МХАТ без Дорониной - не МХАТ, признают новые руководители

Закон О культуре в России  Бывший СССР 
0
452
Время на чтение 6 минут

Одна новость в эти дни порадовала: народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Теперь выдающаяся подвижница отечественной культуры - полный кавалер одного из высших орденов России. Редакция «Слова» сердечно поздравляет гениальную актрису и режиссёра, члена Общественного совета нашей газеты, с заслуженной наградой и желает ей крепкого здоровья и дальнейших успехов в её самоотверженном стоянии за русский театр и его славные традиции. Крепости характера Татьяне Васильевне не занимать. Свидетельством тому не только славное тридцатилетнее руководство МХАТ им М. Горького, но и преодоление многочисленных наскоков либеральной тусовки на репертуарную политику, высокоморальные основы и гуманную составляющую её принципов. В Сети - огромное количество восторженных откликов. Характерны слова актёра Дмитрия Корепина: «Как можно не любить и не восхищаться этой Великой женщиной, её талантом и благородством души, силой её характера. Как беспредельно она любит актёрскую профессию, театр и своих актёров, по-доброму называя нас: мои дети...»

Поэтому не случайно театральная общественность переживает острейшую драму в коллективе МХАТ имени М. Горького после шоковой смены знаменитого руководителя. Почти полгода во МХАТе властвует Эдуард Бояков, известный в определённых кругах благодаря проекту «Золотая маска». Пару месяцев назад состоялась первая выпущенная им премьера, 19 апреля - вторая. Всякий раз их сопровождала шумная пиар-кампания на телевидении и в прессе с посулами чего-то особенного, оригинального. Каков, однако, результат?

В качестве первой заявки о себе Бояков выпустил постановку Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Причём сразу оповестил общественность: «Я сознательно пошёл на то, чтобы это был первый спектакль». «Известия», как уже писало «Слово» (№ 8/2019), отнесли эту премьеру к «перегретым ожиданиям», назвав постановку «антрепризой» - с двумя медийными лицами, примитивной декорацией и незатейливым сюжетом, идеальным вариантом для «чёса» по провинции», посетовав при этом, «что «чёс» этот начался с почтенного МХАТа». А по меткому определению известного журналиста-правдиста Виктора Кожемяко, хвалёная премьера явила зрителям «вполне заурядную поделку, смётанную на скорую руку, да к тому же не оригинальную, а заимствованную со стороны». И это ещё щадящая характеристика. Многие же усмотрели в антрепризе Бергмана-Кончаловского воспевание постельных радостей и расчеловечивание людей, низведение высоких чувств до скотских рефлексов. Короче говоря, явный «хайп» (в молодёжном сленге: шумиха на пустом месте. - В.П.), поборником которого в недавнем интервью «Комсомолке» объявил себя Бояков.

Говорят, что «первый блин - комом». Но комом получился и «второй блин». А это уже тенденция. Речь об апрельской премьере. Виктор Кожемяко привёл слова постоянного зрителя МХАТа Евгении Ивановой, филолога по образованию, которые она адресовала Эдуарду Боякову на его встрече со зрителями в канун 8 Марта: «У нас вопрос по поводу пьесы «Последний герой». Мы внимательно прочитали все её варианты, с доработками и переработками. И мы, постоянные зрители, не согласны с этой пьесой. Это ваша творческая ошибка. <...> Пьеса низкохудожественная... Я скажу, наверное, просто: на мхатовской сцене никогда не было такого. У нас был «Вишнёвый сад», были «Три сестры». И сейчас это первая такая постановка, которую вы хотите нам показать. И это ваше творческое лицо?.. Мы в ужасе и в негодовании от этого «произведения»!»

Эдуард Бояков, очевидно, не захотел услышать этого предостережения - «Последний герой» был представлен зрителю. Даже в комплиментарном отзыве корреспондента «Комсомолки» Дмитрия Стешина главным достоинством спектакля отмечено то, что «на «Последнем герое» не матерились, не показывали со сцены голые задницы, не было нервической педерастии и осмысления феминизма. Этого уже достаточно, чтобы ходить в МХАТ. Для нашего времени - немало». Не слишком ли примитивные критерии предложены для прославленной сцены МХАТ им. М. Горького?!

Гораздо требовательней и справедливее оценка работающего ныне за границей профессионального режиссёра Павла Карташова: «Режиссура, несмотря на обилие чего-то актуального навроде видеопроекции на опущенном пожарном занавесе, вся по первому плану, без глубины, ИМХО (аббревиатура с английского In My Humble Opinion: «по моему скромному мнению». - В.П.). Актёры стараются, честно стараются, и неплохие актёры ведь, закалка Татьяны Васильевны Дорониной всё-таки видна. В сюжете есть «ряженые» - реконструкторы-аниматоры военно-исторических событий, «клоуны в псевдоисторических костюмах, обслуживающие официозные мероприятия». Но ряженые без кавычек, как показала премьера, пришли в МХАТ им Горького. Во главе с г-ном Бояковым. Прошло больше ста дней их присутствия в театре, и что мы видим? Подвальная эстетика а-ля театр «Практика» (который основал Э. Бояков как театр «современного языка и новой театральной стилистики». - В.П.) упорно натягивается на величественную сцену МХАТа, как сова на глобус. Планка занижена в разы по сравнению с «На дне» Горького - одним из символов этого театра, а ведь именно с этой пьесой идёт соревнование в актуальности, злободневности, художественной правде в конце концов.

Перед нами ночлежка нового типа. «Эдуард Бояков отметил следующее: «Рассказывать про внутренность заброшенной ракетной базы через обнажение изнанки нашей сцены - это простой, прямой, но очень убедительный и уместный ход». (Читаем мы на сайте МХАТ в разделе новости.) Ход прямой, даже прямолинейный, но не убедительный.

В итоге - позор. Именно это слово прозвучало из зала сразу после окончания первого акта (и особенно на поклонах, но уже массово со всего зала). Правдёнка заглушила, задушила правду... В начале второго акта стало видно, что зал заметно поредел. Это при том, что проданных мест крайне мало, в основном все по входным: зал был забит приглашёнными, и никто этого не скрывал.

К сожалению, в основе «театра Боякова» - пиар, пиар и ещё раз пиар. Но, граждане, товарищи дорогие, пиар - это пиар, а театр - это театр. Совесть же иметь надо... Печально, когда ты ждёшь действительно чего-то нового, живого, подлинного, а видишь, воля ваша, какие-то графоманские потуги, выдаваемые за новаторство».
Павлу Карташову вторит замечательный театральный критик Капитолина Кокшенёва: «Тема МХАТ и Доронина - для меня важная, близкая... <...> Cкажу одно: никто из команды «реформаторов» никогда не переживал такого тотального исключения и изгойства, как она - такого демонстративного невнимания театральной среды и СМИ, никто не выдерживал из них никогда и доли того презрения к «консерватизму» и «патриотизму» от профессионального сообщества, которое терпел МХАТ и Т.В. Доронина. Согласитесь, что патриотизм Дорониной и патриотизм Боякова имеют разную цену! Разное достоинство и разную меру. <...> Э. Боякову, конечно, ближе «смыслы», «институции», «пространства», «мультикультурность», и тот тип креатива, которым он научен отнюдь не в школах русской традиции».

Хотелось бы верить в исправление столь странной ситуации. Президент МХАТа имени Горького и председатель его художественного совета Татьяна Доронина пока не смогла оценить премьеры Эдуарда Боякова. С начала года она не появлялась в театре, по официальной версии, из-за болезни, однако, по утверждению Боякова, в ближайшее время может вернуться к работе. На днях обрадовала нас сообщением корреспондент «Комсомолки» Анастасия Плешакова, «состоялся исторический разговор Боякова с Дорониной».

Как рассказал худрук театра Эдуард Бояков, он обсудил с Дорониной новые постановки и перезапуск существующих спектаклей. В мае она может приехать на показ постановки «Последний срок» Сергея Пускепалиса. Есть у команды театра и планы, связанные с реконструкцией спектакля «Три сестры» Владимира Немировича-Данченко. «Татьяна Васильевна восстанавливала постановку в 90-х годах. Сейчас снова возьмёмся за реконструкцию с участием молодых актёров, которых пригласила в труппу Доронина. Очень подробно говорили о спектаклях по произведениям Валентина Распутина. Здесь наши мечты совпадают: было бы хорошо вслед за «Последним сроком» выпустить «Прощание с Матерой»», - цитирует Боякова kp.ru.

Бояков, по его словам, также предложил знаменитой актрисе сделать полноценный спектакль по поэзии Сергея Есенина и книге Захара Прилепина о поэте. «Сейчас в репетиционном статусе находится спектакль «Старая актриса на роль жены Достоевского» по пьесе Эдварда Радзинского, в котором, надеюсь, снова увидим Татьяну Васильевну», - заключил Бояков.

Почитатели доронинского МХАТа ставят под сомнение сам факт этого «исторического разговора». А если это так, то следует ли актёру Дмитрию Корепину больше не опасаться того, что его отчислят из труппы за добрые слова в адрес Татьяны Васильевны? Или, может быть, Эдуард Владиславович откажется от идеи вывести выпестованную Дорониной труппу за штат и «посадить» на контракт? Чтобы послушней были.

Обзор подготовил

Владимир ПОТАПОВ

Слово

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Потапов
Все статьи Владимир Потапов
Закон О культуре в России
Какой чиновник должен управлять русской культурой
Приоритетом его должны стать нужды государства и совмещённые чаяния народа, который без культуры, выращенной на его земле, обращается во всякую нечисть
13.04.2024
Год культуры в спорте начинается с ушу
1 апреля в Московском Дворце ушу состоялось открытие Первенства России по ушу и Выставки полотен братьев Алмазовых
05.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии