175 лет назад, 2 ноября 1843 года, родился Марк Антокольский, выдающийся скульптор, о котором в советское время говорили и писали значительно меньше, нежели о его внучатом племяннике, талантливом поэте Павле Антокольском.
Имя ваятеля не замалчивалось, однако пропагандой его наследия в бесклассовом атеистическом государстве никто себя не утруждал - видимо, потому, что религиозный, этнический и монархический мотивы в творчестве скульптора были слишком очевидны.
Критику Владимиру Стасову весной 1873-го он писал из Рима: «Я сделал эскиз - Христос перед судом народа. Вы удивляетесь? Представляю себе, как христиане и евреи поднимутся против меня. Евреи, наверное, скажут: «Как это он сделал Христа?» А христиане скажут: «Какого это Христа он сделал?» Но до всего этого мне дела нет. Пожалуйста, обо всем никому ни слова, только Репину». В этих словах, надо полагать, заключалось творческое и жизненное кредо великого художника.
Он действительно старался не обращать внимания на конъюнктуру, изображал своих героев так, как их видел (а кругозор Марка Матвеевича благодаря приобретенным познаниям отличался редкой широтой). Брался за раскрытие самых сложных образов и почти всегда ставил в тупик маститых искусствоведов и просто ценителей прекрасного. Потому что рушил шаблоны, создавал принципиально новые, поначалу «странные» в глазах его современников, образцы. Так, человеческая - не только божественная - природа Иисуса Христа открылась Николаю Ге и Василию Поленову, которые стали писать Спасителя согласно привнесенному Антокольским «канону». А с тех пор как скульптор показал миру своего «Ивана Грозного», многие начали воспринимать царя не как свирепого (если не сумасшедшего) деспота, но как глубоко несчастного, придавленного спудом чудовищных, непреодолимых обстоятельств самодержца.
В наше время пользуются популярностью издательские подборки под общим названием «Люди, изменившие ход истории». Марк Антокольский едва ли как-то воздействовал на глобальные политические процессы, однако на историю русской культуры, бесспорно, повлиял.