Традиционными стали такие монашеские форумы, как круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», проходивший 24-25 июля 2019 года в городе на Неве. Традиционно принимающей стороной все эти годы является Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга. На плечи матушки-настоятельницы и сестер ложится много забот организационного плана. А дает ли сестрам обители это мероприятие духовное утешение? На вопросы портала «Монастырский вестник» ответила настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина).
Матушка, скажите, пожалуйста, тяжело ли монастырю принимать такое количество участников монашеских собраний? В прошлом году их было около 200 человек. В нынешнем, когда форумы решено проводить по федеральным округам Российской Федерации, к вам приехало более ста монашествующих из северо-западных епархий, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, что тоже немало.
Спрашиваете, тяжело ли? Ничуть! Сестры воспринимают это как милость Божию. В такие дни они особенно остро чувствуют единство нашей общей большой монашеской семьи. Их согревает мысль, что за них молятся в далеких и ближних весях. И сами они молятся за тех, кто приезжает к нам в эти дни. Разумеется, не все сестры имеют возможность пойти послушать доклады, выступления, дискуссии, потому что есть текущая жизнь монастыря, есть определенная нагрузка по приему большого количества гостей - но они воодушевлены общей утренней молитвой, общим правилом, литургической молитвой. Никто не остается без «мзды своея». Например, с сестрами, которые несли послушание в трапезной и не могли пойти на заседание, встретилась настоятельница Полоцкого Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Евдокия (Левшук). Я попросила матушку немножко задержаться у нас после окончания мероприятия. Она задержалась и так вдохновенно рассказала о воспитаннике Глинской пустыни старце Иоанне (Маслове), который духовно окормлял Жировицкую обитель пять лет, а после закрытия Полоцкого и Гродненского женских монастырей их насельницы жили в Жировицах и Промыслом Божиим находились под духовным руководством батюшки! В их числе была и будущая игумения Евдокия, лично знавшая и других исповедников веры, о чем она тоже поведала. Еще матушка говорила об опыте молитвы. Мои сестры в конце сказали: «Вот мы не смогли попасть на заседание, а Господь нас услышал и такую удивительную встречу послал!»
Те сестры, которые все-таки смогли побывать на заседаниях круглого стола в первый или во второй день, находятся под сильным впечатлением от глубины высказываний, следующих за глубиной жизни людей. Такие встречи монашествующих - для нас большое укрепление, потому что когда видишь, как люди подвизаются, как из подвижнического и молитвенного образа жизни рождаются слова ко спасению нашему, это, конечно, вдохновляет. Но вспомним, что у преподобного Иоанна Лествичника есть отдельная глава - поучения для игуменов. Не для всех! И на наших собраниях часть тем касается только игуменов и игумений, часть - всех насельников и насельниц. Последние темы мы с сестрами разбираем. Одной из них поручается прочитать доклад, я делаю какие-то комментарии, а дальше идут вопросы. Относительно устроения молитвенного делания, молитвенной подготовки к Литургии: как сохранить среди многочисленности послушаний, иногда даже суетных, связанных с многопопечительностью, молитвенный настрой? Это и игумении касается, у которой многопопечительное послушание, но и каждой сестры - тоже. У сестер внешне многопопечительное послушание. А как сделать его не таковым? Как научиться нам всем ходить перед Богом на каждом месте, на каждом послушании? Это становится предметом суждения, рассуждения, вопрошания со стороны сестер. Я всегда призываю их подумать, что-то рассказать, вспомнить какие-то житийные случаи. Человек должен не просто получить готовый ответ - пусть он потрудится, и тогда это принесет свои плоды.
Матушка, в этом году первый день заседания круглого стола - 24 июля - совпал с 21-й годовщиной обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Вы с сестрами принимали непосредственное участие в том историческом событии. Наверное, и нынешнее событие можно назвать историческим? Ведь почтить память особо чтимого в обители святого смогли не только ее насельницы, но и архиереи, игумены и игумении, монашествующие из разных епархий, собравшиеся на форум.
Начну с того, что 2019-й год является для нас памятно-юбилейным. В декабре будет 90-летие со дня преставления новомученика, исповедника, помощника Патриарха Тихона, соловецкого страдальца - святителя Илариона, архиепископа Верейского. Лет шесть назад в одном из интервью я сказала, что священномученик почивал мощами в самом революционном городе России и спросила сама себя: случайно ли это? Хочу повторить важную для меня мысль. Человек, который свою душу полагал за сохранение православной Руси и веры в нашем народе, незримо присутствовал своими мощами 70 лет в земле петербургской, где, к скорби нашей, было три революции. И то, что все чтили и восхваляли, на самом деле - кровавое пятно, расплата людей за безбожие. А владыка в этой земле почивал, предстательствовал за нашу Церковь, за этот город, за людей, которые сюда ходили. Его небесное предстательство чувствовалось в те десятилетия и чувствуется оно поныне - после того, как его мощи были перенесены в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Москвы и произошла его официальная канонизация. В нашем монастыре хранится частица мощей святого и облачение, в котором он был погребен.
Благодаря такому собранию монашествующих, архиереев мы смогли в этом году достойным образом почтить память священномученика соборной архиерейской службой. Соборной службой игуменов монастырей и молитвой игумений и насельников, насельниц, прибывших к нам из Северо-Западного и других регионов. Как один архиерей процитировал слова из великопостной молитвы: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним...» Действительно, это было небо на земле. Чувствовалось, что все мы собрались вместе - как на небесах. Хочется, чтобы и на небесах мы тоже были вместе...
Кроме того, удивительным образом к этому дню был изготовлен мозаичный образ священномученика Илариона, освященный после Литургии нашим правящим архиереем митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. Когда будут готовы каменный киот и каменное надгробие, то мы поставим мозаичную икону на месте обретения мощей новомученика на Новодевичьем кладбище. Руководил работами по изготовлению мозаичной иконы известный в Церкви человек - архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству.
А что бы Вы могли сказать - если есть что сказать, - об объединяющей деятельности Синодального отдела по монастырям и монашеству? Чувствуется ли она на монашеских встречах такого рода?
Знаете, мне приходилось слышать от людей, детерминированных какими-то своими обстоятельствами: «Ну, сколько можно собираться?» Когда человек пресыщен и у него очень много послушаний, то еще одна встреча, по всей вероятности, ему ничего не даст. Он как перегруженный корабль - информацией, общением, встречами. Я, например, человек не лишенный общения, поскольку к нам и матушки-игумении приезжают, и батюшки-игумены, и архипастыри у нас бывают. Тем не менее каждую такую встречу я переживаю как благословение для себя лично и для монастыря. Иногда слова собратьев и тем более многоопытных архиереев, которые создавали большие монастыри, даже Лавры, сильно воодушевляют. Ты, может быть, все это сам прекрасно знаешь, не раз об этом читал, однако этого мало. В Евангелие сказано, что Спаситель говорил, «как власть имущий». Что значит - говорить, как «власть имущий» в нашей обстановке? Это когда человек говорит не умозрительные вещи - не то, что он прочел и преподнес нам в некоем переложении. Нет! Он говорит о том, что сам пережил. И тогда его слово звучит по-новому. Оно соединено с практическим опытом, молитвой и опытом сердца.
Поэтому на конференциях, круглых столах многие доклады, выступления, комментарии важны не потому, что это что-то абсолютно новое, а потому, что это слово, сказанное с силой. И наши монашеские собрания подтверждают, что «Иисус Христос вчера и Днесь Той же и во веки», как сказано в Послании апостола Павла к евреям (Евр.13:8). И что Дух Божий действует в Церкви. Помнится, какое-то время назад довольно активно обсуждался вопрос, есть ли в наше время старцы или нет их. Но, по словам духовно опытных людей, старцев не будет тогда, когда не будет Духа Божия в Церкви. А Церковь будет до скончания века, ее не одолеют врата адовы. Значит, и Дух Божий действует?! Об этом говорит архимандрит Софроний (Сахаров), ученик и биограф преподобного Силуана Афонского. Это утверждают и духоносные ученики отца Софрония, несущие свое служение в разных уголках земли. Я лично чувствую большую пользу от назидательных собраний, от совместной молитвы.
А в столь заинтересованном обсуждении актуальных для монашества тем мне видится прежде всего заслуга Синодального отдела по монастырям и монашеству в лице председателя Отдела архиепископа Каширского Феогноста и его заместителей - игумении Иулиании (Каледы) и архимандрита Стефана (Тараканова). Это их труды - собрать докладчиков на форум. Их труды - провести его на хорошем уровне или организовать дальнее паломничество с участием игуменов и игумений. Это под их духовным руководством сайт Синодального отдела оперативно отражает ключевые события в жизни Православной Церкви и ее обителей. Я, например, всегда его просматриваю. Мы читаем на сайте назидательные доклады конференций, круглых столов, побуждающие не только к мысли, но и к молитве. (Правда, мне больше нравится читать их не в электронном виде, а на бумажных носителях, поскольку что-то можно подчеркнуть, выделить для себя какие-то тезисы, поэтому всегда жду печатных сборников). В традиционной рубрике сайта «Послушания» наше внимание привлекли публикации о послушаниях в Дивеевском монастыре - послушание уставщицы, послушание клиросное, послушание швеи и другие. Находишь для себя что-то интересное и думаешь: могу ли я применить это в своем монастыре? И, признаться, особый интерес у меня вызывают фотографии. Смотрю на некоторые: даль дальняя. Я, допустим, никогда не доберусь до Чукотки или Камчатки, но мое сердце согревает мысль, что у нас там тоже есть монастыри. Там тоже кто-то молится за людей, за нашу землю. За благостояние святых Божиих Церквей. За мир, который, как показали события на Украине, такой хрупкий. Мир - это дар Божиий, и мы с вами видим, что его можно лишиться, потерять!
По благословению Его Святейшества и правящего архиерея Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга не первый год проводит круглые столы, собирая на них монашествующих из разных епархий. Значит, уже накопился определенный опыт. Исходя из него, что бы Вы, матушка, могли посоветовать другим обителям, которым, возможно, предстоит выступить в роли организаторов, стать принимающей стороной? Дайте, пожалуйста, несколько дружеских советов.
В первую очередь я бы посоветовала не бояться брать на себя эти заботы. Поведаю об одном моменте из нашей жизни. Перед монашеским форумом я позвала сестер и сказала, что хотя на его проведение есть благословение Святейшего Патриарха, но в то же время мне хочется услышать и их позицию: им эти собрания что-то дают? Может быть, для них это колоссальная нагрузка, связанная с приемом большого количества гостей? И услышала слова, произнесенные со всей искренностью: благодаря этим мероприятиям и приезду на них многочисленных участников форумов, сестры чувствуют какую-то полноту монашеской жизни. Им радостно видеть, как кто-то из монашествующих идет из лавки с приобретенной в ней церковной утварью, а кто-то из игуменов или игумений фотографирует какую-то деталь архитектуры собора, чтобы применить что-то подобное у себя. Радостно им встречать гостей. «Мы в эти дни ощущаем себя так, будто в Фиваиде живем», - сказали мне сестры.
Следующий мой совет, почерпнутый из опыта, заключается в том, что перед любым ответственным мероприятием, в том числе и перед таким, как монашеский форум, мы служим молебен, на который приходят все сестры обители. Очень важно призвать благословение Божие на предстоящие их труды и на труды наших высоких гостей. Отдельное прошение вставляем и во время Литургии.
А где лучше проводить монашескую встречу, в каком помещении?
Тут всё индивидуально. Вот у нас, допустим, нет большого актового зала, и местом такого собрания мы сделали Введенский храм в Свято-Владимирской школе при монастыре. На мой взгляд, это очень уместная практика, потому что каждое слово, сказанное монашествующим, не должно быть праздным, не должно быть дерзким или произнесенным просто от ума. Известен случай, когда преподобный Силуан Афонский однажды спросил старца Стратоника: «Как говорят совершенные?» Тот был в изумлении от вопроса, и старец Силуан ответил сам: «Святые, совершенные ничего от себя не говорят». Старец Силуан имел в виду, что совершенные говорят от откровения Божия. Ну а мы, немощные, несовершенные говорим еще и от Священного Писания, еще и от опыта. Однако у нас как у христиан, как у монахов и как у тех, кто отвечает за спасение не только собственной души, но и за души других людей, должно быть постоянное памятование, что нашим игуменским словом можно человека ранить, а можно исцелить. Можно его отправить в пути уныния, а можно воодушевить ко спасению и возставить с одра расслабленности, болезни духовной или даже порою из состояния, подобного духовной смерти. И где как ни в храме такие воодушевляющие слова должны звучать?
Когда наше собрание проходит в храме, перед святыми образами, перед престолом Божиим, находящимся в алтаре, невольно в душе встают священные для каждого монаха воспоминания принесения своих обетов, а для игуменов и игумений - особые слова чинопоследования поставления в игумены, звучавшие в храме. (Перед святым жертвенником читается молитва, в которой есть такие слова: «Да не нерадения твоего ради погибнет душа его, имаши бо ответ дати Богу о нем в день судный»). По причине отсутствия помещения мы проводим круглые столы в храме. Но для нас, как мне кажется, это промыслительно: ты сидишь и молишься, слушая чьи-то выступления, вопросы, ответы. Мое личное ощущение - общая молитва таинственным образом действует на сердца присутствующих и возбуждает каждого в отдельности к молитве. Так что не надо смущаться отсутствием отдельного конференц-зала или актового зала. Получится у кого-то проводить монашеские форумы в храме? Тоже хорошо!
Если говорить о времени, которое мы посвящаем докладам и дискуссиям, то нельзя не отметить следующую чрезвычайно важную вещь: благодаря указанию руководителей Синодального отдела по монастырям и монашеству выбрана очень грамотная мера слышания и вопрошания. В одной из глав «Добротолюбия» даже беседы на духовную тему - слишком продолжительные и излишние - вменяются в празднословие. Мера беседы должна определяться тем, что, услышав произнесенные духовные поучения, назидания, человек не теряет силы и ревности к молитве. А бывают иногда конференции, на которых ты еле досиживаешь до конца. Даже слыша на них интересные доклады и воодушевляющие слова, ты чувствуешь, что совсем иссяк физически, эмоционально и, быть может, духовно. Ведь слово Божие, в котором присутствие Христа, - рассекающий меч. И наше падшее естество - и тело, и душа - не может услышать очень много духовного в один раз.
Матушка, в рамках конференций их участники совершали небольшие паломничества. Ныне им были предложены поездки в Свято-Троицкую Приморскую мужскую пустыни, Александро-Невскую лавру, Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке. По отзывам многих, паломническая составляющая таких встреч - великое дело.
Мы должны чувствовать себя преемниками тех, кто подвизался до нас. И помнить, что идем в Царствие Небесное по дороге, проторенной преподобными, праведниками, святителями, блаженными. Поэтому монашествующие - участники форумов - ездят к святым угодникам Божиим, которые помогают им шествовать тем путем, который был ими избран. Ездят к блаженной Ксенюшке Петербургской, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святому благоверному князю Александру Невскому. Сейчас большая группа посетила знаковое место для русского монашества - Свято-Троицкую Сергиеву пустынь, где святитель Игнатий (Брянчанинов) провел 24 года своей жизни. Там, в Приморской пустыни, можно явно представить реальные очертания монашеского подвига. Например, святитель Игнатий очень не любил Петербург, крайне не любил Сергиеву пустынь и все эти годы мечтал о том, как оттуда уехать. Но Господь через разных людей - и благонамеренных, и неблагонамеренных - не давал ему исполнить это желание. И благодаря такому отсечению воли святителя перед обстоятельствами, которые могут показаться случайными или просто человеческими, он написал свои главные труды, а затем редактировал их и что-то дописывал в Николо-Бабаевском монастыре на Ярославской земле. Современные монашествующие, узнав эту житийную историю, понимают, что ничего случайного не бывает. Нравится тебе тот монастырь, куда Господь тебя привел, или не нравится - это Божий Промысл. Чаще всего бывает так: монастырь поначалу нравится пришедшему в него человеку. Потом дьявол подает мысль: это случайность, поищи еще, здесь климат тебе не подходит. Что приходит на память? Что святитель Игнатий говорил, что и климат ему не подходит, и местность болотистая, и болеет он здесь... А, оказывается, это был Промысл Божий!
Матушка София, мы с воодушевлением передаем Вам слова благодарности за радушный прием и четкую организацию работы форума, услышанные от многих его участников, с которыми нам довелось побеседовать, а от своего имени благодарим Вас за содержательную беседу.
Беседовали Екатерина Орлова и Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ