«Не оживет, аще не умрет», или Зачем Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

Реконструкция жизнетворческого сюжета позднего Гоголя возможна сквозь призму его сочинений, переписки, пребывания в святых местах, воспоминаний современников

Бывший СССР 
0
1637
Время на чтение 10 минут

Работа Гоголя над вторым томом поэмы «Мертвые души» длилась почти 12 лет. Из писем писателя 40-х годов известно, что возможность продолжения поэмы он связывал с собственным самосовершенствованием: «Сочиненья мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений» [2, XII, c. 222]. Также Гоголь жалуется на упадок творческих сил, на ухудшение здоровья в этот период.

Первое сожжение рукописи второй части «Мертвых душ» произошло в июле 1845 г. Тогда уцелела одна тетрадь с последней главой первой редакции. Что чувствовал писатель после этого? Из письма к А. Смирновой, которой тогда он доверял больше, чем кому-либо, узнаем: «Но Бог, который лучше нас знает время всему, не полагал на это своей воли, отъявши на долгое время от меня способность творить. Я мучил себя, насиловал писать, страдал тяжким страданием, видя бессилие, и несколько раз уже причинял себе болезнь таким принуждением и ничего не мог сделать, и всё выходило принужденно и дурно. И много-много раз тоска и даже чуть-чуть не отчаяние овладевали мною от этой причины. Но велик Бог, свята Его воля и выше всего Его премудрость: не готов я был тогда для таких произведений, к каким стремилась душа моя, нужно было мне самому состроиться и создаться прежде, чем думать о том, дабы состроились и создались другие. Нельзя изглашать святыни, не освятивши прежде сколько-нибудь свою собственную душу, и не будет сильно и свято наше слово, если не освятим самые уста, произносящие слово» [2, XII, c. 471]. 

Поездку к Гробу Господню Гоголь планировал еще в начале 1842 г. и каждый раз откладывал. Визит в Иерусалим трактовался им как надежда на чудо и выражение благодарности Богу за возможность завершить второй том «Мертвых душ». На Пасху 1846 г. писатель вновь намеревается посетить святые места. Однако ехать к Гробу Господню следует с произведением («Окончание труда моего пред путешествием моим так необходимо мне, как необходима душевная исповедь пред святым причащением»). Следовательно, после первого сожжения текста автор приостанавливает работу над вторым томом поэмы и издает «Выбранные места из переписки с друзьями». В письме к С. Аксакову от 28 августа 1847 г. он пишет: «Видя, что еще не скоро я совладаю с моими "Мертвыми душами"... я поспешил заговорить о тех вопросах, которые меня занимали и которые готовился развить или создать в живых образах и лицах» [2, XIII, c. 374].

Профетизм и проповедническая тональность, присущие «Выбранным местам из переписки с друзьями», позволяют утверждать, что для позднего Гоголя цель творчества заключалась не только в написании произведений, но и в стремлении с их помощью изменить жизнь.

Покорность Богу нынче для него самое главное, только при этом условии он может выполнить Его волю - дописать «Мертвые души». Ценным свидетельством этого периода является письмо Гоголя к Александру Иванову (автору полотна «Явление Христа народу») от 28 декабря 1847 г.: «Мне нет дела до того, кончу ли я свою картину или смерть меня застигнет на самом труде; я должен до последней минуты своей работать, не сделавши никакого упущенья с своей собственной стороны. Если бы моя картина погибла или сгорела пред моими глазами, я должен быть так же покоен, как если бы она существовала, потому что я не зевал, я трудился. Хозяин, заказавший это, видел. Он допустил, что она сгорела. Это Его воля. Он лучше меня знает, что и для чего нужно» [2, XIII, c. 419].

1848 год. И снова неудача - «Выбранные места из переписки с друзьями» высмеяны. Духовные наставления, идеальные помещики, выписанные на страницах произведения, не произвели желаемого эффекта - влияния на общество с целью его воскресения. Ехать в Иерусалим не с чем. В письме к Н. Шереметьевой в начале декабря 1847 г. Гоголь пишет: «Я думал, что желанье мое ехать будет сильней и сильней с каждым днем, и я буду так полон этой мыслью, что не погляжу ни на какие трудности в пути. Вышло не так. Я малодушнее, чем я думал, меня все страшит» [2, XIII, c. 402], а о. Матвею Константиновскому писатель сознавался: «Мне кажется даже, что во мне и веры нет вовсе; признаю Христа богочеловеком только потому, что так велит мне ум мой, а не вера. Я изумился его необъятной мудрости и с некоторым страхом почувствовал, что невозможно земному человеку вместить ее в себе, изумился глубокому познанию его души человеческой, чувствуя, что так знать душу человека может только сам творец ее. Вот всё, но веры у меня нет. Хочу верить. И, несмотря на всё это, я дерзаю теперь идти поклониться святому гробу» [2, XIV, c. 41].

И вот Гоголь на Святой земле. Утолил ли он духовную жажду паломничеством, испросил ли благословення у Господа? В письме к Жуковскому писатель делает вывод: «Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость моего сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у Гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от святых тайн, стоявших на самом гробе вместо алтаря, - и при всем том я не стал лучшим, тогда как всё земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное» [2, XIV, c. 167]. Во время поездки в Иерусалим Гоголь почувствовал, что не получил долгожданного, что повеления свыше не было. Хотя именно на Святой земле он надеялся на свое преображение. Чуда не произошло, как и не воскресли герои второго тома «Мертвых душ».

Следующим шагом становится визит в Оптину пустынь (Гоголь посещал ее трижды: июнь 1850 г., июнь и сентябрь 1851 г.). Она произвела на писателя глубокое впечатление: «Я заезжал на дороге в Оптинскую пустынь, навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать, видимо, там присутствует...» [2, XIV, c. 194]. Там он молится, знакомится с игуменом Моисеем, прозорливым старцем Макарием, Петром Григоровым (Порфирием), читает творения святых отцов. В свидетельствах Варсонофия и сестры писателя есть упоминания о том, что Гоголь мечтал здесь поселиться. Впрочем, в письме к о. Матвею от 24 сентября 1847 г. автор «Мертвых душ» убедительно высказывал свою позицию: «Не знаю, сброшу ли я имя литератора, потому что не знаю, есть ли на это воля Божия <...> Если бы я знал, что на каком-нибудь другом поприще могу действовать лучше во спасенье души моей и во исполненье всего того, что должно мне исполнить, чем на этом, я бы перешел на то поприще. Если бы я узнал, что я могу в монастыре уйти от мира, я бы пошел в монастырь. Но и в монастыре тот же мир окружает нас...» [2, XIV, c. 390-391]. 

Гоголь, по воспоминаниям братии монастыря, был «примерным образцом благочестия», и все же Оптина не двинула его перо. Писатель непрестанно стремился подтвердить свои творческо-духовные устремления, свое призвание, благодать, веру. Так или иначе, сожжение второго тома в 1845 г., непризнание «Выбранных мест», недовольство работой над завершением «Мертвых душ» обессиливали дух Гоголя, приближая его кончину.

На второй том поэмы, как известно, автор возлагал большие надежды, заключающиеся как в реализации замысла - возрождения мертвых душ, так и в гораздо более важной аргументации: «И только по прочтении 2 тома "Мертвых душ" могу я заговорить со многими людьми сурьезно» [2, XIII, c. 35]. В письме к П. Плетневу от 6 мая 1851 г. Гоголь признавал: «Что второй том "М[ертвых] д[уш]" умнее первого - это могу сказать как человек, имеющий вкус и притом умеющий смотреть на себя как на чужого человека...» [2, XIV, c. 229]. Грандиозность замысла, считал писатель, должна получить благословение Божье и стать очевидной лишь в следующих томах: «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мертвых душ". Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах, если бы Богу угодно было продлить жизнь мою и благословить будущий труд» [2, XII, c. 504].

Анализ воспоминаний современников и писем писателя позволяет очертить главные задачи второго тома поэмы: 1) показать, «что ни есть хорошего и дурного в русском человеке», открыть «природу русского человека», способность которой «принять в себя высокое слово евангельское, возводящее к совершенству человека»; 2) герои должны быть «живыми примерами, взятыми из той же земли, из того же тела, из которого и мы» и «производить благотворное действие»; 3) определить пути перерождения героев («Бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого»). 

Рукопись второго тома «Мертвых душ» (полной, но, видимо, незаконченной, можно было бы считать последнюю редакцию - текст с переработанными четырьмя главами, заключительной пятой и продолжением, о чем свидетельствуют современники Гоголя, которые были ознакомлены с дополненным текстом в последующие годы) автор сжег 12 февраля 1852 г. Важным представляется объяснение им такого поступка: «Затем сожжен второй том "Мертвых душ", что так было нужно. "Не оживет, аще не умрет", - говорит апостол. Нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть. Не легко было сжечь пятилетний труд, где всякая строка досталась потрясеньем, где было много того, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу... Благодарю Бога, что дал мне силу это сделать...» [2, VIII, c. 297]. Очевидно, что именно библейская трактовка становится главной в определении писателем истинно художественного произведения. В Священном Писании читаем: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет...» (1 Кор. 15:35-36). В своем же экземпляре Библии Гоголь на полях этих строк записал: «Мертвые, воскреснув, получат им присущий образ» [1, c. 244]. Для предоставления «присущего образа» героям, что может произойти лишь посредством вмешательства Божьей силы, автору все же необходимо указать пути к их перерождению. Такая задача, увы, оказалась ему не по силам: «Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. Последнее обстоятельство было мало и слабо развито во втором томе "Мертвых душ", а оно должно было быть едва ли не главное; а потому он и сожжен» [2, VIII, c. 298]. Признание Гоголя после первого сожжения текста можно отнести и к последнему уничтожению рукописи, ведь задач, поставленных перед собой, писатель решить не смог: «Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержанье вдруг воскреснуло в очищенном и светлом виде, подобно фениксу из костра, и я вдруг увидел, в каком еще беспорядке было то, что я считал уже порядочным и стройным. Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу» [2, VIII, c. 297-298].

А. Бухарев (архимандрит Феодор), предлагая свою версию возможного развития сюжета произведения, обратился за подтверждением к автору: «Помнится, когда кое-что прочитал я Гоголю из моего разбора "Мертвых душ", желая только познакомить его с моим способом рассмотрения этой поэмы, то и его прямо спросил, чем именно должна кончиться эта поэма. Он, задумавшись, выразил свое затруднение высказать это с обстоятельностию. Я возразил, что мне только нужно знать, оживет ли, как следует, Павел Иванович? Гоголь как будто с радостию подтвердил, что это непременно будет и оживлению его послужит прямым участием сам царь, и первым вздохом Чичикова для истинной прочной жизни должна кончиться поэма». На вопрос архимандрита Феодора, воскреснут ли другие герои второго тома, писатель, улыбаясь, ответил: «Если захотят» [5, c. 138].

Возможно ли возродить человечество? Если оно того пожелает. И действительно, Гоголь близок к истине и дает актуальный для всех времен совет: начни с себя, стань ревизором своей собственной души! «Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной. Дело мое проще и ближе: дело мое есть то, о котором прежде всего должен подумать всяк человек, не только один я. Дело мое - душа и прочное дело жизни», - пишет он [2, VIII, c. 298-299]. Писатель пытается уврачевать свою душу и воскресить «мертвые души» - человечество, он словно подражает своему любимому святому Иоанну Синайскому, который в «Лествице», откуда делал выписки Гоголь, поучал: «Никогда не переставай очищать души, и еще более тела оскверненные, чтобы ты мог с дерзновением искать у доброго Подвигоположника венцов не только за труды о себе, но и за души других» [4, c. 445].

Второй том поэмы «Мертвые души» насыщен библейскими цитатами, реминисценциями, аллюзиями. Писатель словно «практикует» теоретический фундамент Евангелия, приступая к вырисовыванию путей перерождения героев, ведь каждый, по Гоголю, после прочтения книги должен осознать: «Для того, кто не христианин, все стало теперь трудно; для того же, кто внес Христа во все дела и во все действия своей жизни, - все легко» [1, VIII, c. 349].

Можно ли создать литературный шедевр, который поможет воскресить человечество? «Выше того уже не выдумать, что есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось», - читаем в гоголевских предсмертных записях [3, с. 383]. Сожжение второй части поэмы «Мертвые души» можно рассматривать как своеобразное самоочищение писателя. Гоголь почувствовал, что не смог убедить, оживить «мертвое человечество», ибо Бог не дал ему на это силы. «Работа - моя жизнь. Не работается - не живется...» - писал он П. Плетневу 2 декабря 1850 г. [2, XIV, c. 213], а в письме к А. Иванову от 18 марта 1851 г. отмечал: «Изо всей моей жизни я вывел только ту истину, что если Бог захочет - всё будет, не захочет - ничего не будет» [2, XIV, c. 226]. Итак, «не работается - не живется», книга не имеет печати Божией. Нельзя предстать перед Судом с незавершенной работой - только пламя может очистить душу Гоголя перед смертью. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. писатель сжигает рукопись, свидетелем чему стал слуга Семен.

Анализ эпистолярия Гоголя, воспоминаний современников, подтверждающих написание и чтение поэмы, свидетельствует о сожжении последней (очевидно, незаконченной, ведь писатель постоянно совершенствовал текст) редакции второго тома «Мертвых душ». Впервые 5 глав второго тома поэмы (сохранившиеся автографы) были напечатаны племянником Гоголя Н. Трушковским в 1855 г. В современных изданиях текст печатается с исправлениями в ранней и позднейшей редакции.

В чем же пророческое призвание великого духовного писателя? В том, что он раскрыл природу человека, пребывающего в блуждании, как и герои «Мертвых душ», но имеющего шанс на воскресение при условии исполнения евангельских правил.
 

Наталья Сквира

Примечания:

1. Виноградов И. А., Воропаев В. А. Карандашные пометы и записи              Н. В. Гоголя в славянской Библии 1820 года издания // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1998. Вып. 2. С. 234-249.
2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940-1952. Т. I-XIV.
3. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 6: Духовная проза; Критика; Публицистика.
4. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
5. Феодор (Бухарев А. М.), архим. Три письма к Гоголю, писанные в 1848 г. СПб.: Типография Морского министерства, 1860.

Православная жизнь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Сквира
За что Бог может все грехи простить
Или как познать тайну страданий и спасти душу
16.06.2021
«Владеем сокровищем, которому цены нет…»
Николай Гоголь о Церкви и душе
01.04.2021
«Стой, христианин; оглянись на жизнь свою»
или Инструкции по прохождению Великого поста в жизнетворчестве русских писателей
24.03.2021
Почему Николай Ге считал, что Иуда – в каждом из нас, и изображал его «без лица»?
27 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Николая Ге (1831–1894)
24.02.2021
Все статьи Наталья Сквира
Бывший СССР
Когда русские слабеют…
Путевые заметки предвзятого наблюдателя
13.06.2025
«Это один из величайших уроков и святых XX века»
Святитель Лука показал нам, каким может быть мужественный и смелый человек
13.06.2025
День памяти русских воинов, павших в битве на Калке
Сегодня мы также вспоминаем адмирала Г.И.Бутакова и просветителя П.И.Макушина
13.06.2025
Европеизация, вышедшая боком
Или в чем был прав Эдуард Лимонов
12.06.2025
«Я – государственник»
У русского народа государство является высшей ценностью
12.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от учитель
13.06.2025 17:07
Православный социализм – наша судьба
Новый комментарий от С. Югов
13.06.2025 16:36
Как будто о.Иоанн вновь поселился в своей квартире
Новый комментарий от Советский недобиток
13.06.2025 16:24
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
13.06.2025 15:46
Фашистский режим Нетаньяху перешел все пределы
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
13.06.2025 14:50
Международный терроризм – мировоззрение Израиля?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.06.2025 14:00