Учитель русских учителей Константин Дмитриевич Ушинский полагал, что главным в «усовершенствовании природы человеческой» является формирование нравственных привычек и навыков. Продолжаем серию публикаций, посвященных искусству воспитания высших христианских ценностей - добродетелей.
Учение о добродетелях и страстях занимает центральное место в христианской антропологии. Добродетели или богоподобные свойства человека есть «одежды души, в которые ей надлежит облечься на земле и в которых она предстанет пред Богом в вечности»1.
Святоотеческому суждению созвучны мысли К.Д. Ушинского, который полагал, что педагогика есть высшее из искусств, стремящееся к «усовершенствованию самой природы человека - его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть Совершенный Человек»2.
Одеждами наших идей называл Ушинский человеческие привычки и навыки. Ибо само по себе нравственное знание еще не обусловливает благородного поступка; лишь ведение, соединенное с чувством, закрепленное навыком, позволяет прикоснуться к искусству праведной жизни.
«Привычка есть вторая натура»: Ушинский согласен с величайшим знатоком человеческой души Шекспиром, который называл привычку «то чудовищем, пожирающим чувства человека, то его Ангелом Хранителем».
Константин Дмитриевич не успел закончить третий том своего фундаментального труда «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии», который планировал посвятить явлениям духовной жизни. Впрочем, и первые две книги, где внимание акцентируется на телесном и душевном устроении человека, многое открывают.
Путь к душе идет через тело. Одним из первых в физиологии и психологии Ушинский называет привычки и навыки «усвоенными рефлексами»; более того, говорит о наследовании не только привычек, но и характеров - «факт, который кажется нам совершенно несомненным, хотя, к сожалению, и мало исследованным»3.
Спустя два столетия, уже в наши дни, понятия родового греха и родовой добродетели в человеческом характере раскроет профессор МДА А.И. Осипов. По его мнению, «тяжелые грехи, тяжелые преступления, которые совершаются кем-то из предков, налагают свой отпечаток на формирование духа, а лучше сказать не на формирование, а на сам характер духа, с которым рождаются потомки»4. Однако родовой грех, по мнению Осипова, может быть изжит покаянием, подвигом христианской жизни: «Бог видит, в какой степени я борюсь. Вот эта-то борьба и является самым ценным в нашей человеческой жизни»5.
Родовой грех может быть изжит покаянием, подвигом христианской жизни
Ушинский описывает два типа характеров: природный (когда все хорошее обусловливается природным влечением) и выработанный самим человеком (когда приходится бороться с порочными врожденными наклонностями). Именно этот, второй - «сократовской» - тип характера для педагога представляет собой нравственную доблесть и красоту. Такие люди «вырывают с корнем зло не только из себя, но, может быть, из своих детей и внуков и вносят в жизнь человечества новые, живые источники добра»6.
Чем моложе ребенок, тем легче, быстрее, по мнению педагога, укоренить в нем добрые навыки и привычки и искоренить злые. И наоборот - чем больше накапливается привычек у человека, тем труднее прививаются новые, встречая сопротивление прежних.
Младенец с рождения очень скоро привыкает к определенному порядку действий, любые изменения правил вызывают в нем горячий протест. Исходя из этого, Ушинский объясняет причины многих детских капризов и истерик. «Вот почему у беспорядочных матерей и дети беспокойны, тогда как у матери с определенным образом действий дети не кричат понапрасну»7. Размеренная, ритмичная жизнь успокаивает нервную систему.
Педагог пишет об исключительной важности бессловесного периода жизни
младенца для формирования его личности - именно в это время в душе
ребенка образуются первые понятия, пока еще не связанные в единую
картину мира даром слова. «И счастливо дитя, если первое человеческое
лицо, отразившееся в нем, есть полное любви и ласки лицо матери»8.
При этом злая кормилица может, по словам Ушинского, взрастить злого
ребенка. «Конечно, злость не может быть передана через молоко, хотя
молоко раздраженной женщины портит желудок ребенка; но злая женщина
обращается зло с младенцем, и своим обращением, а не молоком сеет в нем
семена злости или трусости»9, - пишет педагог.
Важно привнести в жизнь ребенка порядок, позаботиться о спокойствии его нервной системы, об удалении от него всего грязного, раздражающего и уродливого. Привычка к порядку, превратившись в бессознательно выполняемую потребность, сохранит силы и время человека в его взрослой жизни.
При искоренении злой привычки требуется время, терпение и педагогический такт, слишком резкое действие может возбудить в ребенке ненависть к воспитателю, развить в нем скрытность, хитрость, ложь, а саму привычку обратить в страсть. Многие привычки, отмечает педагог, действуют заразительно. Необходимо понять, отчего произошла та или иная злая направленность характера, действуя против причины, а не против следствия.
Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему; капитал этот растет, и процентами с него человек пользуется всю жизнь. Дурная же привычка в той же мере представляет собой невыплаченный заем, который «в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства»10.
Портрет К.Д. Ушинского
В то же время, как считает Ушинский, пока жив человек, он может измениться и из глубочайшей бездны нравственного падения стать на высшую ступень нравственного совершенства - «невозможное человекам - возможно Богу» (Лк. 18:27).
Есть в жизни такие непостижимые человеческому разуму моменты, когда душевное потрясение, необычайный порыв духа одним ударом истребляют самые вредные наклонности и закоренелые привычки, «как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем»11.
Из евангельской истории известен пример благоразумного разбойника, распятого со Спасителем, - первого человека, вошедшего после покаяния в райские обители.
Но для такого рода преображения, по мнению великого педагога, нужна «сильная душа», способная «посреди мучений креста подумать не о себе, а о Другом, Кто страдал невинно, сознавать законность своего наказания, всю глубину своего падения и все величие Другого».
Таким образом, внешний труд, напряжение телесных и душевных сил наряду с добрыми примерами - необходимые, но недостаточные средства стяжания добродетелей, воссоединяющих человека с Богом.
Лишь смирением и последующим даром Благодати Божией пресекаются страсти и открываются райские обители - ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
Ольга Каменева
Константин Ушинский об основных правилах формирования привычек:
- привычка укореняется повторением действий; при этом нервная система
имеет обыкновение уставать, ей необходимо иметь возможность
восстанавливать силы;
- обдумывая новый образ действий, необходимо выразить его в простом, ясном, коротком правиле, обязательно требуя его выполнения;
- не следует устанавливать таких правил, исполнение которых нельзя проконтролировать;
- правил одновременно должно быть как можно меньше; если ограничить
ребенка множеством правил, это приведет к нарушению того или иного из
них, привычки не будут закрепляться;
- если воспитателей несколько - необходимо, чтобы они следовали единым требованиям к воспитаннику.
1 Платон (Игумнов), архим. Нравственное богословие. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 313.
2 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I. - М.: Книга по требованию, 2014. С. 13.
3 Там же. С. 220.
4 Осипов А.И. О родовом грехе. - URL:
https://pravoslavie.fm/bogoslovie/aleksey-ilich-osipov-o-rodovom-grekhe/
(дата обращения: 24.06.2019).
5 Там же.
6 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания... С. 231.
7 Там же. С. 208.
8 Там же. С. 215.
9 Там же. С. 214.
10 Там же. С. 229.
11 Там же. С. 230.