itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Незримая обитель

Из книги протоиерея Павла Хондзинского «Незримая обитель», вышедшей в 2017 г. в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

0
403
Время на чтение 6 минут

Сегодня мы уже много знаем о гонениях, которым подверглась Церковь сразу же после революции, о разрушенных храмах, оскверненных мощах. Описана история многих закрытых новой властью монастырей, изгнание из которых означало для их насельников разорение не только духовной, но и повседневной жизни. Что сталось с ними? Какое пристанище нашли они себе, будучи лишены права идти путем, избрав который они оставили все - и семьи, и дома - чтобы следовать за Христом? Об этом нам известно чаще всего немного. Тем интересней должна быть читателю документальная повесть о судьбе группы монахинь знаменитого Дивеевского монастыря, изгнанных из родной обители в праздник Рождества Богородицы в 1927 г. Вместе с игуменией они перебираются в город Муром с неосуществимой, казалось бы, надеждой продолжить монашескую жизнь на новом месте. Как им это удается, рассказывает книга, в которую вошли также документы и письма-свидетельства самих монахинь.

Почему был выбран Муром?

Прежде всего близко было Дивеево - всего 120 верст, и путь на Дивеево и Саров шел через Муром. Были и личные связи. Тогдашний муромский владыка Макарий Звездов окончил в 1923 г. Петроградский богословский институт, основанный после закрытия Санкт-Петербургской духовной академии ее профессором Иваном Павловичем Щербовым. В институте Иван Павлович был проректором и преподавателем догматики. В 1922 г. его арестовали, но за недоказанностью вины выпустили в том же году, вскоре после чего он женился на Вере Васильевне Грабовской. Они прожили вместе меньше трех лет: на Страстной седмице 1925 г. Иван Петрович вдруг заболел и, не дождавшись Пасхи, умер. Вера Васильевна, оставив себе фамилию мужа, уехала в Дивеево. Затем, раньше других перебравшись в Муром, она купила здесь дом и, с позволения НКВД взяв на поруки больную матушку Александру, увезла к себе.

Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Александра

Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Александра

Дом, купленный для игумении Александры, находился в монастырской слободке, через дорогу от уже закрытого к тому времени Благовещенского монастыря. В игуменской келье у глухой стены справа от входа висел портрет преподобного Серафима в белом балахоне с топориком, а под ним стоял кожаный сундучок с вещами преподобного и большим осколком камня, на котором святой молился тысячу дней и ночей. Когда сундучок открывали, благоухание наполняло комнату. Но главная святыня обители хранилась не здесь, а в темном помещении перед кельями, где среди других икон за занавеской висела дивеевская икона «Умиление». Ее выдавали за копию.

По старой дивеевской привычке обзавелись, как могли, хозяйством: коровой и курами, а главное - по-прежнему неукоснительно совершали уставную службу. Утренние и вечерние молитвы читали все вместе, кроме тех, кто должен был уходить на работу или послушания, а в келье игумении Александры по-прежнему вычитывали и пели полностью ежедневную вечерню, утреню, прочие службы дня и совершали монашеское правило.

* * *

Владелицу дома-монастыря вызвали на допрос, фотография из дела не сохранилась, но легко представить себе, что и на ней, как на других, Вера Васильевна прячет в правом уголке рта ироничную улыбку.

Она принадлежала к известному и богатому роду, чьи отпрыски деятельно участвовали в русской смуте. Один был личным секретарем Ленина, другой, воевавший в белых частях, умер на чужбине; еще одного, командира красного отряда, на Кавказе расстреляли зеленые, а двух родных племянников Веры Васильевны - наоборот - красные за участие в Кронштадтском мятеже. Сама Вера Васильевна в канун Гражданской войны, окончив Женский медицинский институт в Петербурге, ушла из дома на фронт, затем - в революцию и, между прочим, участвовала в штурме Кронштадта. Неизвестно, когда и как узнала она о казни сражавшихся против нее племянников, но что-то в ней перевернулось: в безумии бунта ей явился Бог. Потом был недолгий брак с профессором Щербатовым, вдовство, Дивеево, где она постриглась в рясофор и начальствовала в монастырской больнице...

***
Игумения Александра ушла в феврале 1942 г., за ней потянулись сестры.

В 1943 г. 25 июня скончалась инокиня Екатерина (Арцыбушева), в девичестве графиня Подгоричане-Петрович, вдова Петра Михайловича Арцыбушева, которому монастырь в благодарность за его пожертвования подарил в 1912 г. домик Михаила Мантурова. Пережив смерть мужа, расстрел сына, преследования и нищету, Екатерина Юрьевна в Муроме работала счетоводом в том же «Красном кустаре» и умерла инокиней в день, предсказанный ей во сне преподобным Серафимом. Похоронена на Напольном кладбище.

Незримая обитель

Незримая обитель

В 1958 г. 29 декабря скончалась схимонахиня Феофания (Арцыбушева), сестра монахини Варвары, златошвейка и художница. Знала несколько языков, работала переводчицей на строившемся немцами муромском заводе; вела монастырскую переписку, умерла в игуменском доме. Похоронена на Напольном кладбище.

В 1960 г. 26 марта скончалась монахиня Надежда (Силаева), свечница Дивеева монастыря. Умерла в игуменском доме. Похоронена на Напольном кладбище.

В 1962 г. скончалась монахиня Вероника (Коврига), урожденная Чичагова, дочь митрополита Серафима. Рясофорная послушница и регент петергофского подворья, она неожиданно для всех вышла замуж и родила сына. Муж погиб на Первой мировой, сын - на Второй, отец простил ее только перед смертью. По делу архимандрита Мелхиседека получила три года ссылки. Во сне видела собор, в который ее не пустили, потому что она не была монахиней, постриглась перед смертью. Где похоронена, неизвестно.

В 1975 г. 6 сентября скончалась монахиня Ангелина (Одинцова), родом из крестьян Ардатовского уезда Симбирской губернии. Грамоте училась в монастырской школе, исполняла синодичное послушание, в Муроме работала санитаркой и медсестрой.

В 1979 г. 12 августа скончалась инокиня Евдокия (Булатова), маленькой девочкой разговаривавшая с государем в дни саровских торжеств 1903 г., в 1920-е гг. поступила в Дивеев монастырь. В Муроме была псаломщицей и певчей Благовещенского собора.
В 1980 г. 21 сентября скончалась монахиня Анатолия (Коняева), многолетний дивеевский и муромский регент. 10 лет провела в лагерях и еще 10 лет - в ссылке на Аральском море. Наставница схимонахини Афиногоры и других монахинь. Похоронена на Вербовском кладбище.

Все они знали еще то, другое Дивеево, другую, неведомую нам жизнь с ее строгостью, красотой и далеким от пустых огорчений и повседневной маеты смыслом. Именно она, эта жизнь, однажды, как необоримая благодать, поразила их сердца и привлекла к себе. И когда все рухнуло, вопреки всему они остались верными ей.

Строго говоря, те, что после разгона Дивеева разбрелись по окрестным селам, чтобы жить, оплакивая разграбленный Иерусалим - на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом - и ожидая исполнения пророчеств о его возрождении, смотрели на вещи гораздо более трезво: никто не мог перехитрить или пересилить эту змиеву власть, повязавшую всех страхом смерти. И пусть только две из них дожили до возвращения, в этих двоих выжили и оправдались все остальные, бесследно затерявшиеся в новом мире, чужие и презираемые в нем, сгинувшие в лагерях без последнего Причастия, расстрелянные или мучительно долго умиравшие от неведомых болезней, не имевшие родного дома и человеческого утешения.

Попытка других сохранить монастырь была заведомо безумна и заведомо обречена на провал, и сегодня нет никаких земных объяснений того, почему она удалась, особенно если вспомнить, что эта попытка недолго была тайной для властей. Даже если предположить на минуту худшее, что кто-то из матушек был тайным осведомителем органов, то какой невероятной ценности должны были быть получаемые от такого осведомителя сведения, что ради них стоило бы закрывать глаза на многолетнее существование монашеской общины, связанной с ненавистным властям старцем Серафимом, или оставлять при обысках в неприкосновенности святые сокровища игуменского дома!

Дивеево в годы советской власти

Дивеево в годы советской власти

За неимением земных объяснений остаются небесные. Так часто бесправная и беззащитная среди людей святыня стала в Муроме невидимой Канавкой, через которую не переступила нога антихриста. Святыня ушла - и все распалось, и никто не вошел в Землю обетованную. В известных и забытых могилах лежат они на муромских кладбищах, ожидая часа, когда Ангел уведет за собой с земли тех, кто страдал и верил. Тогда в Новом Иерусалиме, наслаждаясь вместе с другими бессмертной трапезой, они будут радостно беседовать о вечном, и Бог отрет всякую слезу с лица их, и времени больше не будет.

Станем ли мы такими, как они?

Покров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Священник Павел Хондзинский
«Диалектика достоинства» или диалектика неприязни?
Портал «Богослов.Ru» публикует отклик священника Павла Хондзинского на статью к.ф.н. Н.К. Гаврюшина «Диалектика достоинства в православном понимании», в которой анализируется ряд утверждений автора публикации
07.12.2009
Все статьи Священник Павел Хондзинский
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 10:58
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 06:48
«Мы проводим специальную операцию на своей территории»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 06:12
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 03:03
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 01:35
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 01:31