Источник: Столетие.Ru
Пять лет назад, в год государственного переворота на Украине, кормчим Церкви был избран митрополит Онуфрий. Точно замечено одним пристальным человеком: вместе с титулом «Блаженнейший» ему досталась та часть единой Церкви Христовой, где ее верные чада оказались по обе стороны окопов. И вот все эти пять лет, невзирая на гигантский пресс со всех сторон, Церковь не дрогнула, не треснула и не покосилась. Но еще и приумножилась. Храмами и монастырями (построенными, а не захваченными у кого-то). Умножилась верующими чадами и пастырями, которые пришли в эту Церковь благодаря проповеди и служению, а не политическим митингам. Именно благодаря тому, что в этой Церкви звучит Божье слово, а не сеанс политинформации, туда тянутся люди.
«Владыка Онуфрий, - пишет один ревнитель, - является примером безропотного и мужественного несения своего Креста, не только в терпении его тяжести, но и в свидетельствовании, изобильном источении Христовой Любви ко всем, не взирая на возраст, положение, партийность, национальность. Он, как истинный Пастырь, чадо Христово, обнимает всех, исцеляя душевные раны Любовью, чем вызывает взаимное чувство и уважение».
Это большая радость, что во главе УПЦ мы видим такого высокодуховного пастыря как Блаженнейший Онуфрий. Он несокрушимо стоит против расколов и вражеских инсинуаций. Так полтысячелетия назад стоял против унии Иван Железо, уроженец Коломыи, которого мы почитаем как преподобного Иова, игумена Почаевского. Подвижничество митрополита Онуфрия переоценить невозможно, учитывая условия, в которых владыка осуществляет свою пастырскую миссию, то есть несет свой крест.
Владыка говорит: «Агрессия, которая проявляется со стороны ПЦУ на нас, сама свидетельствует о том, что они не нашли себя, что они не находятся в Истине. Агрессия говорит о том, что там нет благодати Святого Духа. Потому что там, где есть благодать Святого Духа, там есть мир, есть радость, спокойствие, есть такие природные чувства, как счастье, блаженство, а где этого нет, человек мечется и думает как бы себя успокоить тем, чтобы захватить один храм, другой, третий. Всех сделают подобными себе, и это их успокоит.
Но, поверьте, это никогда не успокоит человека, пока он не познает истины, пока он не придет к Богу и не смирится перед Богом, он никогда не сможет успокоиться. Даже если весь мир пойдет за ним, и будет его слушать, и будет делать, как он говорит. Диавол, он в таком же положении находится. Ему плохо, у него внутренний дискомфорт, и он думает, что если всех людей я к себе переманю, то я найду себе успокоение какое-то для себя. Но такого не бывает, он переманивает к себе многих людей, но покоя не находит, потому что он не живет с Богом. И чтобы найти покой, надо жить с Богом. Поэтому наша Церковь никогда не проявляла никакой агрессии ни к кому, никогда не захватывала никакие храмы».
Под пастырским руководством митрополита Онуфрия каждый год, ко Дню Крещения Руси, проходит всеукраинский Крестный ход. Такое грандиозное шествие на Дне Крещения Руси выглядит актом космического, вселенского масштаба - как по размаху, так и по духовному наполнению.
Количество участников крестных ходов все увеличивается. Три года назад в Киев шли 70-80 тысяч крестоходцев двумя лучами из Почаевской и Святогорской Свято-Успенских лавр. Еще тогда Блаженнейший владыка назвал это духовым подвигом. По благословению Блаженнейшего Онуфрия все верные чада канонической Церкви читали согласительно молитву «Отче наш» с добавлением таких слов: «Господи, помилуй нас, прости наши грехи и благослови Украину и народ наш миром». В позапрошлом году участников было 100 тысяч, в прошлом - более 200 тысяч. А в этом году - уже 300 тысяч! Видимо, это нарастание связано и с событиями минувшего года, политическими шагами прежней украинской администрации: «томос», «учреждение» раскольнической структуры «ПЦУ», под эгидой Фанара. Это мобилизовало каноническую церковь Украины на стояние. Численность ПЦУшного хода оказалась несопоставимой с каноническим: раскольники вывели в сто раз меньше людей.
Врагов православия традиционно корежит при виде такого количества верных. Мы помним, как в прошлые три года крестные ходы были подвергнуты и информационным атакам разного рода беснующихся персонажей, и физическим нападениям националистов, боевиков. Помним, как молодчики забрасывали чудотворные иконы непотребными вещами и как ребята, охранявшие крестный ход, технично отбивали все эти атаки. В нынешнем году, по счастью, такого не было.
Очень точно высказался киевский иеромонах Алипий Светличный: «Крестный ход в канун дня святого равноапостольного князя Владимира в Киеве приобретает особенный смысл. Шавки продолжают лаять на духовенство. Изгаляются в извращенных законопроектах против основанной Христом Церкви. Безумцы захватывают православные храмы, растаптывая судьбы людей. А люди являют все равно свою верность. Но не количеством людей нам надо меряться с еретиками и анафемами. Мы ощутили радость Христову. Господь был с нами в это время. Крестному ходу можно положить начало. Но его нельзя прекратить».
Крестные ходы как бы заделывают духовную брешь, открывшуюся в пространстве Украины, исторической Малой Руси в новейшее время. И они показывают, что верные православные Востока и Запада Украины едины духовно и едины в молитве за мир.
За время предстоятельства владыки Онуфрия, учитывая обстоятельства, в которых живет УПЦ последние несколько лет, о нем было написано немало хороших и заслуженных слов как о прекрасном человеке, ревностном архиерее, мудром пастыре, молитвеннике, аскете и миротворце.
Но, наверное, каждый, кто имел возможность общаться с Блаженнейшим Онуфрием или слушать его проповеди, мог обратить внимание на одно неброское, но очень важное качество, характерное украинского первоиерарха. Речь идет о простоте. Не раз видели, как владыка Онуфрий подолгу беседует с какой-нибудь старушкой, стоя посреди лавры в обычном подряснике. Владыка открыт каждому приходящему. Именно такую непосредственность отмечают в митрополите люди, которые знали его в разные периоды его служения Церкви и людям.
Союз православных журналистов на своем сайте замечает: «Господь даровал пастве канонической Церкви на Украине человека, который, будучи наделенным высокой церковной властью, с честью и достоинством несет свое архипастырское служение, оставаясь при этом в первую очередь священником, и отцом прихожанам. На встрече с представителями власти, на Церковном соборе или в беседе с бабушкой в далеком сельском приходе - со всеми Предстоятель УПЦ одинаково приветлив, доброжелателен и мирен. В простой скуфье, в епитрахили с молитвословом в руках, и в праздничном облачении и сверкающей митре он выглядит одинаково естественно и органично».
Есть свидетельство игумена монастыря Дохиар на Святой Горе Афон архимандрита Григория (Зумиса): «К нам на Афон он всегда приезжает в одной и той же рясе. Никогда не соглашается брать жезл. Я даже как-то думал сделать ему посох из тростника, но у нас на Афоне его просто нет».
Скажем несколько слов о биографии Предстоятеля УПЦ.
Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины (Березовский Орест Владимирович) родился 5 ноября 1944 г. в с. Корытном Вашковского р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника.
В 1964 г. окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительной организации, в 1966 г. поступил на общетехнический факультет Черновицкого ГУ. В 1969 г. оставил университет и поступил в Московскую духовную семинарию.
В 1970 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.
18 марта 1971 г. пострижен в монашество, 20 июня - рукоположен во иеродиакона, 29 мая 1972 г. - во иеромонаха. В 1980 г. возведен в сан игумена.
Был настоятелем Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской обл., благочинным Троице-Сергиевой лавры. 15 декабря 1986 г. возведен в сан архимандрита.
В 1988 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
20 июля 1988 г. назначен наместником Свято-Успенской Почаевской лавры.
9 декабря 1990 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. Был и на Ивано-Франковской кафедре.
22 января 1992 г. отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской православной церкви к Святейшему Патриарху Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине.
28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода УПЦ.
22 ноября 2000 г. возведен в сан митрополита.
С 19 марта 2014 г., уже будучи Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры, включен в состав Священного Синода РПЦ.
На Соборе епископов УПЦ, состоявшемся 13 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре, избран Предстоятелем Украинской православной церкви. Интронизация состоялась 17 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре.
16 и 17 августа с.г. в Киево-Печерской лавре состоялись торжества. Архиереи, духовенство и верные чада Украинской православной церкви молитвенно отметили пятую годовщину интронизации Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. 17 августа в Успенском соборе лавры отслужена Божественная литургия.
Праздничное богослужение возглавил Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Ему сослужили митрополит Хустский и Виноградовский Марк, наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, сонм епископов УПЦ, представители Православной Церкви в Америке - архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Вениамин и протоиерей Даниил Андреюк, а также духовенство Киево-Печерской лавры и гости, священство.
За богослужением возносились молитвы о мире в Украине и единстве Православной Церкви.
Митрополит Хустский и Виноградовский Марк зачитал приветственное слово Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию от имени Священного Синода, епископата, духовенства и многомиллионной паствы Украинской православной церкви.
С пятилетием интронизации Предстоятеля УПЦ также поздравили гости из Америки: архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Вениамин произнес приветственное слово от имени Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона, и подарил Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию икону преподобного Германа Аляскинского с частицей мощей этого святого.
Владыка Онуфрий поблагодарил архипастырей за поздравления, а всех верных - за поддержку и молитвы, за терпение и любовь к Богу и ближнему в условиях дискриминации и клеветы на Церковь. «Сильным человеком является тот, кто может претерпеть несправедливое, неправедное, незаслуженное. Если он терпит ради Бога - это сильный человек. И я радуюсь и благодарю Бога за то, что наша Церковь состоит из таких сильных людей», - отметил архипастырь.
По окончании богослужения митрополита Онуфрия приветствовали представительницы женских монастырей, сестры милосердия и все присутствовавшие верующие.
Очень теплые и точные слова нашел в эти дни для праздничного события митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами УПЦ: «Не боюсь переоценить роль Блаженнейшего Митрополита Онуфрия в истории Украинской православной церкви.
За пять лет его служения Церковь проходила и проходит сквозь горнило гонений, испытаний, клеветы, предательства. Не раз на деле мы все убеждались в том, что не случайно Блаженнейший именно в это время во главе нашей Церкви. Это милость Божия.
Его стойкость в вере, верность Церкви и заповедям Божиим, ровное отношение ко всем, независимо от занимаемого положения, статуса, являются примером высоты духа, а сам Митрополит - живым авторитетом для всех людей, даже для врагов Церкви. Несмотря на колоссальное давление, о котором знает один Бог и Блаженнейший, он непреклонно защищает истинную веру, Церковь, свою паству и остается первым на линии огня, а все мы за его спиной. Блаженнейший - пастырь народный».
Поздравим паству Украинской православной церкви с таким Предстоятелем!Столетие.Ru