Автора на сцену!

0
1063
Время на чтение 5 минут

Источник:Литературная Россия

– На днях состоялась церемония награждения победителей конкурса на лучшую современную пьесу «Автора на сцену!», где вы председательствуете в жюри. В чём главное этого конкурса от театральной премии «Золотая маска», от других аналогичных фестивалей и наград? Вы пытаетесь противостоять современному мейнстриму, так называемой «новой драме»?

– «Золотая маска» вручается в основном за режиссёрские решения – и здесь уже самое существенное отличие от нашего конкурса, который вручается за достижения в драматургии, которая должна, на наш взгляд, оставаться основой театра. Я не говорю, что режиссёрские решения – это неважно. Но надо понимать, что это только часть процесса, а когда это начинает доминировать в театре – получается бессмыслица! Это как если бы мы сказали, что в архитектуре главный – прораб. «Минуточку, может – архитектор?» – спросите вы. «Да кому он нужен!» – ответят вам всезнающие театралы. Что касается «новой драмы» (и как своеобразного течения, и как одноимённого фестиваля), то это драматургия, ориентирующаяся исключительно на эксперимент. И это тоже неплохо. Другое дело, что бывает эксперимент двух видов. Иногда писатель настолько овладел мастерством в своей профессии, что ему тесно в рамках «канона», и он начинает творческий поиск, экспериментирует. Это хорошо. Но чаще всего эксперименты нам показывают те, кто «каноном» не овладел. Конечно, им это скучно, тяжело, в конце концов, – это же надо учиться! И вот тогда такие авторы начинают выдавать своё неумение за некое новаторство. Но это не новаторство, а просто непрофессионализм!

– Каким образом, в таком случае, «новая драма» занимает такие крепкие позиции?

– Просто была дана установка на поддержку именно «Золотой маски» и «новой драмы», а вот такая серьёзная, профессиональная – не будем говорить талантливая, это уже решат потомки, – но, во всяком случае, профессиональная драматургия – она была просто изолирована, её искусственно маргинализировали. При этом театры не могут жить без современной репертуарной драматургии, им её сейчас не хватает, как воздуха.

– Вы говорите – нет современной драматургии. Как же так? А «новая драма»? Они ведь считают себя самой что ни на есть современной драматургией?

– Да, вы считайте себя кем хотите. Но современная драматургия не заканчивается экспериментами. Более того, эксперимент ведь штука мимолётная. Сегодня это интересно и ново, а завтра, когда дело доходит до серийного производства, оказывается, что одного эксперимента недостаточно. Законы драматургии ведь никто не отменял. Вот поэтому серийное производство никак у них и не получается! Премии они получают, «золотые маски» всякие, зарубежные награды, но при этом на их спектакли народ не валит толпами! Такой вот парадокс. У меня с ними давняя полемика… Вот они, например, говорят: сейчас не может быть драматургии, которая собирает полные залы. Но позвольте! Я написал пьесы, которые собирают полные залы в Театре сатиры – от показа к показу (а это, на минуточку, 1200 мест). Так может, дело не в том, что «время такое»? Может, всё-таки главное – качество литературного материала, и если ты не можешь написать пьесу, на которую люди будут пятнадцать лет ходить, то это только твои проблемы, а не зрителя?

– То есть вы ратуете за возврат к литературоцентричности в современном театре?

– Конечно! В основе театрального успеха всегда – драматургия. Долго идут только хорошие в литературном отношении пьесы. Можно раскрутить на какое-то время балаганчик, но это ненадолго. Именно поэтому они всегда старались блокировать такой театр, основанный на литературном материале, потому что сами они не умеют писать хорошие пьесы. А деньги на постановки получать – очень хочется.

– Но почему такая противоестественность существует. Проще говоря, зачем власть даёт им эти деньги, предоставляет помещения?

– Потому что, к сожалению, культурой у нас руководят люди, которые считают российскую цивилизацию вторичной и не заслуживающей права на самостоятельное существование. Работает «пятая колонна», и, к сожалению, успешно.

– Но всё же существуют ведь и глобальные процессы в искусстве, о которых сейчас все говорят: искусство, к сожалению, всё больше становится развлечением.

– Но ведь «новая драма» и развлечь не может! Чтобы развлекать, надо тоже быть профессионалом. А они – любители. Я вам приведу такой пример. В Театре сатиры уже пятнадцать лет идёт моя комедия «Хомо эректус». Сейчас параллельно показывают абсолютно развлекательную, как вы говорите, коммерческую комедию Р.Куни «Слишком женатый таксист». И что вы думаете? Так вот, мой «Хомо эректус» собирает зрителей, а значит, и денег, – больше. При этом у меня не развлекательная вещь. Конечно, написана она так, чтобы, грубо говоря, человек досидел до конца. Но по сути пьеса о серьёзных вещах.

– То есть вы не против экспериментов, как таковых, и не против даже некоторого развлекательного начала, но за профессионализм?

– Конечно! И мы, создавая этот конкурс, ставили целью эту блокаду, как бы это помягче сказать, халтурщиков, которые выдают себя за новаторов, прорвать. Показать российскому зрителю настоящих, талантливых, профессионально пишущих драматургов. Их достаточно много на Руси.

– И у вас большие планы на будущее: на пресс-конференции перед награждением лауреатов вы говорили о необходимости создании самостоятельного театра, где такой подход будет превалировать. Какие первые шаги в этом направлении уже сделаны?

– Я уже говорил об этом уже и с министром культуры Владимиром Мединским, и с руководителем Департамента культуры города Москвы Александром Кибовским…

– И как они реагируют на ваши предложения?

– Вы знаете, очень положительно. Они ведь и сами уже чувствуют, что что-то пошло не так. Вот отдали несколько театров под проект современной драматургии. И что получилось? Как только люди получили эти площадки, они начали заниматься исключительно самовыражением через «эксперименты», угождать тусовке, ставить своих друзей и любимых западных авторов…

– В таком случае, раз уж заговорили о новых лицах в театрах Москвы, не могу не спросить вас о ситуации с МХАТом им. Горького.

– С театром Дорониной произошла трагедия. Это был, к сожалению – был, нормативный русский реалистический театр. Таких у нас осталось на всю страну несколько штук. И разрушить его ради того, чтобы создать ещё один театр «Практика», – которым руководил Бояков в своё время (и он же создавал «Золотую маску», какое совпадение!) – но при этом не на 100 мест, как была «Практика», а на 1600! Ну, это, знаете ли…

– И в результате он не может справится с такими объёмами, выдумывает какую-то дополнительную культурную деятельность, как будто они общественный центр или библиотека…

– Ну а что остаётся, если залы не заполняются?

– Но всё-таки это не совсем театр «Практика», нет? Всё-таки под соусом патриотизма новая политика подаётся… Прилепин, опять же.

– Минуточку. А почему тогда Прилепин вместе с Бояковым не решили сделать патриотическим Театр Вахтангова, которым руководит гражданин Евросоюза господин Туминас? Почему они решили сделать православным, русским и патриотическим театр, который тридцать лет таким был и без них? Причём ещё тогда, когда сам Бояков ещё не был ни православным, ни патриотом.

– Ну, остаётся только надеяться, что у вас получится создать новую театральную площадку, где будет место традиционному русскому театру.

Беседовал Иван КОРОТКОВ

Источник:Литературная Россия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Поляков
Музы и пушки
О книге Сергея Лобанова «Голос фронта»
05.04.2024
Парадоксы культуры
Разговор с прозаиком и драматургом Юрием Поляковым
26.01.2024
«Все они – и Галкин*, и Быков*, и Акунин** – рассчитывают на «эффект Солженицына»
Известный писатель о «гормональных либералах», «бюджетных патриотах» и миссии Путина
22.01.2024
Все статьи Юрий Поляков
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 04:10
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24