Модест Мусоргский: возвращаясь к корням

Александр Сергеевич Пушкин 
0
469
Время на чтение 6 минут

21 марта исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Его можно назвать одним из тех творцов, кто аккумулирует и сохраняет в своих сочинениях «русский ген». 
Его музыкальный язык опережал время и был недопонят современниками. Его краски мрачны, тяжелы, но полны надежды и доверия к народу - несмотря на страшные страницы истории. Сегодня наследие композитора не только не устаревает, но, напротив, приобретает всё новую и новую актуальность.

Модест Мусоргский был самым «неформальным» из участников Могучей кучки. Этот музыкальный кружок, собранный Милием Балакиревым, стал настоящей лабораторией, в которой русская музыка, да и вся русская земля обрела такие разные потрясающие зеркала и голоса в лице гениальных композиторов. В компании замечательных, разнопланово одарённых творцов - Римского-Корсакова, Бородина, Кюи, Балакирева и музыкального критика Стасова - Мусоргский открыл для себя (как он сам признавался) «новый, неведомый» ему до сих пор мир. Знакомство и тесное общение с единомышленниками дало толчок и подсказало пути развития таланту композитора. 
В хоровых сценах своих опер, которые Мусоргский жанрово определяет как «народные драмы», он предоставляет слово народу. 
Ярче всего это было проявлено композитором в «Борисе Годунове», самой популярной в мире русской опере. Наряду с глубоким анализом внутреннего мира человеческой личности композитор стремился постигнуть и воплотить коллективную психологию народных масс. «...В человеческих массах, - писал он, - как в отдельном человеке, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем не тронутые...». Или вот ещё: «...Не познакомиться с народом, а побрататься жаждется. Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь...»

Вторую «народную драму» - «Хованщину» - композитор не успел дописать. После смерти автора Римский-Корсаков оркестровал и сократил её, меняя на свой вкус гармонию и голосоведение. Он признавался: «Знаете, я лично это произведение одновременно и боготворю, и ненавижу... Боготворю за оригинальность, силу, смелость, самобытность и красоту, а ненавижу за недоделанность, гармоническую шероховатость, а местами - полную музыкальную несуразность». 
Эта «гармоническая несуразность» стала понятна только через поколение, и в начале ХХ века молодые композиторы впитывали её и вдохновлялись ею. Одним из них стал Д. Шостакович, который впоследствии сделал свою версию оркестровки «Хованщины», уверяя, что Римский-Корсаков ничего не понял в «духе» музыки Мусоргского. А Стравинский (при поддержке Равеля) вообще написал собственную версию заключительного хора самосожжения раскольников. 
Вообще, хоть коллеги и позволяли себе критиковать стиль и дописывать и переписывать партитуры Мусоргского, всё-таки по тому, насколько внимательно и усердно они стремились сохранить его наследие, становится понятно, что все они признавали в Мусоргском гения. Но при жизни композитор страдал от снисходительного отношения товарищей. В этом свете характерна реплика идеолога «Могучей кучки» В. Стасова, высказанная после премьеры первой оперы Мусоргского «Саламбо». В письме Балакиреву он сообщает: «Мне кажется, он совершенный идиот. Я бы вчера его высек, мне кажется, оставить его без опеки, вынуть его вдруг из сферы, куда Вы насильно его затянули, и пустить его на волю, на свою охоту и свои вкусы, он скоро зарос бы травой и дёрном, как все».

Работая над «Хованщиной», Мусоргский задумал и третью народную драму - о Пугачёвском восстании, которая вместе с «Годуновым» и «Хованщиной» составила бы своеобразную трилогию на тему о русском бунте. Либретто композитор собирался писать на основе «Капитанской дочки». Увы, этот замысел так и остался неосуществлённым.
Драмы Мусоргского не похожи ни на красочные сказки Римского-Корсакова, ни на благородный былинный эпос Бородина, ни, уж конечно, на лирическую сердечную Россию Чайковского. Он хотел живописать правду - как он её понимал. Если в произведениях Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова народные темы воплощались зачастую в «окультуренном», благопристойном виде, как лубочные картинки, то Мусоргский стремился отображать народ «без прикрас». Он первым воплотил в музыкальных сочинениях «бессмысленный и беспощадный» русский бунт. Композитор трактовал понятие «народное» отлично от своих современников. Он копал глубже, обращался к архаике, преломляя пласты исконно русской музыкальной культуры - крестьянскую песню, древнерусское церковное пение, колокольный звон. «Колокольность» Мусоргского потом дала свои «ростки» в творчестве великих С. Рахманинова и Г. Свиридова.
И даже в фортепианном цикле «Картинки с выставки», где, казалось бы, само название переносит нас в фантастическую, нереальную плоскость (цикл написан под впечатлением посещения выставки погибшего художника Виктора Гартмана, друга Мусоргского), образы композитора предельно выпуклы и реалистичны. 

«Создать живого человека в живой музыке» - так определял Мусоргский цель своего творчества. 
И герои его произведений зачастую не типичны. Таков образ Юродивого из «Бориса Годунова». Композитор вслед за Пушкиным (автором литературного первоисточника) наделил его даром душевной чистоты и провидения. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит», - высказывает Юродивый царю Борису. Ещё один юродивый появляется в душераздирающей песне «Светик Саввишна»: он признаётся в любви понравившейся девушке, безнадёжно, косноязычно, заикаясь. Композитор сам написал к ней текст. И даже иногда подписывался в письмах «Саввишна», видимо, ассоциируя себя с юродивым, с его неловкостью.

Для Мусоргского необычайно важной была тема обездоленного, одинокого и обманутого «маленького» человека. Созданные им образы - будь то несчастная сиротка, просящая подаяние, или измученный крестьянин, замерзающий в глухом лесу, - органично становятся в ряд с героями Гоголя и Достоевского. Порой они находятся у той грани «добра и зла», где человеческий облик начинает теряться. И впору задуматься, что же в этом случае первично - собственная душевная неразвитость и низость персонажей или обстоятельства, созданные обществом, которые и превратили этих людей в почти нелюдей. Мусоргский однозначно делает выбор в пользу человека и возлагает вину на социум. Он показывает нам людей, достойных сочувствия и прощения. Интересно, что композитор неоднократно использует колыбельную как жанр, выражающий народное горе и печаль. Таковы песни «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын».

Модест Петрович высоко ценил и любил творчество А.С. Даргомыжского, от которого очень многое воспринял и которого называл «великим учителем правды». Именно Даргомыжский среди русских композиторов особенно пристально работал с речевой интонацией и словом, поэтому романсовые и песенные интонации в его сочинениях нередко уступали место речитативу. Мусоргский также широко использовал речитатив и достиг небывалых высот в искусстве имитации живой человеческой речи музыкальными средствами.

М.П. Мусоргский - один из наших пророков, наряду с Достоевским, Толстым и другими мастерами. Он прозорливо высказывался, что развитие цивилизации без сопутствующего или даже опережающего её духовного развития общества должно привести человечество к «воистину адской бездне». Вот его слова из письма А.А. Голенищеву-Кутузову от 18 марта 1875 г.: «Если не произойдёт громкого переворота в складе европейской жизни, буфф вступит в легальную связь с канканом и задушит нас остальных. Способ лёгкой наживы очень родственно уживается со способом лёгкого сочинительства (буфф) и лёгкого разврата (канкан)... Господи, сколько жертв, сколько болей поглощает эта чудовищная акула - цивилизация!» 
Эта цитата как нельзя лучше описывает состояние современного шоу-бизнеса, пожалуй, даже в смягчённой форме. То, что Мусоргский называет словом «буфф» (лёгкие жанры), равняется сегодняшней попсе и свободно доминирует в культурном (если это можно так назвать) пространстве. А «лёгкий разврат», упомянутый композитором, давно уже перестал быть «лёгким». Но мы постепенно привыкаем ко всему, распахивая окно Овертона всё шире и шире, и закрыть его уже не представляется возможным. Композитор ужаснулся бы, насколько далеко мы ушли даже от того, что виделось ему в самых страшных снах.

Как многим творцам, тонко чувствующим несовершенства мира, Мусоргскому были трудны столкновения с реальностью. Неспроста именно болезнь алкоголизма, черты которой отчётливо видны на портрете, сделанном Ильёй Репиным за несколько дней до смерти композитора, стала роковой. Музыковед Б. Асафьев писал: «Скорбной была жизнь этого человека, наделённого потрясающим душу дарованием живописать в звуках стихию человеческого горя, страдания терпеливой покорности пьяного угара и тихой кротости. Ни один звук не вырывался у Мусоргского, не коснувшись сердца. Всю тяжесть горя и скорби, которую он носил в душе своей, он начал рассеивать в вине. Мусоргский - человек с чистой, светлой, наивной душой. Звук для него был той средой, где он мог изливать своё страдание и страдание других».

Модест Петрович скончался 28 марта 1881 г. в больничной палате Николаевского военного госпиталя.

Его сердце, ищущее правды, нашло успокоение. Сегодня уже никто не сомневается в величии музыкальной мысли композитора. И его «чернозёмная сила» продолжает воплощаться в звуках и возвращать нас к корням.

«Я был космополит, а теперь - какое-то перерождение; мне становится близким всё русское...», - писал Мусоргский, впервые увидев Москву. Теперь многие из нас, «космополиты», становятся русскими, когда вслушиваются в музыку нашего гения.

Камертон

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Трегуб
Все статьи Екатерина Трегуб
Александр Сергеевич Пушкин
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26