оно связано с тем, что иконы писали на доске из липы. Живут липоване по старому обряду. Липован только в Румынии живет более 100 тысяч.
Рядом с липованами живут потомки казаков-некрасовцев. Они тоже староверы, но появились в Румынии позже. Некрасовцы, как рассказывает нам Википедия, потомки донских и хоперских козаков, под предводительством Игнатия Некрасова, активно участвовавшие в Булавинском восстании, после его подавления в 1708 году ушли на Кубань, в то время территорию Крымского ханства, и частенько грабили русские земли. После того, как донские казаки атамана Фролова, при поддержке запорожцев, начали выбивать некрасовцев на Кубани, те ушли на Дунай, согласовав это с турецким султаном, где образовали Дунайскую сечь. Некрасовцы имели привилегии от турецкого султана, и даже служили в его личной охране.
У староверов своя Древлеправославная Старообрядческая Церковь в Румынии имеющая 6 епархий. Увы, слово Русская, убрали из названия церкви на Браильском соборе в 2012 году. Кроме внутрирумынских епархий есть и иностранные. Одна из них, Белокриницкая, в России, другая, Буковино-Молдавская, в Молдавии, третья объединяет приходы в США, Канаде и Австралии.
И все же, русский дух силен в староверах и Россию они любят. Этим можно объяснить две волны возвращения в Россию липован и некрасовцев в начале XX века, перед революцией, и в 1960-х годах по призыву Сталина.
После 1775 года, когда императрица Екатерина II расформировала Запорожскую сечь, в те же места, на Дунай пришла часть Запорожских казаков, не желавших идти в реестр. Они начали биться с некрасовцами и крови было пролито не мало. Примирять их пришлось турецкому султану. Однако запорожцы как победители заняли лучшие земли в дельте Дуная, в том числе и Дунайскую сечь. Некрасовцы ушли дальше.
Собственно эти запорожцы из Дунайской сечи и помогли русским войскам во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг, о чем рассказывается на сайте ОКР.
Ну и последняя четвертый слой русской эмиграции это - Белая эмиграция. Их потомки поселились бок о бок с запорожцами. А также, фрагментарно, в ряде городов, в т.ч. в Констанце.
И потомки запорожцев и белоэмигрантов ассимилированы больше староверов и, в большинстве своем, они прихожане Румынской Православной Церкви.
ОКР была организована потомками запорожских казаков и белоэмигрантов, однако есть среди них и потомки некрасовцев. Им давно уже нечего делить. Липоване дружат с казаками из-за общих корней, русского языка и культуры.
Казачий круг удался на славу. Вручены были, как водится казачьи награды и подарки. Было много русских песен, рассказов, танцев. Не обошлось и без удалой фланкировки, которую показал Семен Ильич Асоньов, потомок некрасовцев, шустрый, живой энергичный. Он же преподнес Атаману великолепный казачий торт. Семен – кондитер.
Благословил казачий круг священник румын отец Анжелиан, тоже не без русской крови, но русского, увы, уже не знающий. Очень понравился своеобразный распев его молитв. Батюшка был в епитрахили, но подпоясанный красным кушаком, как ксендз. Наверное, такая традиция.
Выступления всех гостей были очень теплыми и душевными. Сергей Волков передал поздравления и грамоту от казаков России, Гергана Петкова поздравила от казаков-некрасовцев Болгарии и зачитала им поздравительный адрес, Диана Алексиева рассказала про Бессмертный полк Варны, координатором которого она является, на который приходят каждый год более 1000 человек, передала добрые пожелания от русофилов Болгарии и надежду на продолжение сотрудничества. Я в своем выступлении поблагодарил ОКР за сохранение русской культуры и традиционных православных ценностей в мире, теряющем корни, историю, память.
Я почувствовал в Атамане родственную душу и мы много пели. Расходились запоздно. Было радостно и по-русски!
На следующий день мы обедали у Атамана и было еще много теплых слов и русских песен. Души раскрывались и праздник дарил единство и радость.
На обратном пути я много думал о том, как важно поддерживать русских за рубежом, не на словах, а на деле! Восстанавливать памятники, хранить традиции и праздники, усиливать культурные встречи и обмены. Хотелось бы, чтобы меня услышали МИДы, консульства, система КСОРС. Это ведь пойдет на пользу России. Это ведь наши, русские люди! И сколько они еще могут сделать для большой и далекой, нашей общей Родины!
Еще хочется сказать, что для России, в условиях, когда преобладающее число властных структур государств мира, зависимы от наших явных недругов, или ими являются, народная поддержка везде, где возможно, по всему миру, нам крайне нужна и важна. А для этого, конечно же, стоит усиливать всестороннюю работу с поиском новых форм и методов с соотечественниками за рубежом, братьями-славянами, русофилами и их всевозможными организациями, православными, не уклонившимися к ереси Фанара. Каждое направление заслуживает тщательной изучения, проработки и системного планирования. И это неминуемо даст свои, полезные для России, плоды!
P.S. Я получил от Cемена Ильича Асоньова приглашение посетить его на Светлый Праздник Пасхи Христовой, познакомиться с жизнью староверов липован и потомков некрасовцев. Это невероятно интересно и если все сложится, то я обязательно поеду и напишу об этом!
Антон Половенко
ОД «Русское Причерноморье»