Отец Геннадий в Киеве
В начале октября известный петербургский священник протоиерей Геннадий Беловолов побывал в Киеве - в эпицентре нашумевших церковных событий. С 7 по 12 октября по благословению правящего архиерея он принял участие в XVI Международном кинофестивале «Покров», представив фильм «Спас-Ухра. На родине Серафима Вырицкого» (режиссер - Николай Якимчук, оператор - Сергей Левашов). За это время отцу Геннадию удалось пообщаться с несколькими иерархами УПЦ МП, духовенством, мирянами; принять участие в богослужениях и крестных ходах.
- Батюшка, какое впечатление у Вас сложилось от этой поездки?
- Если сказать одним словом, это - кровоточащая рана... Ситуация взрывоопасная, как прогулка по минному полю. У меня такое чувство, что я побывал на передовой линии духовного фронта. Но там, где война, там, как известно, и вера, и молитва. В православном народе я почувствовал большое духовное воодушевление. Верующие каждое воскресенье совершают молитвенный ход вокруг Киево-Печерской лавры. В некоторых храмах читают неусыпающую Псалтирь. В частности, в Десятинной церкви на Старокиевской горке уже почти год миряне 24 часа в сутки, сменяя друг друга, читают Псалтирь о воссоздании древней Десятинной церкви и о мире на Украине.
Когда я вернулся оттуда, у меня ощущение было, что мы здесь словно в каком-то глубоком тылу, если не сказать, в полусонном царстве. Я подумал: может быть, стоит наших семинаристов посылать на Украину на молитвенную практику для духовного укрепления?!
- Это тот храм, который подвергался нападениям?
- Да, именно его пытались поджечь националисты. 25 января 2018 года представители праворадикальной организации «С14» совершили акт вандализма в Десятинном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве. Молодчики в масках срезали металлические ограждения вокруг храма, расклеили на стенах листовки с оскорблениями в адрес канонической Церкви.
Там находится большой образ святого воина Феодора Ушакова. Рассказывают, что в храм периодически заявляются националисты, грозят и кричат: «Что этот москаль тут делает?!», «Москаляку на гиляку!» Праведный Феодор Ушаков в Киеве вполне может стать мучеником. Очевидно, что на Украине создается откровенно русофобское государство, идеологической платформой которого является украинский национализм.
Что касается Десятинного храма - он небольшой, приземистый, напоминает катакомбную церковь. Большой не дают построить власти - как во времена турецкого ига в Греции. Но сейчас он стал твердыней Православия, форпостом духовного противостояния. Символично, что исторически Десятинный храм был первой каменной церковью, возведенной князем Владимиром после Крещения Руси, причем на месте смерти первомучеников Русской земли дружинника Феодора и сына его Иоанна. Этот храм стал первым кафедральным собором Руси. Здесь был погребен святой князь Владимир и перезахоронена святая княгиня Ольга. Храм за 1000 лет несколько раз разрушался. Сейчас сохранились законсервированные фундаменты, рядом с которыми как раз и возведен нынешний храм - центр борьбы за восстановление древнего собора. В силу его особой значимости ему усвоен статус монастыря, а его настоятелем является епископ Гедеон, безстрашный исповедник канонического Православия (достаточно посмотреть его интервью в интернете).
Чтобы защитить храм от нападений, его внутри и снаружи облицевали камнем, а престол в алтаре изготовили из цельного гранитного камня кубической формы, который невозможно человеческой силой сдвинуть или сломать. У храма круглосуточно дежурит наружная церковная охрана, ежедневно совершается Литургия, в том числе и ночью, читается неусыпающая Псалтирь. Я также принял участие в чтении Псалтири, прочитав несколько кафизм. Храм мне показался настоящей духовной крепостью. Вот такие бытовые реалии Православия.
- А какая в целом обстановка по Киеву?
- В современном Киеве больше политических плакатов, чем рекламы. На улице и в метро можно увидеть плакаты с призывами «не говорить на языке агрессора», «выучить ридну мову». Быть Русским на Украине - сегодня подвиг, принадлежать к канонической Церкви - это уже исповедничество. На каждом шагу - афиши с лозунгами за создание «поместной церкви»: «Помистна Церква - запорука незалежности» (гарантия независимости). Это подается как афоризм Петра Порошенко. Создается впечатление, что это самая главная проблема в жизни киевлян.
- Как держатся сами православные на Украине?
- На примере Десятинной церкви, про которую я рассказал, можно представить, как они держатся. Храмы укрепляют как крепости, поддерживают постоянную готовность к возможным нападениям. Должен отметить, что те архиереи и батюшки, с которыми мне довелось пообщаться, готовы к гонениям и исповедничеству до конца...
- И к мученичеству?..
- Мученичества еще надо сподобиться. По крайней мере, там сильно ощущаешь дух молитвы, стояния в вере, братской солидарности. Начинаешь понимать, почему Господь периодически попускает в Церкви такие испытания - чтобы мы не «заплывали жиром». А вот здесь у нас «жирок» чувствуется - линия фронта далеко, и многие находятся в состоянии расслабления и разленения.
- А какого развития событий ожидают верующие?
- Всем понятно, что ситуация с автокефалией приведет к переделу собственности. Статус любой Церкви будет определяться не столько пресловутым «томосом», сколько владением Киево-Печерской и Почаевской лаврами. Раскольники никогда не легитимизируются в глазах народа, если не «почиют на лаврах». Неслучайно лжепатриарх Денисенко уже присвоил себе титул священноархимандрита двух лавр. Если события будут развиваться в направлении «единой поместной церкви», битвы за лавры не избежать.
- Перед Покровом Пресвятой Богородицы духовенство Киево-Печерской лавры предупреждало, что на праздник планируется захват этой древней обители. Стеклось множество народа. В итоге в тот день украинские СМИ сообщили о задержанных, во избежание «каких-либо актов вандализма», радикалах. Однако несколькими днями ранее никто из полиции не воспрепятствовал захвату храмовой территории в Ивано-Франковской области и даже избиению священника и прихожан. Как это понимать?
- Резонансные захваты сейчас не выгодны Порошенко. Любые столкновения дискредитируют его проект «поместной церкви» и «мирный» характер объединения. Пока раскольники не получат на руки «томос», они будут хранить приятное выражение лица, а потом покажут зубы. Поэтому-то праворадикалов выловили в Киево-Печерской лавре. Оказывается, если власти хотят, это сделать довольно легко. Более ста провокаторов быстро вычислили и увезли, как говорится, в неизвестном направлении. Мол, ребята, еще рано!..
- Значит, и с «томосом» может еще целый спектакль выйти?
- Варфоломей не так прост, чтобы ни за что дать «томос». Он прямой и главный выгодополучатель от этого «томоса», и я уверен, что он выжмет из него все, что только возможно. Вот уже и один из самых красивых храмов Киева получил в подарок - Андреевскую церковь, которая имеет статус национального музея-заповедника. Неплохое начало, правда?
Для получения «томоса» Фанар поставил несколько условий, главное из которых - провести т. н. «объединительный собор». Как он пройдет? Нетрудно догадаться. По факту это будет съезд раскольничьего «киевского патриархата», поскольку в состав его участников войдут исключительно «филаретовцы», порядка 40 их «архиереев». А в иерархии УАПЦ - около 12-ти, и еще неизвестно, все ли из них согласятся «брататься» с Михаилом Денисенко. Сколько будет перебежчиков из канонической Церкви - никто не знает. Судя по всему, единицы или вообще никого. Даже митрополит Александр (Драбинко) не спешит в объятия Денисенко. Понятно, что 40 филаретовских «архиереев» своим большинством выберут этого самозванца новым «патриархом», поэтому он и согласился на эту игру. Но для всех остальных участников это будет не объединение, а капитуляция перед «киевским патриархатом». Готова ли УАПЦ на нее? Также может возникнуть конфликт со Стамбулом из-за того, что Денисенко не собирается снимать с себя облачения патриарха. Ведь даже на условиях Константинополя он восстановлен только в сане митрополита. Фанар не любит нарушения собственной «непогрешимости». Поэтому еще неизвестно, как отреагируют там на непослушание Денисенко.
Глава раскольнического «киевского патриархата»
«патриарх Филарет» (Михаил Денисенко)
Кроме того, решение Синода Константинопольского Патриархата об отмене грамоты 1686 года о присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату ставит ряд неудобных юридических и политических проблем. Одна из них состоит в том, что этот «акт» напомнил, что в XVII веке не существовало такого государства, как Украина, а нынешняя территория именовалась Русью. Это было отражено в титуле митрополита - «Киевский, Галицкий и всея Руси». Учитывая консерватизм церковных титулов, название новой «церкви» не может быть «Украинская», но только «Русская». По крайней мере, сам Константинополь не использует название современного государства, в котором он существует - «Турецкая Церковь», но сохраняет древнее название - «Константинопольский Патриархат». Если Константинополь будет последователен в проведении своих решений, это может стать неприятным сюрпризом для патриотов «незалежной».
- Однако Фанар пошел на столь вероломный шаг - значит, продумал какие-то действия наперед. А в чем, на Ваш взгляд, главная цель Константинополя? И что будет с Афоном?
- Думаю, что главная задача Фанара не в создании какой-то «украинской поместной церкви» (мне что-то с трудом верится в альтруизм Варфоломея), а в разрушении канонической Церкви, хранящей верность Московскому Патриархату и общерусскому единству. Неканоническая «единая церковь» по сути уже существует, - это «киевский патриархат», его не надо создавать.
Что же касается наших соотечественников на Афоне, - они стали заложниками ситуации. Поскольку Святая Гора Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, то ее насельники не могут не поминать Варфоломея, иначе они попадут под канонические прещения. Я думаю, что мы проявим понимание, и это не разрушит нашего духовного единства.
- А в целом насколько продуктивен разрыв евхаристического общения в данном случае? Что еще может поспособствовать урегулированию конфликта?
- У Церкви нет внешней власти и силовых ведомств. Прекращение общения - это средство указать Константинополю на совершенное каноническое преступление. Насколько оно окажется эффективным? Каждая сторона заняла крайнюю позицию. Понятно, что Фанар сейчас не отступит, иначе это будет потеря лица, чего он не может себе позволить. Разрешение ситуации в сильной степени зависит от позиции православного мира в целом. Пришло испытание для каждой Поместной Церкви. Если бы большая часть Поместных Церквей выступила против антиканонического деяния Константинополя, тогда бы Варфоломей мог остановиться. Пока же определенно в поддержку Москвы высказались только две Церкви - Сербская и Антиохийская. Остальные заняли выжидательную позицию и будут действовать по ситуации.
Мы никогда не придавали большого значения тому факту, что большинство Поместных Церквей имеют грекоязычных Патриархов или архиепископов. Древние Патриархаты грекоязычны: Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский, также грекоязычны главы «молодых» Церквей: Элладской, Кипрской, Албанской; даже Эстонскую Церковь возглавляет греческий архиерей. Греки воспринимают Православие «своим» проектом. Мы, славяне, для них остаемся пришлыми. Особенно их раздражает концепция «Москва - Третий Рим». Исторический проект Константинополя как «Второго Рима» в представлении греков входит в противоречие с идеей «Третьего Рима». Нынешний конфликт Москвы и Фанара по сути является борьбой двух Римов. Исторический путь Византии закончился крахом - в 1453 году Византия пала; Греция сегодня - одна из самых бедных стран в Европе. Россия же, несмотря на революцию и утрату Монархии, остается мощнейшей державой мира, единственной, способной противостоять Америке. К тому же Россия - самая большая страна по численности православного народа, храмов, епархий. Невозможно не учитывать тот факт, что половина православных в мире - это Русские. Конечно, у греков есть определенный комплекс ревности к Русскому Православию и концепции «Москва - Третий Рим». Думаю, что у Константинопольского Патриархата присутствует мысль о реванше. Нынешняя поспешная автокефалия - попытка поймать историческую волну и нанести существенный урон идее «Третьего Рима». Константинополь решил воспользоваться нашими трудностями. Патриарх Кирилл не может сейчас поехать на Украину. И вот Варфоломей уже готовится к поездке победителя на новые захваченные территории.
- А что, по Вашему мнению, необходимо предпринимать РПЦ?
- На мой взгляд, это должны быть какие-то нетривиальные шаги.
Во-первых, я бы вспомнил, что среди Православных Церквей есть свой
«третейский суд» - это Александрийский Патриарх, который имеет титул
«Судия Вселенной». Это означает, что, если какая-то Церковь не согласна
с решением Константинополя, она может обращаться к «независимому
судье» - Александрийскому Патриарху. Прецеденты в истории были. А
нынешний Александрийский Патриарх Феодор, как известно, русофил.
Во-вторых, у Фанара имеются свои болевые точки... Почему бы нам в ответ на ставропигию в Киеве не открыть в Стамбуле свое представительство? Тем более для этого есть веские основания. Ведь теперь в храмах Константинопольского Патриархата в Турции многочисленным Русским гражданам, туристам и паломникам причащаться нельзя. На этом основании Московский Патриархат может обратиться к правительству Турции с просьбой в качестве «символического жеста дружелюбия к России» передать какой-нибудь храм (или несколько храмов) Московскому Патриархату в Константинополе или, к примеру, в Мирах Ликийских, где служил святитель Николай. Вот куда бы хлынул поток паломников! Не в Бари, а в Турцию! Эту инициативу в общении с Эрдоганом вполне может поддержать Путин. Тогда у Патриарха Варфоломея могут возникнуть другие мысли об автокефалии на Украине. В принципе, Путин может попросить разрешить хотя бы разовую службу и в Софии Константинопольской по случаю своего очередного визита в Турцию. Интересно, что тогда скажет Патриарх Варфоломей? Вот это было бы яркое и запоминающееся событие - Русский Патриарх впервые после падения Византии совершает Литургию в Святой Софии, где Русские послы некогда выбрали Православие как веру своего народа. Думаю, тогда бы Константинопольский Патриарх быстрее бы понял, что совершил серьезную ошибку, что с Москвой так нельзя обращаться.
Турецкие власти вообще-то могут поставить массу
вопросов перед Фанаром: почему Патриархат называется
«Константинопольским», тогда как такого города уже давно нет, - это же
тянет на антитурецкий сепаратизм. Турция может вполне задаться вопросом
о соответствии титула Патриарха с политическим названием города и
потребовать переименования Патриархата в «Стамбульский». Потом, можно
поднять вопрос о связях Фанара с оппозицией Гюлена. Как известно, во
время нападения на Эрдогана Патриарх Варфоломей почему-то срочно
вылетел в Штаты и во время путча отсиделся там. Также можно вспомнить о
вмешательстве Фанара в дела других государств, т. е. Украины, и
провоцировании там гражданских конфликтов. А кому принадлежит имущество
в квартале Фанар? Каков его статус?
Пусть не думает Патриарх Варфоломей, что он безсмертный или неприкасаемый.
Глава канонической УПЦ МП митрополит Онуфрий
Конечно, это варианты необычных ответов. Но каков вопрос, таков и ответ. В целом, ситуация с отменой решения трехвековой давности - это безпрецедентный случай в истории Церкви, требующий каких-то нестандартных решений. Нужен неожиданный ход, чтобы переломить ситуацию. Достоевский говорил, что «Константинополь должен быть наш». Может быть, пришло уже время?
- А если Фанар от этого еще больше озлобится?
- А больше уже некуда, разве что само Патриаршество в России отменить.
Тогда есть еще вариант - признать Турецкую Православную
Церковь, которая юридически существует в Турции. Это будет то, что в
дипломатии называют «зеркальным ответом».
Почему Константинополь молчал 300 лет? Они видели могущество
Российской Империи и знали, что у России много рычагов. А теперь
выбрали такой момент, когда Россия находится в сложном международном
положении, когда против нас введены санкции, когда мы ослаблены, и вот
тут-то они решили захватить канонические территории Московского
Патриархата. Это совсем не по-христиански, хитро и подло.
Удивляюсь, что Константинополь своей алчностью и вероломством поставил на кон свою историческую репутацию. Будет ли ему после этого доверять и помогать «северный народ» (так греки часто называют Русских)?
- Получается, что Патриарх Варфоломей не гнушается откровенно политическими средствами?
- К сожалению, это так. Патриарх Варфоломей использует политические методы, чтобы стать «восточным папой». Догмат собственной непогрешимости он, судя по всему, уже принял. Осталось объявить себя «наместником Христа» на земле.
Хотел бы отметить одну важную деталь: папизм как
явление в Церкви возникает при отсутствии Царской власти. Только
наличие двух глав у орла, т. е. церковной и Царской власти, создает
равновесие властей и гарантированно предостерегает Церковь от папизма.
Но мы верим, что Глава Церкви - Сам Христос, и, как бы там ни было,
Он управит Свою Церковь, очистив ее от чуждого ей духа и лжеучений. В
Киеве на мои вопросы, что будет, я услышал именно этот ответ: «Все
будет по воле Божией. Надо потерпеть. Главное - не забывать, что
Господь ждет от всех нас покаяния и желает каждой душе спасения».
Беседовал Роман ЧУДОВ