Встречать не по одежке

0
539
Время на чтение 7 минут

Внешняя сторона церковного благочестия, традиционные требования к внешнему виду человека, входящего в храм, прибегающего к церковным таинствам, посещающего монастырь... Тема, надо сказать, чувствительная и конфликтная. И не потому конфликтная, что какой-то своевольной девице очень нравится ходить в джинсах и никак не хочется надевать юбку. Нет, дело не в этом. Дело в том, что здесь нет, во-первых, единой точки зрения, и с неизбежностью присутствует разномыслие (что само по себе нормально), а во-вторых, не всегда мы, оказывается, можем определить место и значение этого внешнего в нашей жизни; не всегда понимаем, что внешнее должно служить внутреннему, а не наоборот. И вот тут уже встает вопрос отношения к человеку, вопрос любви.

Не так давно один саратовский священник выложил в соцсеть фотографию, на которой нет ничего особенного: просто стоят прихожане в храме, в лучах летнего утреннего солнца, и молятся. И тут же появился коммент: «А у вас что, благословляется с голыми руками в храм входить? У нас выставить могут или, по крайне мере, платок дадут, чтоб руки прикрыла...»

Я в Церкви, слава Богу, больше десяти лет, и мне никогда в голову такое не приходило - что у меня могут возникнуть проблемы в связи с коротким рукавом в летнюю жару. Женская летняя одежда - она же вся с коротким рукавом, в конце концов. Лишать человека возможности молиться в храме из-за короткого рукава, травмировать его, делая виноватым... Зачем?! Что страшного-то в наших локтях, они что - оскверняют святыню, оскорбляют чьи-то чувства, мешают молиться?

Очень много шума в моей ленте «Фейсбука» наделал недавно рассказ женщины - дочери священника, между прочим, с младенчества верующей и воспитанной в уважении к церковным традициям - о том, как ее не пустили в один из южных женских монастырей по причине педикюра - малозаметного лака на ногтях ног. Бдительная монахиня заметила это поблескивание под подолом длинной юбки. Кстати, юбка была монастырская, в собственной своей юбке эта паломница в обитель войти также не могла: длина достаточная, но сбоку до колена разрез, пришлось переодеваться. Но, когда переодетой паломнице выдали флакон ацетона и предложили смыть лак - она покинула монастырь, так и не приложившись к его святыням... Комменты:

«Вас не пустили с педикюром, но против босоножек как таковых не возражали? Странно. Меня в соседний с этим монастырь не пускали в босоножках - требовали, чтоб надела носки».

«Мы ездили в этот монастырь группой в самую жару, на водителе автобуса была рубашка с коротким рукавом, он не знал, что нельзя. Не пустили, пришлось нам срочно искать для него другую рубашку. Женщинам пришлось стереть косметику, кому-то остричь слишком длинные ногти».

«На жене была зимняя юбка, открывавшая только голенища сапог: заставили поверх нее надеть длинную, до полу, монастырскую».

Нет, дорогой читатель, не нужно пугаться: вышеописанное касается далеко-далеко не всех приходов или монастырей. У нас в епархии лишних запретов и нелепых придирок не заведено вообще; притом что большинство прихожан стараются соблюдать традиции внешнего благочестия - посмотрите на любой снимок, сделанный в храме, чтобы в этом убедиться. Что касается монастырей - опытные паломники подтвердят: в большинстве обителей подход к деликатной теме внешнего вида гостей - разумный и адекватный. Определенные требования, конечно, есть, в шортах или мини-юбке, действительно, не пустят, но вот ног и ногтей, точно, не рассматривают.

Но как относиться к строгостям, которые представляются излишними? Как реагировать, если сталкиваешься с неожиданным и жестким требованием? Может быть, мы вообще не вправе об этом судить, наше дело - подчиняться, послушаться? В Интернете многие разделили наше (то есть мое и несостоявшейся паломницы с подкрашенными ногтями) огорчение и недоумение, но немало было и таких, кто ее осудил, причем весьма сурово.

«Если вы неспособны проявить послушание и смыть лак с ногтей, значит, вы недостойны войти в монастырь! И совершенно правильно сделали монахини, что вас не пустили!»

«Монастырь - он и должен быть строгим! А вас никто в монастырь не звал! Не нравятся порядки - езжайте мимо, только и всего!»

Многие - как часто бывает в таких случаях - ставили себя в пример: «А вот от меня тоже потребовали, и я смиренно подчинилась, не то что вы!»

Лично мне представляется, что любой паломник, кто бы он ни был, не только должен уважать порядок, заведенный в монастыре, но и сам нуждается в уважении - к его личным границам, его человеческому достоинству, его, в конце концов, правам, даже к его настроению - это совсем не мелочь на самом деле. Уважение и бережность в данном случае должны быть взаимными.

Я также полагаю: выбор тех, кто в подобной ситуации отсек свое протестующее «я», смирился и проявил послушание - достоин уважения: он может принести человеку добрый плод. Но смирившийся не должен осуждать других за несмирение; послушания лучше требовать от себя самого, а не от ближних. Считать других людей плохими, недостойными христианами, а себя достойным - это именно недостойно звания христианина.

Ситуацию комментирует игумен Нектарий (Морозов), руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии:

- Отношение к подобным ситуациям у меня двойственное. С одной стороны, совершенно верна поговорка «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». В Греции есть монастыри, которые в определенные дни вообще закрыты для паломников. На Афон, как мы все знаем, закрыт доступ для женщин. Правильно это или неправильно? Безусловно, правильно, потому что люди уходят в монастырь, чтобы подвизаться, и им нужны для этого особые условия. Монастырь - сообщество людей, которые живут по принятым ими правилам, по уставу обители, и они не обязаны подстраиваться под окружающий мир.

Но это с одной стороны. С другой - монастырь не только особый мир, он еще и неотъемлемая часть Церкви. Монашество - это, прежде всего, христианство. И наша задача - как можно больше людей не оттолкнуть, но привлечь ко Христу, открыть им, что такое Церковь Христова. А как это сделать, если не любовью, через любовь, через максимально теплое, сердечное отношение к приходящим людям?

Исходя из этого, я полагаю, что нам нужно идти иным путем. Не заставлять смывать лак с ногтей, стирать помаду с губ, не обматывать женщин какими-то черными платками, не бегать за человеком с булавкой, пытаясь заколоть ему разрез, а вместо этого - помочь человеку получить то, что он может получить в монастыре.

У нас есть один вневременной источник, к которому мы должны обращаться в любой ситуации: это Евангелие. А что мы видим в Евангелии? Грешницу, пришедшую омыть ноги Христу. Евангелие не сообщает, были ли на этой женщине украшения, пользовалась ли она тогдашней косметикой, какой была ее одежда. Зато о волосах сообщается, что она утирала ими ноги Спасителя. Распущенные волосы в то время - это признак, как я понимаю, не самого достойного образа жизни. Эту женщину все присутствовавшие осудили. А вот Господь не осудил, Он сказал: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7, 47). А если бы в дверях дома, где это происходило, дежурили слишком строгие ревнительницы благочестия, они ведь ни за что бы эту женщину к Спасителю не пропустили.

Конечно, монастырь по определению - место молитвенного уединения. Но наша российская реальность такова, что монастырский храм становится и приходским тоже, и в него приходит много людей, находящихся в разных жизненных ситуациях, в разных, подчас и тяжелых, и опасных душевных состояниях. И там, где можно пойти человеку навстречу, там мы должны ему навстречу пойти, хотя и не должны, конечно, всю свою жизни по его требованию перекраивать. Следует помнить: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Начать надо с того, что в храм этот человек идет - не хулиганить, не безобразничать, он идет в храм, чтобы помолиться. А мы ему ставим барьеры - юбка не такая, ногти крашеные... Но человек не к нам, он ко Христу пришел.

Говорить о том, что лак на ногтях, или разрез на юбке, или невинная надпись на футболке кого-то соблазняют или чему-то угрожают - по меньшей мере смешно. В нашей жизни предостаточно гораздо более серьезных искушений. Мы соблазняем друг друга, прежде всего, отсутствием любви. И совершенно об этом не беспокоимся. А вот из-за ногтей чужих - переживаем. Не хотелось бы никого осуждать, но в этом я вижу все же дух фарисейства.

В христианской жизни, как и во всякой другой, необходимо правильно расставлять приоритеты, отличать главное от второстепенного. И критерий здесь, конечно, тоже - Евангелие. Ну не сказано в нем ничего про ногти, про разрезы, вырезы, рукава и тому подобное. Зато сказано достаточно о том, как мы, христиане, должны относиться друг к другу, чтобы наследовать Царство Небесное. Конечно, если в храм входит девушка, на которой из одежды одна рыбацкая сеть - такое у нас однажды было - то есть смысл ее остановить, предложить ей другую одежду. И если в майке с сатанистской символикой человек пытается войти - нужно остановить. Но тоже не так: «Пошел вон отсюда». В наше время люди очень многое делают бездумно: человек может напялить на себя эту майку, не понимая, какую информацию она несет. Ему нужно просто объяснить, почему в таких майках в христианские храмы не ходят, почему это вообще лучше не носить.

Излишнее внимание к внешнему благочестию вполне может оказаться подменой благочестия внутреннего. Именно подменой. Симптомом отсутствия подвига - обуздания собственных страстей, очищения воли, стяжания добродетели. Отсутствие всего этого, незанятость души приводит к тому, что люди начинают бороться с лаком на чужих ногтях или тушью на чьих-то ресницах. Меж тем давно замечено: чем строже человек к себе, тем лучше он знает свою собственную немощь и тем больше жалеет окружающих, тем снисходительнее к ним.

Как реагировать, если мы столкнулись с чем-то подобным? Спокойно, без лишних эмоций, без осуждения. Христианская жизнь - она ведь вообще требует прощения, терпения и максимально спокойного отношения ко всему. Не пускают - ну и не нужно. Пойдем в другое место, а этих людей оставим жить так, как они считают правильным. У аввы Дорофея есть слова на этот случай: «Нашел брат путь свой». Если очень хочется поделиться болью, быть услышанным - можно написать спокойное, не агрессивное письмо правящему архиерею этой епархии.

Газета «Православная вера» № 17 (612)

[Марина Бирюкова, Игумен Нектарий (Морозов)]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 15:17
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39