Как я гостил у Патриарха

Новости Москвы 
0
485
Время на чтение 13 минут

 

    

 

Сразу уточню, что гостил я у Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Дело было вот как...

В начале нулевых я, тогда еще 20-летний молодой человек, учился в Московской духовной семинарии - престижной духовной школе, в которой на тот момент обучались ребята со всего бывшего Союза. Был в моем классе грузин с древнейшей грузинской фамилией. Саша Стуруа его звали. И вот приглашает меня как-то Саша, курсе этак на третьем, съездить с ним в Грузию на каникулах. «Поедем, ‒ говорит, ‒ остановимся в Тбилиси. Я со Святейшим хорошо знаком. Он встретит нас, поможет. И по святым местам поездим. Там в Бодби святая Нина в мощах лежит. И Хитон Господа там, в прежней столице Мцхете. Да и Колю с собой возьмем. Поехали». Коля - мой давний друг. И добавил его Саша в нашу компанию, чтобы удобнее было меня уговорить. В общем, я согласился. Было это в начале учебного года, но к его концу Господь, как это часто бывает, наши планы подкорректировал. Человек, как известно, лишь предполагает. Мой Коля летом задумал жениться и молвил мне: «имей мя отреченна». Я, конечно, поскорбел, но эту скорбь с лихвой восполнила ликующая радость за друга: слава Богу, его жизнь уже устраивается! Главный сюрприз ожидал меня впереди. Визы уже были сделаны и билеты куплены, до поездки оставался какой-нибудь месяц. И тут подходит ко мне грузин Саша и с весьма невозмутимым видом заявляет: «Ты прости, поехать не могу, меня начальство не отпускает (он был иподиаконом). Но ты не переживай, поезжай один. Ни о чем не беспокойся, я позвоню в патриархию, тебя там примут. Тебе, главное, доехать до Тбилиси». Это уже было серьезно. До сих пор я никогда не выезжал, да еще и в одиночку, за границу нашей необъятной Родины, и подобные вояжи не входили в мои планы. Но Сашины слова, при его удивительном обаянии, были столь убедительны, что я, после небольшого колебания, все же согласился. «От Господа стопы человеку исправляются»...

Скорый поезд Москва-Владикавказ (авиасообщения тогда не было) быстро домчал меня до столицы Северной Осетии, и вместе с первым глотком кавказского воздуха я вкусил незабываемое ощущение начинающегося путешествия. Была твердая уверенность в том, что если и встретятся на пути какие неприятности, Господь подаст и избавление, и моя вера, слегка «припудренная» «тепличной» семинарской жизнью, через испытания лишь обретет «свое лицо». И Господь, надо сказать, дал мне такой шанс, ибо приключения начались практически сразу.

Самый короткий путь от Владикавказа до Тбилиси пролегал через грузинский Гори, перед которым надо было преодолеть российский и грузинский пограничные посты. И вот, благодаря совместным усилиям наших русских и грузинских братьев, передо мной встала первая проблема: посты пришлось преодолевать более 12 часов! Это никак не входило в мои планы и серьезно осложнило достижение цели. На территорию Грузии мы заехали уже заполночь.

От Гори до Тбилиси примерно 80 км пути, и ехать по пустынной грузинской дороге было бы легко и радостно, если бы меня не ожидала отнюдь не радостная перспектива оказаться на месте глубокой ночью. Но ничего ‒ Господь не оставит, ‒ верил я. Полупустая маршрутка неслась по пустынным провинциальным городкам, и я, дабы отвлечься от мрачных мыслей, пытался присматриваться к мелькавшим за окнами образцам грузинской флоры. Но отвлечься, увы, не получалось, да и начавшийся при подъезде к Тбилиси дождь добавил «пороху». Начавшись, он упорно не хотел успокаиваться, а к «конечной» и вовсе «ударил» по моему настроению, став проливным.

Итак, в 2:30 ночи я оказался на безлюдной улице столицы незнакомой мне страны под проливным дождем (хорошо, что зонтик взял). Ну, здравствуй, Грузия! О, если бы мои приключения на этом закончились, я считал бы тебя самой гостеприимной страной в мире. Но приключения, увы, только начинались.

На автовокзале приезжих встречала группа таксистов, которые, обступив нас вокруг, предлагали свои услуги. Мой выбор пал на пожилого грузина - интуиция подсказывала: если что, приютит. Мы погрузили мои вещи к нему в автомобиль и тронулись. Однако не успели мы проехать и километра, как догнавший сзади автомобиль с включенными «синими ведерками» заставил нас съехать на обочину и остановиться. Из машины вышел двухметровый грузин с автоматом наперевес, открыл мою пассажирскую дверь и, предъявив «ксиву» стража порядка, приказал мне следовать за ним с вещами. Усадив меня в свой автомобиль, стражи (их было двое) сначала потребовали мои документы, оказавшиеся, разумеется, в полном порядке. Затем их заинтересовала моя дорожная сумка, которая после «ревизии» лишилась двух новых рубашек. Заключительный же аккорд прозвучал так:

‒ Ну, теперь поехали в отделение.

‒ За что? Какие у меня нарушения?

‒ Мы найдем.

‒ Нет, ребят, давайте разбираться на месте.

‒ Хорошо, давай по 10 лари «на нос», и мы отвозим тебя обратно.

На тот момент ни одного лари (грузинская валюта) у меня на руках еще не было, и ребята «добродушно» согласились подвезти меня до ближайшего обменника. Попросив водителя такси немного меня подождать, я отправился со «стражами какого-то порядка» к обменнику. В голове крутилось и ироничное «вот оно, грузинское гостеприимство», и саркастичное «поделом тебе, отправился в одиночку за границу, смелый какой», но сердце (или голос Божий) подсказывало, что Грузия еще «отыграется». В общем, после похода в обменный пункт в сопровождении двоих с автоматами я «оплатил секьюрити» и был благополучно возвращен своему таксисту. Спасибо им и на этом! Взяли по нашим меркам совсем немного!

У таксиста, как сейчас помню, была старенькая «шестерка», которая, без особой, впрочем, перспективы, помчала меня прямо в патриархию. Подъехали. Было начало субботы, и патриархийный охранник, недовольный тем, что нарушили его «субботний покой», сухо пробурчал:

‒ Я не в курсе, никаких указаний относительно вас не поступало. Приезжайте лучше в понедельник, в субботу все равно не будет никого, кто мог бы вам помочь.

Приехали. Что делать? Хорошо, с таксистом интуиция не подвела. Таксист с замечательным русским именем Сергей пригласил меня к себе домой, по крайней мере до утра. Было решено, что до утра пробуду у него, а часам к 9 вернемся сюда же. Если же и утром ничего не получится, то, как говорится, «доживем до понедельника». Вот оно, гостеприимство грузинское, уже безо всяких кавычек! Едем. Недолго едем. У старенькой «шестерки» «закипел» движок. И, к сожалению, надолго. Сергей пытался реанимировать автомобиль, заливал в радиатор холодную воду, но ничего не получалось. И мы решили переждать где-нибудь на обочине до утра. Уже улеглись спать, откинув сидения назад, как вдруг Сергей вскакивает и говорит:

‒ Нет, так не годится, мой гость не может ночевать в машине. Кого-то поймаем и попросимся на буксир.

Ловили недолго. Вскоре около нас остановилась «Ока», из которой вылез человек... нет,   пол-человека. Это был мужчина лет сорока, у которого ниже пояса была лишь подставка с колесиками, на которых он к нам и подъехал. Такие мне уже встречались в нашей московской подземке, но чтобы они еще и автомобиль водили по улицам столицы, такого я еще не видел. Этот «водила», Рома его звали, как оказалось, потерял ноги еще в грузино-абхазскую войну начала 1990-х. А рулить заставила жизнь. Приспособил автомобиль так, что одной рукой рулит, а другая ответственна за акселератор и тормоз. Вот так и до нас доехал. И какой же это наглядный пример для нас, почти здоровых телом, но покалеченных душой! Мы и средь бела дня не можем склонить себя пожертвовать своим временем (силами, средствами) ради ближнего, а этот покалеченный, но не опустивший руки человек с благородной душой не только «бомбит» ночью ради своего пропитания, но и находит время и силы для помощи ближнему! Вот оно, назидание без всяких слов!

«Битый небитого везет». Так и довез нас Рома до дома. А дома нас встречала уже добродушная Зинаб - супруга Сергея, которая попотчевала нас превосходной яичницей. И я, уже утешенный искренним гостеприимством этих замечательных людей и слегка убаюканный грузинской ча-чей, заснул сном младенца, уверенный в том, что утром все будет уже точно по-другому.

Утром Сергей, к тому времени уже «договорившийся» со своей «шестеркой», повез меня снова в патриархию. Но, несмотря на то, что охранник был уже другой, меня там по-прежнему никто не ожидал (!), и все реальней становилась перспектива пожить еще пару дней у грузинских пенсионеров. И тут случилось первое, пусть небольшое, но чудо, за которым последовали и остальные. Когда мы с Сергеем, слегка обескураженные, отходили от патриархийного КПП, к нам подошел молодой человек и предложил помочь. Мне он показался тогда ангелом, посланным от Господа, а в земной реальности оказался лишь семинаристом Тбилисской семинарии. Здания Тбилисской академии и семинарии находились тогда (не знаю, как сейчас) неподалеку от патриархии, и этот молодой Каха «случайно» оказался рядом. Выслушав мой сбивчивый рассказ о сложившейся ситуации, он пообещал Сергею устроить меня в семинарии, и мне пришлось попрощаться со ставшим мне уже другом Сергеем. Доброжелательность и гостеприимство этого настоящего грузина навсегда останутся в моей памяти.

В Тбилисских духовных школах, так же, как и в Московских, были тогда летние каникулы. А поэтому в зданиях никого, кроме охранника, не было. Каха мгновенно договорился с ним ‒ тот был из тех же семинаристов, ‒ и мы, оставив у охранника мои вещи, отправились искать проректора семинарии отца Георгия, который мог оставить меня здесь погостить. Отец Георгий, дай Бог ему здоровья, оказался очень внимательным и скорым на помощь человеком. Выслушав рассказ о моих приключениях, он предложил достаточно интересный и, наверное, единственно верный вариант:

‒ Слушай, ну ты же ехал к Патриарху, а не в семинарию. Патриарх сегодня вечером служит в Сиони. Я буду служить там же. Приходи на всенощную и стой где-то близко к алтарю. Я выберу момент и позову тебя. Сам подойдешь к Патриарху и все ему расскажешь.

Собор Сиони.
Собор Сиони.     

«Сиони» ‒ так называется в Тбилиси Сионский собор, названный в честь одноименной палестинской горы. Располагается он недалеко от здания Патриархии и в те годы был главным кафедральным собором города. Небольшого размера собор виден практически из любой части старого Тбилиси. Но главное в нем - не размеры, архитектурные решения или фрески, а святыни: Крест святой Нины, сделанный из виноградной лозы и сплетенный волосами самой Нины, и глава св. апостола Фомы. Сюда я и пришел на всенощное бдение в ожидании аудиенции у Святейшего. Тогда о Патриархе Илии я знал чрезвычайно мало. Знал, что Патриархом он стал раньше моего появления на свет - в минувшем году исполнилось 40 лет со дня его избрания на престол, ‒ знал, что в 1960-м году он закончил Московскую духовную академию (фото выпуска висит в академическом коридоре), знал, что с ним хорошо знаком мой однокурсник Саша. Это все, что я знал о Святейшем Илии. И тем трепетнее было мое отношение к возможному с ним общению: я никогда не разговаривал с глазу на глаз с самим Патриархом. Как я буду ему обо всем рассказывать? И вообще, о чем мне ему говорить? О том, что мой друг посоветовал мне к нему приехать и сказал, что меня тут с радостью примут? О том, что я очень важная персона - семинарист из Москвы - и потому могу приезжать без приглашения?

Богослужение шло своим чередом, и, хотя все было на грузинском, я (семинарист!) понимал, какой идет момент богослужения. Примерно на стихирах «На Господи воззвах» я пришел в такое состояние, что готов был уже убежать из собора - не только из-за множества вопросов, на которые я сам не знал ответа, но и оттого, что почти без сна и еды в прошедшие сутки уже едва стоял на ногах.

Но вот пропевают «Господь воцарися, в лепоту облечеся», и «момент истины» наступил - отец Георгий выходит из алтаря и зовет меня «на аудиенцию». Пришлось брать себя в руки и приказать своим «ватным» ногам проследовать в алтарь за отцом Георгием. Надо отдать должное этому священнику: он не только кратко рассказал обо мне Святейшему до того, как позвал в алтарь, но и в алтаре, видя мое состояние, подхватил меня и проводил прямо к цели! Святейший сидел в кресле справа от престола. Едва дойдя до него уже трясущимися ногами, я упал перед ним на колени, взял благословение и стал рассказывать. Сбитое дыхание и чрезвычайное волнение делали мою речь очень сбивчивой. Я говорил ему, откуда я, сказал что-то о Саше Стуруа, который передает Святейшему поклон, и о том, что Саше, видимо, не удалось дозвониться до патриархии. Мне, конечно, было стыдно за все, что я говорил. Не только оттого, что гость я незваный, но и потому, что не по чину Патриарху заниматься личными проблемами какого-то русского семинариста. Но Святейший рассудил иначе. Выслушав мою несвязную речь, слегка кивая головой, он на совершенно чистом русском спросил:

‒ Где вы(!) остановились?

‒ Пока нигде, ваше Святейшество.

‒ Тогда остановитесь у меня в патриархии.

Подозвав своего старшего иподиакона, он что-то стал говорить ему уже на грузинском. Потом сказал мне еще пару фраз, и я был оставлен молиться в алтаре до конца богослужения.

Трудно на бумаге изобразить мое тогдашнее состояние. Я воспринимал это как явление Божией благодати мне, грешному, за пережитые в прошедшие сутки испытания.

    

После богослужения мне приказано было пройти к зданию патриархии, находящемуся неподалеку, где меня встретил старший иподиакон Святейшего и препоручил немолодой уже инокине. Патриархия (по крайней мере, тогда) включала в свою структуру женскую иноческую общину, которая проходила здесь свои послушания и для которой совершались богослужения в домовом храме. Инокиня тотчас отвела меня в приготовленную для моего вселения отдельную комнату, показала трапезную и... повела меня к самому Святейшему Илии. Пройдя со мной в приемную, она остановилась недалеко от двери в кабинет Святейшего, и мы стали ждать. Приемная вся была устлана прекрасными коврами, на стенах висели (если мне не изменяет память) картины грузинских мастеров живописи, а у дверей в кабинет лежал огромный живой пес. В породах я ничего не смыслю, но кто-то вроде огромного ротвейлера. При нашем появлении он невозмутимо продолжал лежать, лишь на краткое время повернув голову в нашу сторону.

Патриарх вышел через несколько минут. Красивая ряса и панагия на груди придавали его скромной фигуре особенно величественный вид. Выражение открытой доброжелательности ни на секунду не сходило с его лица. Снова благословив меня, он обратился ко мне с вопросом:

‒ Как вы устроились?

‒ Благодарю вас, ваше Святейшество, очень хорошо.

‒ Вы провели моего гостя в трапезную? ‒ спросил он уже инокиню.

‒ Да, ваше Святейшество, я ему показала.

‒ Нужно не показать, а провести и накормить.

‒ Да, конечно, ваше Святейшество, сейчас все сделаю.

После этого Патриарх протянул мне конверт со словами:

‒ Это вам на личные расходы.

‒ Благодарю вас, ваше Святейшество.

Я поклонился Святейшему Патриарху и вышел от него с чувством благоговейной благодарности. Для меня, как студента духовной школы, такая встреча, помню, имела немалое педагогическое значение и оставила ощущение заученного важного урока.

Около недели я прожил в Патриархии. Денег, которыми меня одарил Святейший - в конверте лежало 100 лари (ок. 1400 руб. - тогда большие деньги) - хватало и на поездки по городу и его окрестностям, и на фрукты. Это же Грузия, как здесь без фруктов! К примеру, килограмм персиков или абрикосов стоил порядка 40 рублей (у нас ‒ в три раза дороже). Но, несмотря на столь длительное пребывание рядом с Патриархом, я имел возможность краткого общения с ним лишь однажды. Каждый вечер иноческая община Патриархии собиралась на молитвенное правило в домовом храме, в котором участвовал и Святейший Илия. Я также иногда посещал это правило. Именно иногда, поскольку было оно довольно длительным и совершалось на грузинском языке. По окончании основных молитв совершался крестный ход с иконами вокруг храма. Его путь пролегал через сад, в котором можно было иногда отдохнуть с книгой в руках. И однажды я, сидя вечером на одной из лавок в саду, услышал молитвенное иноческое пение. Приближался крестный ход. С инокинями шел сам Святейший. Во время одной из остановок, которая совершалась недалеко от места моей «дислокации», Патриарх подошел ко мне и спросил:

‒ Как вам отдыхается у нас?

‒ Благодарю вас, ваше Святейшество, за ваше гостеприимство.

‒ Ну хорошо, отдыхайте.

Благодарил я его Святейшество не только за прием и великодушное ко мне отношение. Благодарил и за удивительную поездку в Давидо-Гареджийскую пустынь, которую он помог организовать, и за посещение древней Мцхеты с ее удивительными святынями. А главное ‒ за тот духовный урок, который был мне преподан...

Возможно (и даже очень вероятно), кто-то из читателей не увидит в этом рассказе ничего удивительного и назидательного. Однако всякому верующему человеку известно, что наша жизнь состоит из небольших (и больших) «случайных» «пазликов», из которых слагается прекрасное и живописное «полотно» нашего спасения. Вытащи какой-нибудь маленький «пазлик», и «полотно» станет в чем-то ущербным. А значит, не бывает случайных «случайностей». Ведь Промысл Божий есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией...». Всякое событие в нашей жизни есть одновременно и действие Бога, Который, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), управляет жизнью человека во всех ее подробностях. А потому во всякой «мелочи» есть свой духовный урок. Надо просто его понять. Что я вынес из этого путешествия? Очень многое. Во-первых, на собственном опыте познал, что трудные обстоятельства в жизни человека - способ для Господа открыть ему Свое присутствие. Попал в тяжелую ситуацию и не знаешь, как поступить - жди «явления» от Господа. Знай, что Он обязательно пошлет человека или ситуацию, неожиданную для тебя и тебе в помощь. Во-вторых, я открыл для себя подтверждение известной поговорки «слова назидают, а примеры влекут». Примеры жертвенного грузинского гостеприимства открыли разницу между декларативным и настоящим христианством, объяснив мне, к моему стыду, что «на моем счету» пока лишь одни «декларации», а настоящие христиане ‒ это пенсионер Сергей и Рома «на колесиках». Наконец, образ Святейшего Патриарха Илии - святого (по моему глубокому убеждению) нашего времени ‒ учит очень многому. Пусть каждый сам подумает, чему.

Для меня же образ Святейшего Патриарха Илии навсегда останется светлым символом Грузии, с любовью лобызающей и незваных гостей.

Священник Димитрий Выдумкин

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Выдумкин
Все статьи Священник Димитрий Выдумкин
Новости Москвы
«Большая честь быть награжденным в такой знаменательный день»
В День Крещения Руси офицеры и курсанты Военной академии Росгвардии почтили память своего небесного покровителя – князя Владимира
29.07.2025
«Князь Владимир – не только креститель, но и собиратель Русской земли»
Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества, посвященные памяти святого равноапостольного великого князя Владимира
28.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
За что столь бесцеремонно уволили митрополита Самарского Сергия?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.07.2025 10:15
«Не будете рожать детей – исчезнете»
Новый комментарий от Туляк
30.07.2025 07:09
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от Русский танкист
30.07.2025 06:07
Три спасительных меры: Дугин о том, как остановить гибель России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.07.2025 05:48
Синод РПЦЗ наступает на те же грабли?
Новый комментарий от Ленчик
30.07.2025 04:35
Подарок святой Марины
Новый комментарий от Veronika
30.07.2025 04:30
Вышел новый 14-й номер журнала «Берег России»
Новый комментарий от Vladislav
30.07.2025 03:55