Сегодня все больше говорят о храмоборцах. А о тех, кто строит церкви по собственной инициативе, по зову сердца, как это сделали, например, Бурановские бабушки в родном селе на свои гонорары, почему-то ни слова. Подобные сюжеты не часто увидишь в новостях, а вот такие протестные движения, как в Екатеринбурге, тут же становятся объектом повышенного общественного внимания и вся страна оказывается втянутой в дискуссии местного значения...
Конфликт вокруг постройки храма в сквере Екатеринбурга приобрел затяжной характер и вызывает двойственное чувство - своя правда есть у каждой стороны: и у горожан, которые дорожат живописным местом для прогулок, и у представителей епархии, которые хотят построить новый храм, чтобы еще больше облагородить это место.
Что бросается в глаза: ожесточенный характер противостояния, которое вышло за пределы Урала. 16 мая на московской резиденции Патриарха Кирилла в Чистом переулке экстремисты, именующие себя «Ассоциацией народного сопротивления», повесили плакат «Извинись за Екб» и зажгли дымовые шашки рядом со зданием. Очень тревожный сигнал! Такого наглого хулиганства, такой агрессии себе раньше никто не позволял. Акции протеста и пикеты храмоборцев прошли этой весной и в других городах: в Нижнем Новгороде, Челябинске, Ульяновске.
Ничего не имею против - мирного протеста с экологической темой. В мегаполисах любой зеленый массив представляет огромную ценность для горожан. Поэтому выбирая площадки для строительства, власть и бизнес должны по возможности учитывать интересы всех групп населения. Бульдозерная тактика не прокатывает. Оказывается, несмотря на атомизацию, люди умеют объединяться, если что-то задевает их за живое. Стоит также учитывать региональные расклады, местный менталитет и традиции.
Екатеринбург - вообще особенный город на карте нашей страны. Мегаполис со своей энергетикой и мифологией. Город - «духов Урала», Свердловского рока, плеяды известных писателей - драматурга Николая Коляды, детского классика Владислава Крапивина, трагически погибшего поэта Бориса Рыжего, прозаика Ольги Славниковой и др.
Свердловск-Екатеринбург - город, где начинал свою карьеру Борис Ельцин - первый президент России, с именем которого неразрывно связана эпоха «лихих 90-х». Столица Урала - место, где окончил свои дни Николай II и его семья.
В этой точке России - своя сакральность. Для меня Екатеринбург - город свободолюбивых людей, место, где много «настоящих буйных» и «вожаков». Подобную ментальную особенность жителей уральского мегаполиса нужно учитывать. Про них хочется сказать: не буди лихо, пока тихо.
Символично, что именно в Екатеринбурге живет журналист и экс-священник Алексей Плужников, который делает сайт «Ахилла» о проблемах церковной жизни. «Ахилла» - достаточно популярный и влиятельный интернет-проект, его читают многие православные верующие. «Ахилла» активно выступает против строительства храма в сквере. И делает это аргументировано и убедительно как настоящий «лом» - лидер общественного мнения. Таких идейных оппонентов - ох, как непросто переубедить.
Конечно, любая конфликтная ситуация с людской заварухой - «именины сердца» для тех, кто хочет раскачивать лодку. К сожалению, в нашей стране ощутимо социальное напряжение. Люди возмущаются падением уровня жизни, затяжным экономическим кризисом, отсутствием перспектив. Это недовольство копится, а потом находит выход. Только брось спичку и из искры разгорится пламя - начинаются протесты даже против такого благого дела как строительство храмов.
Выступления храмоборцев подсветила еще одну проблему -пробуксовку миссии. Что же получается? Вроде все эти годы мы говорили о церковном возрождении, о втором Крещении Руси. И вот - волна протестов против строительства храмов прокатилась по «Третьему Риму». При этом мусульмане только радуются, когда стоятся мечети, а иудеи - хотят еще больше синагог. А у нас, у православных людей, бардак в головах: верим, но не практикуем. Есть и такие «верующие», которые ходят на пикеты против строительства храмов.
Сегодня очень актуальна проблема поиска современного языка христианской проповеди. Уже упомянутый «лом» Алексей Плужников саркастически заметил про духовенство: «Многолетняя привычка к монологам и к непритязательности паствы привела к тому, что священники просто не умеют вести диалог, не могут искренне отвечать на вопросы, а могут только жалобно вилять и уходить в сторону... Вот только защитников сквера это никак не удовлетворило».
Что ж - принимаем вызов. Будем учиться проповеди XXI века, когда Евангелие - в открытом доступе, и стоит задача преображать саму жизнь на евангельских идеалах любви.
Вот несколько аргументов для тех, кто критикует, кто не дает строить храмы.
Совершим мысленный эксперимент: XII век. Владимиро-Суздальское княжество Андрея Боголюбского. Храмоборцы протестуют... И не строится Церковь Покрова на Нерли. Даже представить такое страшно! Ведь это - жемчужина архитектуры и гимн в камне христианской вере. Или аналогичное путешествие во времени: XVI век. Правление Ивана Грозного. Народ бузит, и не строится храм Василия Блаженного. И чем бы мы сегодня любовались на Красной площади?
Насколько наши предки были мудрее нас, потому что понимали - они уйдут, сменится несколько поколений и их забудут. А храм будет стоять века. И уже одним своим видом, своей красотой славить Бога и звать людей на молитву. И то, что современникам кажется «новоделом», у потомков вызывает восхищение.
Когда мы приезжаем в другие страны - всегда стремимся увидеть главные святыни - собор Парижской Богоматери в столице Франции, собор Святого Петра в Риме, святую Софию в Стамбуле-Константинополе, храм Святого Семейства в Барселоне - каждый назовет что-то свое. Когда путешествуем по России, обязательно посещаем церкви и монастыри и восхищаемся людьми, которые создали эти шедевры христианского зодчества.
Любой из нас должен чаще задаваться вопросом: а какой след я оставлю на земле? Житейская мудрость гласит: каждый человек должен построить дом, посадить дерево, воспитать ребенка. Всегда хочется добавить к этому - и построить храм.
К счастью, очень многие люди так и делают. Например, те же Бурановские бабушки, которые занялись пением и выступлениями с единственной целью - построить храм в своем родном поселке. В 2012 году они произвели фурор на «Евровидении» и заняли второе место. Этих удмуртских старушек мы чествовали тогда как настоящих «музыкальных чемпионов». Мы увидели в них родное и сокровенное, потому что устали от гламура и вульгарности на эстраде и нам захотелось чего-то корневого - с печкой, лаптями, сарафанами, народными напевами и этнической «евразийской краской». Через несколько лет после победы на «Евровидении» Бурановские бабушки построили храм Святой Троицы. А себе не накопили особых богатств - продолжают жить по-деревенски, занимаясь огородом и натуральным хозяйством. Разве это не пример для всех нас?
Храм построил и писатель Михаил Тарковский. Он принадлежит к знаменитой творческой династии: его дед - поэт Арсений Тарковский, дядя режиссер Андрей Тарковский, а Михаил Александрович нашел в жизни свою дорогу. Уехал из Москвы в красноярскую глубинку, влюбился в красоту тайги и Енисея, занимался мужской работой - охотой и рыбалкой, писал стихи и прозу, снимал документальные фильмы. Завоевал успех и признание. Но душа таежного отшельника хочет самого главного - веры и спасения, соединения с Богом. Литературу он называет младшей сестрой молитвы. Стараниями Михаила Тарковского и его единомышленников в сибирском поселке Бахта построен храм Новомучеников.
Напомним, что построил храм на свои личные сбережения и актер Валерий Золотухин - в родном селе Быстрый Исток на Алтае. Там он и завещал себя похоронить, там он и обрел вечный покой, оставив после себя и прекрасные роли в кино, и песни, и книги, и храм. Можно назвать и Владимира Солоухина - мастера «деревенской прозы»: он много сделал, чтобы в советские годы привлечь внимание к бедственному положению заброшенных церквей, поруганных икон. В 90-е участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, где после кончины его отпели - удостоили такой высокой чести.
Хочется вспомнить и мучениц Кизляра, погибших во время теракта в феврале прошлого года от рук террориста. Вера, Надежда, Людмила, Вера, Ирина - встретили смерть около церкви, в которую ходили много лет. Там во дворе Свято-Георгиевского храма их и похоронили. Вечная им память!
Сколько у нас в России - таких замечательных христиан, скромных и простых, трудами которых строятся и восстанавливаются церкви, созидается приходская жизнь!
Про них говорят - «соль земли», закваска, благоухание, «добрый плод». А что скажешь, про храмоборцев? Ничего! Не ведают, что творят!Столетие.Ru