Часть II. Македония
За глобальными проблемами Сербии, с ее многолетним противостоянием западному давлению и попытками решить проблему Косово и Метохии, зачастую остаются не видны те испытания, которые выпадают на долю ее ближайших соседей. При этом вероятность возникновения серьезного очага напряженности, пламя которого способно распространиться на все Балканы, на их территории, наверное, даже более высока, в том числе и из-за отсутствия серьезного интереса к ним со стороны ведущих мировых держав. И одной из таких, на первый взгляд, «незаметных» республик является Македония, где уже не первый год идут серьезные внутриполитические баталии, подогреваемые нерешенностью не только территориальных, но и экономических вопросов.
То, что Скопье хотело бы видеть себя в составе объединенной Европы, ни для кого не секрет. Однако хотят ли на самом деле этого в Брюсселе - вопрос довольно спорный. Европейцев весьма беспокоит не только неурегулированность ряда вопросов политического характера, но и идущая здесь постепенная исламизация страны. И в подобных условиях европейским толстосумам и политикам гораздо спокойнее контролировать ситуацию издалека, за счет экономического влияния и постоянного политического давления, нежели решать возникающие вопросы в рамках юрисдикции Евросоюза. Правда, такой «контроль» в последнее время не только перестал сглаживать внутри- и внешнеполитические проблемы Македонии, но и наоборот - начал создавать в стране дополнительное напряжение. Чего только стоит недавний политический кризис в этой небольшой республике, который, по мнению большинства аналитиков, стал результатом неумелой политики Запада. Итогом более чем двухлетней дипломатии Брюсселя на этом направлении оказался серьезный внутрисистемный разлад, который начинался с довольно мирных демонстраций, а закончился (закончился ли?) межэтническим противостоянием и кровавым погромом в парламенте. И происходило это все в стране, которая уже давно экономически зависит от ЕС, а, значит, и заинтересованность в событиях, происходящих здесь, у европейцев должна быть на одном из приоритетных мест.
По имеющимся сегодня данным, на Евросоюз приходится около 70% внешнеторгового оборота Македонии и более 75% накопленных прямых иностранных инвестиций (для примера, на США - менее 2%). Ежегодно ЕС выделяет Скопье на программы евроинтеграции около 100 млн евро субсидий. Дополнительно к этому, большинство крупных македонских партий и более 70% населения страны выступают за вступление страны в Евросоюз. Однако все это никоим образом не способствует поддержанию мира и спокойствия в республике, даже не смотря на то, что здесь этнические противоречия за последние годы были довольно редки, если их не провоцировали радикалы. Например, те же нынешние антагонисты македонец Никола Груевский и албанец Али Ахмети в прошлом успешно сотрудничали друг с другом: с 2008 по 2016 год партия Ахмети входила в правящую коалицию с Груевским, а сам он был вице-премьером.
Последние же события в Македонии и вовсе выявили одну весьма примечательную особенность современной геополитики в регионе: ни Россия, ни Евросоюз (США и вовсе практически абстрагировались от происходящего здесь, хотя и приняли участие в попытках урегулирования последнего политического кризиса), в отличие от борьбы вокруг Сербии, не проявляют к Македонии особого интереса. И, нужно сказать, совершенно зря - особенно это касается Евросоюза. В Скопье уже давно недовольны отношением к себе еврочиновников, особенно в деле интеграции республики в единую Европу. Поэтому неслучайно еще в ноябре прошлого года президент Македонии Георге Иванов заявил изданию The Daily Telegraph, что Евросоюз на Балканах «оставил открытой дверь» для стратегических притязаний России и Китая. «До недавнего времени мы не наблюдали никаких российских инвестиций в Македонию. Но поскольку Европа сдает позиции или, скорее, не выполняет своих обещаний сделать Балканы частью Европейского союза, то это как призыв со стороны ЕС прийти и занять это место», - сказал Иванов.
Необходимо отметить, что позицию македонского лидера разделяют и в самом ЕС. В июне 2017 года на саммите европейских лидеров вопрос ситуации в Македонии был поставлен на повестку дня: британские чиновники, занимающиеся вопросами безопасности, предупредили о растущем риске российского вмешательства в дела этой республики, нацеленного на то, чтобы помешать развороту страны в сторону «евроатлантической сферы». Кроме того, у Лондона стала вызывать тревогу и активность здесь Китая, который увеличивает свои инвестиции в Македонию посредством схемы «16+1» (действует для стран Центральной и Восточной Европы). И в последнем случае опасения европейцев небеспочвенны. Известно, что КНР проявляет серьезную заинтересованность в сотрудничестве с Македонией, так как эта страна является своеобразным связующим звеном между портовыми объектами, которые китайцы купили в Греции, и их экономическими интересами во всем Южно-европейском регионе. При этом Скопье только подыгрывает Пекину, словно дразня Брюссель: в конце ноября 2017 года македонский премьер-министр Зоран Заев после своей встречи с коллегой из КНР Ли Кэцяном в кулуарах шестой встречи глав правительств Китая и 16 стран Центральной и Восточной Европы заявил, что сотрудничество между Китаем и странами региона является ключом к развитию Македонии, и поэтому его страна продолжит наращивать свое сотрудничество с Пекином в указанном формате. При этом китайское руководство со своей стороны так же не отказывается от планов по наращиванию своего присутствия в этой балканской республике, в том числе и за счет финансовых вложений в крупные инфраструктурные проекты, которые могут стать частью Китайско-европейского морского и сухопутного транспортного пути. Например, китайцы уже не первый год снабжают македонские железные дороги электрическими поездами, строят автомагистрали и даже вкладываются в энергетическую инфраструктуру страны. И на этом фоне бездействие европейцев действительно кажется нелогичным, особенно если учитывать насколько за последние годы Македония стала зависима от Евросоюза.
Несмотря на довольно скудную информацию и небольшое количество открытых источников, сегодня известно, что стремление Македонии стать полноправным членом Евросоюза принесло ей немного не те результаты, на которые рассчитывала политическая и экономическая элита страны. Скопье еще в 2001 году подписало соглашение об ассоциации с ЕС, в результате чего ВВП в стране на душу населения за 16 лет смог вырасти с $ 1875 в 2001 году до $ 5500 в 2017 году. Правда, это, наверное, единственное, что македонцам удалось получить от своего сближения с ЕС, так как безработица за этот период сократилась лишь на 7% (30,5%в 2001 и 23,4% в 2017 году), а объём европейских инвестиций практически не изменился ($ 215 млн в 2001 и $ 257 млн в 2015 году). При этом с начала 2000-х ситуация в Македонии изменилась в другом - местная экономика практически во всех сферах стала частной (в большинстве случаев принадлежащей иностранным инвесторам), за что Скопье щедро финансировалось со стороны различных международных финансовых структур, заставляя госдолг страны постоянно расти (со 114 млрд македонских денаров в в 2001 г. до 252 млрд денаров (около $ 5 млрд) в 2017 г.)
На сегодняшний день на македонском рынке присутствует бизнес из разных стран, причем значительную долю здесь занимает Греция, представители которой владеют в Македонии бывшими госкомпаниями (например, нефтеперерабатывающий завод «ОКТА», построенный еще при содействии СССР, был приватизирован греческой компанией «Хеленик Петролеум»). В химпроизводстве, одной из важнейших отраслей местной экономики, представлены, в первую очередь, США (фармацевтическая промышленность), Турция (производство горюче-смазочных материалов и пластмасс) и Италия (в производство технического стекла). Финансовая же система страны и вовсе практически полностью находится под контролем крупных иностранных банков: согласно исследованиям последних нескольких лет, зарубежные банковские учреждения по численности и по активам составляли в Македонии около 80% от общего их числа.
Необходимо отметить, что, в отличие от своих западных партнеров, Россия довольствуется в Македонии лишь небольшими инвестициями в нефтегазовом и электроэнергетическом секторах: здесь работают «Лукойл», «Газпром», «Силовые машины», «Стройтрансгаз» и ряд других. При этом российское влияние как на экономику, так и на политику Македонии остается весьма незначительным, так как особых рычагов давления на Скопье у Москвы на сегодняшний день нет. Например, Москва действительно могла бы в свое время наложить эмбарго на экспорт из Македонии аграрной продукции, однако доля России в македонском экспорте сельхозпродуктов (в основном орехи и цитрусовые) до недавнего времени составляла около одной трети или не более 0,5% от общего экспортного потока. При таких цифрах говорить о каком-либо экономическом давлении на Скопье со стороны Кремля абсолютно бессмысленно, чего не скажешь о возможностях Евросоюза. Правда, в Брюсселе предпочитают об этом не вспоминать, пропуская при этом мимо своего внимания и еще одну немаловажную особенность сегодняшней ситуации в Македонии - усиление влияния Турции.
Если еще до 2009 политика Анкары на Балканах была достаточно осторожной, то в последние несколько лет руководство Турции стало все чаще посещать Албанию, Сербию, Болгарию, Черногорию, Румынию, Боснию и Герцеговину, Македонию и Косово, проявляя при этом свою крайнюю заинтересованность в проблемах этих балканских республик. Реджеп Эрдоган в качестве одного из первых своих шагов облегчил визовый режим или вовсе отменил визы с целым рядом государств Юго-Восточной Европы (в их число вошла и Македония). Анкара активно принялась усиливать свое влияние на экономическое и социокультурное развитие республики. Так, много внимания стало уделяться сотрудничеству в области науки, образования, медицины и благотворительности. Например, важным проектом для Турции стал план создания совместных учебников по истории региона с Македонией. 30 января 2009 г. в Скопье было основано представительство Союза турецких гражданских неправительственных организаций, а многие турецкие бизнесмены уже не первый год финансируют создание международных школ и университетов, улучшая образ Турции в глазах местного населения. С 2010 года организация TİKA, созданная при турецком МИДе, начала выделять финансирование для реставрации памятников османской архитектуры на территории Македонии, Албании и еще нескольких балканских стран. И недавнее совместное заявление МИД Македонии и Турции, в котором было отмечено, что две страны связывают уходящие вглубь веков прочные узы дружбы и братства, свидетельствует о том, что и в самом Скопье стали все больше проявлять заинтересованность в турецком покровительстве. Чем это может грозить республике? Скорее всего, дальнейшей исламизацией и, как следствие, радикализацией общественных отношений. Тем более, если учитывать, что претензии к Македонии давно предъявляют албанские националисты, которые также имеют поддержку Анкары.
Если подвести итог, то можно отметить, что Македония сегодня представляет собой отодвинутое на задний план интересов Евросоюза, США и России пространство на Балканах, которое рано или поздно попадет под влияние иных региональных и мировых игроков. Проблема в данном случае заключается в том, что от того, кто в конечном счете победит в борьбе за контроль над Скопье, во многом будет зависеть судьба всего региона. Чтобы понять это, нет необходимости быть экспертом - достаточно взглянуть на карту.
Юрий Павловец