«Нельзя рядом с образом святого князя Владимира устанавливать идолов земных интересов»

Беседа с епископом Иовом (Смакоузом)

0
518
Время на чтение 11 минут
В.М. Васнецов. Крещение Руси. Фреска Владимирского собора г. Киева. 1895-1896 гг. Собор ныне в плену раскола
В.М. Васнецов. Крещение Руси. Фреска Владимирского собора г. Киева. 1895-1896 гг. Собор ныне в плену раскола

Наша беседа с епископом Иовом (Смакоузом) состоялась после последнего заседания Священного Синода РПЦ от 14 июля 2018 года, на котором вместе с благодарностью в его адрес за понесенные труды в Канаде было определено «продолжить архипастырское служение в пределах Украинской Православной Церкви по усмотрению Синода последней».

13 лет с любовью и терпением нес владыка Иов непростое послушание за океаном на канадских землях, окормляя православную паству, среди которой в своем большинстве его земляки - выходцы из западно-украинских земель, верные Православию русины. Уроженец славного Почаева, где в семье священника прошли детские и юношеские годы Виктора Смакоуза, он в монашестве был наречен в честь преподобного Иова Почаевского. После преподавательской работы в Киевских духовных школах был призван к архиерейскому служению на Херсонскую, а затем Сумскую кафедры УПЦ, а с 2005 года нес послушание в далекой Канаде и все эти годы не прерывал связи с родной Украиной.

Разговор шел о предстоящем праздновании 1030-летия Крещения Руси на Украине, в Киеве - купели Православия славянских народов.

Епископ Иов (Смакоуз) Епископ Иов (Смакоуз)

- Владыка, что вы можете сказать о значении этого юбилея в контексте современной жизни Украины? Приходится констатировать, что церковные праздники взяты на вооружение раскольниками и их высокими политическими покровителями.

- Церковные праздники должны напоминать нам о связи с Богом, приближать нас к Нему через покаяние, очищение и доброделание. А «праздник ради праздника», лишь бы отметиться, попиариться... - о таких празднованиях в Книге пророка Исаии сказано, что подобные праздники, - говорит Господь, - «ненавидит душа Моя» (Ис. 1: 14). Если внутри одна бездуховная пустота, нет молитвенного приближения к Богу и общения с Ним, то крайняя степень внешней восторженности праздничным великолепием быстро сменяется чувством неудовлетворенности, критиканства и ненависти. Все это было в нашей истории, начиная с «Осанна!» при входе Христа в Иерусалим, и на протяжении последних 100 лет, и совсем недавно, когда государство возвращало канонической Церкви святого князя Владимира экспроприированные святыни, древние храмы, монастыри, а сейчас под призывы раскольников пытается их забрать, закрывая глаза на беззакония самосвятов и их боевых ультрарадикальных отрядов типа «Правого сектора», «С14» («Сич») и др. «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10).

Церковные праздники должны приближать нас к Богу, напоминать о связи с Ним, а не о политике

Особенно опасно использование церковных праздников в политических целях. Нельзя, образно говоря, в Божественную лампаду «чистоелейной» молитвы и благоговения подливать для «более эффектного горения» нечто чужеродное и легковоспламеняющееся, нельзя рядом с иконой святого князя Владимира ставить политические идолы земных интересов. Ведь именно языческих идолов сбросил в Днепр наш Креститель. Как иначе назвать провозглашение лозунгов о некоей «Единой Православной Церкви», выискивание путей для «узаконивания» бесчинных раскольников «УПЦ-КП» во главе с анафематствованным бывшим митрополитом Филаретом, как не сотворение политических кумиров? Ведь за скобками этих «духовных благодеяний» властей предержащих отчетливо просматривается программа открытых гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь вплоть до ее уничтожения.

Однако авторам этих лукавых проектов следует обратить внимание на указания Священного Писания, историю Ветхого Завета, в которых Бог наказывал Свой избранный народ за «блуд» с ложными, чужими божками горьким порабощением теми народами, пред которыми тот безумно преклонялся, которым легко подражал.

- Современные божки и идолы в виде вожделенных «ценностей» европейской и американской свободы в худших ее проявлениях?

- Именно. Князь Владимир мудро выбирал истинную веру среди множества исповеданий различных народов не только для себя, своих современников, но и для нас. И он не ошибся!

Алексей Филатов. Выбор веры князем Владимиром. 2007 г. Алексей Филатов. Выбор веры князем Владимиром. 2007 г.

Современному же украинцу, ищущему спасения, решившему переступить порог храма, приходится выбирать, изыскивать единственную Невесту Христову, истинное Тело Христово среди «церквей лукавствующих» и лжи.

И как разобраться в этом хаосе лукавых подмен под хор пропагандистских призывов телевизионных каналов, интернет-ресурсов, газет, журналов и с политических трибун, призывов, направленных против истинной Церкви Христовой? Сложно. Ведь и у самозванцев такие же храмы, часто старинные, захваченные, «духовенство» с крестами на груди, в сверкающих ризах и митрах... Но как ни стараются закулисные «режиссеры», правду не спрячешь: многотысячные крестные ходы, молитвенные стояния во всех городах Украины, единство миллионов православных, их благодатную молитву не заглушить никаким пиар-кампаниям. Надеюсь и верю, что грядущий праздник в честь 1030-й годовщины Крещения Руси поможет сделать правильный выбор в отношении Церкви многим современникам. Да будет так!

- Сегодня раскольники не только рядятся в православных, но и пытаются добиться признания через Константинопольскую кафедру. Как вы, как архиерей, рассматриваете эти явления?

- Еще Иуда Искариотский внешне показывал себя апостолом ревностным, бережливым хранителем общей кассы, «суперпатриотом», заботящимся о «благотворительности», а на самом деле - использовал Христово доверие в личных целях. И чего он добился? Думаю, вопрос риторический и все знают ответ! А ведь Христос все годы пребывания с апостолами показывал и Иуде пример настоящей духовной жизни. Горе-казначей видел множество Христовых чудес и знамений. Но в итоге побежал туда, где деньги и власть, побежал «стучать» на Милостивого Наставника и Благодетеля. К сожалению, число таких околоцерковных «бизнесменов» в ризе лжеапостола со столетиями умножается. Достаточно взглянуть на новоявленные раскольничьи формирования, объявившие себя «православными церквями».

- Владыка, что помогло вашей православной пастве в Канаде выстоять в годы испытаний? И можно ли говорить о заступничестве князя Владимира в этих испытаниях?

Духовное единство в вере и помогло сохраниться нашему православному народу

- Помогло то же самое, что сохранило Православие на украинских землях Польши при жестоких и наглых действиях поляков и рожденного ими униатства во времена Богдана Хмельницкого и после него. То духовное единство в вере, которое благословил и освятил богомудрый выходец из Галицко-Волынского княжества святитель Петр, игумен Ратенский, митрополит Киевский, и помогло сохраниться православному народу наших древнерусских, а ныне - западноукраинских земель. Ведь, по милости Божией, во многом благодаря этому церковному единству в вере и любви вокруг единой Евхаристической чаши Христовой и находится сегодня на карте мира нынешнее государство Украина - и свободная во Христе Иисусе наша Православная Церковь в нем.

Надо отметить, что единение канадских русинов под Патриаршим омофором в лоне Русской Церкви началось в очень тяжелые годы Великой Отечественной войны. И, несмотря на последующую «холодную» войну, продолжалось до самого конца 1960-х годов. Великая Победа 1945 года, достигнутая с помощью Божией нашим народом, с христианским самопожертвованием и героизмом, только подтвердила стремление к единству, жившее в глубинах многих душ нашей канадской паствы, искренне скорбевшей о падении великой православной страны в 1917-1918 годах.

Пример князя Владимира и его выбор Православия помогал нашим прихожанам - «переселенцям из Старого краю», как они себя называют, - сохранять веру дедов и отцов в чужой земле среди иной культуры. Здесь уже часто каждый глава семейства становился для супруги и детей новым «святым князем» в пределах своего дома. Замечу при этом, что только выходцев из тех семей, которые сохранили православную веру и родной язык, традиционные обычаи в семейном быту, не поглотил в свое «чрево» огромный ненасытный канадский мир потребления. Это сейчас он чрезвычайно толерантен к культурному разнообразию новых иммигрантов, главным образом мусульман и индусов, а сто лет назад в отношении трудяг из Западной Украины было совсем не так. По рассказам старых прихожан, детям русин учителя в школе меняли сложные в произношении длинные славянские имена на более привычные английские и за одно русинское слово могли применить телесные наказания.

Настолование митрополита Илариона. Миниатюра Радзивилловской летописи Настолование митрополита Илариона. Миниатюра Радзивилловской летописи

- Сегодня о Крещении Руси можно услышать популярные светские толкования, мол, князь Владимир остановил свой выбор на Православии исключительно в политических целях, подразумевая политическую и экономическую связь с Византией.

- О выборе князя Владимира замечательно точно сказали наши древние церковные писатели XI века - митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и преподобный Нестор Летописец. Они единогласно причиной обращения князя Владимира к христианской вере греческой традиции полагают действие призывающей благодати Божией[1]. В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион говорит о князе:

Без озарения свыше сделать такой выбор, какой был сделан князем Владимиром, просто невозможно

«Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его Разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно слыша о православной, христолюбивой и сильной вере в Земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю свою землю в христианство».

Без озарения свыше сделать лишь человеческим умом такой выбор было просто невозможно. Политические расчеты и интересы, если они и были, пребывали на самом последнем месте.

- Возможно, кто-то спросит: политические события на Украине последних четырех лет ввергли страну в огромные испытания, так насколько совместимы и уместны они с церковными торжествами 1030-летия Крещения Руси?

- Знаете, церковные торжества подобны семейным праздникам. А их не отменяют никакие испытания! Как призывает боголюбивую паству Блаженнейший Митрополит Онуфрий, надо усерднее молиться, чтобы преодолеть проблемы, делами засвидетельствовать о своей вере, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия, понести исцеляющую епитимию экономических и политических трудностей, помнить о своих исторических корнях. Очередная годовщина Крещения нашего народа - это повод задуматься о том, какие мы христиане, насколько верны Христу и живем ли по Его заповедям. Это день благодарности нашему Крестителю, почтения его памяти, подтверждение правильности его богомудрого выбора. Ведь только следуя путем святого Владимира, мы и сможем преодолеть те испытания, которые выпали на нашу долю.

Молебен на Владимирской горке. 2016 г.
Молебен на Владимирской горке. 2016 г.

- К Крещению Руси князь пришел через междоусобные брани и битвы, борьбу за власть и языческое прельщение, жестокость нравов и буйство страстей. Секулярный мир сегодня не менее жесток и безнравственен.

Нам всем, включая нашу политическую элиту, следует учиться у князя Владимира и покаянию, и благочестию

- Нам всем, включая нашу политическую элиту, следует учиться у князя Владимира. Пережив настоящее новое рождение с принятием Крещения, в покаянии - перемену ума, князь Владимир стремился явить своему народу, и особенно родным и близким, подчиненным и подданным, пример христианского благочестия. Он призывал к святости новокрещенный народ не красивыми словами или принуждением, но личным примером христианской любви. Все силы князь употреблял на то, чтобы создать в Киевском государстве «одно сердце и одну душу», как говорится в книге Деяний Апостольских о жизни первых христиан (см.: Деян. 2: 44; 4: 32). Он желал, чтобы его подданные стали православными навеки, чтобы все жили в мире и любви. Время христианского правления святого Владимира - более 25 лет - надолго запомнилось его преемникам. Народ не случайно назвал его «Красным Солнышком».

Вот такого лидера для нашей страны, как князь Владимир, - доброго и людей согревающего, попаляющего грех, преступников закона пресекающего, берущего благословение на важные дела у законного Предстоятеля Церкви, - и хочется видеть ныне на Киевском «державном престоле».

Киево-Печерская Лавра. Восход над купелью Крещения Руси - Днепром
Киево-Печерская Лавра. Восход над купелью Крещения Руси - Днепром

- И в заключение, владыка, скажите несколько слов о том, что значит святой равноапостольный князь Владимир в вашей жизни и вашем служении?

- Как и для каждого православного христианина нашей Церкви, князь Владимир - и мой крестный отец, наравне с крестным восприемником, который держал меня в младенчестве на своих руках в таинстве святого крещения. Его я должен почитать как родного отца и исполнять его заветы - хранить Святое Православие, жить согласно Евангелию. Читаемый мною в этом году каждый день тропарь в честь равноапостольного просветителя Руси, думаю, является моей маленькой каплей благодарности за правильный выбор, за великое деяние крещения наших праотцев, за его крещальную молитву и нынешние молитвы обо мне, грешном, и о всех нас!

Чудотворная Владимирская (Вышгородская) икона Божией Матери, написана канадскими иконописцами в честь 1000-летия Крещения Руси. Внизу список канадских приходов-жертвователей Чудотворная Владимирская (Вышгородская) икона Божией Матери, написана канадскими иконописцами в честь 1000-летия Крещения Руси. Внизу список канадских приходов-жертвователей

Имеется у нас в Канаде одна очень крепкая верой и русинским духом благочестивая семья, которая, подражая сему святому великодержавному правителю Владимиру, ежегодно в этот день приглашала к себе в дом меня со всем сослужащим духовенством на братскую трапезу - не только ради телесного угощения, но и духовного общения. Из напитков пили только чай разных сортов и видов. Делали так, чтобы уверить нашего Крестителя, что не в вине и иных крепких напитках состоит настоящее веселие и радость для христианина, а только во Христе, в братском единении вокруг Него. И, слава Богу, к моей радости, в храмах число молящихся в этот день только увеличивалось, появились новые духовные последователи и церковные чада святого Крестителя.

С Великим церковно-народным праздником памяти нашего славного Крестителя и Крещения Руси, освятившего народ наш! И до встречи на нашей святой земле!

С епископом Иовом (Смакоузом)
беседовал Сергей Герук


[1] Евстратий (Халиманков), иеромонах. Три периода христианской жизни. Ч. 1: Призывающая благодать // https://pravoslavie.ru/52090.html.

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Шумский Иов (Смакоуз)
Вл. Иов (Смакоуз): Господь накануне Входа в Иерусалим явил человечеству главное свидетельство жизни вечной
Размышления епископа Шумского Иова, ректора Почаевской духовной семинарии, о воскрешении Лазаря и начале Крестного пути Христа
20.04.2019
Епископ Иов (Смакоуз) о «грехах» Церкви
Как победить образ «темного двойника» Церкви, рассказывает епископ Шумский Иов
29.03.2019
Как реагировать верующим на гонения (захваты храмов, перепись имущества, обыски)?
Размышления ректора Почаевской духовной семинарии епископа Иова (Смакоуза)
04.12.2018
Епископ Иов (Смакоуз): «Тот, кто ставит себя выше соборного решения Святой Церкви, тот ставит себя на самое дно ада»
О войне против Церкви, антиканонических действиях Константинополя и главных опасностях для православных христиан
20.11.2018
Все статьи Епископ Шумский Иов (Смакоуз)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 15:17
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39